Онтология: понятие и предмет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Онтология: понятие и предмет



Раздел философии, изучающий проблемы бытия мира (его происхождение, структуру, сущность, закономерности развития), традиционно называется «онтология». Онтология – это умозрительное учение о сущем, о бытии, философская дисциплина, изучающая первоначала всякого бытия, включающая в себя совокупность основополагающих принципов философствования.

В качестве синонима понятию «онтология», особенно в западной литературе, часто используют термин «метафизика», т. е. изучение того, что лежит за пределами чувственного опыта, мира физических явлений, что представляет собой общую сущность, первооснову Вселенной.

Предмет онтологии включает в себя вопросы происхождения мира, его универсальных связей, основных характеристик и законов.

Главный вопрос, на который пытаются ответить философы, что такое мир? Можно ли его познать и выразить в понятиях? Отвечая на данные вопросы, исследователи сталкиваются со следующими проблемами:

· происхождения мира:

· бытия Бога;

· бытия природы;

· материи и духа;

· пространства и времени;

· единства и множественности мира и т. д.

Философские картины мира

Мир – вся связная совокупность множественного бытия, система материальных и духовных явлений и процессов, которые окружают нас в пространстве и времени. Синонимами понятия «мир» в широком смысле являются категории «Универсум», «Космос», «Вселенная».

В общественном сознании параллельно сосуществуют несколько картин мира, которые строятся на разных основаниях, при помощи различных языковых средств: обыденная, научная, религиозная и философская.

Исходные категории онтологии

Категории (от греч. kategoria – высказывание, свидетельство) – формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства природы, общества, мышления. Это наиболее абстрактные, универсальные понятия, схватывающие сущность познаваемых объектов. В своей взаимосвязи категории образуют систему, воспроизводящую особенности человеческого миропонимания. В основе любой философской картины мира лежит определенная система

понятий или категориальный аппарат. В зависимости от того, какую лексическую систему, какой набор понятий использует философ при описании и объяснении мира, можно понять к какому философскому направлению относится его учение: материализму или идеализму, теизму или атеизму, рационализму или иррационализму и т. п.

Центральное место в онтологии занимает категория «бытие». Она образует смысловую ось и, организуя философскую проблематику, формирует тот способ мышления, который традиционно назывался словом «философствование». Это исходное понятие, на базе которого строится философская картина мира.

В онтологии не сложилось единого понимания данной категории. Условно можно выделить следующие основные трактовки термина «бытие»:

1. Бытие как субстанция. Бытие мыслится как субстанция, первооснова всего сущего, т. е. термином «бытие» обозначают реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм человеческой жизнедеятельности.

В истории философии по-разному определялось содержание бытия, того, что следует понимать под бытием как первоосновой мира. Бытие – мир чувственных вещей и предметов (милетская школа). Бытие – мир неизменных и вечных идей (Платон). Бытие – абсолютная мысль, Логос, Космический разум (Парменид). Бытие – Бог, надмировое начало, которое свободно творит этот мир по своей воле (средневековая религиозная философия). Бытие – Природа, вечная и саморазвивающаяся (пантеизм, Возрождение). Бытие – абсолютная идея, сознание вообще, в процессе саморазвития порождающая мир вещей (Гегель, Кант, объективный идеализм). Бытие – порождение субъективного сознания, мир как ощущение, представление (субъективный идеализм, Фихте, Беркли, Шопенгауэр). Бытие – материя, объективная реальность (К. Маркс). Иррационализм – отрицание бытия (Ницше: «Бог умер»).

2. Бытие трактуется как сущее, как то, что реально существует. Бытие выступает как фиксация наличия чего-либо в нашем мире

Противоположное понятие – «небытие» означает

полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Состояние единое с бытием (так же реально), но противостоящее ему. Содержание понятия «бытие» в этом случае включает следующие положения:

· мир есть, он реально существует;

· окружающий мир развивается, имеет внутреннюю

причину, источник движения в самом себе;

· реален как мир вещей, так и мир идей;

· материя и дух единые, но в то же время противоположные сущности

3. Бытие понимается как настоящее, как то, что мыслится здесь и сейчас. Бытие можно помыслить только во времени. Бытие – это то, чего никогда не было и не будет, но то, что есть сейчас. Все, с чем сталкивается человек, с чем ему приходится иметь дело, пребывает здесь и теперь, воздействует на его органы чувств, воспринимается в настоящий момент как некая данность, как «нечто». Соответственно понятие «небытие» указывает на то, что чего-то уже или еще нет, что что-то перестало существовать или, напротив, не возникло, не стало реальностью.

4. Бытие как единство объективной и субъективной реальности. Категория «бытие» не просто фиксирует существование чего-либо здесь и сейчас (вещи, процесса, состояния), не просто констатирует их наличие, она указывает на задействованность человека в мире, на единство мира и смысла. Еще Сократ говорил, что бытие – это реальность, которая не является ни

природой, ни человеком, хотя и объединяет и то, и другое, это какая-то «третья реальность, которая дана в мышлении».

Принято различать ноуменальное и феноменальное бытие. Ноуменальное бытие – бытие, которое реально существует, независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны («ноумен» – вещь сама по себе). Феноменальное бытие – кажущееся бытие, т. е. бытие каким его видит познающий субъект («феномен» – явление, данное в опыте).

В отечественной философской литературе в качестве основных форм бытия называют:

· материальное бытие (включает бытие вещей состояний процессов первой и второй природы);

· идеальное бытие (включает индивидуализированное духовное и объективированное духовное);

· человеческое бытие (бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие);

· социальное бытие (бытие социума и бытие отдельного человека в обществе).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.007 с.)