Отечественная философская мысль: основные идеи и принципы, этапы развития, школы и их представители. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отечественная философская мысль: основные идеи и принципы, этапы развития, школы и их представители.



 

Отечественная философия – это органичная часть мировой философии и культуры, но она носит глубоко национальный характер и имеет ряд специфических особенностей, таких как:

· Интерес мыслителей к проблеме человека, его судьбе и смысле жизни.

· Попытки разрешить извечный вопрос соотношения и борьбы добра и зла в морально-этическом срезе.

· Критика рационализма, обоснование особого «интуитивно-мистического» метода познания действительности.

· «Русская идея»как выявление особенностей русско-го менталитета, русской культуры.

· Поиск исторического пути развития России.

· Поиск смысла истории человечества.

· Идея изначального единства космоса, природы, человека и Бога.

Отечественная философская мысль прошла долгий путь своего развития, поэтому важно выделить основные этапы ее генезиса:

1. XI–XVII вв. – предфилософский период, в рамках которого происходила постановка философских проблем и поиск их решения с позиций религиозного сознания (Илларион, Филофей, Максим Грек, Даниил Заточник, Нил Сорский и др.). Здесь следует отметить практическую направленность философских учений, попытки отыскать некое «благо»для человека и общества. Причем человека мыслители воспринимают как существо двойственное (бренное тело – бессмертная душа), испытывающее в силу этого внутреннюю борьбу. В XIV–XVII вв. мыслители приходят к выводу о том, что человек – есть некий микрокосм, отражающий в себе мир природы – макрокосм.

2. XVIII в. – первая четверть XIX в. – философское осмысление науки и культуры своего времени. Так называемое русское Просвещение (М. Ломоносов, А. Радищев, П. Чаадаев и др.). Именно в этот период в России зарождаются материалистические взгляды, М. Ломоносов определяет демаркационную линию между философией (наукой) и религией, оформляется критическое отношение к пути развития России.

3. Вторая четверть XIX – начало XX в. – становление и развитие самостоятельной философии в России. Здесь можно отметить множество направлений.

· Западники (А. Герцен, В. Белинский, Н. Станкевич).

· Славянофилы (А. Хомяков, И. Киреевский, К. Аксаков).

· Революционные демократы (Н. Чернышевский, В. Белинский).

· Народники (Н. Михайловский, П. Лавров, А. Ткачев).

· Марксизм (Г. Плеханов, В. Ленин).

· Почвенники (А. Григорьев, Н. Данилевский, Ф.Достоевский).

· Космисты (Н. Федоров, В. Вернадский, А.Чижевский).

· Религиозные идеалисты (В. Соловьев, Н. Трубецкой, Л. Шестов)

4. Философия после 1922 г.– философия русского зарубежья (Н. Бердяев, С. Булгаков, И. Ильин, С. Франк).

5. Советская философия. Н. И. Бухарин (проблемы сознания, психики); А. Богданов (теория систем – «тектология»); А. Ф. Лосев (проблемы человека, истории); A.M. Деборин (творческое понимание материализма); Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза); М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности); В. Асмус (широкий круг исследований); Ю. Лотман (общество, философия, история).

Первые философские идеи нашли отражение духовной литературе Древней Руси. Так, Илларион Киевский («Слово о Законе и Благодати», «Исповедание веры») стремился осмыслить ход истории, выявить ее направленность и общие периоды развития. Автор объясняет суть христианского вероучения и утверждает идею равенства всех народов перед «благодатью». Илларион в своих трудах отстаивал принципы централизованной власти, помощи слабым, равенства людей как духовно-нравственных существ. Автора «Слова о За-коне и Благодати»можно охарактеризовать как последовательного гуманиста. Особое место в его творчестве занимала проблема справедливости. Для Иллариона характерно представление о справедливом правлении, как о таком, которое основывается на мудрости, «за-коне»и «благодати». «Мудрому», то есть справедливому, закону должны подчиняться все без исключения, независимо от социального положения, возраста и других характеристик.

Значительное внимание мыслитель уделял проблеме справедливости в управлении государством. Справедливое правление, по мнению Иллариона, ассоциируется с морально-нравственным обликом правителя: «...ты был алчущим – насыщение, ты был жаждущим охлаждение их утробы, ты был вдовам – вспомоществование, ты был странствующим – обиталище, ты был бескровным – покров, ты был обидимым –заступление, убогим обогащение»34. Князь должен быть «облечен правдою, препоясан крепостью, обут истиной, венчан добромыслием и <...> украшен милосердием». Таким образом, идеалом справедливого правления, согласно митрополиту Иллариону, является княжение высокоморального, духовно-свободного (в силу достижения «благодати») государя, наделенного «мудростью», который сам не нуждается в писаных законах (опять же в силу достижения «благодати»), но издает мудрые законы для не столь совершенных подданных.

Мыслитель XII в. Даниил Заточник, размышляя о проблемах управления, приходит к выводу, что процветание государства полностью зависит от его правителя. «Дуб силен множеством корней, а град наш – твоим управлением»36 – пишет автор князю Ярославу. Мыслитель призывает государя внимать мудрым советам: «...с хорошим совещаясь, князь высокого стола добудет», поскольку истина и справедливые решения рождаются в «споре умных». При этом автор неоднократно подчеркивает, что мудростью может быть наделен не только боярин, но и представитель низшего сословия, то есть он придерживается идеи априорного интеллектуального равенства людей, независимо от их социального статуса.

Обращаясь к проблеме соотношения морали и власти, Заточник акцентирует внимание на том, что истин-но нравственный (а значит – мудрый) правитель княжит во благо народа: «князь– отец многим слугам».

Но справедливое правление, по мнению Заточника, также подразумевает и некоторую строгость государя по отношению к подданным, выраженную в справедливом наказании, – «грозу», которая понимается как необходимый инструмент для обеспечения «правды», который ни в коем случае не должен стать для правителя самоцелью, поскольку в противном случае «гроза»трансформируется в «самовластие», не соответствующее «правде», следовательно, влекущее за собой несправедливость.

Таким образом, в концепции Даниила Заточника справедливое правление ассоциируется с отеческой заботой государя о своих подданных, его способностью прислушаться к мудрым советам и отрицанием насилия, если оно не является результатом заслуженного наказания.

Значительное влияние на развитие отечественной философской мысли оказало религиозно-этическое течение – исихазм (этико-аскетическое учение о пути человека к единению с Богом через «очищение сердца»слезами и сосредоточение сознания в самом себе), отголоски которого можно наблюдать во многих идеалистических философских учениях. Основан исихазм византийским богословом Григорием Паламой.

В этот же период (XIV–XVI вв.) в русле православной церкви сформировалось два направления – иосифлянство и нетяжательство. Иосифляне склонялись к мысли о том, что Священное писание – есть воплощение истины в высшей инстанции, а строгого следования ему вполне достаточно для спасения души и духовного совершенствования человека. Нестяжатели же придерживались иной позиции: полагая слепую веру и обрядность недостаточной, они проповедовали аскетизм и исихазм. Ярким выражением идей нестяжателей является «Большой Устав» Нила Сорского, где автор анализирует добродетели и пороки человека, а также закладывает зачатки сенсуализма, полагая, что мысли возникают на основе ощущений.

Нил Сорский затрагивает в своих трудах и проблемы происхождения власти и управления обществом. Автор «Предания ученикам своим о жительстве скитском»полагает, что на характер княжеского правления непосредственно влияет морально-нравственный и духовно-религиозный облик государя, который является гарантом справедливости как в социальном так и в политическом аспектах.

Еще один представитель нестяжательства – Максим Грек публицист, писатель и переводчик, родившийся в Греции, прибывший на Русь по велению Василия III («Повесть об Оригене», «Платон-философ», «Беседа Души и ума»). Так же как и его предшественников, Максима Грека волнует проблема совершенствования человека. Он приходит к мысли, что человек по своей природе добр, однако, может встать на путь зла по причине своего несовершенства – им овладевают многочисленные пороки, главным из которых мыслитель называет «сребролюбие» – стремление к обогащению. Для сохранения добра и искоренения зла человеку необходимо избавиться от пороков, быть стойким к искушениям и следовать нравственным идеалам. В этом ему в немалой степени поможет философия.

Максим Грек также посвящает свое творчество и описанию социально-политической действительности русского государства и критике властей. Он поднимает проблему самовластия, полагая, что свобода воли по-может человеку, а, главное – правителю, преодолеть пороки, страсти, дурные наклонности и встать на путь служения ближним и своему государству, если речь идет о последнем. Причину же злых страстей, следовательно, творения зла и несправедливости, Грек видит в «сребролюбии», которое неизбежно влечет за собой взяточничество, неправильное и нецелесообразное чрезмерное обогащение в ущерб народа, преступлений и даже войн. «Где правда, там непременно изобилует и мир, а не напротив», – пишет афонский монах.

Родоначальник стяжательства – иосифлянства Иосиф Волоцкий предлагает свою концепцию власти и управления обществом. Мыслитель придерживается традиционной идеи о божественном происхождении власти: «ведь поставлена гражданская власть на пользу людям Богом, <...> чтобы не поглотили люди друг друга, как рыбы»40, но также отмечает, что осуществляющий власть правитель является обычным человеком, таким же, как и все его подданные, то есть несовершенным, неидеальным, способным совершать ошибки и впадать в заблуждения, причиняя при этом вред всему русскому народу. Здесь мы можем наблюдать характерную для русской философской мысли ссылку на моральные качества правителя: если государь сможет избавиться от греховных стремлений (например, к чрезмерному обогащению), подчинить низменные страсти (например, гордыню, мстительность) идее достижения общего блага, то и правление его будет справедливым. Философ называет волю Бога основой писаного законодательства.

Сквозной темой во всей отечественной философии является проблема уникальности русского народа, человека и государства в целом. Признание уникальности духовно-нравственного, культурного пути и географического положения наделяет русский народ и Россию своеобразной миссией сохранения цивилизации, ее духовного оздоровления (Филофей, Чаадаев, славянофилы, Достоевский, Данилевский и т.д.). Данная идея была сформулирована еще в XV–XVI вв. монахом Филофеем и изложена в своих произведениях. Он отмечал историческую преемственность, полагал, что в истории нет места случайностям, есть лишь божественное предопределение.

Значительный вклад в развитие русской философской мысли внес Юрий Крижанич. Будучи хорватом по национальности, он взглянул на русскую культуру, социальный и экономический строй как бы со стороны, и, отметив их недостатки, внес предложения по совершенствованию. Особое внимание Крижанич уделял проблеме поиска мудрости, которую связывал со знанием сущностей вещей. Понимание сущностей, по его мнению – это понимание причин, соответственно, главной задачей философского знания автор называл поиск и классификацию причин.

Поддерживая идею божественного происхождения царской власти, мыслитель отстаивает правильность «совершенного самовладства» – абсолютной монархии. Препятствовать превращению монархии в тиранию, по мнению Крижанича, может не духовная чистота самого правителя, а наличие четкой и строгой системы справедливого писаного (а не Божественного) законодательства.

Важный аспект справедливости мыслитель видит в соблюдении законов всеми членами общества, особенно чиновниками, которые, как правило, и являются основными его нарушителями – носителями несправедливости – «мздоимцами» и «лихоимцами». Лишь один человек стоит выше закона – государь: «Король не под-властен никаким людским законам, и никто не может осудить его или наказать, – пишет философ. – Две узды связывают короля и напоминают об его долге: это правда или заповедь Божия и стыд перед людьми». Соответственно, монарх несет абсолютную ответственность перед Богом и моральную – перед своими подданными.

В целом, первые попытки философствования на Руси нельзя назвать очень плодотворными, однако, их влияние на дальнейшее становление философии весьма значительно.

Философия русского Просвещения, связанная со сближением отечественной и западной культур, секуляризацией науки и философии, наилучшим образом отражена в трудах М.В. Ломоносова, Н. А. Радищева и П. Я. Чаадаева.

М. Ломоносова неслучайно именуют универсальным умом своего времени: он внес значительный вклад в развитие самых разнообразных областей знания, таких как математика, астрономия, механика, физика, химия, геология, география и, конечно, философия. Здесь необходимо отметить, что мыслитель предлагал провести демаркацию между научным познанием и религией: «Нездраво рассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулом. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтире научиться можно астрономии или химии».

В теории познания Ломоносов придерживался идеи о единстве теоретических и эмпирических знаний, называя эмпирику руками ученого, а теорию – его глазами. В онтологии он развивал атомистическую концепцию строения материи.

Философская позиция А. Радищева нашла отражение в произведении «О человеке, его смертности и бессмертии», главной темой которого, соответственно, является проблема бессмертия. Она рассматривается в различных ракурсах: биологическом, психологическом, религ иозном и др. Изначально Радищев, опираясь на естественнонаучное знание, решает ее с материалистических позиций, он противопоставляет тело и душу, утверждает, что последняя зависима от тела, а, следовательно, смертна. Однако в дальнейшем, мыслитель объявляет душу бессмертной, возрождающейся после смерти тела в иных телах, что обеспечивает существование человеческого рода. Еще одним аргументом в пользу бессмертия души Радищев называет наличие целесообразности человеческой жизни, которое состоит в совершенствовании и стремлении к вечному блаженству. Соответственно, после смерти одного тела душа вселяется в другое более совершенное. В подобных рассуждениях автор опирается на закон сохранения энергии, то есть, если энергия никуда не исчезает, то и душа, как духовная энергия, исчезнуть не может. Следует отметить, что во всей отечественной философии проблема человека решалась особым образом. Во-первых, его существование во всех концепциях воспринималось как наделенное смыслом. Во-вторых, человек наделялся свободой выбора своего жизненного пути и, соответственно, нес ответственность за свой выбор. В-третьих, он являлся органичной развивающейся частью эволюционирующего мира, то есть мыслители придерживались позиции исторического оптимизма.

В гносеологических вопросах Радищев разделяет мышление и чувственный опыт, которые в совокупности образуют познание.

П. Чаадаев в своих произведениях впервые заостряет проблему самоопределения и места России между Востоком и Западом. Отмечая уникальное географическое положение России, мыслитель отмечает тот факт, что она не объединяет Восточную и Западную цивилизации, а скорее наоборот, выпадает из единого исторического процесса. Россия, приняв, христианство в православной форме, утратила связь с западной культурой и прекратила движение по пути развития и погрязла в рабстве – крепостничестве. Но при этом Россия стала хранительницей истинной веры в ее первоначальной чистоте. Для возобновления исторического прогресса, России следует принять ценности западного мира, не отказываясь от религии. Это позволит ей сблизиться с Европой, и даже стать неким интеллектуальным центром.

Рассуждения Чаадаева о судьбах России положили начало формирования двух противоположных направлений – западничества и славянофильства, представители которых придерживались полярных позиций относительно исторического пути отечества. Но, несмотря на это, оба течения были пронизаны глубоким патриотизмом.

В онтологических вопросах П.Я. Чаадаев придерживался позиции дуализма. В основе бытия физического мира находятся атомы и молекулы, которые образуют тела и предметы, находящиеся в пространстве и времени, которые, в свою очередь, существуют по за-конам механики. Однако, сознание человека, по мнению автора «Философических писем», не подчинено законам природы, а представляет собой божественное творение. Отсюда вытекают особенности гносеологии Чаадаева: физический мир познаваем при помощи эмпирических и рациональных методов, а сфера духовного – через божественное откровение. Человек также двойственен, он представляет собой единство физического и духовного. Живет человек в условиях противостояния свободы и необходимости. В целом, на этапе просвещения русская философская мысль испытывала сильное влияние запада, особенно концепций Руссо, Вольтера, Монтескье и др. Огромную роль в истории отечественной философской мысли сыграла религиозно-идеалистическая концепция В. С. Соловьева. Основными ее идеями являются: всеединство (организованное единство предметов, объектов и феноменов окружающего мира, включающее абсолютное и материальное бытие), цельное знание (представляющее собой синтез религии, философии и науки), Богочеловечество (духовное совершенствование человека, единение его с Богом, в результате чего следует победа над смертью и вечная жизнь в любви).

Анализируя развитие мира, Соловьев выделяет три его этапа: космогонический процесс, связанный с возникновением мира из хаоса; исторический процесс, начавшийся с возникновением человека, который преобразует космос и выступает в качестве связующего звена между миром и Богом; богочеловеческий процесс, характеризующийся духовным совершенствованием человека через служение добру и любви и достижением его единства с Богом. Богочеловек способен преодолеть смерть и достичь вечной жизни. Именно воссоединение человека и мира с Богом заключает в себе, по мнению мыслителя, смысл бытия человечества.

Философия В. Соловьева глубоко гуманистична. Он называет человека вершиной божественного творения, которая стремится к добру через любовь и веру.

Начало XX века ознаменовано рядом исторических событий, которые негативно отразились на развитии философской мысли России. В 1922 году большинство мыслителей были высланы за пределы отечества, многие попали в тюрьмы и ссылки.

Одним из вынужденных эмигрантов был Н. А. Бердяев. Основные его идеи состоят в следующем: дух и природа противоположны (где дух – есть субъект, а природа – объект), лишь человек содержит в себе оба начала, в силу чего занимает особое место в системе мироздания, выполняя творческую и одухотворяющую функцию по отношению к природе. Свобода первична по отношению к бытию (иррациональная свобода существовала до Бога). Антроподицея (человек – есть точка пересечения двух миров, он двойственен, в этом его проблема). С точки зрения мыслителя, личность более ценна, чем общество в целом.

С. Н. Булгаков («Свет Невечерний») придерживался религиозно-философских взглядов, полагая, что истинная философия всегда сопряжена с богословием. Он явился продолжателем идеи В. Соловьева о Софии – мудрости как мировой душе пронизанной божественной любовью и сеющей ее в мир. При этом София, согласно Булгакову, является одновременно божественной и человеческой сущностью, то есть воспроизвести ее через любовь способен и человек.

На территории России в данный период получила широкое распространение марксистко-ленинская идеология, которая была поставлена на научные рельсы и имела статус абсолютной. Любые оппозиционные взгляды не только не находили поддержки, но и сурово карались.

Возрождение отечественной философии намети-лось в 60-е годы XX века, когда была создана много-томная «Философская энциклопедия», предназначенная для широкой общественности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1669; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.018 с.)