Многообразие форм познания: философское, религиозное, художественное, обыденное, научное. Методы научного познания. Роль и место науки в культуре современного общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Многообразие форм познания: философское, религиозное, художественное, обыденное, научное. Методы научного познания. Роль и место науки в культуре современного общества.



 

Познание – специфическая форма человеческой деятельности, активный творческий процесс, в ходе которого формируются знания о мире, а на основе этих знаний возникают цели и мотивы человеческих действий. Люди познают мир в разнообразных формах: мифологической, мистической, религиозной, философской, художественной, жизненно-практической и т. д.

Философское познание. Философия — отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует. Философия и наука довольно сильно взаимосвязаны; у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность. Философское познание выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки (открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, прогнозирование).

Религиозное познание. Религия дает общую картину устройства мира и разрабатывает объяснение отдельных явлений. Исходный постулат религии: разделение мира на естественный и сверхъестественный, причем первый является некоторым отражением второго. Его логические особенности: следование традиции, допущение чудес, как нарушения установленных закономерностей, приверженность авторитетам, вера, т.е. нелогическое принятие некоторых утверждений.

Художественное познание отражает реальность, выявляет закономерности и сущность происходящих событий, общие принципы и варианты поведения людей, тенденции развития. Логические особенности художественного познания: наглядность, представление типичного через единичное (целостное, а не расчлененное отображение мира и особенно человека в мире), использование эмоционально-выразительных средств. 3). Чувственно- практическое познание тесно примыкает к научному познанию. Различие между ними состоит в целевой установке. Если главной фигурой научного познания является ученый, то для практического познания — инженер. Цель ученого -открытие закономерности, общего принципа. Цель инженера — создание уже новой вещи на основе полностью известных, фиксированных принципов. Преобразуя мир, практика преобразует человека, она связана с социальностью.

Обыденное или житейское знание основано на повседневном опыте, хорошо согласовано со здравым смыслом и во многом с ним совпадает. Обыденное знание сводится к констатации и описанию фактов. По мере расширения универсума фактов, о которых знает человек, т.е. по мере развития науки, философии, искусства и т.п., сфера обыденного знания также расширяется и изменяется. Житейское знание выступает основой всех других видов знания, поэтому его значимость не следует преуме

В наше время особую социальную значимость приобрело научное познание. Наука во все исторические периоды играла важную роль в развитии духовной культуры, но именно в современную эпоху она превратилась в непосредственную производительную силу общества.

Термин «наука» широко распространен в современной обыденной и специальной лексике. Но пытаясь дать конкретное определение этого феномена, мы сталкиваемся с трудностями двоякого рода: во-первых, сложность обозначения в диахронном (историческом) ключе, во-вторых, многозначность современных трактовок слова «наука». Что касается исторического понимания, то очевидно, что древняя восточная наука (вавилонско-шумерская, египетская, индийская, китайская), античная и средневековая, классическая, неклассическая и постнеклассическая наука – это совершенно различные социокультурные явления.

В качестве главных функций науки в жизни общества отметим:

1. познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой -- познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;

2. мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, главная цель -- разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания;

3. производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом «цехе» производства, отнесении ученых к производительным работникам;

4. культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др.

Метод — это способ деятельности в любой ее форме.

В метод входят приемы, обеспечивающие достижение цели, регулирующие деятельность человека и общие принципы, из которых вытекают эти приемы. Методы познавательной деятельности формируют направленность познания на том или ином этапе, порядок проведения познавательных процедур. По своему содержанию методы объективны, т. к. определяются, в конечном счете, характером объекта, законами его функционирования.

Научный метод — это совокупность правил, приемов и принципов, обеспечивающих закономерное познание объекта и получение достоверного знания.

Классификация методов научного познания может осуществляться по различным основаниям:

Первое основание. По характеру и роли в познании выделяют методы — приемы, которые состоят из конкретных правил, приемов и алгоритмов действий (наблюдение, эксперимент и т. п.) и методы- подходы, которые указывают направление и общий способ исследования (системный анализ, функциональный анализ, диахронный метод и т. д.).

Второе основание.

По функциональному назначению выделяют:

а) общечеловеческие приемы мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция и т. д.);

б) методы эмпирического уровня (наблюдение, эксперимент, опрос, измерение);

в) методы теоретического уровня (моделирование, мысленный эксперимент, аналогия, математические методы, философские методы, индукция и дедукция).

Третье основание — это степень общности. Здесь методы подразделяются на:

а) философские методы (диалектический, формально — логический, интуитивный, феноменологический, герменевтический);

б) общенаучные методы, то есть методы, направляющие ход познания во многих науках, но в отличие от философских методов, каждый общенаучный метод (наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование и т. д.) решает свою, характерную лишь для него задачу;

в) специальные методы.

Некоторые методы научного познания:

Наблюдение — это целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений для сбора фактов.

Эксперимент — это искусственное воссоздание познаваемого объекта в контролируемых и управляемых условиях.

Формализация — это отображение получаемого знания в однозначном формализованном языке.

Аксиоматический мето д — это способ построения научной теории, когда в ее основу кладутся некие аксиомы, из которых логически выводятся все остальные положения.

Гипотетико-дедуктивный метод — создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся объяснения научных фактов.

Индуктивные методы установления причинной связи явлений:

· метод сходства: если два случая и более изучаемого явления имеют лишь одно предшествующее общее обстоятельство, то это обстоятельство, в котором они сходны между собой, и есть, вероятно, причина искомого явления;

· метод различия: если случай, в котором интересующее нас явление наступает, и случай, в котором оно не наступает, во всем сходны, за исключением одного обстоятельства, то это единственное обстоятельство, в чем они различны между собой, и есть, вероятно, причина искомого явления;

· метод сопутствующих изменений: если возникновение или изменение предшествующего явления всякий раз вызывает возникновение или изменение другого, сопутствующего ему явления, то первое из них есть, вероятно, причина второго;

· метод остатков: если установлено, что причиной части сложного явления не служат известные предшествующие обстоятельства, кроме одного из них, то можно предположить, что это единственное обстоятельство и есть причина интересующей нас части исследуемого явления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 830; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.80.15 (0.014 с.)