Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности метода «открытых глаз»
О методе «открытых глаз» мы уде не раз писали в разных своих работах (Пряжникова, Пряжников, 2010, С.352-355; Пряжников, 2012а, С.78-79 и др.). Сущность метода в том, что он предполагает специально организованное «провоцирование» личности на определенные поступки, которые многие совершают в похожих ситуациях, на основе стереотипного поведения. Особый интерес представляют поступки, связанные с моральным и нравственным поведением. В одних случаях сам исследователь выступает в роли «провокатора» (своими высказываниями, действиями, невербальным поведением…), в других случаях, это могут быть естественные ситуации, где исследователь является скорее пассивным наблюдателем (например, наблюдая за поведением людей в различных очередях, кабинетах чиновников и т.п.). Это могут быть и более глобальные ситуации, связанные с конкретными карьерными действиями и даже с целостным планированием жизненных и профессиональных планов и перспектив. Например, это могут быть рассуждения клиентов и участников профориентационных занятий об успехе, об их отношении к карьерным неудачникам, к возможности использования взяток в решении карьерных вопросов и т.п. (здесь профориентолог-исследователь как раз и мог бы провоцировать участников отдельными репликами или «штампами» общественного сознания. В которых нередко отражаются мировоззренческие позиции по отношению к карьере и путям достижения успеха. В какой-то степени, многие наши активизирующие методики (см. Пряжников, 2012, 2014а и др.) как раз, и содержат в своих процедурах такие «провокационные» моменты, заставляющие участников дополнительно задуматься над своим пониманием карьерного успеха и о своих действиях на пути к успеху. Как и любое средство исследования и практической работы, метод «открытых глаз» имеет и некоторые ограничения, в частности: 1) вероятно, есть этические ограничения, связанные с его использованием: во-первых, если «провоцирование» определенных рассуждений окажется слишком болезненным для определенных категорий клиентов (профкоснультант или исследователь должны это просто «почувствовать» и отказаться от «провоцирования»), во-вторых, связанные с чрезмерным унижением и потерей лица самого консультанта или профориентолога-исследователя (например, если они, пусть даже и «провокационно», обозначат совершенно этически неприемлемую позицию или когда они будут своершать недопустимо унизительные для себя действия, «провоцируя» участников процедуры им как-то помочь, спасти их…); 2) если конкретные профориентологи, либо не поймут сущность метода «открытых глаз», либо он покажется им неприемлемым, то лучше им отказаться от него; 3) если коллеги или администрация конкретного учреждения против использования подобных процедур, то лучше не провоцировать конфликты с ними (или использовать так, чтобы никто об этом не узнал, соответственно, несколько снизив саму «провокационность» конкретных методик).
И все же мы считаем, что как на практике, так и в профориентологических исследованиях «провоцирование» рассуждений и даже переживаний клиентов (и испытуемых) является важной задачей как для профориентационной практики (как условие развития субъекта самоопределения), так и для профориентологического исследования (как возможность изучения эффективности спровоцированных рассуждений и переживаний для достойного самоопределения личности). Вопросы и задания: 1.Приведите примеры «внешних» и «внутренних средств исследовательской деятельности в работе профконсультанта. 2.В чем преимущества (и недостатки) исследовательских психологических методов, основанных на естественно-научных традициях 3.В чем преимущества и недостатки методов, основанных на индивидуальном опыте и интуиции психолога-исследователя? 4.Назовите основные условия, при которых возможно взаимодействие с испытуемым в психологическом исследовании (эксперименте). 5.Назовате основные ограничения для организации взаимодействия с испытуемым. 5.Каковы дополнительные возможности организации взаимодействия с испытуемым в психологическом исследовании? 7.В чем особенности метода «открытых глаз»? Каковы возможности и ограничения данного метода? Литература к разделу 8:
Основная литература:
Алмаев Н.А. Применение контент-анализа в исследовании личности. Методические вопросы. – М.: Институт психологии РАН, 2012. – 167 с.
Диагностические материалы для профессиональной ориентации. Методическое пособие/ Н.С.Пряжников, А.Г.Серебряков, О.Л. Кувшинова и др. – М.: Изд. центр «Академия», 2014. – 368 с. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: Изд.центр «Академия», 2012. – 320 с. Пряжников Н.С. Активизирующая профконсультация. – М.: Изд.центр «Академия», 2014а. – 416 с. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. От учебы к профессиональной карьере. Программа с методическими рекомендациями. – М.: Академия, 2012. – 64 с. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. Методическое пособие для учителей 1-11 классов. – М.: Академия, 2014. – 256 с. Шмелев А.Г. и др. Основы психодиагностики. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 544 с.
Дополнительная литература:
Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – СПб.: Питер, 2009. – 848 с. Базаров Т.Ю. Психология управления персоналом. Теория и практика. – М.: Юрайт, 2014. – 381 с. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи.- Киев: Наукова думка, 1988.- 144 с. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности.- Киев: Наукова думка, 1984.- 208 с. Гусев А.Н., Михалевская М.Б., Измайлов Ч.А. Измерение в психологии: общий психологический практикум. – М.: УМК «Психология», 2005. – 320 с. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. - М.: Институт психологии РАН, 1994.- 163 с. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: Изд.центр «Академия», 2005. – 208 с. Зазнобина Н.П., Лернер П.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В., Родичев Н.Ф., Умовская А.И., Чистякова С.Н., Шалавина Т.И. Твоя профессиональная карьера: учебник для 8-9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – 159 с. Климов Е.А. Введение в психологию труда.- М.: Изд-во МГУ, 1988.- 199 с. Климов Е.А. Основы психологии. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 295 с. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 350 с. Красноженова Г.Ф., Симонин П.В. Управление трудовыми ресурсами. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 159 с. Кричевец А.Н., Корнеев А.А., Рассказова Е.И. Математическая статистика для психологов. – М.: Изд.дом «Академия», 2012. – 400 с. Кязимов К.Г. Рынок труда и занятость населения. – М.: Перспектива, 2005. – 368 с. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации (отв. ред. А.Ф.Кудряшов).- Петрозаводск: “Петроком”, 1992.- 318 с. Моргунов Е.Б. Управление персоналом. – М.: Юрайт, 2011. – 561 с. Практическая психодиагностика. Методики и тесты (ред.-составит. Д.Я.Райгородский). – Самара: Издат. Дом «БАХРАХ», 1998. – 672 с. Пряжников Н.С. Эколого-экономическая карточная игра “Бизнес-Мусор”. Методические рекомендации. - М.: Институт молодежи, 1992. - 45 с. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. – М.: МГППИ, 1999. – 108 с. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – М.: Изд-во “Институт практич. психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2002. – 400 с. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда. – М.: Изд.центр «Академия», 2009. – 480 с. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2010. – 536 с. Пряжников Н.С. Психология элиты. – М.: Изд-во МПСУ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012а. – 320 с.
Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. – М.: Изд.центр «Академия», 2010. – 496 с. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. – М.: Генезис, 2000. – 128 с. Резапкина Г.В., Родионов А.В., Ступницкая М.А. Самоопределение учащихся 5-9 классов. Психологическая подготовка педагогов и родителей. Методическое пособие. – М.: Академия, 2012. – 176 с. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь учащегося. 7-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 144 с. Самоненко Ю.А. Психология и педагогика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 277 с. Селье Г. От мечты к открытию: Как стать ученым.- М.: Прогресс, 1987.- 368 с. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности.- М.: Школа-Пресс, 1995.- 384 с. Столин В.В. Самосознание личности.- М.: Изд-во МГУ, 1983.- 284 с. Тебекин А.В. Управление персоналом. – М.: КНОРУС, 2009. – 624 с. Укке Ю.В. Диагностика сознательности выбора профессии у японских школьников// Вопросы психологии, 1990, №5, с. 150-157. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с. Фромм Э. Человек для себя. – Мн.: Коллегиум, 1992. – 253 с. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 108 с. ориентационный курс для учащихся 9 класса. – М.: Академия, 2004. – 96 с. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. 9 класс. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 176 с. Чистякова С.Н. Технология. Профессиональный успех. 10-11 классы. Учебник. – М.: Просвещение, 2008. – 176 с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После завершения пособия мы еще больше понимаем сложность стоявшей перед нами задачи - наполнить содержанием пока еще не очень распространенный и общепринятый термин «профориентология». Если кратко подвести итоги, то мы имеем следующее: 1. Профориентологию можно рассматривать как теоретико-методологическое направление, направленное на осмысление опыта профориентационной и профконсультационной работы. 2. Сама профориентация и профконсультация, имея собственную историю, теорию и даже методологию, все больше ассоциируется с практикой помощи самоопределяющейся личности. 3. Общим, объединяющим моментом профориентологии, профориентации и профконсультирования является рефлексия специалистом-профориентологом и профконсультантом своего труда, когда уровень развития такой рефлексии становится важнейшим условием и повышения качества профориентационной работы с различными клиентами, и развития самого специалиста.
4. Профориентология является комплексным направлением, объединяющим в себе различные направления педагогики и психологии, а также – многие смежные сферы деятельности (экономику, социологию, историю, политологию, теорию и практику управления и др.). 5. Профориентационная практика становится более эффективной при организации системной работы, а также – при включении профориентации в общую систему управления человеческими ресурсами на разных уровнях (в районе, в городе, в организации, в регионе, в стране, и даже в системе международного распределения труда), что требует от профконсультанта-практика определенных организаторских навыков, предполагающих не только традиционную психолого-педагогическую подготовку, но и менеджерскую. 6. Направленность профориентации на планирование жизни в контексте развивающегося рынка труда предполагает понимание специалистами-профориентологами и профконсультантами-практиками сущности культурно-исторических процессов как на данном этапе развития общества, так и в прогнозируемом будущем, где и придется реализовать свои намерения самоопределяющимся личностям. Это требует от специалистов умения самим ориентироваться в социо-культурных «пространствах», демонстрируя клиентам живой пример размышлений о самоопределении личности в вечно самоопределяющемся мире. 7. Готовность специалистов-профориентологов и профконсультантов-практиков, основанная на постоянной рефлексии своего труда, предполагает также и постоянное переосмысление своей деятельности: уточнение целей и задач, совершенствование критериев и показателей эффективности самоопределения, совершенствование метолов работы, совершенствование форм и методов взаимодействия со смежными специалистами, с семьей самоопределяющейся личности и с самими клиентами. Соответственно, и материал, представленный в данном пособии, также может и должен быть переосмыслен, по мере накопления нового опыта. Но мы все же надеемся, что и в данном виде наши рассуждения могут пригодиться для лучшего осмысления как теоретико-методологических проблем профориентологии, так и проблем профориентационной и профконсультационной практики. Было бы что переосмысливать, и от чего отталкиваться…
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.62.103 (0.018 с.) |