Особенности метода «открытых глаз» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности метода «открытых глаз»



О методе «открытых глаз» мы уде не раз писали в разных своих работах (Пряжникова, Пряжников, 2010, С.352-355; Пряжников, 2012а, С.78-79 и др.). Сущность метода в том, что он предполагает специально организованное «провоцирование» личности на определенные поступки, которые многие совершают в похожих ситуациях, на основе стереотипного поведения. Особый интерес представляют поступки, связанные с моральным и нравственным поведением. В одних случаях сам исследователь выступает в роли «провокатора» (своими высказываниями, действиями, невербальным поведением…), в других случаях, это могут быть естественные ситуации, где исследователь является скорее пассивным наблюдателем (например, наблюдая за поведением людей в различных очередях, кабинетах чиновников и т.п.). Это могут быть и более глобальные ситуации, связанные с конкретными карьерными действиями и даже с целостным планированием жизненных и профессиональных планов и перспектив. Например, это могут быть рассуждения клиентов и участников профориентационных занятий об успехе, об их отношении к карьерным неудачникам, к возможности использования взяток в решении карьерных вопросов и т.п. (здесь профориентолог-исследователь как раз и мог бы провоцировать участников отдельными репликами или «штампами» общественного сознания. В которых нередко отражаются мировоззренческие позиции по отношению к карьере и путям достижения успеха. В какой-то степени, многие наши активизирующие методики (см. Пряжников, 2012, 2014а и др.) как раз, и содержат в своих процедурах такие «провокационные» моменты, заставляющие участников дополнительно задуматься над своим пониманием карьерного успеха и о своих действиях на пути к успеху.

Как и любое средство исследования и практической работы, метод «открытых глаз» имеет и некоторые ограничения, в частности: 1) вероятно, есть этические ограничения, связанные с его использованием: во-первых, если «провоцирование» определенных рассуждений окажется слишком болезненным для определенных категорий клиентов (профкоснультант или исследователь должны это просто «почувствовать» и отказаться от «провоцирования»), во-вторых, связанные с чрезмерным унижением и потерей лица самого консультанта или профориентолога-исследователя (например, если они, пусть даже и «провокационно», обозначат совершенно этически неприемлемую позицию или когда они будут своершать недопустимо унизительные для себя действия, «провоцируя» участников процедуры им как-то помочь, спасти их…); 2) если конкретные профориентологи, либо не поймут сущность метода «открытых глаз», либо он покажется им неприемлемым, то лучше им отказаться от него; 3) если коллеги или администрация конкретного учреждения против использования подобных процедур, то лучше не провоцировать конфликты с ними (или использовать так, чтобы никто об этом не узнал, соответственно, несколько снизив саму «провокационность» конкретных методик).

И все же мы считаем, что как на практике, так и в профориентологических исследованиях «провоцирование» рассуждений и даже переживаний клиентов (и испытуемых) является важной задачей как для профориентационной практики (как условие развития субъекта самоопределения), так и для профориентологического исследования (как возможность изучения эффективности спровоцированных рассуждений и переживаний для достойного самоопределения личности).

Вопросы и задания:

1.Приведите примеры «внешних» и «внутренних средств исследовательской деятельности в работе профконсультанта.

2.В чем преимущества (и недостатки) исследовательских психологических методов, основанных на естественно-научных традициях

3.В чем преимущества и недостатки методов, основанных на индивидуальном опыте и интуиции психолога-исследователя?

4.Назовите основные условия, при которых возможно взаимодействие с испытуемым в психологическом исследовании (эксперименте).

5.Назовате основные ограничения для организации взаимодействия с испытуемым.

5.Каковы дополнительные возможности организации взаимодействия с испытуемым в психологическом исследовании?

7.В чем особенности метода «открытых глаз»? Каковы возможности и ограничения данного метода?

Литература к разделу 8:

 

Основная литература:

 

Алмаев Н.А. Применение контент-анализа в исследовании личности. Методические вопросы. – М.: Институт психологии РАН, 2012. – 167 с.

Диагностические материалы для профессиональной ориентации. Методическое пособие/ Н.С.Пряжников, А.Г.Серебряков, О.Л. Кувшинова и др. – М.: Изд. центр «Академия», 2014. – 368 с.

Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: Изд.центр «Академия», 2012. – 320 с.

Пряжников Н.С. Активизирующая профконсультация. – М.: Изд.центр «Академия», 2014а. – 416 с.

Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. От учебы к профессиональной карьере. Программа с методическими рекомендациями. – М.: Академия, 2012. – 64 с.

Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. Методическое пособие для учителей 1-11 классов. – М.: Академия, 2014. – 256 с.

Шмелев А.Г. и др. Основы психодиагностики. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 544 с.

 

 

Дополнительная литература:

 

 

Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – СПб.: Питер, 2009. – 848 с.

Базаров Т.Ю. Психология управления персоналом. Теория и практика. – М.: Юрайт, 2014. – 381 с.

Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи.- Киев: Наукова думка, 1988.- 144 с.

Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности.- Киев: Наукова думка, 1984.- 208 с.

Гусев А.Н., Михалевская М.Б., Измайлов Ч.А. Измерение в психологии: общий психологический практикум. – М.: УМК «Психология», 2005. – 320 с.

Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. - М.: Институт психологии РАН, 1994.- 163 с.

Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: Изд.центр «Академия», 2005. – 208 с.

Зазнобина Н.П., Лернер П.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В., Родичев Н.Ф., Умовская А.И., Чистякова С.Н., Шалавина Т.И. Твоя профессиональная карьера: учебник для 8-9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – 159 с.

Климов Е.А. Введение в психологию труда.- М.: Изд-во МГУ, 1988.- 199 с.

Климов Е.А. Основы психологии. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 295 с.

Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 350 с.

Красноженова Г.Ф., Симонин П.В. Управление трудовыми ресурсами. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 159 с.

Кричевец А.Н., Корнеев А.А., Рассказова Е.И. Математическая статистика для психологов. – М.: Изд.дом «Академия», 2012. – 400 с.

Кязимов К.Г. Рынок труда и занятость населения. – М.: Перспектива, 2005. – 368 с.

Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации (отв. ред. А.Ф.Кудряшов).- Петрозаводск: “Петроком”, 1992.- 318 с.

Моргунов Е.Б. Управление персоналом. – М.: Юрайт, 2011. – 561 с.

Практическая психодиагностика. Методики и тесты (ред.-составит. Д.Я.Райгородский). – Самара: Издат. Дом «БАХРАХ», 1998. – 672 с.

Пряжников Н.С. Эколого-экономическая карточная игра “Бизнес-Мусор”. Методические рекомендации. - М.: Институт молодежи, 1992. - 45 с.

Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. – М.: МГППИ, 1999. – 108 с.

Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – М.: Изд-во “Институт практич. психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2002. – 400 с.

Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда. – М.: Изд.центр «Академия», 2009. – 480 с.

Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2010. – 536 с.

Пряжников Н.С. Психология элиты. – М.: Изд-во МПСУ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012а. – 320 с.

Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. – М.: Изд.центр «Академия», 2010. – 496 с.

Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. – М.: Генезис, 2000. – 128 с.

Резапкина Г.В., Родионов А.В., Ступницкая М.А. Самоопределение учащихся 5-9 классов. Психологическая подготовка педагогов и родителей. Методическое пособие. – М.: Академия, 2012. – 176 с.

Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь учащегося. 7-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 144 с.

Самоненко Ю.А. Психология и педагогика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 277 с.

Селье Г. От мечты к открытию: Как стать ученым.- М.: Прогресс, 1987.- 368 с.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности.- М.: Школа-Пресс, 1995.- 384 с.

Столин В.В. Самосознание личности.- М.: Изд-во МГУ, 1983.- 284 с.

Тебекин А.В. Управление персоналом. – М.: КНОРУС, 2009. – 624 с.

Укке Ю.В. Диагностика сознательности выбора профессии у японских школьников// Вопросы психологии, 1990, №5, с. 150-157.

Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

Фромм Э. Человек для себя. – Мн.: Коллегиум, 1992. – 253 с.

Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 108 с.

ориентационный курс для учащихся 9 класса. – М.: Академия, 2004. – 96 с.

Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. 9 класс. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 176 с.

Чистякова С.Н. Технология. Профессиональный успех. 10-11 классы. Учебник. – М.: Просвещение, 2008. – 176 с.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

После завершения пособия мы еще больше понимаем сложность стоявшей перед нами задачи - наполнить содержанием пока еще не очень распространенный и общепринятый термин «профориентология». Если кратко подвести итоги, то мы имеем следующее:

1. Профориентологию можно рассматривать как теоретико-методологическое направление, направленное на осмысление опыта профориентационной и профконсультационной работы.

2. Сама профориентация и профконсультация, имея собственную историю, теорию и даже методологию, все больше ассоциируется с практикой помощи самоопределяющейся личности.

3. Общим, объединяющим моментом профориентологии, профориентации и профконсультирования является рефлексия специалистом-профориентологом и профконсультантом своего труда, когда уровень развития такой рефлексии становится важнейшим условием и повышения качества профориентационной работы с различными клиентами, и развития самого специалиста.

4. Профориентология является комплексным направлением, объединяющим в себе различные направления педагогики и психологии, а также – многие смежные сферы деятельности (экономику, социологию, историю, политологию, теорию и практику управления и др.).

5. Профориентационная практика становится более эффективной при организации системной работы, а также – при включении профориентации в общую систему управления человеческими ресурсами на разных уровнях (в районе, в городе, в организации, в регионе, в стране, и даже в системе международного распределения труда), что требует от профконсультанта-практика определенных организаторских навыков, предполагающих не только традиционную психолого-педагогическую подготовку, но и менеджерскую.

6. Направленность профориентации на планирование жизни в контексте развивающегося рынка труда предполагает понимание специалистами-профориентологами и профконсультантами-практиками сущности культурно-исторических процессов как на данном этапе развития общества, так и в прогнозируемом будущем, где и придется реализовать свои намерения самоопределяющимся личностям. Это требует от специалистов умения самим ориентироваться в социо-культурных «пространствах», демонстрируя клиентам живой пример размышлений о самоопределении личности в вечно самоопределяющемся мире.

7. Готовность специалистов-профориентологов и профконсультантов-практиков, основанная на постоянной рефлексии своего труда, предполагает также и постоянное переосмысление своей деятельности: уточнение целей и задач, совершенствование критериев и показателей эффективности самоопределения, совершенствование метолов работы, совершенствование форм и методов взаимодействия со смежными специалистами, с семьей самоопределяющейся личности и с самими клиентами.

Соответственно, и материал, представленный в данном пособии, также может и должен быть переосмыслен, по мере накопления нового опыта. Но мы все же надеемся, что и в данном виде наши рассуждения могут пригодиться для лучшего осмысления как теоретико-методологических проблем профориентологии, так и проблем профориентационной и профконсультационной практики. Было бы что переосмысливать, и от чего отталкиваться…

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.62.103 (0.018 с.)