Активизирующие профориентационные опросники 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Активизирующие профориентационные опросники



 

Следующая группа методик - активизирующие опросники личностного и профессионального самоопределения (см. Пряжников, 2012, С.258-314) были сделаны с целью хоть как-то разнообразить существующий диагностический материал, поскольку по нашим многочисленным наблюдениям (и по наблюдениям других профконсультантов) многие существующие средства (см. Лучшие психологические тесты, 1992; Практическая психодиагностика, 1999, С.492-660; Шмелев, 1996 и др.) часто воспринимаются подростками как скучные и неинтересные.

Главной целью и особенностью активизирующих опросников является не столько получение информации о клиенте, сколько стимулирование его размышлений о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения. Если в традиционных тестах и опросниках акцент делается именно на психодиагностике, т.е. на получении объективных данных об обследуемом человеке, то в нашем случае мы сознательно отказываемся от самой идеи “объективного” диагноза, построенного на использовании психометрических принципов конструирования тестов и опросников. Если речь идет именно о самоопределяющемся человеке, а не о человеке-испытуемом (обследуемом с помощью тестов), то гораздо важнее оказывается формирование готовности человека к размышлениям о себе и своей жизни, что предполагает духовный поиск, переживания и определенные внутренние противоречия (сопоставления разных внутренних, субъективных  позиций и ориентаций человека).

Естественно, мы не исключаем необходимости и правомерности использования традиционных психодиагностических средств в профессиональном консультировании. Например, если речь идет о профотборе на специальности с особыми требования к работнику (на военные, летные, сложные операторские профессии и т.п.), то объективная психодиагностика, включая психофизиологическую и медицинскую диагностику, является просто необходимой, естественно, если имеются обоснованные и надежные критерии такого профотбора. Но в случае выбора массовых профессий, т.е. пригодных для большинства людей, большее значение приобретает не отбор и “отсев”, а помощь человеку в нахождении личностного смысла в будущей деятельности.

К активизирующим профконсультационным опросникам можно отнести следующие (см. Пряжников Н.С., 2002; Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С., 2010):

Система “За и против”, состоящая их трех частей: 1) “За и против - 1” предназначена для ориентировочного определения привлекательных групп профессий (кем хотел бы стать подросток); 2) “За и против - 2” служит для ориентировочного определения желания подростка использовать и развивать в работе те или иные свои качества (каким бы он хотел быть); 3) “За и против - 3” служит для определения профессиональных ценностей данного подростка (зачем, ради чего он хотел заниматься данным делом). Само название - “за и против” - указывает на некоторую противоречивость вопросов, позволяющих посмотреть на профессии как бы с разных сторон. Если не удается использовать все три части опросника, то каждая часть вполне может выступить как самостоятельная методика.

Активизирующий опросник “Будь готов!” основан на самооценке и служит для ориентировочного определения готовности клиента к определенным профессиям. Опросник позволяет соотнести свои возможностями с 70-ю профессиями, но в работе с целым классом реально удается рассмотреть в среднем 5-7 профессий для каждого учащегося.

В полушутливом опроснике “Как поживаешь?” определяются жизненные ценности подростка, а также оценивается, как отнеслись бы к выделенным подростком жизненным ценностям те или иные вымышленные типичные стереотипы.

В полушутливом опроснике “Сейчас и потом” также определяются некоторые жизненные ценности и приоритеты, а в самом заложена известная истина о том, что важные дела лучше не откладывать на “потом”. Недавно был разработан усовершенствованный вариант методики «Сейчас и потом».

На основе основных процедурных идей методики «За и против» появился новый активизирующий опросник «Перескресток», где выявляются основные предпочтения подростка к сферам труда и к тем или иным средствам труда, после чего на пересечении выделенных сфер и средств определяются конкретные профессии (отсюда и название – «перекресток»). Данная методика позволяет также выявлять в шутливой предполагаемые уровни дальнейшего профессионального образования и различные профессиональные позиции клиента (от «лентяя» и «хулигана» до «гения»), после чего удается выйти на обсуждение реалистичности выбранных профессий и даже рассмотреть другие. Более реальные варианты самоопределения.

Активизирующие опросники “Самооценка нравственности. гражданственности” (сокращенно - СНГ) и “Справедливость, самооценка, самоуважение, рефлексия” (сокращенно - СССР) хотя и построены в полушутливом варианте, но на самом деле моделируют сложнейшие вопросы, связанные с нравственными выборами.

Опросники-шутки “Моды - 1” и “Моды - 2” предназначены для ориентировочного прогнозирования престижности в ближайшем будущем (при “лучших временах”) набора заранее заданных типичных профессий («Моды – 1») и, в более сокращенном варианте, - престижности только тех профессий, которые привлекательны для данного подростка («Моды -2»).

Опросник по схеме построения личной профессиональной перспективы (ЛПП) дает подростку возможность представить все свои профессиональные перспективы во взаимосвязи и целостности. Он может быть использован как при работе с классом, так и в последующей индивидуальной профконсультации.

Диагностические возможности активизирующих опросников. Заметим, что данные методики разрабатывались, прежде всего, как активизирующие, т.е. чисто диагностический эффект изначально не высокий. Правда, опыт использования многих из этих методик показал, что диагностические результаты достаточно валидны (соотносимы с результатами аналогичных методик), а в некоторых случаях школьники большее предпочтение отдают именно результатам наших методик. Правда, мы это больше объясняем тем. Что по сравнению со многими другими профориентационными опросниками, вопросы наших методик более интересны и адаптированы для подростковых аудиторий (иногда даже за счет снижения психометрической корректности этих вопросов).

Важное замечание при оценке диагностических возможностей этих методик (об этом мы пишем при описании каждой методики, но есть смысл сказать об этом сразу). Поскольку в профориентации часто возникают сомнения именно по поводу диагностики возможностей самоопределяющегося клиента (по причине низкого качества большинства тестов, опросников и других процедур), мы также не претендуем на то, что наши опросники «идеальны», т.е. лишены многих недостатков. Поэтому, серьезно относиться к полученным результатам можно лишь при соблюдении следующих условий:

1) когда эти результаты достаточно устойчивы (повторяются после нескольких обследований на протяжении длительного времени, например, в течении года и более);

2) когда повторные обследования проводятся с использованием либо этих же самых, либо похожих методик;

3) когда результаты наших опросников соотносятся с результатами других аналогичных опросников (например, с «Дифференциально-диагностическим опросником», с «Картой интересов», с «Опросником Дж. Голланда» и др.), т.е. являются достаточно валидными;

4) стремиться проверять (уточнять) полученные результаты с помощью других методов, например, в беседах (со школьниками и их ближайшим окружением), с помощью наблюдения и т.п.;

5) когда психолог (педагог) не абсолютизирует данные результаты и не ставит окончательных «диагнозов-приговоров» (о полной непригодности и т.п. Всегда следует помнить, что полученные результаты носят предварительный характер и, учитывая постоянно меняющиеся возрастные особенности развивающегося подростка, всегда оставлять для него возможность для совершенствования своих качеств.

Вопросы и задания:

1.Обоснуйте мысль о том, что профкоснультанту-практику нужно владеть навыками модификации и проектирования профориентационных методик.

2.Покажите на примере, как можно модифицировать (или проектировать) профориентационную методику, опираясь на «циферблат творческого процесса».

3.Попробуйте обосновать мысль о том, что в проектировочной деятельности важную роль играет не только опыт и творческое воображение, но и волевые качества психолога.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.013 с.)