Карточно-бланковые игры с классом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Карточно-бланковые игры с классом



 

Чтобы еще больше стать независимыми от издательств и спонсоров, были разработана целая группа методик под названием бланковые карточные профконсультационные игры (Пряжников, 2012, С.220-242). В этих методиках небольшое количество карточек готовят сами игроки (по 8-12 карточек каждый), а все результаты игрового действия отражают в специальных бланках. Заметим, что важным элементом процедуры является не только сама игра, но и подготовка к ней, когда каждый школьник, заполняя свой набор карточек (например, соотнося качества человека с различными профессиями в игре “Комплимент”), дополнительно задумывается и сам выступает в роли эксперта. Опыт проведения данных игр свидетельствует о том, что такие, пусть даже упрощенные экспертные оценки у многих школьников вызывает искренний интерес. Данные игровые методики ни в коем случае нельзя рассматривать как психодиагностику, хотя по результатам некоторых игр (например, “Комплимент” и “Медоворот”), казалось бы можно говорить о соответствии качествам того или иного участника рассматриваемых профессий. Смысл данных игр - познакомить игроков с самим процессом размышлений о тех или иных аспектах самоопределения. Кратко конкретные бланковые карточные игры можно представить следующим образом.

В игре “Комплимент” учащиеся оценивают друг друга, передавая специальные карточки с выписанными на них качествами (делают своеобразные “комплименты”), а затем по этим же карточкам соотносят себя с теми или иными профессиями (на карточках в ходе предварительной подготовки уже должны быть выписаны связи качеств с профессиями).

В игре “Болван” различные жизненные события соотносятся с радостями души и с радостями тела, а также с одобрением этих событий негодяями и порядочными людьми. Игроки, при этом вправе отбирать для себя только привлекательные события, а непривлекательные отдавать некоторому пустому месту - “болвану” (в игре все подсчеты за “болвана” обычно делает ведущий). Иногда получается, что именно “болван”, по мнению самих подростков, оказывается ближе всех к настоящему счастью. Результаты такой игры могут положить начало интересному разговору о смысле жизни.

В игре “Сударь-государь” каждый игрок выполняет роль руководителя государства. После совершения внешне- и внутриполитических игровых действий определяется, какие категории населения данного государства процветают, а какие страдают и деградируют. Например, как живется в таком государстве интеллигентам, военным, учащимся, пенсионерам, журналистам, бизнесменам, ворам и проституткам?...

Игра “Медоворот” предназначена для медико-педагогического профконсультирования. Карточки в игре все время идут по кругу (отсюда название - “Медоворот”), а учащиеся отбирают карточки с наиболее привлекательными для себя профессиями. В игровых бланках каждый игрок отмечает соответствующие изменения в общем состоянии своего здоровья, т.е. как бы прогнозирует, насколько отобранные профессии его улучшат или ухудшат и по каким именно системам организма (в игре представлены восемь таких систем) произойдут эти изменения.

Диагностические возможности карточно-бланковых игр методик примерно такие же, как и при использовании других методов. Особенностью является то, что основной акцент делается не сами «формальные» результаты игр, а на экспертные оценки участников, выписанные на их же собственных карточках. Здесь, например, интересно, как конкретные учащиеся соотносят различные профессии с профессионально-важными качествами (в игре «Комплимент»), различные политические события с благополучием тех или иных групп населения (в игре «Сударь-государь») и т.п.

Для этого необходимо после игры собрать карточки и проанализировать их. Принадлежность карточек тем или иным участникам легко определяется по почерку. Правда, делать все это после каждой игры нецелесообразно, т.к. занимает достаточно много времени. Но для исследовательских целей (например, для анализа представлений учащихся) это может быть дать довольно интересны1 материал.

 

Бланковые игры с классом

 

Данные игровые методики (см. Пряжников, 2012, С.243-257) организуются таким образом, чтобы психолог имел возможность играть с каждым в отдельности и со всеми одновременно. При этом у всех игроков имеются свои игровые бланки, в которых они отражают все свои ходы и результаты. Поскольку в данных методиках моделируются довольно сложные объекты, а сама процедура проводится в явно нестандартизированных условиях, то эти результаты также не должны рассматриваться как традиционная психодиагностика.

В большинстве игр данного типа моделируются некоторые особенности предпринимательской деятельности с учетом специфики социально-экономической ситуации, сложившейся в России при существующем режиме, т.е. с учетом явной криминализацией экономики. Поскольку профессии, связанные с бизнесом (с легким зарабатыванием целых состояний) особенно волнуют современных подростков, то профконсультант не должен уходить от специального их рассмотрения. А поскольку данный вопрос весьма деликатный (о таких профессиях кто-то ведь, действительно, искренне “мечтает”), то специфика этих игр должна заключаться в отсутствии морализаторских элементов типа того, что “деньги должны зарабатываться честным трудом” и т.п. Лучшая форма рассмотрения этих вопросов - это проведение методик в полушутливой, ненавязчивой и интригующей форме.

К методикам данной группы можно отнести следующие. В играх “Бизнес-риск-мен”. “Я - компаньон” и “Купля-продажа” каждый участник играет на своем бланке с ведущим. В игре “Торг” все участники работают в парах (можно играть и втроем).

Диагностические возможности бланковых игр с классом.

Во многом они такие же, как и при использовании других методов, оценивая уровень включенности учащихся в занятие, их остроумные высказывания и реплики и т.п.. Особенностью является то, что, собрав бланки учащихся можно проанализировать их действия, например, готовность рисковать для получения высоких прибылей, внимательность и т.п. Но, поскольку это займет достаточно много времени, делать это постоянно не рекомендуется. Все это может быть интересным лишь для чисто исследовательских целей.

 

Игры-дискуссии

 

Само выделение этих методик в отдельную группу объясняется тем, что главный акцент в них делается на обсуждение спорных, неоднозначных аспектов профессионального и личностного самоопределения. Эти методики включают в себя элементы деловых игр (разбиение участников на команды, разработка и защита проектов, иногда – выбор «жюри», подведение итогов и определение «победителя» и т.п.). Но главное – это организация интересной дискуссии. При этом мы опираемся на следующие важные моменты при организации и проведении дискуссии:

1. Важен не окончательный результат (итог) дискуссии, а сам процесс обсуждения сложных вопросов, хотя дискуссия не исключает и общепринятого результата, к которому могут прийти все участники.

2. Важнейшими смыслами дискуссии являются: 1) знакомство с иными точками зрения; 2) проверка силы своих аргументов; 3) ознакомление участников с собственной позицией по важному вопросу; 4) нахождение единомышленников среди других участников; 5) формирование общей культуры обсуждения сложных и важных вопросов как важного условия развития участника (в данном случае – самоопределяющегося подростка).

3. Часто в дискуссии (как ив любом споре) по настоящему побеждает не тот, кто сумел убедить оппонента в своей правоте, а тот, кто стал «умнее», быть может, даже, изменив свою точку зрения и в чем-то согласившись со своим оппонентом.

4. Приоритет активизации участников над «поиском истины» и создание для них условий для самовыражения и уточнения своих позиций. В этом смысле не допускается навязывание ведущим своего мнения (с опорой на имеющийся авторитет или эмоциональный напор, с использованием угроз, насмешек, артистических или юмористических способностей и других некорректных для спора приемов). Поэтому главная задача организатора дискуссии – создавать для участников условия для формирования способности культурно обсуждать вопросы самоопределения. Ведущий больше внимания должен уделять не столько спору, сколько соблюдением условий корректности спора. При этом он, естественно, может обозначить и свою точку зрения, но лишь как одну из возможных (но не как «окончательную» и «истинную»).

По нашим многочисленным наблюдениям, культурная дискуссия – очень редкое явление, как среди педагогов и психологов, так и среди представителей других профессий (включая и управленцев разного уровня, и журналистов, и бизнесменов и т.п. – это все ежедневно нам демонстрируют в различных теле-, и радиопередачах). Между тем, общий уровень культуры (включая и уровень интеллектуального развития) больше определяется не столько знаниями и умением их эффектно подавать (а то, и навязывать), сколько умением доброжелательно и заинтересованно «слушать другого» (способностью к «децентрации» - по Ж.Пиаже), постепенно и обоснованно меняя при этом собственные взгляды и представления. Можно даже сказать, что для культурного человека важнее и интереснее открытый оппонент, если он способен к цивилизованной дискуссии, чем единомышленник, который не способен не только слушать иные точки зрения, но даже собственные мысли формулирует, опираясь больше на эмоции и агрессию. Нами разработаны следующие игры-дискуссии: «Заработная плата работников – ЗПР» и «Свобода, ответственность, справедливость» - СОС» (см. Пряжников, 2014а, С.277-289).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.193.207 (0.008 с.)