Глава 45. Возможные профессиональные деструкции специалиста-профориентолога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 45. Возможные профессиональные деструкции специалиста-профориентолога



Общее представление о профессиональных деструкциях и их специфика в работе профориентолога

 

Суть деструкций – в негативных изменениях личности специалиста, вызванных многолетней однообразной работой и проявляющихся в понижении производительности труда, осложнениях отношений с коллегами и руководством, а также – в ухудшении взаимоотношений с близкими людьми вне работы (см. Вачков, Гриншпун, Пряжников, 2015; Зеер, Сыманюк, 2005; Маркова, 1996; Полякова, 2008 и др.). Сами деструкции во многом связаны с кризисами и с различными «барьерами» профессионального развития (см. Темы 43 и 46).

Особые проблемы в том, что часто деструкции развиваются незаметно (как латентные болезни), и воспринимаются самим работником как нечто ценное (в отличие от болезни, которая все же воспринимается как некая беда). Например, есть чиновники, которые главный смысл труда видят в том, чтобы максимально поиздеваться над посетителями и на этом самоутвердиться. Они даже иногда хвалятся друг перед другом, как они «сделали» очередного посетителя, который вынужден был перед ними заискивать, извиниться (что пришел не вовремя, что не заказал заранее за три дня какую-то пустяковую справку, или что вообще (!!!) пришел в пальто…). В среде таких специалистов деструкция действительно превращается не только в ценность, но и в главный смысл труда и профессионального развития.

 

Виды деструкций

 

Деструкции могут носить общепрофессиональный характер, могут различаться в конкретных специальностях, в конкретных организациях, и даже на конкретных трудовых постах. Деструкции могут определяться характером самой работы (провоцировать работника совершать нехорошие поступки), особенностями самого работника (когда его дурные качества еще больше проявляются в провоцирующих, «благоприятных» условиях), особенностями сложившихся взаимоотношений в коллективах и в организации (когда поощряются недостойные поступки, коррупция, вымогательство, скандальный тип взаимоотношений и т.п.).

Ниже представлены профессиональные деструкции, специфичные для психолого-педагогических работников (см. Зеер, Сыманюк, 2005, С.94-147; Вачков, Гриншпун, Пряжников, 2015, С.304-310; Маркова, 1996, С.150-151):

1) авторитарность (в основе чего лежит «психологическая защита в виде рационализации», а также завышенная самооценка учителя и схематизация типов учащихся, когда педагог не способен видеть в учениках конкретные личности);

2) демонстративность (и педагог, и психолог имеют множество возможностей для самокрасования и самоутверждения, в основе чего лежит завышенная самооценка и эгоцентризм);

3) дидактичность (в основе – стереотипы профессионального мышления и речевые шаблоны);

4) доминантность (в основе – неспособность к эмпатии, а иногда – и обычный страх перед учениками);

5) педагогическая индифферентность (якобы «вынужденное» профессиональное равнодушие, формирующееся в условиях, когда приходится принимать участие в проблемах учеников чуть ли не ежедневно);

6) педагогический консерватизм (в основе – стереотипы мышления, когда приходится по много раз повторять один и тот же, часто уже устаревший материал, что усугубляется традиционными перегрузками учителей);

7) педагогическая агрессия (в основе часто лежит стремление «психологическая защита» от возможной «агрессии» самих детей);

8) педагогическая экспансия (в основе – тотальная перегруженность работой и стремление передать свою «самоотверженность» в труде детям, заставляя и их перенапрягаться);

9) педагогическое социальное лицемерие (когда приходится говорить на уроках вещи, в которые педагог уже сам давно не верит, например, на уроках истории в современной российской школе времен «демократических преобразований»);

10) педагогический трансфер (проявление реакций и поведения, свойственных значимым для педагога ученикам, например, перенос в свое поведение некоторых высказываний «трудных» учащихся, с которыми у педагога наладился контакт).

К деструктивному развитию можно отнести и «выученную беспомощность» (Зеер, Сыманюк, 2005, С.116-125), когда специалист становится безынициативным и безответственным. Нередко в основе здесь лежит «разочарование» в своей работе и «разочарование» в самом себе, как следствие прежних неудачных усилий в борьбе против закостенелой системы и самодовольных ничтожеств. Другим вариантом более сложных профессиональных деструкций может быть «профессионально отчуждение» и «утрата профессиональной идентичности», когда специалист (в нашем случае – профконсультант) утрачивает личностные смыслы в своем труде (см. Зеер, Сыманюк, 2005, С.122-132; Идентичность, 2003, С.221-225). Также можно говорить и о «профессионально обусловленных акцентуациях» как о разновидности деструкций, выражающиеся в «пограничных состояниях», близких к патологическим нарушениях, вызванных профессиональной деятельностью, но патологией не являющиеся (см. Зеер, Сыманюк, 2005, С.94-102). Также иногда к деструкциям относят «профессиональные стрессы (дистрессы)» и синдром «эмоционального выгорания», которые проявляются либо в несдержанности, либо в апатии, отчаянии, в утрате «тонуса жизни» как следствие неадекватного расхода накопившейся энергии, не получившей достойного выхода в профессии (см. подробнее – Селье, 1992; Ожегова, Пряжников, 2008; Пряжников, Ожегова, Румянцева, 2014). 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.005 с.)