Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организационно-управленческая модель
В основе этой модели - реально работающая система профориентации, предполагающая взаимодействие самых разных социальных институтов: школы, психологических центров, общественных организаций, предприятий, учебных заведений и т.п., что конечно же, облегчает работу конкретного профконсультанта. Даже если представить, что в условиях «рыночно-демократической» РФ это окажется реальностью, то следует помнить, что «система» предполагает и жесткий контроль, который часто осуществляется некомпетентными лицами. И тогда важнейшим условием эффективной работы в рамках такой системы становится способность консультанта писать «нужные» для проверяющих отчеты без особого внутреннего напряжения и без внутренних компромиссов… Но при этом, по возможности, консультант должен постепенно стремится повышать психологическую (профориентационную) культуру различных проверяющих и администраторов… Интересный опыт развития и управления системами школьной профориентации представлен в работе О.П.Апостолова «Профессиональная ориентация в России (опыт, проблемы, перспективы)» (2011). Опыт управления системой службы занятости отражен в работе К.Г. Кязимова «Рынок труда и занятость населения» (2005).
Психотерапевтическая модель
Условно можно выделить основные варианты такой модели: Первая - “глубинная”, психоаналитическая стратегия, основанная на выявлении «внутренних» стремлений самоопределяющегося человека и направление этих стремлений в позитивное русло (через сублимацию и т.п.) В частности, А.Роу и Л.Сонди в рамках «судьбоаналитического подхода исследовали факторы «семейного бессознательного», на основе которых строится карьерная «семейная генограмма» (с учетом профессий родственников и предков), позволяющая иногда прогнозировать карьерное развитие некоторых клиентов (см. Психология труда, инженерная психология и эргономика, 2015, С.217-219). На наш взгляд, перспективно рассмотрение такого стремления как «элитарные ориентации» (ориентации на творчество и достоинство, с одной стороны, или же ориентация на псевдо-элиту, на внешние признаки жизненного «успеха», с другой стороны)… Вторая - “гуманистическая”, основанная на уважительном отношении к уникальности и целостности самоопределяющегося человека. При всей привлекательности и эффективности многих психотерапевтических процедур следует признать, что гуманистические психологи «недооценивают роль социума в формировании личности» (по Б.В.Зейгарник, 1982), хотя самоопределяется человек именно в пространстве общества и культуры. К сожалению, многие клиенты-пациенты, у которых «осуществился личностный рост» на психотерапевтических группах (о чем они любят радостно сообщать с «конгруэнтными улыбочками») часто не способны понять, что происходит в окружающем мире. Следовательно, им трудно самоопределиться в реальном социо-культурном пространстве и их жизненные и профессиональные выборы лишь частично «успешные», поскольку нередко такие люди просто «выпадают» из культуры, ориентируясь лишь на удовлетворение своих простых обывательских потребностей.
Накоплен немалый опыт использования в профконсультировании идей психоанализа, в частности, в концепции «профессиональной зрелости» Д.Сьюпера и его последователей, интегрировавшей идеи и других подходов, успешное карьерное развитие связывается с осознанием личностью труда как ценности, а также – с готовностью к самореализации в труде, что предполагает развитую профессиональную Я-концепцию и профессиональное самосознание (см. Михайлов, 1975; Психология труда, инженерная психология и эргономика, 2015, С.221-222).
Поведенческая модель
В основе – идея о том, что клиента важно обучить правильным действиям для ответственных моментов выбора, для планирования и реализации карьеры. Это довольно успешно делается на «тренингах успешности» или «тренингах карьерного роста». Правда, в большинстве случаев у участников таких тренингов вырабатываются довольно ограниченные навыки правильного карьерного поведения, но почти не затрагиваются вопросы личностного развития и более сложного самоопределения (см. Моргунов, 1996; Ситников, 1996). Это навыки самопрезентации поведения в различных ситуациях (при собеседовании и устройстве на работу), навыки правильного в значимых карьерных ситуациях (во время испытательного срока, в условиях конфликта и т.п.). Иногда, кроме тренингов, проводится предварительная психодиагностика и психокоррекция. Поэтому, можно данный вид помощи можно также обозначить как «частичные услуги», что не снижает важности такой работы.
“Частичные услуги” предполагают ограниченную помощь, например, только профдиагностика, или только профинформирование, или помощь в принятии решения… Заметим, что реально многие профконсультанты вынужденно работают в режиме «частичных услуг», т.к. не всегда возможно оказать полноценную помощь по всем важным компонентам схемы построения личной профессиональной перспективы… В целом, в рамках данной модели также накоплен немалый опыт помощи личности в карьерном планировании и правильном карьерного поведении в соответствии с ролевыми ожиданиями со стороны общества и коллег по работе (М.Яхода, И.Гоффман, П.Уорр).
Рационалистическая модель
Предполагается, что профессиональный выбор и вообще самоопределение можно «рационально просчитать». Наиболее популярна сейчас разработка и использование компьютерный методов при принятии решения, что вполне обосновано, но при условии рассмотрения компьютера только как вспомогательного средства. При этом, наиболее перспективная схема работы – это: «компьютер – живое общение с консультантом», когда после предварительных «рациональных» рассуждений окончательный выбор делается и с опорой на интуицию, и на предшествующий опыт (см. подробнее ниже - интуитивистская модель). В условиях огромного массива информации о профессий, местах получения профессионального образования и мест работы, сложно все это держать «в голове», и тогда просто неизбежным оказывается обращение к компьютерным информационным базам, желательно, упорядоченным и основанным на определенной логике поиска нужной информации. Поэтому, данная (рационалистическая) модель во многом связана с информационной моделью в ее современном варианте. Накоплен значительный опыт использования рационального анализа различных факторов, обеспечивающих успешную карьеру, (А.Каспи, М.Раттер, Д.Тидеман, Р.О ҆Хара, Н.Физер, Г.Элдер).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.32 (0.005 с.) |