Значение принципов в профориентологии, профориентации и профессиональном самоопределении. Общие принципы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение принципов в профориентологии, профориентации и профессиональном самоопределении. Общие принципы



 

Как известно, принципы задают систему «ограничений» и «дозволений» в работе специалиста. В структуре методологического знания сами принципы определяются после выделения целей и смыслов деятельности (общефилософский уровень), а также – после уточнения предмета и метода деятельности (конкретно научный уровень). И уже после этого, на основе этих принципов разрабатываются конкретные технологии исследования и практической деятельности, т.е. принципы как бы задают определенные «рамки», и даже обозначают сам «вектор» работы, позволяющий достигать намеченные цели.

Различные авторы выделяют принципы профессионального консультирования. Ниже, на нескольких примерах мы покажем, что идея учета разнообразных реальностей (фактически, принцип «реализма») присутствует везде, а иногда эту идею можно обнаружить даже в разных по своим формулировкам принципах.

Например, Е.А.Климов выделил следующие основные принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии: 1) культивирование полной психологической структуры труда; 2) воспитание равного уважения к разным видам профессионального труда как социально равноценным; 3) знакомство с профессиями как органичным звеном формирования мировоззрения; 4) опора на формирующий, воспитательный подход (в противовес «отсеивающему» подходу); 5) помощь человеку не как компенсация его «беспомощности», а как активизация его жизненной позиции; 6) последовательная реализация права и возможностей подрастающего человека на сознательный и свободный выбор профессии в связи с реалистичной оценкой им себя и конкретной жизненной ситуации; 7) сочетание массовых форм работы с групповым и индивидуальным подходами (Климов, 1983, С.6-8). Особенно интересен для нас шестой принцип, где говорится о «реалистичной оценки себя и конкретной жизненной ситуации». Правда, писал об этом Е.А.Климов еще в советский период, но «принцип реалистичности» уже, фактически, был обозначен, тем более, что и в советское время были свои сложности в понимании «реалистичности» социально-экономической ситуации.

Можно выделить целую систему принципов профессионального самоопределения, включающую следующие основные блоки: методологические, этические, организационные, практические, методические (см. Пряжников, 2014б, С.143-150). В последующих разделах эти принципы будут представлены более подробно.

 

Методологические принципы

 

Методологические принципы отражают специфику профориентационной работы, отличающую эту работу от других направлений психолого-педагогической практики, выражающуюся в следующем: 1) культурно-историческая обусловленность самоопределения; 2) личностно-индивидуальный подход к клиенту; 3) системность работы; 4) комплексность работы; 5) постепенность (предполагающая учет реальной ситуации развития субъекта самопределения); 6) приоритет ценностно-нравственных ориентаций в самоопределении (также предполагается учет уровня нравственного развития конкретного клиента). Более подробно эти принципы раскрываются в различных главах пособия.

 

Этические принципы

 

Этические принципы отражают уважительное отношение профконсультанта к клиенту, в основе которого – вера в готовность человека к самоопределению: 1) «не навреди»; 2) не навешивай оценочных «ярлыков»; 3) стремись к доброжелательному пониманию клиента (уточнение принципа «безусловного принятия клиента»); 3) конфиденциальность; 4)  сочетание добровольности и обязательности при использовании определенных методов; 5) не выясняй отношений с коллегами в присутствии клиентов; 6) уважительно относись к любому клиенту (учитывай его реальные особенности); 7) не самоутверждайся за счет клиента; 8) уважай себя как специалиста (профконсультанта) и как личность.

 

Организационные принципы

 

Организационно-управленческие принципы делятся на две подгруппы:

Первая подгруппа – принципы организации профконсультационной помощи: 1) многообразие форм и методов работы; 2) «экологичность» (нравственность, ориентация на этически приемлемые цели работы); 3) преемственность (учет предшествующего опыта); 4) гибкость; 5) выделение приоритетов; 6) самоактивизация (и ответственность) различных субъектов системы профориентации; 7) формирование профессионального содружества; 8) гибкость, готовность к разумным компромиссам (близко к принципу конкретности и принципу реализма); 9) действенный оптимизм и разумная самоирония; 10) взаимосвязь принципов (близко к принципу системности).

Вторая подгруппа – принципы организации подготовки кадров профконсультантов: 1) способствование творческой самореализации специалистов; 2) соединение теоретической подготовки с методологической и практической (с постепенным формированием готовности к самостоятельному конструированию средств своей профессиональной деятельности); 3) учет имеющегося у обучающихся специалистов профессионального и жизненного опыта (близко к принципу реализма); 4) формирование полноценной ценностно-нравственной основы профессиональной деятельности.

 

Практические принципы

Конкретно-практические принципы: 1) учет реальной аудитории и особенностей конкретных клиентов; 2) учет реальных условий использования конкретных методик; 3) учет собственной готовности к оказанию помощи со стороны консультанта; 4) чередование различных форм и методов работы; 5) учет характеристик самой используемой методики (ее динамичности, привлекательности и др.); 6) взаимодополняемость методов (сочетание собственно профориентационных и вспомогательных методик); 7) диалогичность профконсультационной работы (предплагающая и культурные дискуссии и внутренний диалог); 8) приоритет активизирующих методов. Добавим к этому: 9) принцип цикличности (возвращение к прежним темам на новом этапе развития учащихся); 10) принцип преемственности (опора на предшествующие достижения); 11) принцип процедурной завершенности используемых форм и методов работы (методика, особенно - игровая, должна быть закончена на данном занятии или консультации); 12) принцип содержательной незавершенности (ценностно-смысловой «отсроченности» работы, когда учащиеся готовы уже за рамками занятий самостоятельно размышлять над поставленными проблемами); 13) принцип учета готовности персонала школ (администрации и педколлектива) к взаимодействию с психологом-профконсультантом; 14) принцип учета готовности родителей учащихся к взаимодействию с психологом-профконсультантом.

Заметим, что в данной группе первые три принципа напрямую соотносятся с идеей учета реальных условий работы консультанта и, фактически являются конкретизацией «принципа реальности».

Методические принципы

 

Данные принципы отражают особенности проектирования и использования различных методов профориентации. Условно их можно разбить на несколько групп:

Принципы проектирования методов профессиональной диагностики: 1) ориентация на существенные критерии развития субъекта самоопределения; 2) прогностичность оценок (ориентация на перспективу развития самоопределяющеся личности); 3) психометрическое качество тестов (репрезентативные выборки, корректные нормы и т.п.); 4) доступность для пользователей (профконсультантов); 5) стремление к объективности оценок (отказ от предвзятости психолога к клиенту) и др.

Принципы использования методов профессиональной психодиагностики: 1) стандартизация условий обследования при использовании тестов; 2) сочетание разных методов при составлении «диагностического портрета» обследуемого; 3) учет всей ситуации самоопределения клиента при составлении «диагностического портрета», что предполагает дополнение количественных показателей диагностики качественными показателями, полученными на основе «понимания» и «прочувствования» консультантом всего контекста самоопределения данного человека; 4) по возможности, сотрудничество с психолога с обследуемым в понимании и интерпретации полученных диагностических данных (выведение обследуемого на уровень самопознания) м др.

Принципы проектирования методов воздействия (коррекции, развития): 1) ориентация на существенные параметры развития субъекта самоопределения; 2) простота и доступность методики для пользователей (профконсультантов и смежных специалистов); 3) понятность общего содержания, процедуры и инструкций методики для клиентов; 4) учет реальных условий возможного использования методики (по времени, помещению, необходимого реквизита и т.п.); 5) учет возрастных и социо-культурных особенностей людей, с которыми предполагается проводить данную методику и др.

Принципы использования методов воздействия: 1) учет возрастных особенностей клиентов и уровня их общего развития; 2) адекватность времени использования методики реальным условиям работы с данным клиентом и группой; 3) максимальное вовлечение участников методики в процедуру с целью их активизации; 4) по возможности, обучающий эффект методики, позволяющий формировать у клиентов навыки самостоятельного решения профориентационных проблем; 5) ориентация на сотрудничество клиентов с психологом-профконсуьтантом и с другими участниками (при групповой работе) и др.

Как уже отмечалось, многие принципы (из разных групп) взаимодополняют друг друга. При организации взаимодействия педагогов и психологов с администрацией своих образовательных учреждений, с родителями и с самими учащимися иногда бывает полезно прийти к общему пониманию данных принципов или, хотя бы, к некоторым из них.

Вопросы и задания:

1.Почему важно выделять принципы в профориентологии?

2.Прокоментуруйте этический принцип «Не навреди!», применительно к профориентации.

3. Прокомментируйте этический принцип «Не оценивай!», применительно к профориентации.

4.Прокомментируйте организационный принцип «Разнообразие форм и методов работы», применительно к профориентации.

5.Прокомментируйте методический принцип «Простота и понятность метода для клиента», применительно к профориентации.

6.Покажите на примере взаимосвязь принципов в профориентологии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.008 с.)