Психологическое понимание «труда» и «профессии» 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическое понимание «труда» и «профессии»



 

Уточнение понимания «профессии» важно для того, чтобы самоопределяющаяся личность представляла себе, что именно она выбирает, и как этот выбор повлияет на развитие личности. Е.А.Климов выделил основные психологические регуляторы труда (см. Климов, 1988, С.19-21): 1) образ объекта труда (чувственный образ; репрезентативный образ, например, память воображение...); 2) образ субъекта труда (актуальный “образ Я”; обобщенный “Я-образ” - представление себя во времени, представление себя представителем профессии, членом общества...); 3) образ субъект-объектных и субъект-субъектных отношений (потребности, эмоции, характер, направленность личности и ее мировоззрение...).

Е.А.Климовым выделены были также более конкретные психологические признаки труда (см. Климов, 1988 С.61-68): 1) Сознательное предвосхищение социально ценного результата (знание о продукте - результате труда; осознание его социальной значимости; аффективный тон соответствующего знания - отношение к этому знанию); 2) Сознание обязательности достижения заданного результата (понимание ответственности; переживание ответственности); 3) Сознательное выделение и владение внешними и внутренними средствами деятельности (знание средств деятельности; практическое владение средствами деятельности; переживания, связанные с применением средств деятельности); 4) Осознанная ориентировка в межлюдских производственных отношениях (понимание-знание вариантов взаимоотношений; переживание взаимоотношений).

Например, даже если человек за рамками своих непосредственных обязанностей (в отпуске, на отдыхе и т.п.) совершает какое-либо полезное действие, соответствующее всем выделенным выше признакам, то этот человек трудится. И наоборот, если человек на своей работе не осознает цели своего труда, или не осознает ответственности (даже получая за это официальную высокую зарплату), то о труде в полноценном психологическом понимании говорить не приходится. По сути, главным в психологическом понимании труда является то, что происходит на уровне сознания (в каждом из признаков, выделенных Е.А.Климовым слова «сознание», «осознанное» стоят на главных позициях). А собственно «эффективность труда» является скорее заботой самих работников и их руководителей.

Позднее Е.А.Климов выделяет более конкретные аспекты понятия «профессия» (см. Климов, 1996, С. 145-205): 1) Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни (известно, что профессия все-таки накладывает свой «отпечаток» на всю жизнь человека); 2) Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности психолога. 3) Профессия как деятельность и область проявления личности. 4) Профессия как исторически развивающаяся система. Интересно, что само слово «профессия» восходит к латинскому profiteri - «говорить публично». «Таким образом, в феномене профессии исконно скрыты события, являющиеся предметом и общей и социальной психологии», - отмечает Е.А.Климов (там же, С. 177-178). 5) Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда (например, самим психологом).

Можно выделить следующие основные характеристики профессии:

1) Это ограниченный вид трудовой деятельности (вследствие исторического разделения труда);

2) Это общественно-полезная деятельность. Хотя четкого критерия «полезности» не существует, но интуитивно даже простые люди прекрасно понимают, от какого работника больше пользы, а от какого – меньше. Правда, неопределенность общественной полезности разных видов труда все-таки порождает сильную спекуляцию по этому поводу. Например, с помощью изощренной демагогии обосновывается, что труда спекулянта гораздо важнее труда честного труженика, а соответственно, обосновывается, что и получать он должен намного больше (в десятки раз – пример современной РФ). Вероятно, одним из перспективных направлений профессиографии должен стать не только традиционный анализ операционально-технологического содержания труда (этим неплохо занимаются технологи на производстве), сколько обоснование более справедливой оценки разных профессионалов с позиций психологического и культурологического анализа.

3) Это деятельность, предполагающая специальную подготовку (заметим, что это именно современное понимание профессии, хотя еще К.Маркс говорил о том, что “при развитой промышленности работник вынужден будет постоянно обновлять свою профессию”). В настоящее время в ФРГ на некоторых фирмах не присваивается квалификация (“ключевая квалификация” - по Д.Мартенсу), если работник не демонстрирует “способность адаптироваться к динамичному производству и к легкому переходу от одного вида труда к другому”) (см. Зеер, 1993);

4) это деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение, моральное и материальное, дающее человеку возможность не только удовлетворять свои насущные потребности и являющиеся условием его всестороннего развития (сейчас в качестве такого вознаграждения выступают в основном деньги);

5) Это деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус (чем человек занимается, дело человека, его работа - это его главная «визитная карточка»);

6) Наконец, можно вспомнить определение профессии, данное еще в 1913 году С.М.Богословским: «Профессия – есть деятельность, и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию», но при условии, что эта деятельность «…признается за профессию личным самосознанием данного лица» (цит. по Климову, Носковой, 1992, С. 161). Последнее обстоятельство позволяет понять самую главную психологическую характеристику профессии – отношение к данной работе как к своей «профессии» конкретным работником. Заметим, что данное понимание профессии было предложено С.М.Богословским задолго до Э.Фромма (1990), который позже рассуждал об «отчужденном характере», когда человек не воспринимает свою работу как личностно значимую.

Все это позволяет совершенно по-новому анализировать профессиональную деятельность с собственно психологических позиций. Например, даже если работник работает хорошо и им вполне довольно начальство, в психологическом плане у него могут возникать серьезные проблемы, когда он ненавидит то, что делает и т.п.

Примечательно, что у американцев различаются понятия «труд», «трудовые занятия» (occupation), связанные с различными уровнями выполнения работы и собственно понятие «профессия» (profession), с которой связывают относительно высокие уровни выполнения данной работы (см. Климов, 1995, с.46).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.151.153 (0.005 с.)