Смена концептуальных установок в развитии практической профориентации: зарубежный и отечественный опыт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Смена концептуальных установок в развитии практической профориентации: зарубежный и отечественный опыт



Если обратиться к примеру Франции, то можно условно выделить следующие этапы развития профориентации – этапы смены основных акцентов в работе (см. Михайлов, 1977): в 20-е годы акцент делался на трудоустройстве (последствия войны, безработица); в 40-50 гг. – определение профпригодности клиентов с помощью тестов (эпоха глобального «тестологического бума»); с 70-х годов – преобладающим направлением стало «воспитание у молодежи способности самостоятельно делать выбор»… Интересно, что уже в 60-70 гг. в рамках «борьбы с тестоманией» стали даже появляться специальные частные бюро, где будущих клиентов обучали, как «лучше» и «правильнее» отвечать на вопросы тестов и, в итоге, более выгодно представать перед работодателями…

В настоящее время в странах с пока еще невысокой психологической культурой «процветает тестирование» (в более развитых странах стараются переносить акцент на индивидуальные профконсультации).

Анализируя американскую профориентацию и «психологию карьеры», Ю.В.Укке отмечает, что если уже к концу 70-х годов на теоретическом уровне давно наметился отход от массированной психодиагностики, то на практике в основном все продолжают заниматься тестированием учащихся (Укке, 1972)…

Правда, уже в последние годы даже в странах с развитыми психологическими службами вновь намечается некоторый возврат к поголовному тестированию… Объясняется это не столько появлением каких-то новых достоверных тестов, сколько устоявшимся представлением многих начальников, заказчиков и клиентов, что только тесты – это и есть настоящее научное средство помощи в выборе профессии. Даже в разработке самих тестов приходится «подыгрывать» потенциальным клиентам и заказчикам. В этой связи А.Г.Шмелев отмечает: «Любому новому тесту, каким бы он ни был передовым в научном отношении, в этих условиях очень трудно конкурировать с «классическими» методиками, по которым накоплена огромная методическая литература. Даже новые компьютерные тесты, обладающие массой объективных достоинств (например, гибкими возможностями настройки на конкретного испытуемого – свойствами так называемого «адаптивного тестирования»), с трудом пробивают себе дорогу и до сих пор не могут сравниться в популярности с «классическими» методиками. Не случайно многие образцы современных компьютерных тестов являются не более, чем компьютерными версиями существовавших до них буклетных, или «карандашно-бумажных» методик» (Шмелев, 1996, С.56)..

В данной ситуации проще немного «подыграть» клиенту, начальнику или заказчику, чем переубеждать его. Тем более, что тесты все-таки позволяют решать ряд задач: при грамотном использовании они могут дать определенную информацию о клиенте, с их помощью легко формировать мотивацию клиента на самопознание и т.п. Интересно, известный психолог В.П.Зинченко писал по этому поводу: «Я предпочитаю определять коэффициент интеллектуальности не с помощью тестов, а по выражению лица. Несмотря на огромные усилия по установлению валидности тестов, многие из них так и остаются инвалидными» (см. Зинченко, 1995, С.15)…

Вероятно, современным профконсультантам все-таки следует готовить себя к неизбежности использования профориентационных тестов хотя бы для того, чтобы не «осложнять себе жизнь» в бесполезных «выяснениях отношений» с клиентами и начальниками и больше времени, талантов и сил уделять творческому подходу к своей работе…

В целом, можно обозначить примерно следующую смену концептуальных установок в развитии практической профориентации в западной профориентации:

1) профотбор (часто без учета личностных особенностей претендента, главное – экономическая целесообразность конкретной организации и показатели занятости на данной территории);

2) профотбор на научной основе (тестирование);

3) консультирование (на основе взаимодействия консультанта с клиентом);

4) формирование отдельных навыков самоопределения (тренинги успешности, часто в режиме совместных обсуждений и дискуссий);

5) формирование субъекта профессионального самоопределения (с обсуждением сложных вопросов принятия карьерных решений в контексте личностного развития в индивидуальной и групповой работе);

6) развитие системной профориентации (при организации взаимодействия различных социальных институтов);

7) включение профориентации в систему управления человеческими ресурсами (с реальным участием власти, с хорошим финансированием, с поднятием статуса профориентационной работы на всех уровнях).

 

6.2. Эволюция проблематики профессионального самоопределения

 

В целом можно выделить примерно следующие этапы развития проблематики профессионального самоопределения:

1. Конкретно-адаптационный этап – в периоды социально-экономических бедствий и массовой безработицы, где главное – помочь клиентам «трудоустроиться», что для современной России актуально и по сей день…

2. Диагностико-рекомендательный. В основе – «трехфакторная модель Ф.Парсонса: изучение требований профессии к человеку – первый «фактор», исследование качеств человека с помощью тестов – второй «фактор», сопоставление требований с качествами человека и выдача рекомендации о пригодности или непригодности к данной профессии – третий «фактор». При этом качества человека и требования профессии рассматриваются как относительно стабильные, что и служит основой для «объективного» выбора…

3. Искусственная «подгонка» человека и профессии – возможны варианты: обман, манипуляция, агитация на непривлекательные профессии (были распространены в 60-80 гг. в СССР); умелая продажа себя на «рынке труда» (это, скорее, уже обман предприятий и государства в целом со стороны клиентов, прошедших подготовку на различных консультациях и тренингах, например, сейчас во многих магазинах имеется масса пособий по «эффективному построению карьеры», основанной на «умелой продаже себя работодателю»); разработка методик с элементами манипуляции (например, после обследования у многих «вдруг» выявляется интерес к «требуемым» профессиям…) или такой вариант, когда «психологи-шабашники» по просьбе доверившихся им директоров школ проводят весьма сомнительные обследования старшеклассников и после двух-трех занятий выдают целому классу рекомендации о выборе профессии.

Последний вариант, с одной стороны, является компенсацией почти полного отсутствия профориентационной работы во многих школах (по принципу: лучше такая помощь, чем вообще никакой), но с другой стороны, главная задача таких психологов-шабашников – это заработать деньги, ведь с учащихся и их родителей собираются немалые гонорарчики и чтобы отработать эти гонорарчики лучше просто подогнать результаты тестовых обследований под ожидания подростков, их учителей и родителей...

4. Диагностико-корректирующая, диагностико-развивающая профконсультация. В отличие от диагностико-рекомендательной модели профориентационной помощи, основанной на неизменности качеств и требований профессий, здесь все основано на учете изменений в выбираемых профессиях, в их требованиях к человеку, а также на учете меняющегося клиента (оптанта). Важной особенностью такого рода помощи оказывается возможность что-то улучшить в своей ситуации и постоянно корректировать свои выборы в зависимости от изменения требований профессии и от изменений своих собственных способностей (см. Борисова, Гуревич, 1988).

5. Пробно-ориентирующий подход («профессиональные пробы» в разных видах трудовой деятельности). Еще на этапе школьного обучения это можно реализовать через уроки труда, производственную практику и т.п. Наиболее эффективно эта идея реализована в системе «Фукуяма-тест» в Японии, когда школьникам дается возможность в старших классах ознакомиться с основными сферами японского производства (в специальных учебных мастерских при профильных предприятиях) отмечая свои впечатления в специальных дневниках, что позволяет им осознанно самоопределиться к моменту окончания школы (Укке, 1990; Фукуяма, 1989). Мы считаем, что потенциал и трудовая мотивация школьников во многом недооценивается и, при правильной организации трудового воспитания и обучения, многие выпускники вместе с аттестатом могли бы получать по нескольку рабочих профессий, что позволило бы не только повысить их конкурентоспособность на рынке труда, но и сориентировало бы многих на более ответственное отношение к своей жизни и к обществу.

Учет изменяющегося общества.  В дополнение к изменяющимся профессиям и изменяющемуся человеку происходит учет динамики общественных процессов. Сама профессия все больше начинает рассматриваться как средство для построения своего жизненного успеха, а также как средство для нахождения с помощью профессии своего места в данном обществе. Основные понятия, характерные для данного уровня развития профориентации являются: профессиональный и жизненный успех, карьера, образ жизни… Главная проблема здесь – понять, в каком обществе мы живем, сориентироваться в данном социо-культурном пространстве, в условиях современной России это сделать весьма непросто, ведь даже официальная власть по настоящему не сориентировалась в современной ситуации и сама не знает толком, что творит…

Учет изменения (развития) «ценностно-нравственного, смыслового ядра» самоопределяющегося человека. На данном уровне профориентационной помощи учитывается изменение представлений самоопределяющегося человека о самом смысле его профессионального выбора. Также учитывается не просто «успех», но и «моральная цена» за такой успех. Основными понятиями здесь становятся: совесть, чувство собственного достоинства, смысл жизни и выбираемой профессиональной деятельности, а также идеал личностного и профессионального самоопределения. Поиск идеала своего развития становится одной из самых ответственных и сложных проблем самоопределяющегося молодого человека. Недаром, Э.Эриксон писал, что главная проблема подростка – это «поиск аристократии и идеологии» (Эриксон, 2000, с. 251), и если молодой человек не сможет для себя в этом разобраться, то он легко становится добычей всяких проходимцев, в том числе и политических проходимцев, ведь далее Э.Эриксон начинает рассуждать о фашизме и отмечает, что «Германия капитулировали перед юношеством, потерявшем свою идентичность» (Эриксон, 2000, с. 335)…

Выход на более высокие (и более сложные) уровни развития профориентации порождает особые проблемы, в частности:

1) Неясность вектора развития (изменения) общества, когда сложно становится определить и свое место в таком «неопределеном» (или, лучше сказать, «недосамоопределившемся») обществе. В такой ситуации важно формировать у клиента готовность к различным вариантам самоопределения, а также - готовность ориентироваться не только в реальном обществе, но и хоть какие-то попытки прогнозировать (по-своему) изменение общества…

Неясность с идеалами личностного и профессионального самоопределения (к чему стремится, с кого брать пример…). Это, прежде всего, столь нелюбимая и болезненная для многих психологов проблема «элиты» (элитарных ориентаций). Хотя как уже отмечалось выше, еще Э.Эриксон писал, что для подростка очень важно определить для себя «аристократию» (образец «лучших людей») и «идеологию», чтобы обосновать свои жизненные выборы…

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте современный этап в развитии российской профориентации.

2.В чем достоинства и недостатки «трехфакторной модели» Ф.Парсонса?

3.Приведите примеры «искусственной подгонки» человека и профессии.

4.Какие преимущества в плане формирования субъекта профессионального самоопределения дает консультирование по сравнению с профотбором?

5. Почему диагностико-корректирующая схема профорниетационной работы на сегодняшний день плохо развита в России?

6. Почему профориентационная работа с учетом и прогнозированием развития социально-экономической ситуации в стране (России) находится на невысоком уровне?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.01 с.)