Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Смена концептуальных установок в развитии практической профориентации: зарубежный и отечественный опыт
Если обратиться к примеру Франции, то можно условно выделить следующие этапы развития профориентации – этапы смены основных акцентов в работе (см. Михайлов, 1977): в 20-е годы акцент делался на трудоустройстве (последствия войны, безработица); в 40-50 гг. – определение профпригодности клиентов с помощью тестов (эпоха глобального «тестологического бума»); с 70-х годов – преобладающим направлением стало «воспитание у молодежи способности самостоятельно делать выбор»… Интересно, что уже в 60-70 гг. в рамках «борьбы с тестоманией» стали даже появляться специальные частные бюро, где будущих клиентов обучали, как «лучше» и «правильнее» отвечать на вопросы тестов и, в итоге, более выгодно представать перед работодателями… В настоящее время в странах с пока еще невысокой психологической культурой «процветает тестирование» (в более развитых странах стараются переносить акцент на индивидуальные профконсультации). Анализируя американскую профориентацию и «психологию карьеры», Ю.В.Укке отмечает, что если уже к концу 70-х годов на теоретическом уровне давно наметился отход от массированной психодиагностики, то на практике в основном все продолжают заниматься тестированием учащихся (Укке, 1972)… Правда, уже в последние годы даже в странах с развитыми психологическими службами вновь намечается некоторый возврат к поголовному тестированию… Объясняется это не столько появлением каких-то новых достоверных тестов, сколько устоявшимся представлением многих начальников, заказчиков и клиентов, что только тесты – это и есть настоящее научное средство помощи в выборе профессии. Даже в разработке самих тестов приходится «подыгрывать» потенциальным клиентам и заказчикам. В этой связи А.Г.Шмелев отмечает: «Любому новому тесту, каким бы он ни был передовым в научном отношении, в этих условиях очень трудно конкурировать с «классическими» методиками, по которым накоплена огромная методическая литература. Даже новые компьютерные тесты, обладающие массой объективных достоинств (например, гибкими возможностями настройки на конкретного испытуемого – свойствами так называемого «адаптивного тестирования»), с трудом пробивают себе дорогу и до сих пор не могут сравниться в популярности с «классическими» методиками. Не случайно многие образцы современных компьютерных тестов являются не более, чем компьютерными версиями существовавших до них буклетных, или «карандашно-бумажных» методик» (Шмелев, 1996, С.56)..
В данной ситуации проще немного «подыграть» клиенту, начальнику или заказчику, чем переубеждать его. Тем более, что тесты все-таки позволяют решать ряд задач: при грамотном использовании они могут дать определенную информацию о клиенте, с их помощью легко формировать мотивацию клиента на самопознание и т.п. Интересно, известный психолог В.П.Зинченко писал по этому поводу: «Я предпочитаю определять коэффициент интеллектуальности не с помощью тестов, а по выражению лица. Несмотря на огромные усилия по установлению валидности тестов, многие из них так и остаются инвалидными» (см. Зинченко, 1995, С.15)… Вероятно, современным профконсультантам все-таки следует готовить себя к неизбежности использования профориентационных тестов хотя бы для того, чтобы не «осложнять себе жизнь» в бесполезных «выяснениях отношений» с клиентами и начальниками и больше времени, талантов и сил уделять творческому подходу к своей работе… В целом, можно обозначить примерно следующую смену концептуальных установок в развитии практической профориентации в западной профориентации: 1) профотбор (часто без учета личностных особенностей претендента, главное – экономическая целесообразность конкретной организации и показатели занятости на данной территории); 2) профотбор на научной основе (тестирование); 3) консультирование (на основе взаимодействия консультанта с клиентом); 4) формирование отдельных навыков самоопределения (тренинги успешности, часто в режиме совместных обсуждений и дискуссий); 5) формирование субъекта профессионального самоопределения (с обсуждением сложных вопросов принятия карьерных решений в контексте личностного развития в индивидуальной и групповой работе); 6) развитие системной профориентации (при организации взаимодействия различных социальных институтов); 7) включение профориентации в систему управления человеческими ресурсами (с реальным участием власти, с хорошим финансированием, с поднятием статуса профориентационной работы на всех уровнях).
6.2. Эволюция проблематики профессионального самоопределения
В целом можно выделить примерно следующие этапы развития проблематики профессионального самоопределения: 1. Конкретно-адаптационный этап – в периоды социально-экономических бедствий и массовой безработицы, где главное – помочь клиентам «трудоустроиться», что для современной России актуально и по сей день… 2. Диагностико-рекомендательный. В основе – «трехфакторная модель Ф.Парсонса: изучение требований профессии к человеку – первый «фактор», исследование качеств человека с помощью тестов – второй «фактор», сопоставление требований с качествами человека и выдача рекомендации о пригодности или непригодности к данной профессии – третий «фактор». При этом качества человека и требования профессии рассматриваются как относительно стабильные, что и служит основой для «объективного» выбора… 3. Искусственная «подгонка» человека и профессии – возможны варианты: обман, манипуляция, агитация на непривлекательные профессии (были распространены в 60-80 гг. в СССР); умелая продажа себя на «рынке труда» (это, скорее, уже обман предприятий и государства в целом со стороны клиентов, прошедших подготовку на различных консультациях и тренингах, например, сейчас во многих магазинах имеется масса пособий по «эффективному построению карьеры», основанной на «умелой продаже себя работодателю»); разработка методик с элементами манипуляции (например, после обследования у многих «вдруг» выявляется интерес к «требуемым» профессиям…) или такой вариант, когда «психологи-шабашники» по просьбе доверившихся им директоров школ проводят весьма сомнительные обследования старшеклассников и после двух-трех занятий выдают целому классу рекомендации о выборе профессии. Последний вариант, с одной стороны, является компенсацией почти полного отсутствия профориентационной работы во многих школах (по принципу: лучше такая помощь, чем вообще никакой), но с другой стороны, главная задача таких психологов-шабашников – это заработать деньги, ведь с учащихся и их родителей собираются немалые гонорарчики и чтобы отработать эти гонорарчики лучше просто подогнать результаты тестовых обследований под ожидания подростков, их учителей и родителей... 4. Диагностико-корректирующая, диагностико-развивающая профконсультация. В отличие от диагностико-рекомендательной модели профориентационной помощи, основанной на неизменности качеств и требований профессий, здесь все основано на учете изменений в выбираемых профессиях, в их требованиях к человеку, а также на учете меняющегося клиента (оптанта). Важной особенностью такого рода помощи оказывается возможность что-то улучшить в своей ситуации и постоянно корректировать свои выборы в зависимости от изменения требований профессии и от изменений своих собственных способностей (см. Борисова, Гуревич, 1988). 5. Пробно-ориентирующий подход («профессиональные пробы» в разных видах трудовой деятельности). Еще на этапе школьного обучения это можно реализовать через уроки труда, производственную практику и т.п. Наиболее эффективно эта идея реализована в системе «Фукуяма-тест» в Японии, когда школьникам дается возможность в старших классах ознакомиться с основными сферами японского производства (в специальных учебных мастерских при профильных предприятиях) отмечая свои впечатления в специальных дневниках, что позволяет им осознанно самоопределиться к моменту окончания школы (Укке, 1990; Фукуяма, 1989). Мы считаем, что потенциал и трудовая мотивация школьников во многом недооценивается и, при правильной организации трудового воспитания и обучения, многие выпускники вместе с аттестатом могли бы получать по нескольку рабочих профессий, что позволило бы не только повысить их конкурентоспособность на рынке труда, но и сориентировало бы многих на более ответственное отношение к своей жизни и к обществу.
Учет изменяющегося общества. В дополнение к изменяющимся профессиям и изменяющемуся человеку происходит учет динамики общественных процессов. Сама профессия все больше начинает рассматриваться как средство для построения своего жизненного успеха, а также как средство для нахождения с помощью профессии своего места в данном обществе. Основные понятия, характерные для данного уровня развития профориентации являются: профессиональный и жизненный успех, карьера, образ жизни… Главная проблема здесь – понять, в каком обществе мы живем, сориентироваться в данном социо-культурном пространстве, в условиях современной России это сделать весьма непросто, ведь даже официальная власть по настоящему не сориентировалась в современной ситуации и сама не знает толком, что творит… Учет изменения (развития) «ценностно-нравственного, смыслового ядра» самоопределяющегося человека. На данном уровне профориентационной помощи учитывается изменение представлений самоопределяющегося человека о самом смысле его профессионального выбора. Также учитывается не просто «успех», но и «моральная цена» за такой успех. Основными понятиями здесь становятся: совесть, чувство собственного достоинства, смысл жизни и выбираемой профессиональной деятельности, а также идеал личностного и профессионального самоопределения. Поиск идеала своего развития становится одной из самых ответственных и сложных проблем самоопределяющегося молодого человека. Недаром, Э.Эриксон писал, что главная проблема подростка – это «поиск аристократии и идеологии» (Эриксон, 2000, с. 251), и если молодой человек не сможет для себя в этом разобраться, то он легко становится добычей всяких проходимцев, в том числе и политических проходимцев, ведь далее Э.Эриксон начинает рассуждать о фашизме и отмечает, что «Германия капитулировали перед юношеством, потерявшем свою идентичность» (Эриксон, 2000, с. 335)…
Выход на более высокие (и более сложные) уровни развития профориентации порождает особые проблемы, в частности: 1) Неясность вектора развития (изменения) общества, когда сложно становится определить и свое место в таком «неопределеном» (или, лучше сказать, «недосамоопределившемся») обществе. В такой ситуации важно формировать у клиента готовность к различным вариантам самоопределения, а также - готовность ориентироваться не только в реальном обществе, но и хоть какие-то попытки прогнозировать (по-своему) изменение общества… Неясность с идеалами личностного и профессионального самоопределения (к чему стремится, с кого брать пример…). Это, прежде всего, столь нелюбимая и болезненная для многих психологов проблема «элиты» (элитарных ориентаций). Хотя как уже отмечалось выше, еще Э.Эриксон писал, что для подростка очень важно определить для себя «аристократию» (образец «лучших людей») и «идеологию», чтобы обосновать свои жизненные выборы… Вопросы и задания: 1. Охарактеризуйте современный этап в развитии российской профориентации. 2.В чем достоинства и недостатки «трехфакторной модели» Ф.Парсонса? 3.Приведите примеры «искусственной подгонки» человека и профессии. 4.Какие преимущества в плане формирования субъекта профессионального самоопределения дает консультирование по сравнению с профотбором? 5. Почему диагностико-корректирующая схема профорниетационной работы на сегодняшний день плохо развита в России? 6. Почему профориентационная работа с учетом и прогнозированием развития социально-экономической ситуации в стране (России) находится на невысоком уровне?
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.01 с.) |