Соотношение гуманитарных и естественно-научных традиций в профориентологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение гуманитарных и естественно-научных традиций в профориентологии



 

Вопрос о том, к каким наукам относятся психология, к гуманитарным или к естественным является дискуссионным еще с тех времен, когда В.Дильтей еще в начале прошлого века предложил разделять психологию на «описательную» и «объяснительную» (Дильтей, 1995). При этом, к объяснительной психологии он относил такую, где возможно, опираясь на естественно-научную традицию, организовывать строгий эксперимент и получать достоверные данные с помощью точного измерения (психофизиологические, поведенческие реакции и др.). Но в психологии много таких явлений, которые невозможно измерять точно (личностное развитие, сложные жизненные выборы и т.п.), и тогда эти явления можно описывать, учитывая в том, числе, и весь контекст развития и существования таких явлений, что больше соотносится с гуманитарной традицией. О том, что в психологии эти две традиции (естественно-научная и гуманитарная) не противоречат друг другу, а наоборот, дополняют друг друга, пишут и современные авторы (Дружинин, 1994; Слободчиков, Исаев, 1995 и др.).

Применительно к профориентологии и ее практическому направлению – профориентации и профконсультированию можно также сказать, что обе традиции там применимы. Например, есть речь идет о строгом профотборе по конкретным психофизиологическим показателям, то вполне логично использовать аппаратурные психодиагностические методики, опираясь на опыт таких естественных наук, как биология, физиология, а может даже – и медицина. При этом обследуемый человек часто не рассматривается как полноценный субъект принятия решения (о своей профпригодности), да и сам психолог лишен полной возможности для импровизации и творчества, т.к. от него требуется грамотно выполнить стандартную процедуру обследования, сведя к минимуму свой «субъективизм»… Если же речь идет о решении сложных жизненных и карьерных проблем, предполагающих реальный диалог консультанта и клиента, основанный на «понимании» и «прочувствовании» его ситуации самоопределения, то лучше опираться на гуманитарные традиции, где и психолог, и консультируемый человек – равноправные субъекты взаимодействия, где творчество и импровизация является важнейшими условиями эффективной профконсультации.

Важно разобраться, когда более адекватно опираться на естественно-научную традицию, а когда – на гуманитарную. К сожалению, сейчас чаще наблюдается неоправданный перекос в сторону естественно-научного подхода, предполагающего точные измерения, использование сложных математико-статических процедур и т.п., и игнорируется тот факт, что чем сложнее психическое явление, тем меньше оно поддается измерению (слишком много факторов воздействует на самоопределение, да еще и находящихся в постоянной динамике, и все это просто невозможно учесть, идя традиционным путем). Часто более важным становится целостное видение жизненной ситуации клиента, основанное на опыте и интуиции консультанта и самого клиента.

 

Примеры значимости различных наук в профориентационной проблематике

 

Философия выходит на проблемы свободы выбора, на развитие мировоззрения личности и упорядочивание представлений самоопределяющегося человека о мире и о себе. По большому счету, человек самоопределяется в мире, ищет в нем свое место. Поскольку сердцевиной любой философской системы является этика (ценностное отношение к миру и себе в этом мире), то для планирования жизни и карьеры важнейшим становится вопрос о смысле профессиональных выборов и всей последующей жизнедеятельности. Понятно, что и философия, и этика реально являются основой самоопределения.

Профориентология связана с самыми разными направлениями психологии, но, прежде всего, с психологией труда (особенно, с професиоведением), с психологией развития и возрастной психологией (здесь важна идея этапов и кризисов развития субъекта самоопределения), с социальной психологией (самоопределение в пространстве социума), с педагогической психологией (психологические условия освоения клиентом навыков самоопределения), с психофизиологией (диагностика и развитие психофизиологических характеристик для профессий с особыми требованиями к работнику), с психодиагностикой (методы профотбора и профподбора), с психотерапией и психокорекцией (проблемы самообладания и воли при карьерном планировании и реализации профессиональных планов) и др. Заметим, что в профконсультировании как бы аккумулируются все психологические знания психолога, пытающего помочь самоопределяющейся личности.

Педагогика в профессиональной ориентации и консультировании проявляется в том, что идеалом любой  работы профконсультанта является не просто помощь в виде рекомендации, а обучение клиента (или группы) навыкам карьерного планирования и профессиональных выборов. Также важно еще на подготовительных этапах создать для личности психолого-педагогические условия для получения опыта размышлений и переживаний по поводу сложнейших проблем личностного и профессионального самоопределения. И здесь многие образовательные технологии оказываются просто незаменимыми в работе с клиентами, начиная от школьников и кончая взрослыми людьми.

Социология позволяет профкоснультанту лучше понимать представления, настроения и даже предрассудки различных социальных групп по поводу жизненного успеха и путях к нему. Знание методов социологии поможет профориентологу самому проводить исследования на уровне своего района, города, региона или лучше понимать качество социологических исследований (мониторинга) рынка труда в тех местностях, где он работает.

Экономика позволяет лучше оценивать и прогнозировать развитие экономики и рынка труда, что важно для определения потребностей в тех или иных специальностях. А учет такой потребности крайне важен и в работе с группами, и в индивидуальных профконсультациях.

Политология также важна для профконсультанта, поскольку позволяет лучше понять и даже спрогнозировать общую ситуацию в обществе (а может, и в мире, учитывая интеграционные процессы в мировой политике). Заметим, что политика и экономика часто взаимосвязаны, но к сожалению немалая часть людей все это пытается игнорировать при планировании своей жизни, забывая, что по большому счету, человек самоопределяется в пространств социума.

История важна для того, чтобы лучше понять особенности данного культурно-исторического момента, а также – для размышлений о будущем своей страны и всего мира. История также дает опыт ошибок, как на глобальном уровне, так и на уровне конкретных людей, и знание такого опыта позволит самоопределяющейся личности не повторять эти ошибки. Также можно говорить и об истории трудовых отношений, и об истории конкретных организаций или профессий, что важно для повышения их престижа и привлекательности.

Медицина и биологические науки важны для рассмотрения вопросов, не только связанных с профпригодностью по медицинским показателям, но и вопросов подготовки человека к профессии через укрепление здоровья, а также – вопросов, связанных с выбором такой профессии, которая помогла бы и укреплять и развивать здоровье. К сожалению, сейчас медико-гигиеническим аспектам труда и выбора профессии уделяется явно не достаточное внимание.

Управленческие науки важны для того, чтобы лучше понимать кадровую политику на уровне своего учреждения, города, региона, страны… Также это важно для активного участия самого профконсультанта в организации профориентацтионной работы, что предполагает не только взаимодействие с семьями школьников и со смежными специалистами из других организаций, но и реальное руководство (координацию) профориентационной работы на своем уровне. Заметим, что в отличие от официального руководителя (с реальными подчиненными), профконсултант в роли координатора работа имеет дело с людьми, которые ему формально не подчиняются, что предполагает даже более развитые менеджерские навыки (на уровне управленческого мастерства) у профконсулььтанта, чем у обычных руководителей.

Технические науки важны профконсультанту для того, чтобы не выглядеть дилетантом в общении со специалистами из организаций (если имеется сотрудничество с ними), при работе в службах управления персоналом организации, а также – в общении со школьниками и их родителями при рассмотрении вариантов самоопределения, связанных с высокими технологиями. Заметим, что для России возрождение и развитие высокотехнологичных производств в условиях нестабильного и враждебного мира вообще является условием выживания. К сожалению, сейчас технические (инженерные) специальности еще не достаточно популярны у молодежи и их родителей, в том числе, и потому, что не хватает соответствующих интересных учебных пособий, например, таких как работа П.С.Лернера «Инженер третьего тысячелетия» (см. Лернер, 2005).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.184 (0.006 с.)