Направления повышения эффективности и результативности регионального управления в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления повышения эффективности и результативности регионального управления в Российской Федерации



 

Т.Н. Воробьева связывает повышение искомой эффективности с совершенствованием организационной структуры государственного управления. По ее мнению, названный процесс включает: формирование подразделений регуляторной компетенции в каждом органе исполнительной власти субъекта РФ, ответственных за развитие подведомственной сферы экономики; осуществление внешней оценки достижения запланированных показателей развития экономики региональным органом по управлению государственной службой.

При этом формирование реестра регуляторных компетенций, отражающего набор инструментов регулирующего воздействия на региональную экономику, призвано устранить их дублирование между федеральными и региональными органами власти.

Другой составляющей процесса повышения эффективности государственного управления является, по мнению указанного автора, совершенствование нормативного обеспечения деятельности региональных органов власти в экономической сфере. В частности, речь идет об утверждении методики обоснования выбора мер государственной поддержки с учетом принципов результативности и эффективности и закреплении персональной ответственности для должностных лиц за достижение показателей развития региональной экономики.

Анализируя приведенную точку зрения, отметим, что совершенствование организационной структуры управления, безусловно, является важным направлением роста эффективности государственного управления, поскольку повышение уровня разнообразия и сложности задач, решаемых органами власти региона, обновляют содержание процесса публичного управления, детерминируя необходимые изменения и в его форме.

Другое дело, что перемены в организационной структуре управления, далеко не во всех случаях должны проявляться в росте числа новых подразделений. На наш взгляд, действительно востребованной мерой является освоение проектного подхода в модернизации организационной структуры исполнительных органов государственной власти (в дальнейшем – ИОГВ). Объективными предпосылками такого варианта изменений являются, во-первых, достаточно представительный набор задач «сквозного» характера, эффективное решение которых может быть достигнуто только при взаимодействии различных ИОГВ.

Трудно не согласиться с предложением Т.Н. Воробьевой о необходимости оценки достижения запланированных показателей экономического развития и установления соответствующей персональной ответственности государственных служащих. Отсутствие подобной взаимосвязи негативно отражается на качестве работы, не позволяя более полно использовать имеющийся кадровый потенциал за счет низкого уровня мотивации управленческого звена.

Следует, однако, отметить, что при наличии персональной ответственности за достижение целевых показателей экономического развития региона велика вероятность их преднамеренного занижения, что требует, во-первых, независимой экспертизы их обоснованности, во-вторых, повышения эффективности контроля, в том числе, со стороны институтов гражданского общества.

Д.В. Зубайдуллина, фокусируя внимание на развитии взаимодействия между региональными органами власти, бизнесом и обществом, связывает повышение эффективности государственного управления региональным развитием с развитием квалификации и компетенций представителей региональных органов власти, бизнеса и общества, привлечением населения к решению актуальных проблем, созданием и совершенствованием институтов по развитию отношений государства и частного сектора.

Полагаем продуктивным предложение указанного автора о необходимости развития кадрового потенциала государственного управления, а также компетенций иных лиц, принимающих участие в разработке реализации региональных проектов. Это может находить отражение в формировании центров кадровой подготовки и развития компетенций, причем особенно востребованными являются навыки в области стратегирования регионального развития, формирования и развития кластерных образований, организации проектной деятельности, государственно-частного партнерства.

В результате анализа названный автор делает вывод о необходимости перехода к программно-целевому подходу, что подразумевает: - использование метода бюджетирования, ориентированного на результат при разработке и реализации государственных программ; - оценку программ, проектов и деятельности их исполнителей на основе достижения конечных результатов и их значимости; - использование современных инструментов реализации программ и проектов.

Программно-целевой подход, безусловно, имеет значительный экономикоорганизационный потенциал. Другое дело, что его применение в региональной экономике началось еще в начале этого века. Поэтому речь скорее всего нужно вести не о переходе к такому подходу, а о совершенствовании практики его использования. Заметим, что это направление связывается с освоением проектного подхода, являющегося новой формой программно-целевого управления.

 

Контент-анализ указанных стратегий позволяет дополнить предложенный исследователями состав направлений повышения эффективности государственного управления экономикой региона, включив в него следующие:

- расширение сфер и территорий использования перспективных форм пространственной организации экономики;

- повышение эффективности управления финансами региона;

- цифровизация общественного сектора экономики и системы государственного управления;

- улучшение делового климата;

- повышение эффективности земельно-имущественных отношений, совершенствование управления государственной собственностью;

- совершенствование институционального обеспечения регионального развития.

На основании оценочных суждений исследователей и материалов актуализированных стратегий социально-экономического развития субъектов РФ нами уточнен и дополнен состав основных направлений повышения эффективности государственного управления экономикой региона, включающий:

- формирование механизма идентификации, согласования и реализации интересов различных субъектов региональной экономики, основой которого выступает стратегическое управление развитием территории;

- совершенствование организационной структуры исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

- обеспечение участия населения в государственном управлении;

- расширение масштабов и форм взаимодействия региональных органов власти с исследовательскими и образовательными организациями;

- формирование и развитие партнерства органов государственной власти с бизнесом;

- развитие кадрового потенциала системы государственного управления;

- расширение сфер и территорий использования перспективных форм пространственной организации экономики (кластеров, технопарков, территорий опережающего развития);

- цифровизация общественного сектора экономики и системы государственного управления;

- повышение устойчивости региональной экономики путем содействия развитию экологичных производств;

- обновление инструментария государственного управления, обеспечение его соответствия характеру решаемых задач.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.178.207 (0.008 с.)