Характеристика муниципальной деятельности и муниципальных услуг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика муниципальной деятельности и муниципальных услуг



 

Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

 

Муниципальная деятельность — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения и органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Именно совершая какие-то действия, осуществляя муниципальную деятельность, местное сообщество и органы местного самоуправления решают стоящие перед ними задачи. Муниципальное управление в этом смысле является формой организации муниципальной деятельности. Предмет муниципальной деятельности - благоустройство жизни на территории муниципального образования (благоустройство в широком смысле, как устройство на благо людей) и организация оказания населению различных муниципальных услуг. Эта деятельность многогранна и многоаспектна, поэтому можно говорить об отдельных ее сферах: охрана общественного порядка, водоснабжение, школьное образование и т.д.

 

Муниципальная деятельность реализуется через систему муниципальных услуг, предоставление которых обеспечивает те или иные составляющие качества жизни. Управление оказанием муниципальных услуг является важнейшей составной частью муниципального управления, поэтому вопрос о муниципальных услугах является ключевым для понимания всех социально-экономических процессов, происходящих на местном уровне.

Муниципальная услуга является базовым элементом, клеткой муниципальной деятельности, основой экономических и социальных отношений между людьми на территории муниципального образования.

Муниципальными услугами называются такие услуги, которые предоставляются в месте проживания человека или вблизи от него и за обеспечение которых органы местного самоуправления несут определенную ответственность.

Классификация муниципальных услуг:

Частные услуги характеризуются тем, что их оказание и потребление носит индивидуальный характер, т.е. они связаны с конкретными исполнителями и потребителями. Потребитель выступает в роли индивидуального заказчика. В этом случае и качество услуг может быть измерено потребителем. К числу таких услуг относится большинство бытовых и торговых услуг, такси и т.п. Они оплачиваются потребителями по сложившимся в рыночной среде ценам и тарифам.

Общественные услуги отличаются тем, что их производство и потребление носят общественный характер. Потребление не связано по времени ни с производством, ни с оплатой, а объем и качество не поддается непосредственному измерению потребителем. К общественным услугам может быть отнесено благоустройство и озеленение территории, содержание дорог и мест общего пользования, охрана общественного порядка, пожарная безопасность, содержание мест захоронения и др. Эти услуги должен оплачивать бюджет.

"Бюджетными" муниципальными услугами называются такие услуги, которые полностью или частично финансируются из местного бюджета. К ним относятся общественные и большинство социально значимых услуг. В отдельных случаях бюджетными могут быть и некоторые частные услуги. Например, в ряде городов установлены льготы на услуги парикмахерских и бань для отдельных социальных групп. В этом случае бюджет должен компенсировать производителю потери его доходов.

Для получения некоторых дорогостоящих услуг в качестве третьего источника финансирования (кроме тарифа и бюджетного финансирования) могут использоваться различные системы страхования, например медицинское или страхование имущества от пожара.

 

Измерители объема и результативности муниципальных услуг.

Необходимость экономии бюджетных средств на оказание муниципальных услуг делает злободневным вопрос об оценке объема услуги. Проблема не возникает, когда существует прямой измеритель: размер жилой площади, счетчик расхода электроэнергии, газа, воды, использования телефона при повременной оплате и т.п. Однако часто его нет, и приходится прибегать к косвенным, в качестве которых могут использоваться:

- с человека (вода при отсутствии приборов учета воды);

- с установки (радиоточка, телефон при отсутствии повременной оплаты);

- за вход (городской транспорт, музей);

- с квадратного метра жилой площади (теплоэнергия при отсутствии счетчика, вывоз мусора, лифт).

Выбор косвенного измерителя объема услуги не всегда очевиден и должен быть предметом анализа. Использование косвенных измерителей часто бывает выгодно поставщику, поскольку позволяет скрыть нерациональные расходы и производственные потери (например, тепла или воды в сетях). Поэтому везде, где только возможно, следует переходить на прямое измерение объема муниципальных услуг.

Не менее важная проблема - оценка эффективности, результативности оказания отдельных муниципальных услуг. При ограниченности финансовых средств муниципальной власти постоянно приходится решать вопрос, какие бюджетные услуги и в каком объеме предоставлять, а от каких отказываться. Результативность определяется с помощью показателей, характеризующих степень удовлетворения тех или иных потребностей населения или потери от отсутствия данной услуги. Самым важным индикатором такого рода служит увеличение или уменьшение количества обращений и жалоб населения на качество. Для отдельных видов услуг могут использоваться частные показатели результативности: время ожидания городского транспорта на остановке, периодичность вывоза бытовых отходов, температура в квартирах в отопительный период, расчетное время на устранение аварии в эксплуатации жилищного фонда, состояние городских дорог, время от вызова скорой помощи до момента ее прибытия и т.д.

 

Роль органов местного самоуправления в оказании муниципальных услуг.

Непосредственную работу по оказанию муниципальных услуг населению могут проводить предприятия и организации всех форм собственности и организационно-правовых форм, а также индивидуальные предприниматели. Для предоставления важнейших услуг, контроль над которыми местная власть не может передать никому, администрация муниципального образования имеет право создавать муниципальные предприятия и учреждения. Одновременно она должна создавать частному бизнесу благоприятные условия для оказания муниципальных услуг.

 

Роль органов местного самоуправления в оказании муниципальных услуг может быть различной:

- за первую группу муниципальных услуг органы местного самоуправления несут полную ответственность, обязаны обеспечить их предоставление населению и финансировать их из местных бюджетов (содержание дорог, благоустройство территории, содержание школьных зданий, мест захоронения и т.п.);

- за вторую группу муниципальных услуг основную ответственность и финансовую нагрузку несут органы государственной власти, а органы местного самоуправления содействуют в их оказании и участвуют в финансировании расходов (общественная, пожарная безопасность, социальная поддержка отдельных групп населения и т.п.);

- за третью группу муниципальных услуг органы местного самоуправления несут полную ответственность, хотя финансируют частично, в доле с населением и государством (льготные категории граждан). К этой группе относятся жилищно-коммунальные услуги, городской транспорт, детские дошкольные учреждения, медицинская помощь (кроме специализированной), культура и т.п.;

- четвертую группу муниципальных услуг (частные услуги) полностью финансируют их потребители, а органы местного самоуправления лишь создают условия для их оказания путем правового регулирования, сдачи в аренду помещений, предоставления земельных участков и т.д. (например, торговля, бытовое обслуживание, гостиницы);

- особую группу муниципальных услуг составляют справочно-информационные и согласовательно-разрешительные услуги, оказываемые непосредственно в органах местного самоуправления, а также услуги, связанные с рассмотрением жалоб и обращений граждан. По качеству предоставления этих услуг население часто оценивает всю работу органов местного самоуправления.

20.  Основные инструменты управления развитием муниципального образования: проекты, стратегии, программы

Вот ещё хорошая статья, её я не вставляла сюда - http://www.ngpc.ru/file_db/ic-ngpc/OrgSovProjMan2015.pdf

Она 2015 года, там и про стратегию, и про программы, и про проекты есть.

 


Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О стратегическом планировании в Российской Федерации"

Статья 11. Документы стратегического планирования

 

К документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне муниципального образования, относятся:

1) стратегия социально-экономического развития муниципального образования;

2) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

3) прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период;

4) бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период;

5) муниципальные программы.

 

Основными документами стратегии социально-экономического развития любого муниципального образования являются концепция и разрабатываемая на ее основе комплексная программа (стратегический план) социально-экономического развития (или один совмещенный документ).

Концепция (Стратегия) развития муниципального образования - документ, содержащий систему взглядов, определяющих долгосрочную (на 15-20 лет) политику деятельности органов представительной и исполнительной власти по обеспечению конкурентоспособности в различных областях и сферах экономической и социальной жизни муниципального образования, согласованную с интересами бизнес-сообщества, гражданского сообщества муниципального образования и стратегическими интересами субъекта РФ, на территории которого они находятся.

Основной целью социально-экономического развития муниципального образования является фиксация достигнутого уровня, существенное улучшение качества жизни населения за счет выбора приоритетных направлений развитий, а также создание социально комфортных условий для развития бизнеса.

Под социально комфортными условиями мы понимаем возможность осуществлять инвестиционную деятельность, эффективно работающую систему социальной защиты, расширенное воспроизводство трудового потенциала, развитие института социального партнерства.

Разработка Стратегии включает вопросы градостроительства и инфраструктуры, создание социально комфортных условий жизни населения предполагает решение вопросов жизнеобеспечения (жилищно-коммунальные услуги, строительство жилья, качество дорог, содержание школ, детских садов, библиотек, соответствующие условия работы и отдыха, занятий спортом); содержит согласованные с местным сообществом подходы, идеи решения по долгосрочному развитию муниципального образования. Так, в соответствии с основной целью развития муниципального образования могут быть определены следующие группы стратегических задач:

в социально экономической сфере - рост благосостояния и уровня жизни населения, улучшение демографической ситуации, расширение ассортимента культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных услуг, повышение уровня безопасности жизни населения, улучшение экологической обстановки, развитие рыночной инфраструктуры, рост инвестиций в основной капитал экономики города, развитие и поддержка малого бизнеса, укрепление и увеличение финансового, налогового потенциала города;

в сфере повышения образовательного, научного, культурного и духовного потенциала - совершенствование системы образования и культурного обслуживания, системы медицинского обслуживания в целях укрепления физического и психологического здоровья населения;

в градостроительной сфере - обеспечение комплексной застройки территории города, повышение комфортности и доступности жилья, развитие инженерной и транспортной инфраструктуры.

Социально-экономическое развитие муниципального образования включает в себя не только систему стратегических целей, а и приоритеты социально-экономической политики, основные направления и средства их реализации.

Стратегические приоритеты социально-экономического развития муниципального образования должны логично интегрироваться в соответствующие федеральные и региональные целевые программы и в программы реализации приоритетных национальных проектов. В то же время, разработка стратегий развития муниципальных образований - это не только требование, идущее от федерального уровня управления, но и внутренняя необходимость, определяемая потребностями самих муниципалитетов:

определение долгосрочных перспектив, стратегических направлений развития муниципального образования и потенциальных "точек роста";

обеспечение соответствия муниципальных приоритетов развития общефедеральным целям;

формирование механизмов решения ключевых проблем развития муниципального образования;

прогнозирование ресурсной базы развития муниципального образования и бизнеса, в т.ч. обоснование поддержки стратегических проектов развития из средств федерального и регионального бюджетов;

осуществление институциональных преобразований, необходимых для дальнейшего развития территории, в том числе для развития бизнеса;

определение необходимых объемов инвестиций и мероприятий по обеспечению инвестиционной привлекательности территории.

Общая методология стратегического развития включает: анализ социально-экономического положения, SWOT-анализ, определение миссии и целей, формулировка показателей и способов достижения целей, разработка конкретных программ для стратегического плана, реализацию стратегического плана и мониторинг достижения целей.

Чётко сформулированная миссия позволит выбрать цели развития города. Наиболее важными из них можно считать следующие: социальные, рыночные, производственные, организационные, финансовые и обеспечения безопасности. Выбранные цели должны быть конкретными, измеримыми, согласованными, достижимыми и определёнными по времени.

После формулирования целей необходимо разработать и принять соответствующую стратегию. Под стратегией развития города в данном случае понимается детальный комплексный план приоритетных направлений деятельности и развития всех предприятий, организаций, учреждений, предназначенный для достижения всех основных целей города.

В ходе разработки стратегического плана развития муниципального образования можно выделить ряд этапов.

Этап 1. Формирование методических подходов к стратегическому планированию и выявление приоритетных направлений развития муниципального образования; проведение опросов населения и специалистов, а также углубленные интервью с руководителями муниципального образования и основных предприятий и организаций об основных проблемах и приоритетах в развитии муниципального образования; проведение конференции, на которой следует обсудить основные подходы и организационные вопросы разработки стратегического плана.

Этап 2. Формирование организационных структур стратегического плана и проведение аналитических работ по диагностике и постановке целей развития; анализ состояния населения муниципального образования, финансов, недвижимости, рынка труда, основных фондов предприятий, законодательства. Проанализировать динамику социальных и экономических процессов, выявить факторы, положительно или отрицательно влияющие на конкурентоспособность муниципального образования по сравнению с другими муниципальными образованиями региона с точки зрения привлечения инвестиций и создания рабочих мест. SWOT-анализ позволит определить потенциальные опасности и благоприятные обстоятельства для муниципального образования во внешней среде, позволит построить возможные сценарии развития, скорректировать цели и задачи плана, обосновать главную цель и стратегические направления.

Основными стратегическими направления достижения этой главной цели являются:

формирование благоприятного хозяйственного климата;

интеграция в региональную экономику;

улучшение среды проживания;

формирование благоприятного социального климата.

Этап 3. Отбор и оценка тематическими комиссиями проектов и других мер, наиболее эффективно решающих задачи, по каждому из направлений плана; подготовка частных стратегий; формирование системы задач и мер стратегического плана; подготовка первой редакции базовой версии стратегического плана; публикация его первой редакции.

Этап 4. Обсуждение плана с участием населения, представительной и исполнительной ветвей власти, профессиональных ассоциаций, общественных организаций, профсоюзов; подготовка "Плана действий Администрации по реализации Стратегического плана" и "Плана законодательной деятельности по обеспечению реализации мер Стратегического плана"; проведение конференции по проблемам стратегического планирования в муниципальном образовании; принятие стратегического плана.

Этап 5. Публикация текста стратегического плана; его презентация; формирование рабочих групп, ответственных за реализацию отдельных мер стратегического плана.

При разработке стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития рассматривается вопрос стратегического выбора пути развития муниципального образования. Две крайних позиции в этом вопросе могут быть следующими:

сохранение существующего направления развития (инерционная стратегия);

полная смена приоритетов и структурная перестройка экономики муниципального образования (инновационная стратегия).

С учетом этого должны быть определены основные цели и задачи перспективного развития. Они должны носить вариантный характер и учитывать возможные сценарии развития государства в целом, его экономической политики и политики субъекта РФ. Чаще всего рассматриваются три сценария: оптимистический, пессимистический и наиболее реалистический (средний).

Стратегический выбор - самый ответственный момент в разработке концепции и стратегического плана, поскольку он предопределяет все остальные решения. Указанные выше основные направления муниципальной политики позволяют принимать и реализовывать комплексные решения.

БК РФ Статья 179. Государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы

1. Государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.

Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

2. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Государственные программы Российской Федерации, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные государственные программы Российской Федерации подлежат утверждению в сроки, установленные Правительством Российской Федерации, с учетом положений Федерального закона "О парламентском контроле".

Государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы), предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы) подлежат утверждению в сроки, установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией). Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также представительные органы муниципальных образований вправе осуществлять рассмотрение проектов государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и предложений о внесении изменений в государственные программы субъектов Российской Федерации, муниципальные программы в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.

3. По каждой государственной программе Российской Федерации, государственной программе субъекта Российской Федерации, муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

По результатам указанной оценки Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной (муниципальной) программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной (муниципальной) программы.

3. Государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на реализацию государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ), направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам Российской Федерации (государственным программам субъекта Российской Федерации). Порядки предоставления и распределения указанных субсидий устанавливаются соответствующей программой.

 

Одним из основных механизмов осуществления целей социальной политики является разработка муниципальных программ и претворение их в жизнь. Эти программы позволяют сосредоточить имеющиеся ресурсы муниципального уровня на решении наиважнейших проблем социального характера в регионе, развитии образовательного муниципального уровня и повышении степени развития других сфер на определенной территории (спорт, здравоохранение, политика молодежного направления, образование и т. д.).

Сущность государственных и муниципальных программ

Целевые муниципальные программы являются комплексом мероприятий, которые согласовываются по срокам, целям, исполнителям и материально-технической базе. Определение муниципальных программ включает направленность мероприятий на решение поставленных задач и целей в отношении экономического и социального развития на местном уровне.

Органы самоуправления местного типа утверждают порядок создания и оформления целевых муниципальных программ. Указанные программы разделяются на среднесрочные, ведомственные, долгосрочные и прочие.

Муниципальные программы — это составляющие элементы соответствующих региональных и федеральных планов социального развития. Они могут относиться к текущим или перспективным планам. Денежные средства, которые затрачиваются на исполнение программ целевого характера, формируют соответствующий бюджет.

Разработка муниципальных программ зависит от проблем социально-экономического характера на разных уровнях. В связи с этим органы управления местного уровня обязаны владеть различными технологиями разработки, согласования и применения программ целевого назначения, которые имеют разный статус.

Разделы муниципальных целевых программ

Муниципальные программы муниципальных районов включают несколько разделов, в совокупности отражающих цель программ и способы их реализации. Их всего восемь:

1. Описание конкретной проблемы, решить которую призвана данная программа целевого характера.

2. Социальное и экономическое положение и базовые пути развития данной муниципальной территории, которые являются обоснованием для необходимости реализации данной программы.

3. Цели, поставленные на их основе задачи, этапы реализации муниципальных программ, показатели и индикаторы, которые характеризуют достижение результатов программы.

4. Система разработанных в рамках программы мероприятий.

5. Механизм претворения программы в жизнь.

6. Обеспечение ресурсами муниципальной программы. Это также прописывается в составляемых планировщиками сметах.

7. Оценка социальной, экологической и экономической эффективности плана.

8. Организация контроля за ходом выполнения плана и варианты проверки муниципальной программы в действии.

Каждая программа целевого назначения, помимо указанных разделов, должна включать данные о паспорте, который составляется по форме специального образца. Паспорт отражает третий раздел (целевые показатели и индикаторы, которые характеризуют эффективность плана). Также он способствует оптимизации расходов из бюджета.

 

Направления реализации целевых программ муниципального уровня

Основных направлений муниципальных программ муниципального района всего семь:

· создание хорошего предпринимательского и инвестиционного климата на территории;

· проведение преобразований нормативно-правового характера;

· формирование климата, благоприятно влияющего на деятельность и здоровый образ жизни людей;

· проведение оздоровительных мероприятий для улучшения качества окружающей среды, а также для предупреждения возникновения чрезвычайных происшествий;

· содействие проведению реформ в сфере промышленности;

· развитие транспортной инфраструктуры и связи, а также сохранение работы жилищно-коммунальных служб без перебоев;

· развитие связей муниципальной территории с другими регионами и странами.

В некоторых регионах налицо связь разрабатываемых муниципальных программ с культурой, в связи с чем разрабатывается также отдельное культурное направление.

Содержание программ

Содержание муниципальных программ — это совокупность их элементов (разделов, подразделов и т.д.) в каждом отдельном направлении.

Программа формирования хорошего предпринимательского и инвестиционного климата на территории муниципального образования предполагает проведение преобразований институционного типа, которые направлены на развитие инфраструктуры финансовой сферы: создание на муниципальной территории филиалов и отделений бизнес-центров, страховых и консалтинговых компаний, различных фондов, привлечение этих компаний со стороны; упрощение регистрационных и лицензионных процедур для субъектов среднего и малого предпринимательства.

Определение муниципальных программ в сфере преобразований нормативно-правового характера включает урегулирование особенностей отношений в сфере труда; создание стабильных и прозрачных правил проведения работы в сфере экономики, которая будет способствовать стимулированию развития предпринимательских инициатив; дебюрократизация экономики (упорядочение работы контрольно-ревизионных и регулирующих органов на местном уровне, уменьшение степени вмешательства администрации в деятельность предпринимателей, повышение уровня эффективности контроля за управлением муниципальной собственностью).

Формирование муниципальных программ в социальной сфере включает построение и переоборудование объектов, связанных со здравоохранением; развитие служб, специализирующихся на охране детства и материнства; реализацию мероприятий, связанных с борьбой с опасными для общества заболеваниями; усовершенствование материального обеспечения образовательных объектов; строительство и переоборудование культурных и спортивных объектов и т.п.

Экологические муниципальные программы — это комплекс запланированных мероприятий, связанных с оздоровлением окружающего мира, предупреждением возникновения чрезвычайных происшествий, мониторингом кризисных зон и стимулированием инвестиций, которые направлены на уменьшение отрицательной нагрузки на окружающий мир.

Содействие субъектов промышленной сферы и администрации по муниципальным программам технического реформирования выражается в перевооружении и модернизации муниципальных организаций и предприятий.

Планы по развитию транспортной инфраструктуры и связи, а также сохранению работы жилищно-коммунальных служб без перебоев включают выработку комплекса мер по внедрению энергосберегающих типов технологий, повышению работоспособности систем в сфере жизнеобеспечения и предотвращения техногенных аварий и катастроф.

Каждое из указанных направлений муниципальных программ и порядок их разработки и реализации оцениваются по нескольким критериям: поставленные цели на основе выявленной проблемы, планируемые производственные объемы, сроки осуществления планов, источники и объемы финансирования, показатели результативности по каждому направлению (периоды окупаемости, бюджетные платежи, число новых мест трудоустройства и прочее).

Отбор проблем

После рассмотрения прогнозов социального и экономического развития и расстановки приоритетов формируются предложения по определению проблем, подлежащих решению. Они озвучиваются и рассматриваются, исходя из концепции развития социально-экономической сферы муниципальной территории и возможностей ресурсного и финансового обеспечения ее реализации.

При отборе проблем учитываются следующие факторы:

1. Значимость выявленной проблемы.

2. Невозможность комплексного решения проблемы в объективные сроки с помощью действующего правового механизма регулирования, необходимость поддержки ее решения на муниципальном уровне.

3. Принципиальная новизна и высокая эффективность организационных, технических и прочих мероприятий, которые необходимы для распространения в широких масштабах прогрессивных научных и технических достижений; повышение эффективности производства на основе примененных нововведений.

Этапы разработки проектов программ и их утверждения

Утверждение муниципальных программ проходит пять этапов:

· Разработка концептуальной основы программы ее инициатором. Им может выступать отраслевой, функциональный или территориальный орган муниципальной администрации, который в рамках предоставленной компетенции должен решать стоящие перед ним задачи в пределах предлагаемой программы с помощью программно-целевых методов. Затем инициатор выносит план на рассмотрение ответственного органа, который принимает решение по целевым муниципальным планам от имени главы муниципалитета.

· Рассмотрение предоставленной концепции на предварительном этапе.

· Утверждение принятой программы с последующей детальной разработкой ее проекта, установление сроков разработки плана по этапам. Иным решением может быть отказ в разработке предлагаемой программы.

· Разработка программного проекта по этапам.

· Подготовка проекта и его согласование в установленном законом порядке путем издания главой муниципалитета постановления, утверждающего программу.

Разделы концепции разрабатываемой муниципальной программы

Эффективность муниципальных программ во многом зависит от правильного составления общего плана и оформления его разделов. Основных разделов программ тринадцать:

· Обоснование того, что решаемая проблема и цели ее реализации соответствуют задачам приоритетного типа в рамках социального и экономического развития муниципальной территории.

· Подтверждение необходимости решать поставленную проблему методом программно-целевого типа.

· Характеристика и прогнозируемое развитие ситуации (проблемы) в данной сфере при непринятии целевой программы.

· Рассмотрение вариантов решения проблем, оценка рисков и преимуществ различных вариантов разрешения выявленной проблемы.

· Этапы и сроки решения проблемной ситуации с помощью программно-целевого метода.

· Предложения по задачам и целям разрабатываемой программы, ее целевым прогнозам и показателям, которые позволят оценить ход осуществления программы поквартально и по итогам года.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.70.255 (0.081 с.)