Свобода выбора и суверенитет потребителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свобода выбора и суверенитет потребителя



 

В условиях рыночной экономики потребитель ведет себя рационально и независимо.

Рациональное поведение – это стремление достигнуть максимальных результатов при явных ограничениях. В микроэкономическом анализе допускается, что потребитель максимизирует полезность.

Объективным условием суверенитета потребителя является свобода потребительского выбора. Потребительский выбор можно описать примерно следующим образом:

Средний потребитель ведет себя разумно и всегда распоряжается своими доходами так, чтобы извлечь как можно больше пользы. Он отдает предпочтение тем товарам и услугам, которые наиболее полно удовлетворяют его потребности. Любого потребителя может сдерживать его бюджетное ограничение, т.е. доход от бизнеса или от суммы заработной платы, а также цены на товары и тарифы на услуги.

Задача потребителя заключается в том, чтобы найти такую комбинацию товаров, которая с учетом “его кошелька” наилучшим образом отвечала бы его нуждам и вкусам.

Поэтому потребитель максимизирует полезности с учетом структуры расходов и находится в состоянии равновесия, но если его доход или вкусы изменятся, то он окажется в худшем состоянии – совокупная полезность понизится при любом изменении набора потребительских благ. Потребитель будет испытывать неудовлетворенность своим состоянием.

 

 

    2. Общая и предельная полезность. Обоснование закона спроса

Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

Основными формами полезности являются:

Общая полезность – TU – это совокупная полезность, которую получает потребитель от использования каждой дополнительной единицы товара или услуги.

Предельная полезность – MU – это полезность каждой дополнительной единицы блага, которую получает потребитель при прочих равных условиях. Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую полезность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага.

Таким образом, ценность блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя.

Если , то .

Взаимосвязь между количеством потребляемого блага, и степенью удовлетворения от потребления каждой дополнительной единицы блага отражает закон убывающей предельной полезности. Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе определения спроса.

 

Обоснование закона спроса

Экономисты установили связь между спросом и ценой потребляемого товара. Они обосновали положение о том, что количество является одним из важнейших факторов, влияющих на цену в условиях ограниченности ресурсов. Ими была выявлена закономерность, что последовательно потребляемые количества какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Таким образом, цена блага для потребителя определяется не общей, а предельной полезностью. Закон убывающей предельной полезности превращается в закон спроса, который можно сформулировать так: при прочих равных условиях объем спроса растет или уменьшается в зависимости от уменьшения или роста цены товара, услуги. В современной экономической теории под законом спроса понимается обратная зависимость между ценой и величиной спроса на благо в течение определенного периода времени. Подробно об этом будет сказано в следующих темах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.006 с.)