II . Артикуляционная гимнастика (специальная). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II . Артикуляционная гимнастика (специальная).



Упражнение «Наказать непослушный язык». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте подсчет от одного до пяти-десяти (нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы; язык должен быть широким, края его касаются уголков рта; похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе; следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух; проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться).

Упражнение «Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону (следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем): язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта; если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык»; как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу).

Упражнение «Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы] (как гудит пароход) (следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу).

Упражнение «Индюк». Приоткрыть рог, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится: бл-бл (как индюк болбочет) (следить, чтобы язык был широким и не сужался; чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону; язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед).

Упражнение «Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4—6 раз (следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными).

Упражнение «Пощелкать кончиком языка». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами) (упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее; нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык; если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к этому упражнению; следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал).

Упражнение «Беззвучно пощелкивать кончиком языка». Ребенок должен производить те же движения языком, что и в упражнении «Пощелкать кончиком языка», только беззвучно (следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык; кончик языка не должен загибаться внутрь; кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта).

III.  Постановка звука [л].

IV. Рассматривание схемы артикуляционной позы звука [л].

V. Описание правильной артикуляции:

■ губы растянуты в улыбку, зубы видны;

■ зубы сближены;

■ кончик языка образует смычку с альвеолами, задняя часть языка поднята;

■ воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой;

■ голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуется голос.

VI. Итог.

ЗАНЯТИЕ 3. Автоматизация изолированного звука [л].

Задача. Добиваться правильного звучания изолированного звука [л].

Сюжетно-игровая основа: «Встреча со звуком [л] в Звукограде».

План занятия

I. Многократное произнесение звука [л]-[л]-[л].

II. Рассматривание схемы артикуляционной позы звука [л].

III. Игра «Самолет». Движения рукой, имитирующие полет самолета с произнесением длительно звука [л]. (Можно использовать игрушечный самолет.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.202.221 (0.006 с.)