Тема 8. Земельная реформа в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Земельная реформа в Российской Федерации



(1991-2016гг.)

К началу 1990 года в стране была создана стройная, отвечающая мировому уровню, система землеустройства, способная выполнять задачи, связанные с планированием, прогнозированием и проектированием использования   земель, организацией территории, осуществлением комплекса мероприятий по защите земель и повышению их плодородия.

Вместе с тем, в использовании земель, организации производства и территории, землевладения и землепользования имелись большие проблемы, которые сдерживали развитие всей экономики страны. Все это привело к необходимости земельной реформы и новому этапу землеустройства, который начался в 1990 году.

Правовую основу земельной реформы в России заложили законы РСФСР «О земельной реформе» (от 23 ноября 1990г.), «О крестьянском фермерском хозяйстве» ( от 22 ноября 1990г.). Для непосредственного руководства земельной реформы был организован Государственный комитет по земельной реформе (от 25 декабря 1990).

В декабре 1990 года созданы комитеты по земельной реформе и земельным ресурсом в республиках, входящих в состав РСФСР, автономных округах, краях и областях, городах и районах.

              Постановление Совета министров РСФСР от 18 января 1991 года была утверждена республиканская Программа проведения земельной реформы, в которой предусматривалось организационное, правовое, землеустроительное, информационное, научно-метадическое, кадровое и финансовое обеспечение земельной реформы, а 25 апреля 1991 года был принят Земельный кодекс РСФСР.

              Этим кодексом определена сущность и правовой статус различных форм и видов собственности на землю, владения и пользования землей. Предстоял большой объем работ по справедливому и обоснованному перераспределению земель, переходу к экономическим методам управления земельными ресурсами.

11 июня 1991 года Совет Министров РСФСР утвердил Положение о Государственном комитете земельных ресурсов РСФСР.

              Основными задачами Госкомзема являлись:

-проведение земельной реформы;

-создание социально-экономических и организационно-хозяйственных условий для рационального использования земель, сохранения и воспроизводства плодородия почв, улучшения природной среды;

-государственный контроль за использованием и охраной земель;

-ведение мониторинга земель, землеустройства и земельного кадастра;

-подготовка законодательных и других нормативных актов по вопросам земельной реформы и использования земельных ресурсов.

              Образованный при Правительстве РФ 16 марта 1992 года Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам (Роскомзем) продолжил выполнение вышеперечисленных задач.

              Приказом №193 от 24 марта 1992 года по МСХ РФ на базе МИИЗа был создан Государственный университет по землеустройству (ГУЗ) с подготовкой специалистов по землеустройству, земельному кадастру, земельному праву, почвоведению, геоботанике, геодезии, архитектуре и планировке сельских населенных мест.

              Первым ректором ГУЗа стал ректор МИИЗа, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, профессор Ю.К. Неумывакин. С мая 1997 года Университет возглавил заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик РАН, профессор С.Н. Волков. С этого времени Государственный университет по землеустройству и его выпускники активно включились в проведение земельной реформы.

              Задачи земельной реформы состояли в следующем:

-формирование нового земельного строя;

-изменении земельных отношений;

- преобразование форм собственности на землю и форм хозяйствования на земле;

- перераспределение и передел земли между собственниками и пользователями;

- формирование законодательной базы с учетом новых земельных отношений;

- изменение форм устройства территории;

- максимальное ограничение роли государства как субъекта экономики и сведение его роли к контролю за денежной массой и правовому обеспечению проводимой реформы.

              С 1992 года в соответствии с Конституцией Российской Федерации в стране начался фактический передел земель колхозов и совхозов. За 1992 – 1993 гг. было преобразовано 11 тысяч колхозов и совхозов, на базе которых создано 800 ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств, 3800 акционерных обществ, 1100 сельскохозяйственных кооперативов, более 6 тысяч хозяйств других форм, организовано более 20 тысяч животноводческих коллективов и малых сельскохозяйственных кооперативов, а также более 100 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств.

              В ходе реорганизации колхозов и совхозов, их перерегистрации и установления статуса новых хозяйств, проведены новые виды землеустроительных работ по разграничению земель, находящихся в постоянном пользовании сельскохозяйственных предприятий, с установлением площадей местоположения земельных массивов.

              Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 года №86 “О порядке реорганизации колхозов и совхозов” устанавливалось следующее: все члены колхоза и работники совхоза, в том числе, и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам социальной сферы, расположенных на территории хозяйства. Размер земельного пая (впоследствии земельной доли) устанавливался в натуральном или стоимостном выражении. Размер имущественного пая устанавливался в зависимости от трудового вклада.

              В ходе земельной реформы был выполнен ряд специфичес-ких землеустроительных мероприятий:

              1. В 1991 году были созданы специальные фонды земель для последующего перераспределения. В границах административных районов фонды формировались за счет земель всех категорий.

              2. Установление черты сельских населенных пунктов и передача земель в ведение сельских администраций, в соответствии с земельным кодексом РСФСР 1991 года (ст. 70).

              3. Образование землепользований крестьянских (фермерских) хозяйств. К началу 1995 года было создано 280 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств и общинно-родовых хозяйств на площади 104 млн. га. Этот вид работ продолжается.

              4. Для решения вопросов разграничения земель составлялись проекты землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемых хозяйств. При этом в каждом сельском административном районе устанавливались среденерайонные нормы бесплатной передачи земель в собственность граждан (земельной доля), которая дифференцировалась по каждому колхозу (совхозу) в зависимости от оценки их сельскохозяйственных угодий по продуктивности по отношению к среднерайонному показателю.

              5. Земельные участки, оставшиеся после бесплатной передачи в собственность гражданам, коллективам колхозов, совхозов, другим кооперативным сельхозпредприятиям, включались в фонд перераспределения земель района. Земли этого фонда использовались для последующей передачи их администрацией района в собственность, пользование, аренду гражданам и юридическим лицам для создания личных подсобных и крестьянских хозяйств, коллективного садоводства и огородничества.

              Для успешного завершения земельной реформы необходимо:

- провести сплошную инвентаризацию и оценку состояния земельного фонда в страны;

- сформулировать цели, содержание и приоритеты земельной политики государства на современном этапе;

- сконцентрировать функции по регулированию земельных отношений и организации использования и охраны земель в одном государственном органе управления;

-сформулировать единую вертикаль полномочий в этой сфере на всех уровнях власти;

- обеспечить разработку и реорганизцию современных подходов и технологий регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами;

- в короткие сроки завершить процессы разграничения земель на разном праве, постановке земельных участков на кадастровый учет и их юридическую регистрацию;

- сформировать адекватную современным условиям систему землеустройства, принять новую редакцию закона “О землеустройстве”, составляющего правовую основу и определяющего содержание и инструменты эффективной организации землевладения и землепользования.*

                  

Вопросы для самоконтроля:

              1. В чем заключалась необходимость проведения земельной реформы в Российской Федерации?

              2. Основные земельные законодательные акты по земельной реформе Российской Федерации.

              3. Перечислить основные специфические землеустроитель-ные мероприятия в ходе земельной реформы Российской Федерации.

              4. Какие необходимо провести действия для успешного завершения земельной реформы в стране?

 

*Хлыстун В.Н. Земельная реформа: опыт и задачи по завершению//Землеустройство, кадастр и мониторинг земель.-2016.-№10.-С.5-11.

Раздел III



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.008 с.)