Неоклассическая теория фирмы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неоклассическая теория фирмы



В основе неоклассической теории фирмы лежит тезис о том, что фирма представляет собой особого экономического субъекта на рынке, который осуществляет преобразование ресурсов (факторов производства) в экономические блага (товары и услуги), которые продаются на свободном рынке. Это предполагает рассмотрение производственной функции, которая выражает зависимость результатов производства от количества и качества затраченных факторов производства.

Поведение фирмы основано на выборе объемов и структуры привлекаемых ресурсов и производимой продукции. Поэтому целью фирмы является установление таких цен и объемов выпуска продукции, которые приносили бы максимальную прибыль. Динамика издержек производства определяет технологическую границу фирмы, горизонтальную и вертикальную границы ее роста. Рост издержек на единицу выпуска при увеличении масштабов производства является технологической границей фирмы. Преодоление растущих средних издержек в рамках одной фирмы возможно с помощью выделения внутри относительно самостоятельных подразделений-квазифирм.

Прибыль выступает единственным фактором, способствующим результативности, эффективности производства, и именно она определяет все поведение фирмы на рынке.

В рамках развития классической теории фирмы в 50-70гг. прошлого века сформировались два основных направления развития экономических исследований природы фирмы:

· изучение технологических свойств и параметров фирм, пропорций замещения труда, капитала, средств и предметов производства;

· анализ организации различных рынков, их структур и влияния последних на конкурентное поведение фирмы.

Предпосылками обоих направлений были следующие:

1. распределение типов и объемов деятельности между фирмой и рынком рассматривалось как заданное;

2. фирма трактовалась как преобразователь ресурсов в продукцию и описывалась с помощью производственной функции;

3. рынки рассматривались как своеобразные «сигнальные устройства», причем проводником этих сигналов считалось преимущественно ценовая информация

4. предполагалось, что обмены (контракты) реализуются на базе механизма, по существу аналогичного механизму аукциона: выбор контрагента с максимальной (для продавца) и минимальной (для покупателя) ценой осуществляется с помощью ценовой конкуренции как среди продавцов, так и среди покупателей, а не путем индивидуального торга;

5. споры и конфликты находятся вне рамок чисто экономомической теории, поскольку они эффективно разрешаются в судах. (Уильямсон, 1985).

Выводились предсказания относительно поведения фирм на рынках в соответствии со структурой последних.

Рассматривались варианты целевой функции фирмы:

- максимизация прибыли;

- максимизация продаж;

- максимизация валового дохода;         

- максимизация дохода на одного работающего;

- максимизация дохода акционера;

- стратегические цели и т.д.

Однако классическая и неоклассическая экономическая теория по поводу природы фирмы пришла в несоответствие с прагматически ориентированной практикой менеджмента, что привело к несоответствию теоретической доктрины и реальностей бизнеса.

Позиции несоответствия:

· обесценивание опыта управляющих, обусловленное возникновением принципиально новых задач;

· усложнение управленческих проблем, вызванное нарастанием множественности задач в связи с расширением географических рамок рынка;

· возникновение и расширение разрыва между сложностью и новизной задач и наличными управленческими навыками, приобретенными в прошлом;

· рост вероятности стратегических неожиданностей, вызванный увеличением частоты возникновения новых задач.

Это усугублялось становлением в теории менеджмента концепции стратегического управления Ансоффа, где фирма оценивалась как объект управления, а стратегическое управление как ее функция.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.007 с.)