Административно-территориальное устройство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административно-территориальное устройство



Под административно-территориальным устройством следует понимать деление территории государства, а в федеративном государстве - его субъектов на части - территориальные единицы, в рамках которых осуществляются определенные государственные функции и самоуправление населения (местное самоуправление).

В условиях Российской Федерации понятие «административно- территориальное устройство» применимо в отношении субъектов РФ.

Категория «административно-территориальное устройство» существует давно. Одна часть понятия – «территориальное устройство» - носит всеобщий характер, поскольку государство или его части непременно делятся на территориальные единицы. Другая часть понятия «административное устройство» - при своем возникновении предназначалась для того, чтобы в рамках территориальных единиц учреждать органы государственной администрации и осуществлять государственное управление.

Чаще всего административно-территориальное устройство является двухуровневым. Если идти сверху вниз, первым уровнем будут единицы, входящие непосредственно в состав субъекта РФ (сельские районы и крупные города); эти единицы являются территорией деятельности судов, прокуратуры, органов государственной безопасности, органов внутренних

дел и т.п. (Условно - административные органы). Ко второму уровню относятся территориальные единицы, входящие в состав единиц первого уровня и являющиеся основой местного самоуправления.

Понятием «административно-территориального устройство» охватывает следующие вопросы:

̶ система территориальных единиц, порядок их образования и упразднения;

̶ отнесение населенных пунктов и территорий к той или иной категории территориальных единиц;

̶ установление и изменение границ территориальных единиц;

̶ установление центров единиц, включающих в себя несколько населенных пунктов;

̶ наименование и переименование территориальных единиц, отдельных населенных пунктов, их улиц, площадей и других частей;

̶ регистрация населенных пунктов, учет изменений в административно-территориальном устройстве.

Субъекты РФ отражают вопросы административно-территориального устройства в своих конституциях, уставах, специальных законах.

В основном субъекты РФ до последнего времени сохраняли прежнюю систему административно-территориального устройства и могли иметь такие виды административно-территориальных единиц:

1) города республиканского, краевого, областного, окружного значения ̶ города, входящие непосредственно в республику, край, область, автономную область, автономный округ; эти города могут быть 2 видов ̶ состоящие из территорий в пределах городской черты; состоящие из данной территории, а также прилегающих территорий;

2) районы в сельской местности;

3) города районного значения ̶ города, входящие в состав сельских районов;

4) районы в городах;

5) сельские округа (волости, сельсоветы);

6) поселки рабочие, курортные, дачные.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах реорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» наметил введение системы муниципальных образований, предполагающий в значительной мере новые параметры территориального устройства субъектов РФ.

Цепочка территориального деления субъекта РФ:

̶ субъект делится на территории муниципальных районов и городских округов;

̶ в состав муниципального района входят сельские и городские поселения;

̶ сельское поселение состоит из населенных пунктов;

̶ городское поселение состоит из города или поселка, кроме того, возможно в его состав и сельских населенных пунктов;

̶ сельский населенный пункт ̶ первичная территориальная единица в сельской местности;

̶ возможно деление крупных городов на районы (городские районы).

Сельское поселение ̶ один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно или через выборные и иные органы местного самоуправления. Таким образом, сельское поселение ̶ это муниципальное образование.

Городское поселение ̶ город или поселок с прилегающей территорией, в которых местное самоуправление осуществляется непосредственно или через выборные или иные органы местного самоуправления. Следовательно, городское поселение ̶ также муниципальное образование.

Муниципальный район ̶ несколько поселений и так называемых межселенных территорий, объединенных территорий. В границах района осуществляется местное самоуправление, следовательно, район ̶

муниципальное образование. Его специфика заключается не только в размерах и включении в свой состав сельских и городских поселений, но и в том, что на уровне муниципальных районов могут осуществляться отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Городской округ ̶ городское поселение, которое не входит в состав муниципального района. Органы местного самоуправления не только решают вопросы местного значения, но могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Практика образования новых субъектов РФ дала свой пример создания административно-территориального устройства единиц с особым статусом ̶ на территориях бывших автономных округов. Особенности административно-территориального устройства единиц с особым статусом ̶ округа ̶ она (единица) входит как единое целое в состав нового субъекта РФ, ей посвящается отдельное регулирование в уставе субъекта РФ, отражающее гарантии ее особого положения в целом и в бюджетной сфере, представительство в законодательном органе власти субъекта, возможность специального органа исполнительной власти субъекта РФ, занимающегося делами округа (округов), особый порядок решения вопросов территории и границ округа.

В Российской Федерации существуют так называемые закрытые территориальные образования (ЗАТО). Таковыми признается органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке реактивных и других материалов, военные или иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Собственная компетенция.

Российская Федерация, реализуя суверенитет, имеет и осуществляет все права независимого государства. В то же время субъекты Федерации также имеют свою компетенцию. Конституция РФ, Федеративный договор, законодательство наделяют Федерацию в лице федеральных органов государственной власти широкой, многогранной компетенцией, оставляя в то же время обширные права ее субъектам.

Конституция РФ разграничивает предметы ведения и полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами, определяя, таким образом, и компетенцию Российской Федерации, и компетенцию ее частей – субъектов. Компетенция РФ охватывает полномочия, предметы ведения самой Российской Федерации (ст. 71) и ее полномочия по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В остальном компетентны субъекты Федерации.

Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти обладает полномочиями в различных сферах общественной жизни: в области государственного строительства, экономики и финансов, охраны природы, социально-культурной, защиты прав и свобод человека, в области международных отношений, обороны и безопасности.

Под предметами ведения обычно имеются в виду сферы государственной и общественной жизни, которые находятся в распоряжении соответствующих государств и государственных образований и внутри которых их органы осуществляют те или иные полномочия.

+

Под полномочиями понимаются права и (или) обязанности государств, государственных образований и их органов по рассмотрению и решению конкретных вопросов в рамках соответствующих сфер (предметов ведения).

=

Компетенция соответственно федерации, ее субъектов, их органов.

Вопросы ведения Федерации описаны в ст. 71 Конституции РФ. К ее ведению отнесены весьма важные вопросы государственного строительства, законотворчества, защиты прав и свобод человека:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

 

 

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся ст.72:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

#2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст.73).

Вне пределов полномочий РФ субъекты РФ обладают всей полнотой власти. Например, они самостоятельно формируют свои органы государственной власти, утверждают бюджеты, принимают законы и т.д.

Распределение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами выражает как общегосударственные интересы, суверенитет Федерации, так и интересы субъектов, обеспечивает целостность Российского государства и в то же время широкую самостоятельность регионов.

         



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.021 с.)