Полномочия Президента РФ; понятие и виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полномочия Президента РФ; понятие и виды.



Конституционный статус главы государства предполагает наличие специфических для этого органа прав и обязанностей во взаимодействии с другими властями, делающими Президента ключевой фигурой во властных структурах государства. Это проявляется прежде всего в прерогативе Президента РФ определять в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ), принимать меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ), приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным

обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85). Наделение Президента РФ такими обширными полномочиями обусловлено тем, что он выступает как гарант надежности Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Обширные прерогативы главы государства можно подразделить на следующие группы.

1. Полномочия по формированию и обеспечению нормального функционирования федеральных органов государственной власти. В этой сфере Президент РФ: назначает Председателя Правительства РФ, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров (по предложению главы Правительства РФ), назначает выборы в Госдуму, а также распускает Госдуму в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, предлагает Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей высших федеральных судебных органов России, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ и др.

2. В правотворческой сфере Президент РФ активно использует право законодательной инициативы в Госдуме, подписывает и обнародует федеральные законы, обладает правом отлагательного вето, издаст указы, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности отдельных федеральных законов и других актов.

3. В области внешней политики, обороны и национальной безопасности Президент РФ: осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации, ведет переговоры и подписывает международные договоры (а также другие полномочия, указанные в ст. 86 Конституции РФ). Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами РФ, утверждает военную доктрину, концепцию национальной безопасности, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ, объявляет призыв граждан на военную службу и увольнение в запас отдельных категорий военнослужащих, объявляет полную (всеобщую) или частичную мобилизацию.

Президент РФ формирует Совет Безопасности РФ, действующий на основании Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ΦЗ "О безопасности" и Указа Президента РФ от 06.05.2011 № 590 "Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации". В состав Совета Безопасности входят: Председатель Совета Безопасности РФ, которым по должности является Президент РФ; Секретарь Совета Безопасности, постоянные члены и члены Совета Безопасности. Совет Безопасности РФ является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента

РФ по вопросам обеспечения безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством РФ, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

К этой группе примыкают полномочия по введению Президентом РФ на основе федеральных конституционных законов особых правовых режимов управления на всей территории государства или в отдельных местностях – военного положения и чрезвычайного положения (ч. 2 и 3 ст. 87 и ст. 88 Конституции РФ).

4. Полномочия в сфере исполнительной власти. В отличие от прежней Конституции РСФСР 1978 г. с поправками, внесенными в нее при учреждении поста Президента в 1991 г., Конституция РФ не называет Президента РФ главой исполнительной власти, а определяет его исключительно как главу государства. Однако это не означает какое-либо сужение полномочий Президента РФ, уменьшение влияния на организацию деятельности исполнительной власти. На конституционном уровне нс закрепляется положение о том, что Президенту РФ принадлежит исполнительная власть. В ст. 110 Конституции РФ четко оговаривается, что исполнительную власть в России осуществляет Правительство РФ. На практике Президент РФ обладает исполнительной властью. Она реализуется им как непосредственно, так и через Правительство РФ.

Объем полномочий главы государства в сфере исполнительной власти зависит от формы правления и политического режима конкретного государства. По конституционным параметрам Россия – полупрезидентская республика. Особенностью данной республики является стремление поставить главу государства над всеми ветвями власти не в качестве лица, сосредоточивающего в своих руках полномочия законодательной, исполнительной и судебной власти, а в качестве арбитра в отношениях между ними. В отличие от президентских республик (например, США) в России Президент, являясь главой государства, не является одновременно главой Правительства РФ. В силу этого Правительство РФ несет ответственность не только перед Президентом РФ, но и перед парламентом.

В сфере исполнительной власти Президент РФ наделен весьма широкими полномочиями. Президент РФ руководит Правительством РФ при наличии главы Правительства РФ – Председателя. Президент РФ единолично формирует федеральную исполнительную власть и руководит ею.

Правительство РФ ответственно перед Президентом РФ. И именно ему, а не Федеральному Собранию, заявляет о своей отставке в случае, если оно считает невозможным осуществление возложенных на него функций, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. Только Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ.

5. В сфере конкретизации статуса личности Президент РФ: решает вопросы российского гражданства и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания, осуществляет помилование.

Особое значение имеет право Президента РФ использовать согласительные процедуры для решения тех или иных коллизий (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ). Представляя Российскую Федерацию в отношениях с другими государствами, Президент РФ осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры (а также другие полномочия, указанные в ст. 86 Конституции РФ).

Реализуя свои функции и осуществляя конституционные полномочия, Президент РФ издает указы и распоряжения. Указанные акты появились вместе с институтом президента – в июле 1991 г. Акты Президента РФ относятся к числу подзаконных правовых актов. Следует выделить два вида указов: нормативные и индивидуальные. Указы носят нормативный характер, если они касаются общих вопросов, содержат в себе норму права и рассчитаны на постоянное и многократное действие. Индивидуальные указы – это решения Президента РФ, касающиеся вопросов гражданства, предоставления политического убежища, награждения государственными наградами, назначения на должность и освобождения от должности руководителей органов федеральной исполнительной власти.

Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 № 11-П указано, что практика издания указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, конституционна, если, во-первых, они не расходятся с Конституцией РФ и федеральными законами и, во-вторых, их действие ограничивается периодом до принятия соответствующих законов. В будущем, по всей видимости, при условии существенного наращивания законодательства (ив особенности собственно федеральных законов) роль "указного нормотворчества" сократится.

Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации.

Распоряжения – это вторые по значимости (после указа) правовые акты главы государства. Они обычно являются ненормативными и содержат конкретные поручения, задания, предписания частного характера. Распоряжения – это решения по оперативным, организационным и кадровым вопросам, а также по вопросам работы Администрации Президента РФ.

Акты Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ (ст. 90 Конституции РФ). Это означает, что они не могут не исполняться или быть приостановлены либо отменены органами государственной власти или субъектов РФ или органами местного самоуправления на соответствующих территориях. В случае несогласия с нормативным актом Президента РФ палаты Федерального Собрания, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Госдумы, Правительство РФ, высшие судебные органы РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, управомоченные Конституцией РФ (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ), могут сделать запрос Конституционному Суду РФ о соответствии этого акта Конституции РФ. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ).

Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ серьезной политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

Указы и распоряжения Президента РФ публикуются в официальных государственных изданиях.

Для обеспечения выполнения своих ответственных полномочий глава государства формирует Администрацию Президента РФ, назначает и освобождает своих полномочных представителей в федеральных округах и государственных органах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.008 с.)