Становление России как федеративного гос-ва 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление России как федеративного гос-ва



Становление и развитие России как федеративного государства прошло следующие этапы.

До 1918 г. Россия представляла собой унитарное государство, административно-территориальными единицами которого являлись губернии и области.

В январе 1918 г. была принята Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, впервые провозгласившая Россию федеративным государством. В ней говорилось: «Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза сводных наций как федерация советских национальных республик». Принятая вслед за ней в июле 1918 г. Конституция РСФСР 1918 г. юридически закрепила федеративное государственное устройство.

     Особенностью федерации на этом этапе было то, что она создавалась на принципе автономии. Это означает, что не вся территория государства состояла из территорий субъектов федерации. На территории России в областях, отличавшихся особым бытом и национальным составом, могли создаваться автономные образования. В начале 1918 г. такими автономными образованиями были только автономные республики. Позднее появляются еще две формы автономий — трудовые коммуны и автономные области.

     В 1922 г. РСФСР вошла в состав СССР. Юридически это было оформлено подписанием Договора об образовании СССР и принятием Конституции СССР 1924 г. Таким образом, РСФСР стала частью союзного государства. В этот период происходят изменения в федеративном устройстве самой РСФСР:

●  трудовые коммуны как формы автономий были преобразованы в автономные республики;

●  возникает новая форма автономий — национальный округ.

 

     В последствии Конституцией СССР 1977 г. национальные округа были переименованы в автономные округа (данное название сохраняется по сей день). В результате Конституция РСФСР 1978 г. закрепила в составе российского государства следующие формы автономий:

● автономная республика. По Конституции их насчитывалось 16;

● автономная область, которых в составе РСФСР было 5;

● автономный округ. Их было 10.

 

Подписание Федеративного договора от 31 марта 1992 г. вызвало среди ученых-конституционалистов дискуссию о характере Российской Федерации. Возникли две точки зрения по данному вопросу. В соответствии с одной из них Россия по своему характеру является договорной федерацией, поскольку в основе ее создания лежит Федеративный договор, разграничивший предметы ведения между федерацией и ее субъектами. Другие ученые полагают, что Россия является по своему характеру федерацией конституционной, так как возникла она в 1918 г. путем преобразования из унитарного государства. На момент подписания Федеративного договора Россия формально была федерацией. Кроме того, разграничение предметов ведения в настоящее время проводится в Конституции РФ (ст. 71-73), а Федеративный договор фактически был инкорпорирован в Конституцию РФ.

В 1993 г. была принята Конституция РФ, которая юридически закрепила федеративное устройство государства. Положения Федеративного договора вошли в нормы Конституции РФ. При этом согласно заключительным и переходным положениям Конституции РФ в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ. В Конституции РФ в отличие от Федеративного договора нет упоминания о суверенитете республик. Конституция РФ признала равноправие всех субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Конституция РФ закрепляла в ст. 65 перечень субъектов Федерации, которых к тому времени насчитывалось 89.

 

На современном историческом этапе происходят изменения в федеративном устройстве нашего государства. Они, прежде всего, заключаются в сокращении числа субъектов РФ. Начавшийся в 2004 г. процесс объединения краев, областей и входящих в их состав автономных округов, привел к тому, что в настоящее время в составе Российской Федерации не 89, а 85 субъектов РФ.

     Важным этапом в развитии федеративного устройства нашего государства стало принятие в состав России двух новых субъектов федерации — Республики Крым и города федерального значения Севастополь. Народ Крыма и Севастополя, воспользовавшись правом на самоопределение, в полном соответствии с демократическими процедурами 16 марта 2014 г. провел референдум, в котором высказался за присоединение к России. В результате был заключен международный договор о принятии Республики Крым и города Севастополь в состав Российской Федерации и предоставлении им статуса республики и города федерального значения, соответственно. Вхождение Крыма и Севастополя в состав России является исторически закономерным.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.231.155 (0.005 с.)