Система органов государственной власти и система законодательства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система органов государственной власти и система законодательства.



В систему федеральных органов государственной власти входят: Президент РФ (осуществляет власть главы государства), Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума – законодательная власть), Правительство РФ (высший орган исполнительной власти), федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, федеральные суды (судебная власть).КРАТКО.

Глава государства — Президент Российской Федерации;

- Федеральный законодательный орган — Федеральное собрание РФ;

- Правительство — Правительство Российской Федерации во главе с Председателем Правительства;

- Федеральные органы исполнительной власти: Министерства РФ, федеральные службы и федеральные агентства РФ, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством РФ

- Судебный орган — Верховный Суд Российской Федерации

1. Президент РФ

Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом прав и свобод человека и гражданина. В установленном порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Так же определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

2. Федеральное Собрание

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Государственная Дума избирается сроком 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет.

3. Правительство РФ

Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации.

На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:

- разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

- обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;

- обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

- осуществляет управление федеральной собственностью;

- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;

- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

- осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Подзаконные постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

4. Верховный суд РФ:

- является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

- осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды.

- в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй (кассационной) инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — также и в качестве суда первой инстанции.

- является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, окружным (флотским) военным судам.

- изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.- разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР.

Система законодательства - это совокупность действующих на территории данного государства нормативно-правовых актов. Нормативно-правовой акт- это официальный документ компетентного государственного органа, направленный на возникновение, изменение или отмену норм права.

Виды законов

Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы. Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

1) Конституция

Конституция является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами:

Конституция носит учредительный характер, т.е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя. Положения Конституции находят свое развитие в отраслевом законодательстве.

Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.

2) Федеральные конституционные законы

Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами.

3) Федеральные законы

Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные законы подразделяются на две группы:

кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);

текущее законодательство.

Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено.

4) Законы субъектов федерации

Законы субъектов федерации распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты. Вопросы соотношения между собой различных видов законов оговорены в ст. 76 Конституции РФ. Коротко особенности соотношения федеральных законов и законов субъектов федерации можно выразить правилом: при противоречии федерального закона и закона субъекта федерации действует федеральный закон, если он касается вопросов, отнесенных конституцией к ведению федерации в целом, и действует закон субъекта федерации, если он касается вопросов, отнесенных к предметам ведения субъектов федерации.

Подзаконные акты призваны конкретизировать и детализировать предписания законов. Характерными признаками подзаконных актов является то, что они

1) принимаются на основе закона,

2) принимаются во исполнение закона,

3) не могут противоречить закону.

Классификация подзаконных актов Российской Федерации в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

указы Президента;

постановления Правительства;

акты министерств и ведомств: приказы, инструкции, положения, указания, уставы, решения коллегий и др.;

акты исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках); постановления глав администраций (в иных субъектах); приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций;

акты органов местного самоуправления;

локальные нормативно-правовые акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организаций.

Государственный язык.

Государственным языком является язык, имеющий соответствующий правовой статус, который в данной стране используется в деятельности (в том числе в официальном делопроизводстве) органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных учреждений, предприятий и организаций, а также при опубликовании законов и других нормативных правовых актов.

Как правило, государственный язык пользуется специальной поддержкой и заботой государства в целях его распространения и развития. Нередко вопросы изучения, развития и употребления государственного языка регламентируются особыми нормативно-правовыми актами. Иногда языки с аналогичным статусом и общественными функциями именуются официальными языками, однако у них нет строгой обязательности и всеобщности.

В некоторых странах государственными языками объявлены два и более языка. В основном это вызвано многонациональным полиэтническим составом населения данного государства. Так, в Финляндии два государственных языка — финский и шведский, на Мальте также два государственных языка — мальтийский и английский, в Индии — хинди и английский, а в Швейцарии четыре государственных языка — немецкий, французский, итальянский и ретороманский. В Канаде, чтобы не обострять отношения между англоязычными и франкоязычными канадцами, вместо статуса государственного языка установлены два официальных языка — английский и французский.

В тех многонациональных полиэтнических государствах, в которых статус государственного языка придан лишь языку титульного этноса, как правило, это ведет к вытеснению языков национальных меньшинств, их дискриминации и межэтнической напряженности. Такое положение сложилось в большинстве стран ближнего зарубежья, где русское и русскоязычное население, оказавшись в положении национальных меньшинств, лишено условий для осуществления в полной мере комплекса прав и свобод человека, прежде всего в национально-языковой сфере. Только в Белоруссии два государственных языка — белорусский и русский, в Казахстане и Кыргызстане русский язык объявлен (наряду с государственным) официальным языком. В других странах ближнего зарубежья на межъязыковой почве возникают межнациональные, межэтнические коллизии.

Все это подтверждает вывод о том, что проблема государственного языка имеет важное политическое, социальное, культурно-духовное и психологическое значение. Неудовлетворенность этноязыковой политикой может быть одной из причин межэтнической напряженности и сепаратистских устремлений дискриминируемых этнических групп.В

демократическом обществе для устранения такого положения используется практика придания нескольким основным языкам статуса государственных языков.

Россия — государство многонациональное, полиэтническое. На ее территории, по данным переписи населения 2002 г., проживают люди 182 национальностей, при этом русские составляют около 80% всего населения. Поэтому регламентация употребления языков в России — проблема конституционного значения. В ст. 68 Конституции Российской Федерации указывается, что государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык. Республики в составе РФ вправе устанавливать свои государственные языки. РФ гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий его изучения и развития.

Таким образом, в масштабе всей Российской Федерации имеется только один государственный язык — русский, т.е. язык государствообразующей и самой многочисленной нации России. Федерация создает условия для изучения всеми гражданами России государственного языка. Во всех образовательных учреждениях, кроме дошкольных, изучение русского языка регламентируется едиными государственными образовательными стандартами. В то же время в интересах граждан, не владеющих этим языком, предусмотрено, что они могут использовать в государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях России язык, которым владеют, а в случаях, предусмотренных законодательством, им обеспечивается соответствующий перевод.

Вместе с тем в России каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 26 Конституции РФ). В Законе "О языках народов РСФСР" от 25 октября 1991 г. записано, что недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих Конституции препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков и иные нарушения законодательства о языках народов России и республик в ее составе.

В политико-юридическом смысле к государственному языку близок статус официального языка, который отличается от него лишь менее строгим статусом и регламентацией. Поэтому нередко эти два названия — государственный и официальный — употребляются как равнозначные. В качестве официального провозглашается язык государства, международной организации, съездов, конференций, на котором ведется делопроизводство, переписка и произносятся публичные речи в государственных органах, на собраниях, радио, телевидении и т.п.

Обычно официальный язык провозглашается в тех странах, которые отличаются многонациональностью и полиэтничностью и где существуют этноязыковые проблемы. Введение официального языка характерно для многих стран Азии, Африки, Америки. Так, в ряде колониальных в прошлом государств такими языками стали языки бывших метрополий. Из 55 стран Африки в 21 стране официальным языком является французский (в том числе в 8 случаях вместе с английским или каким-нибудь местным языком), в 19 странах — английский (в 9 случаях с каким-нибудь другим языком), в 5 странах — португальский.

Статус официального языка придается рабочим языкам тех или иных международных организаций. Так, русский язык признается официальным в Международной астронавтической федерации (МАФ), Международной федерации спортивной медицины (ФИМС) и др. Шесть языков — английский, французский, русский, испанский, арабский и китайский — являются официальными и рабочими языками

Гражданство.

Гражданство РФ – это устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Гражданство – юридическая категория.

Гражданин РФ – физическое лицо (человек), обладающее гражданством РФ и имеющее документ, подтверждающий наличие у него российского гражданства.

Лицо без гражданства (апатрид) – человек, не являющийся гражданином РФ и не имеющий доказательства наличия гражданства иностранного государства. По правовому статусу апатриды приравниваются к иностранцам.

Гражданство каждого человека оформляется индивидуально, подтверждается паспортом и иными документами, устойчиво и не может быть изменено произвольно.

Вопросы приобретения и прекращения гражданства РФ регулируются Федеральным Законом «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 № 62-ФЗ.

Гражданами РФ являются лица, которые:

- имели гражданство РФ на день вступления в силу закона – т.е. на 01.07.2002;

- приобрели гражданство РФ в соответствии с законом.

Документ, подтверждающий гражданство:

паспорт гражданина РФ;

- иной документ, содержащий указание на гражданство.

Закон «О гражданстве РФ» предусматривает такие основания приобретения гражданства, как:

- по рождению;

- в результате приема в гражданство;

- в результате восстановления в гражданстве;

- по иным основаниям, предусмотренным законодательством и международными договорами РФ.

Прием в гражданство РФ осуществляется в общем и упрощенном порядке.

Для приема в гражданство в общем порядке необходимо отвечать следующим условиям:

- непрерывно проживать на территории РФ 5 лет с момента получения вида на жительство и до момента обращения с заявлением о приеме в гражданство;

- соблюдать Конституцию и законодательство РФ;

- владеть русским языком;

- иметь законный источник средств к существованию;

- обратиться в полномочный орган иностранного государства с отказом от имеющегося иного гражданства.

Срок проживания на территории РФ сокращается до года, если лицо отвечает хотя бы одному из требований:

- имеет высокие достижения в области науки, техники, культуры или обладает профессией или квалификацией, представляющей интерес для РФ;

- лицо нетрудоспособно и имеет дееспособных сына или дочь – граждан РФ, достигших 18 лет;

- заявителю предоставляется политическое убежище;

- заявитель признан беженцем.

В упрощенном порядке – без соблюдения условия о непрерывном проживании на территории РФ – могут быть приняты в гражданство РФ ряд лиц, перечень которых расширен с 2003 года.

Основаниями прекращения гражданства РФ являются: выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство; оптация (выбор) гражданства при изменении государственного статуса территории; иные основания.

Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве: Президент РФ; Комиссия по делам гражданства при Президенте РФ; МВД РФ; МИД РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

Высшая инстанция по вопросам гражданства РФ – Президент РФ. Своими указами он решает вопросы:

- приема в российское гражданство иностранных граждан, граждан бывшего СССР, лиц без гражданства;

- восстановления в гражданстве РФ;

- выхода из гражданства;

- отмены решений по вопросам гражданства

- наличия двойного гражданства

- предоставления почетного гражданства.

Комиссия по делам гражданства при Президенте РФ предварительно готовит материалы, документы на подпись Президенту РФ.

Органы МВД:

- принимают от лиц, проживающих в РФ, заявления и ходатайства по вопросам гражданства;

- проверяют факты и документы, имеющие отношение к делам о гражданстве;

- осуществляют прием в упрощенном порядке;

- направляют ходатайства и материалы в Комиссию по делам гражданства при Президенте РФ;

- определяют принадлежность лиц, проживающих в РФ.

МИД, дипломатические и консульские учреждения осуществляют аналогичные функции в отношении лиц, проживающих за границей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.06 с.)