Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы федеративного устройства
а) суверенитет; Суверенитет - полная независимость гос-ва в его внутр. делах и ведении внеш. политики. Суверенитет РФ (ч. 1 ст. 4) выражает высшую власть народа и гос-ва как целого внутри страны и за ее пределами. Высшая власть внутри страны определяется в праве РФ самостоятельно осуществлять на собственной территории гос. власть, ее законодат-е, исполн-е и судебные функции без какого-либо вмешательства со стороны других гос-в или иной власти внутри страны. Юридическим выражением суверенитета внутри страны является верховенство Конституции и ФЗ на всей территории РФ (ч.2 ст.4)
Вовне суверенитет выражается в независимости РФ в международных отношениях, в праве самостоятельно осуществлять свою внешнюю политику, заключать (равно - денонсировать) международные договоры или присоединяться\выходить из них. Принцип суверенитета исключает вседозволенность. Легальное понятие гос. суверенитета дается Конституционным Судом РФ в Постановлении от 7 июня 2000 г. №10-П. В нем закрепляются 2 исходных положения: - Конституция не предполагает какого-либо иного гос. суверенитета помимо суверенитета РФ (абз.3 п.2.1); - суверенитет характеризует верховенство, независимость и самостоятельность гос. власти, полноту, законодат-й, исполн-й и судебной деятельности на гос. территории и независимость в международном общении.
КС РФ исключает такую форму “материализации” суверенитета, как субъект РФ, который представляет собой территориальную организацию гос. власти второго уровня. По конституционно-правовой природе федерального устройства суверенной является только РФ в целом.
б) единство системы государственной власти; Государственная целостность и единство системы государственной власти (ч. 3 ст. 5 Конституции). В литературе данный принцип рассматривается как принцип единства федеративного государства, что не исключает системной основы организации этого единства. Единство системы государственной власти (или системного единства государства) означает то, что государственная власть в РФ в лице федерального центра и субъектов Федерации подчиняет свою деятельность достижению общенародных целей и решению соответствующих задач.
Для достижения общенародных целей и задач Российская Федерация и субъекты Федерации наделяются собственным статусом. Во внешних отношениях РФ выступает как целостное государственное образование – полный субъект международных прав;
в) равноправие субъектов РФ; Равноправие субъектов Федерации. Согласно ч. 1 ст.5 Конституции субъекты Федерации являются равноправными. Это общее положение уточняется в ч. 4 ст. 5, согласно которой субъекты Федерации равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами власти. Наряду с этим, субъекты Федерации равноправны во взаимоотношениях между собой (№ 184-ФЗ).Кроме того, в юридической литературе равноправие субъектов определяется в равенстве базовых (исходных) положениях их статуса. Равноправие не исключает категориального (типового) различия в статусе. Конституция закрепляет различный объем прав у тех или иных групп субъектов Федерации (например, республики, автономные округа, город федерального значения Москва обладают правомочиями, которых нет у других групп субъектов Федерации). Поэтому равноправие субъектов Федерации не означает их равностатусность;
г) целостность и неприкосновенность территории России; Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации – это один из важных принципов Конституции и современного международного права. Он прямо вытекает из ч. 3 ст. 4 Конституции, Устава ООН, ряда международных договоров и пактов; Целостность территории означает запрещение насильственного отделения территории государства либо захват какой-либо ее части, а также невозможность уступки части территории РФ иностранному государству. Неприкосновенность территории означает недопустимость использования территории государства без его согласия, запрет на вооруженное и любое иное посягательство на территорию другого государства;
д) равноправие и самоопределение народов России; Равноправие и самоопределение народов (ч. 2 ст. 5 Конституции РФ) Этот принцип раскрывается в международном праве; Равноправие народов означает, что все народы в РФ имеют равное право на сохранение этнической идентичности, которая проявляется в особенностях языка, верований, отправления религиозных культов, традиционного образа жизни.
Самоопределение народов означает, что все народы свободно устанавливают свой политической статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и политическое развитие. Все государства обязаны поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право. Формами (способами) осуществления права на самоопределение является создание суверенного независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, установление любого другого политического статуса (например, статус субъекта Федерации). Осуществление этого права не должно нарушать прав и свобод человека. Недопустимо ссылаться на принцип самоопределения для подрыва единства государства и национального единства. Международное право связывает реализацию права народов на самоопределение с необходимостью соблюдения принципов территориальной целостности и прав человека; е) гарантированность прав коренных малочисленных народов России; Права коренных малочисленных народов гарантируются Конституцией РФ (ст. 69) согласно общепризнанным нормам международного права. Различают общие и дополнительные гарантии. Общие гарантии содержатся в гл. 2 Конституции, а также в общепризнанных международных актах. Дополнительные гарантии закрепляются в Федеральных законах. Коренные малочисленные народы РФ – это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, численностью не более 50 тыс. человек, осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Коренным малочисленным народам России гарантируются права: 1) на замену военной службы альтернативной гражданской службой; 2) на сохранение и развитие своей самобытной культуры; 3) на территориальное общественное самоуправление; 4) на объединение в общины и иные общественные объединения; 5) на представительство в законодательных (представительных) органах субъектов РФ и представительных органах местного самоуправления; 6) на судебную защиту в случае нарушения прав представителей малочисленных народов либо дискриминации, выразившейся в какой бы то ни было форме. Коренным малочисленным народам России гарантируется право на социально-экономическое и культурное развитие, защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни и хозяйствования. ж) единство денежной и кредитной системы. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.
43. Государственная территория. Согласно ст. 67 Конституции РФ территория — один из основных признаков государства, определяющий пространство, на которое распространяется суверенитет и власть государства. Каждое государство заинтересовано в ясном определении пределов своей территории, поскольку территориальные споры с соседями рождают много трудностей, а порой чреваты военными конфликтами. Для федеративных государств правовое закрепление своей территории имеет не только международно-правовое, но и внутреннее, государственно-правовое значение. От этого зависят границы федерального суверенитета, т.е. поле действия федерального законодательства. В конституционном праве России есть понятия «территория Российской Федерации» и «территория субъекта Федерации». Отношение между ними самое простое: первая включает в себя территории своих субъектов. Однако Федерация не вправе по собственному усмотрению менять границы субъектов. Границы между ними могут быть изменены только с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67 Конституции РФ). Территория является атрибутом любого государства. Объективно представляя собой пространственные пределы осуществления государственной власти, территория закономерно ассоциируется с могуществом и величием государства, либо с ее слабостью и уязвимостью. Территория Российской Федерации — часть земного шара, находящаяся под ее суверенитетом. В состав территории России входит не только ее сухопутная часть, но также внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над территориями субъектов (ч. 1 ст. 67). Внутренние воды состоят из рек, озер, заливов и др. Территориальное море (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации») — это примыкающий к сухопутной территории морской пояс шириной до 12 морских миль. Воздушное пространство, по сложившейся правовой практике, имеет высоту до 100 км. Под сухопутной и водной территориями расположены недра (часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения), о которых Конституция РФ не упоминает. Тем не менее по сложившемуся обычаю они также входят в понятие государственной территории до технически доступной глубины, что означено в Законе РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (в ред. от 3 марта 1995 г., с последующими изменениями и дополнениями).
К территории морских государств непосредственно примыкают, хотя в нее и не входят, континентальный шельф и исключительная экономическая зона. Конституция РФ закрепляет в отношении них свои суверенные права и юрисдикцию, которые, однако, осуществляются в порядке, установленном не только внутренним законодательством, но и нормами международного права (ч. 2 ст. 67 Конституции РФ). Континентальный шельф Российской Федерации (Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями)) включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории или на расстоянии 200 миль от берега. Исключительная экономическая зона (Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) — это морское пространство шириной до 200 миль от берега. Охрана территории континентального шельфа и исключительной экономической зоны входит в ведение Российской Федерации (п. «н» ст. 71 Конституции РФ). Федерация призвана обеспечивать свою территориальную целостность страны и ее субъектов. Пределы распространения государственного суверенитета очерчены государственной границей. Режим государственной границы Российской Федерации установлен Законом РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), а также рядом других нормативных актов и международных договоров с сопредельными государствами. Установление государственной границы осуществляется приграничными государствами в два этапа: делимитация (установление границы на крупномасштабной карте межправительственной комиссией с подписанием соответствующих документов) и демаркация (установление пограничных знаков на местности). В делимитации и демаркации Государственной границы, разработке нормативных правовых актов, устанавливающих режим Государственной границы Российской Федерации, участвует Федеральная пограничная служба.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.016 с.) |