Глава 1. Теоретическое исследование корпоративной культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретическое исследование корпоративной культуры



Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретическое исследование корпоративной культуры

Понятие и сущность корпоративной культуры

Составляющие элементы и факторы корпоративной культуры

Процесс совершенствования корпоративной культуры

Глава 2. совершенствование корпоративной культуры

предприятия на примере ООО НТЦ "Диатекс"

Краткая характеристика деятельности предприятия

История формирования корпоративной культуры ООО НТЦ «Диатекс»

Совершенствование корпоративной культуры ООО НТЦ «Диатекс» и персонал предприятия

Совершенствование корпоративной культуры и коллективные формы творчества

Предложения по совершенствованию корпоративной культуры ООО НТЦ «Диатекс»

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

 

Многими факторами обусловлен высокий уровень теоретической актуальности и практической значимости темы дипломной работы. Начало нынешнего века принесло в наше общество новые социально-экономические отношения, обусловленные дальнейшим укреплением экономики страны на рыночных позициях. Еще ранее, в 90-х гг. ХХ в., в научно-методическом обороте в области социально-экономических отношений появилось много новых понятий и слов, до этого совершенно неизвестных нашим гражданам: инновации, менеджмент, бизнес-план, маркетинг, моральный вред, деловая репутация, корпоративная культура и т.д. При этом оказалось, что для разъяснения этих понятий оказалось недостаточным использование изданных в прошлом словарей и энциклопедий. Также оказалось, что современные специальные (в области социально-управленческих отношений) издания не содержат достаточно обоснованных, корректных способов оценки таких понятий. Определенные особенности возникают в случае использования этих новых понятий в сфере социально-экономических отношений.

Практически каждая организация, действующая в условиях рынка и имеющая разветвленную структуру управления, в процессе развития сталкивается с необходимостью развития своей корпоративной культуры, для чего требуется четкое понимание данного феномена. При этом количество организаций с развитой корпоративной культурой постоянно растет, что объясняется потребностями современного бизнеса, например, в расширении, диверсификации, выходе на международный уровень. Вместе с тем, низкая культура многих российских предприятий привела к тому, что их контрагенты потеряли интерес к развитию в своей сфере новых взаимоотношений и конкуренции в ходе изменившихся условий внешней среды, в сфере новых ценностей. Сформированная в прежнее время культура управления явилась препятствием при проведении реформ ввиду недостаточно эффективной системы подготовки специалистов, востребованных в настоящее время. Поэтому проблема корпоративной культуры на нынешнем этапе развития России - это проблема социальной политики, социокультурная по содержанию, но ни в коем случае не только внутрифирменная.

Любая организация должна иметь четко поставленные цели, соответствующие ее ресурсам и возможностям, а на основании последних формулируются основные задачи, решаемые для достижения этих целей. Поэтому каждая организация нуждается в развитой корпоративной культуре, которая обеспечит качество деятельности.

Деятельность современного предприятия осуществляется в постоянно изменяющихся условиях внешней среды, характеризующейся высокой степенью неопределенности экономических, социально-политических, природно-климатических и прочих свойств. Для сохранения достигнутых позиций и успешного планирования производственной деятельности предприятие вынуждено постоянно совершенствовать свою корпоративную культуру, каждый раз подстраивая ее в соответствии со вновь возникающими требованиями. Руководство организации вынуждено осуществлять поиск наиболее рациональных решений управления, анализировать и систематизировать опыт прошлого, выявлять общие закономерности и принципы эффективной корпоративной культуры.

Вопросами подготовки специалистов в области корпоративной культуры уделяется большое значение в ряде университетов. Речь идет о таких экономически развитых странах, как США, Германия, Нидерланды, Франция, Швеция, Англия и др. К сожалению, для российского бизнеса вопросы организационного развития, развития корпоративной культуры не являются первостепенными в силу различных причин, связанных большей частью с тем, что в сфере российского бизнеса понятие корпоративной культуры появилось сравнительно недавно и в силу различных причин не является достаточно изученным в отличие от западного бизнеса (И. Ансофф, М. Альберт и Ф. Хедоури, Г. Десслер, Ф. Лютенс, М.Х. Месхон, Э. Шейн и др.). При этом в последнее время возрастает интерес к процессам формирования корпоративной культуры в российских компаниях и к исследованию системы организационных отношений, которые рассматриваются прежде всего как важные компоненты достижения успеха в бизнесе. Руководители организаций через развитие корпоративной культуры и обращение к оценке лояльности персонала стремятся достичь повышения заинтересованности работников в трудовой деятельности, то есть повлиять на трудовую мотивацию, на формирование стратегии управления персоналом и в конечном итоге - на эффективность работников в организации.

Развитие корпоративной культуры организации связано с ее потребностями. Если организация имеет низкий уровень корпоративной культуры, это отрицательно сказывается на функционировании организации в целом. Так, недостаточно высокий культурный уровень сотрудников влечет неоправданные расходы на оплату труда консультантов, увеличение управленческого аппарата, сложности в "управляемости" предприятия в целом. Отсутствие ряда ключевых факторов корпоративной культуры может привести к отсутствию развития отдельных видов деятельности.

Следует отметить, что в специальной литературе нет единого понимания того, что собой представляет корпоративная культура. Так, в одной статье говорится о том, что корпоративная культура - это "комплекс... социальных норм, установок, ориентаций, стереотипов поведения и т.д.". Не решен вопрос и о том, в качестве чего она рассматривается ("...главного механизма, обеспечивающего практическое повышение эффективности работы организации"), на что она влияет (от "на мотивацию сотрудников" и т.д. до "на творческий потенциал служащих"). Объясняется, на каких уровнях она существует ("содержательном, ментальном и деятельностном"), с чем она связана ("...с корпоративным духом, лояльностью сотрудников..."), как корпоративная культура может создаваться ("целенаправленно сверху... стихийно снизу"). Показывается, что является ее основополагающим элементом ("...основные мировоззренческие установки и идеи"), что нормативное значение в корпоративной культуре имеют девизы и лозунги, важную роль играют мифы и легенды, что в соответствии с корпоративной культурой организации сотрудники придерживаются правил и норм поведения. И это все правильно и важно для понимания отдельных составляющих корпоративной культуры. Однако результативность проводимых мероприятий в рамках реформирования корпоративной культуры современных российских предприятий требует комплексного подхода к ее изучению.

Целью настоящей работы является исследование формирования корпоративной культуры на примере одного из действующих предприятий.

Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи работы:

1) определить понятие и сущность корпоративной культуры;

) выявить составляющие элементы и факторы корпоративной культуры;

) изучить процесс формирования корпоративной культуры;

)охарактеризоватькорпоративную культуру (сущность, уровень, факторы) ООО НТЦ «Диатекс»;

) раскрыть составляющие элементы корпоративной культуры ООО НТЦ «Диатекс»;

) разработать рекомендации по оптимизации корпоративной культуры современных российских предприятий.

Объект исследования - фирма ООО НТЦ «Диатекс».

Предмет исследования - содержание элементов корпоративной культуры названной организации.

Отметим, что рассматриваемая в работе организация занимается научными разработками, что еще более актуализирует проблему корпоративной культуры данной организации. В настоящее время - во время смены эпох, во время перехода от традиционного общества к обществу информационному - значительно возрастает роль инноваций, инновационных социальных технологий в управлении крупными промышленными коллективами. Для создания нового продукта требуется накопленный собственный капитал, важной составляющей которого и является корпоративная культура. Ее высокий уровень делает разрабатываемые инновации эффективнее, что повышает конкурентоспособность продукта, услуги, приводит к изменениям хозяйственных связей. Позитивные изменения в корпоративной культуре влияют на процессы управления, на протекание экономических коммуникаций.

Теоретико-методологическая основа д ипломной работы сформировалась в результате изучения и использования большого теоретического и практического материала, литературных источников. Широко использовались сравнительный, системно-структурный и статистический методы исследования, а также анализ эмпирических материалов. Основной метод, использованный в работе, - анализ документов (Устава ООО НТЦ «Диатекс», штатного расписания, прочих документов кадровой службы и т.д.). Изучение документов позволило выявить тенденции и динамику развития корпоративной культуры организации. Кроме того, использовался метод наблюдения - целенаправленный процесс восприятия деятельности организации. Это предопределило комплексный подход к теме исследования.

Научно-теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней теоретические выводы, собранный фактический материал и практические рекомендации могут быть использованы руководством организаций для оптимизации своей корпоративной культуры.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, две главы, состоящие из восьми параграфов, заключение, список использованных источников и приложения.

 


Рис. 1. Что формирует и определяет корпоративную культуру в компании?

 

Фактически этот фактор является природным мультипликатором (множителем) изменений. Если меняются факторы, которые изменят поведение одной группы, это определенным образом повлияет и на поведение других групп и отдельных лиц. Менять корпоративную культуру можно только "сверху-вниз". В первую очередь потому, что «рычаги, которые влияют на корпоративную культуру, находятся преимущественно в руках руководства».

Чего не следует делать в процессе формирования и развития корпоративной культуры? Спешить и делать поспешные выводы, праздновать или сдаваться слишком рано. Корпоративная культура содержит общепринятые ценности, поверья, нормы, а для их изменения должно пройти достаточно много времени. В зависимости от того, насколько сильной была старая культура и насколько кардинально ее хотели изменить, изменения могут длиться от трех месяцев до трех лет.

Большинство отечественных организаций обладает не связанными друг с другом системами корпоративных культур и ведения деловой деятельности, а успешное руководство организацией и ее функционирование возможно при наличии систематичного и разностороннего управления. В этом смысле использование некоторых международных стандартов дает возможность объединения этих систем в единое целое, на основе разработанных стандартом принципов.

Итак, корпоративную культуру формирует поведение сотрудников, то есть культуру определяют те факторы, которые способны повлиять на поведение: прежде всего персональная и групповая мотивация сотрудников, их ценности и нормы, система стимулирования и вознаграждения (сотрудник определяет, что является ценным для компании и какие нормы поведения тут приемлемы, исходя из того, за что компания вознаграждает и за что наказывает). Очень сильными факторами, которые влияют на корпоративную культуру, являются поведение лидеров, внешние и внутренние информационные потоки, ритуалы, выдающиеся и торжественные события, которые происходят в компании.

 


Глава 2. формирование корпоративной культуры предприятия на примере ООО НТЦ "Диатекс"

 

Таблица 1. Сотрудники ООО НТЦ «Диатекс»

Должность Чел.
Генеральный директор 1
Директора 3
Коммерческий 1
Исполнительный 1
Технический 1
Руководители подразделений 9
Специалисты подразделений, научные сотрудники 31
Научно-технических подразделений 24 (по 4 в каждой)
Обеспечивающих подразделений (служб: финансовой, маркетинга, кадровой) 6 (по 2 в каждой)
Психолог кадровой службы 1
Вспомогательный персонал 10
Лаборанты экспертной лаборатории 2
Секретари директоров 4
Водители 2
Уборщицы 2
Итого 54

 

Исполнительный директор руководит организационной работой на предприятии, обеспечивает охрану труда, технику безопасности и пожарную безопасность. Ему же подчинена кадровая служба.

Технический директор руководит всей производственной деятельностью предприятия. В его ведении находятся вопросы организации производственных операций. Ему подчинены научно-технические подразделения.

Каждый из руководителей организует работу вверенного подразделения.

Непосредственное выполнение функций каждого из подразделений выполняют специалисты подразделений. Именно они выполняют основные задачи деятельности фирмы.

Вспомогательный персонал обеспечивает обслуживание основного персонала, а также поддерживает помещение фирмы в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии. В эту категорию входят лаборанты экспертной лаборатории, секретари директоров, уборщицы и водители.

Источниками формирования имущества ООО НТЦ «Диатекс» в денежной и иных формах являются:

регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

добровольные имущественные взносы и пожертвования;

выручка от реализации товаров, работ, услуг;

дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

доходы, получаемые от собственности организации;

другие, не запрещенные законом поступления.

Результаты деятельности предприятия в 2004-2006 гг. представлены в табл. 2.

 

Таблица 2. Показатели эффективности деятельности ООО НТЦ «Диатекс» в 2004-2006 г.

Показатели Позапрошлый год (2004) Прошлый год (2005) Отчетный год (2006)
       
Выручка (объем товарооборота), тыс. руб. 43 120 49 230 59 530
Трудовые ресурсы: а) среднесписочная числ-ть персонала, чел. 50 52 54
б) оплата труда с начислениями, тыс. руб. 15 678 21 115 28 896
Материальные затраты, тыс. руб. 4 167 4 891 5 750
Себестоимость продаж, тыс. руб. 37 111 42 890 48 170
Издержки обращения, тыс. руб. 20 245 27 206 34 996
Прибыль от продаж, тыс. руб. 6 009 6 340 11 360
Рентабельность капитала (основных и оборотных активов) 0,0173 0,0090 0,0128
Рентабельность продаж 0,0039 0,0019 0,0027
Рентабельность издержек обращения 0,0229 0,0121 0,0189
Прибыль на одного работника, тыс.руб./чел. 120,18 121,92 210,37
Средняя зарплата на одного работника, тыс. руб./чел. 313,56 406,06 535,11

 

Более подробно данные о заработной плате работников представлены в таблице 3.

 

Таблица 3. Заработная плата сотрудников ООО НТЦ «Диатекс» в 2004-2006 гг.

Показатели 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Фонд заработной платы (тыс. руб.) 15 678 21 115 28 896
в том числе:      
Генерального директора 749,32 998,58 1360,05
Директоров 1556,28 2087,98 2860,53
Руководителей подразделений 3631,32 4890,28 6690,68
Специалистов подразделений, научных сотрудников 8646,00 11659,10 15970,53
Психолога 172,92 216,44 290,52
Лаборантов 230,56 300,26 410,36
Секретарей 461,12 680,68 930,53
Уборщиц 115,28 142,63 190,40
Водителей 115,28 142,63 192,40

 

В ООО НТЦ «Диатекс» применяют как повременную (для всех директоров, психолога, лаборантов, секретарей, водителей, уборщиц), так и сдельную (для руководителей подразделений и специалистов) систему оплаты труда.

И сдельная, и повременная системы оплаты труда дополняются премиальной системой.

Итак, ООО НТЦ «Диатекс» - коммерческое юридическое лицо, которое осуществляет предпринимательскую деятельность в научно-технической сфере. Разделение труда работников ООО НТЦ «Диатекс» предусматривает наиболее целесообразную расстановку работников для выполнения целей организации, четкое определение функциональных обязанностей каждого работника.

 

Таблица 4. Отличия инновационного от традиционного управления кадрами

Традиционная кадровая служба Инновационная кадровая служба
Вертикальное управление подчиненными, «кадры» - отдельная функция Горизонтальное управление и забота о всех ресурсах, акцент на формирование команды
Централизованная кадровая функция в отделе кадров, специалисты планируют, мотивируют. Децентрализованная кадровая функция в линейном управлении. Последнее отвечает за управление всеми ресурсами подразделения и достижения целей. Специалисты по персоналу оказывают поддержку линейному менеджменту
Кадровое планирование - следствие производственного плана и реакция на него; связь односторонняя. Планирование человеческих ресурсов полностью интегрировано в корпоративное планирование, связь двусторонняя.
Цель - обеспечить нужных людей в нужное время и освобождение ненужных людей. Сотрудники - это факторы производства, и их «расставляют» как шахматы. Цель - совмещение имеющихся человеческих ресурсов, квалификации и потенциалов со стратегией и целями компаниями. Сотрудники - это объект корпоративной стратегии, фактор преимущества в конкурентной борьбе, объект инвестиций фирмы.
Кадровая политика нацелена на достижения компромисса между экономическими и социальными партнерами. УЧР нацелено на развитие целостной сильной корпоративной культуры и балансирование текущих потребностей интегрированной организации с окружающей деловой средой.

Итак, высокий уровень корпоративной культуры ООО НТЦ «Диатекс» характеризуют:

позитивное отношение к человеческой личности, ее важнейшим благам;

высокое чувство ответственности и долга каждого сотрудника фирмы;

ответственное отношение к служебным обязанностям;

ориентация на приоритет не только собственных потребностей, а также потребностей общества, интересов страны.

Рис. 3. Система управления качеством

 

Следует помнить, что все организации, в т.ч., разумеется, и ООО НТЦ «Диатекс», зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания. Поэтому ООО НТЦ «Диатекс» можно порекомендовать дополнительно проводить регулярные анкетирования между уже существующими, а также потенциальными потребителями своих услуг.

. Необходимо внедрить элементы демократического стиля руководства (особенно в низовых звеньях ООО НТЦ «Диатекс»). При таком стиле руководства руководитель децентрализует свою власть. Он консультируется с подчиненными, которые также принимают участие в выработке решения. Подчиненные получают достаточно информации, чтобы иметь представление о перспективах своей работы. Инициатива с их стороны всячески стимулируется. Руководитель делегирует подчиненным часть своих властных полномочий, в том числе при осуществлении контроля, вводит элементы коллективного самоуправления. В целом управление людьми, персоналом в аспекте совершенствования корпоративной культуры - это способность руководителя создавать такое будущее, которое само будет призывать людей к высокоэффективным действиям, поэтому и необходимо внедрение элементов демократического стиля управления.

Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с максимальной выгодой использовать их способности. Этот принцип очень важен с точки зрения социального управления, т.к. он отводит немаловажную роль в процессе управления сотрудникам организации, формирует систему мотиваций и поощрений удачных творческих решений. Как результат - существенное развитие корпоративной культуры.

При этом для создания оптимальной социальной технологии управления корпоративными знаниями полагаю необходимым учитывать следующие рекомендации:

при управлении интеллектуальными сотрудниками необходимо учитывать их повышенную степень свободы;

стиль управления и организационная культура должны соответствовать уровню самоидентификации знаний;

необходимо своевременно уточнять у работников знаний их требования и внимательно учитывать эти запросы;

работник знаний должен быть уважаем в компании не только как профессионал, но и как личность.

. В процессе совершенствования корпоративной культуры ООО НТЦ «Диатекс» полагаю эффективным использование экспертных компьютерных систем, которые начали разрабатываться в середине XX в. в США. Разработчиками этих систем можно считать ученых Б. Сойера, Д. Фостера. В настоящее время существует уже пятое поколение компьютерных экспертных систем. Они замечательно себя зарекомендовали при оценке личностного и профессионального потенциала персонала, уровня конфликтности и стрессоустойчивости работников, в других кадровых технологиях. За последнее десятилетие создано пятое поколение - так называемые прецедентные экспертные системы. Названные системы позволят сравнивать личные, профессиональные и психофизиологические качества объекта социальных технологий с аналогичными параметрами лучших специалистов ООО НТЦ «Диатекс». Такие системы основаны на богатой базе реальных экономических, управленческих ситуаций.

В результате использования таких экспертных систем управленческие решения в ООО НТЦ «Диатекс» будут приниматься только на основании реальных наблюдений, на основе реальных ситуаций, имевших место в том или ином подразделении предприятия, в управленческой практике того или иного управленца. Для ООО НТЦ «Диатекс», как для научного учреждения, особенно важно, что данные экспертные системы используют наряду с математическими алгоритмами человеческую логику.

Считаю нужным в области совершенствования корпоративной культуры ООО НТЦ «Диатекс» данные системы использовать для:

оптимизации структуры предприятия на основе многомерного анализа позитивных или негативных тенденций развития и состояния персонала, анализа имиджа руководителя, характера его взаимоотношений с коллективом;

определения для каждого работника профессиональных, психологических, физиологических параметров, для выявления и оценки его негативных проявлений, особенностей поведения в конфликтной ситуации, совместимости, самооценки, потенциальных возможностей, социально-психологической компетенции, формирования для работника различных текстовых характеристик;

для общей и целевой профориентации, профотбора, приема на работу, для сокращения штатов, аттестации, оценки профпригодности работника и его способностей к обучению, получения рекомендаций по наиболее эффективному использованию каждого работника в конкретных условиях предприятия, создания профилей профессий, должностей, "негативных" профилей.

Вот несколько рекомендаций службе по персоналу ООО НТЦ «Диатекс» по использованию экспертных прецедентных систем.

Во-первых, эти системы должны позволять реализовывать экспорт и импорт информации через стандартный текстовый файл или буфер обмена. Это позволит соблюсти принцип единого информационного пространства.

Во-вторых, система должна быть надежно защищена от несанкционированного доступа к данным, так как большинство информации о персонале закрыто и защищено законом.

В-третьих, важно, чтобы экспертная система была ориентирована на специфическую сферу деятельности организации (у ООО НТЦ «Диатекс» это научно-техническая сфера), на опыт работы, характер, образование.

В-четвертых, рекомендуется использовать отечественные продукты, так как они учитывают национальную культуру, национальное своеобразие систем управления.

. Следует провести инвентаризацию собственных результатов интеллектуальной деятельности. Как было отмечено выше, ООО НТЦ «Диатекс» осуществляет проведение (по договорам с предприятиями) инвентаризации результатов научно-технической деятельности, полученных на данных предприятиях. Однако за все годы деятельности в самом ООО НТЦ «Диатекс» ни разу подобная инвентаризация не проводилась. Между тем, в поиске скрытых резервов совершенствования корпоративной культуры, по моему мнению, особое внимание следует уделить именно анализу нематериальных активов. Их чаще всего не учитывают в процессе санации. Но для многих предприятий (в т.ч., безусловно, и для ООО НТЦ «Диатекс») они по значимости соизмеримы с основными фондами.

Если провести инвентаризацию РИД, включить их в оборот, правильно оформить на эти объекты документацию, то они станут серьезным резервом для повышения корпоративной культуры компании.

. Учитывая, что деятельность структурных подразделений организации тесно связано с ее потребностями в развитии корпоративной культуры, считаю, что значительным ресурсом совершенствования корпоративной культуры ООО НТЦ «Диатекс» может быть новая ориентация кадровой службы.

Кадровая служба должна функционировать, ориентируясь на привлечение к работе конкретных людей, способных вывести организацию на новый качественный уровень или развить новое направление деятельности. Кроме того, нельзя забывать, что результативность проводимых мероприятий в рамках реформирования корпоративной культуры в значительной степени определяется уровнем развития кадрового состава ООО НТЦ «Диатекс».

Предлагаю следующий пошаговый алгоритм действий по оптимизации деятельности кадровой службы.

ООО НТЦ «Диатекс» в лице своего руководства должен четко поставить определенные цели по совершенствованию собственной корпоративной культуры, соответствующие ресурсам и возможностям ООО НТЦ «Диатекс», а на основании данных целей сформулировать основные задачи для кадровой службы в деле достижения оптимальной корпоративной культуры. Кроме того, считаю, что именно такая постановка проблемы обеспечит и успех в бизнесе при наименьших затратах и в приемлемые сроки.

Реализация указанного зависит от многих факторов деятельности ООО НТЦ «Диатекс». Среди них, по моему мнению, можно выделить следующие основные:

) Цель и характер решаемых организацией задач в сфере своей корпоративной культуры.

) Масштабы деятельности организации. ООО НТЦ «Диатекс» является предприятием малого бизнеса. В организациях малого бизнеса нецелесообразно создавать разветвленную систему управления со структурными подразделениями различных видов (например, с отделами, которые объединяются в департаменты или службы, в каждой из которых есть свой руководитель). Умножение структурных подразделений не гарантирует эффективности деятельности малого предприятия и его развитой корпоративной культуры. Однако, как было показано, выше, именно такая структура управления создана в ООО НТЦ «Диатекс». Именно это и требует реорганизации работы кадровой службы.

Отказ от такой реорганизации может привести к снижению уровня корпоративной культуры ООО НТЦ «Диатекс».

) Уровни руководства. Часто руководитель ООО НТЦ «Диатекс» распределяет полномочия, а вместе с ними и сферы ответственности за порученные участки работы между своими заместителями и топ-менеджерами, руководствуясь их личными и деловыми качествами, предоставляя им право самостоятельно формировать свой "блок". Но в этом случае передача полномочий на формирование структурных подразделений и набор сотрудников должна быть четко урегулирована в документах организации. Пока что такое урегулирование в ООО НТЦ «Диатекс» отсутствует.

Необходимо также создать кадровый резерв компании из активных, творческих, целеустремленных людей, объективно представляющих перспективы и возможности роста, осознанно принявших решение работать в данной компании.

. Учитывая разнообразие и сложность деятельности ООО НТЦ «Диатекс», что, возможно, приведет к созданию в будущем каких-то новых подразделений, необходимо разработать и утвердить регламент создания внутренних структурных подразделений. В нем целесообразно установить нормативы численности работников различных структурных подразделений - служб, отделов и т.д. Это позволит избежать как "перегруженности" отдельных подразделений, так и ситуаций, когда, например, отдел состоит только из начальника отдела, что говорит о низком уровне корпоративной культуры. Кроме того, установление нормативов численности сотрудников подразделений позволяет устранить возможные споры, связанные с уровнем оплаты труда руководящих работников, и упреки в дискриминации по вопросам заработной платы.

. Как известно, результативность проводимых изменений определяется эффективностью взаимодействия всех субъектов реформирования. Поэтому основной задачей, решаемой в процессе совершенствования корпоративной культуры ООО НТЦ «Диатекс», является проведение организационно-просветительной работы с кадрами. Здесь, на мой взгляд, самой главное то, что следствием проводимой работы станет осознание персоналом своей роли в развитии корпоративной культуры.

Реформирование корпоративной культуры необходимо проводить на базе серьезной методической и кадровой подготовки как стратегического проекта, рассчитанного на ряд лет. Необходима более значительная работа с персоналом, направленная на его ознакомление с новыми институтами - правами собственности, возможностями рынка, ограничениями экологии, а также установление новых социальных ориентиров (жизненного уровня, степени благоустройства жилья, развития инфраструктуры).

Внедрение в практическую деятельность новых методов работы неизбежно сталкивается с проблемой обучения персонала, ответственного за проведение изменений. Поэтому предлагаю создание в ООО НТЦ «Диатекс» обучающей подсистемы (см. рис. 4), за которой будет закреплено решение следующих задач:

закрепление и развитие у специалистов навыков, требуемых для решения поставленных задач;

информационная работа с персоналом, проводимая в целях формирования у всех членов коллектива чувства сопричастности к решению задач в рамках реформирования корпоративной культуры;

 


Рис. 4. Возможная организационная структура учебно-консалтингового центра (УКЦ)

 

содействие саморазвитию структур, ответственных за реализацию реформы корпоративной культуры, за счет разработки и внедрения в практику новых инструментов управления.

Обучение основам управления изменениями необходимо проводить на основе социокультурного подхода, подразумевающего поиск и нахождение путей дальнейшего развития ООО НТЦ «Диатекс» с учетом потребностей и интересов всех заинтересованных участников. Именно сочетание социокультурного подхода к управлению изменениями и знаниевой компоненты менеджмента в процессе подготовки специалистов придаст дополнительный синергетический эффект процессам изменений в корпоративной культуре ООО НТЦ «Диатекс».

. В процессе поиска скрытых резервов повышения корпоративной культуры ООО НТЦ «Диатекс» целесообразно использовать кадровый аудит. Сегодня наличие четко отлаженной и соответствующей законодательству системы кадрового документооборота является одним из важных условий успешной деятельности компании. Многие государственные организации и частные фирмы уже осознали необходимость регулярного проведения не только финансового, но и кадрового аудита и хотели бы получить независимую и объективную оценку своей системы кадрового документооборота. Произошедшие в последние годы политические и экономические перемены в России, переход компаний к ведению "белого" кадрового документооборота, а также участившиеся проверки со стороны трудовой инспекции - все это послужило основанием для появления на рынке новой услуги - кадрового аудита.

Следует различать кадровый аудит и аудит системы управления персоналом (HR-аудит). HR-аудит представляет собой комплексную оценку эффективности существующей системы управления персоналом, ее соответствия текущему этапу развития компании и степени ее готовности к стратегическим потребностям бизнеса. Его также можно использовать в ООО НТЦ «Диатекс», однако нужно помнить, что целью работ по HR-аудиту является выявление актуальных недостатков, затруднений и сбоев в работе системы управления персоналом по основным HR-подсистемам.

Кадровый аудит может проводиться как в рамках HR-аудита, так и самостоятельно, поскольку он имеет собственные предмет и цели. Под кадровым аудитом следует понимать независимую комплексную оценку системы кадрового документооборота ООО НТЦ «Диатекс», существующих в ней процедур, стандартов и технологий, а также ее проверку на предмет полноты состава и соответствия оформления и действующему законодательству РФ. Цель работ по проведению кадрового аудита заключается в выявлении существующих проблемных зон в системе кадрового документооборота в ООО НТЦ «Диатекс» и поиск возможностей для ее оптимизации путем проведения анализа работы основных подсистем управления документами (создания, передачи, оперативного хранения, уничтожения и др.).

Своевременно проведенный кадровый аудит и последующая коррекция системы кадрового документооборота позволят ООО НТЦ «Диатекс»:

юридически грамотно выстраивать взаимоотношения с сотрудниками;

минимизировать возможные риски, возникающие в процессе прохождения проверки со стороны государственных органов и разрешения возникающих трудовых споров с работниками;

оптимизирует связи между подразделениями компании (сделает их более равномерными, пока что же, как было указано выше, связи между некоторыми подразделениями ООО НТЦ «Диатекс» слабы);

повысить уровень корпоративной культуры.

. Важное направление совершенствования корпоративной культуры - развитие системы мотивации труда сотрудников. Причем, по моему мнению, в ООО НТЦ «Диатекс» требуется кардинально реформировать систему нематериального стимулиров



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.224 (0.072 с.)