Наука как социальный институт. Жизнь общества сложна и многообразна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука как социальный институт. Жизнь общества сложна и многообразна



Жизнь общества сложна и многообразна. Существует ряд фундаментальных общественных потребностей, без удовлетворения которых оно не смогло бы нормально функционировать и развиваться. Задача удовлетворения таких потребностей решается социальными институтами. Назовем наиболее важные из них: потребность в воспроизводстве населения (институт брака и семьи); материальные потребности (институт производства); потребность в безопасности и порядке (институт права); передача знаний и ценностей от одного поколения к другому и получение новых знаний (институт образования и науки). Таким образом, социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе

Для того чтобы социальный институт мог функционировать, в нем сложным образом переплетаются экономические, политические, нравственные, профессиональные и другие отношения. В рамках социального института передаются правила поведения и деятельности, происходит социализация личности, усваиваются культурные ценности. Сформировавшийся социальный институт организационно оформлен, в нем действует система управления, сложились и закрепились статусы и роли.

Исходя из вышесказанного, можно определить, что социальный институт представляет собой приспособительный механизм общества, созданный для удовлетворения той или иной его важнейшей потребности, функционирование которого регулируется правовыми и моральными нормами. Образовательный и научный процессы тесно взаимосвязаны. Поэтому в широком смысле их можно рассматривать в рамках одного института. Вместе с тем каждый из них имеет свою специфику и свои самостоятельные институциональные характеристики. Мы будем рассматривать социальный институт науки, имея в виду при этом, что он связан со всеми остальными институтами и, прежде всего, с процессом образования в стране.

Наука как социальный институт структурно включает в себя следующие основные компоненты:

– люди как носители ролей и статусов (ученые различных уровней и специализаций, научные руководители, педагоги, аспиранты, студенты и др.);

– материальные объекты (здания, лаборатории, приборы, технические устройства, испытательные полигоны и т.д.);

– различные формы санкций, контроля, экспертизы и оценки научных достижений;

– символы (ученые степени, ученые звания, премии и т.д.).

Отдельные элементы, зачатки институциализации научной деятельности существовали уже в Античности (Пифагорейский союз, Академия Платона, Лицей Аристотеля). В XII веке появляются первые средневековые университеты. Социальный институт науки с основными его атрибутами окончательно сложился в XVII веке с развитием капиталистического производства, которое стало остро нуждаться в техническом и научном обеспечении. Чтобы эффективно выполнять свои функции, наука стала организовываться и приобретать определенную степень автономии.

В настоящее время различными аспектами социального института науки занимаются социология, науковедение, наукометрия и другие дисциплины. В соответствующих публикациях накоплен информативный и аналитический материал о структуре и организации научного сообщества, аккумулировании и трансляции научного знания, взаимодействии науки с экономикой и политикой, об этосе науки и о подготовке научных кадров.

Как для обозначения населения всей страны используется понятие общества, так для выделения ученых вошел в речевой обиход термин «научное сообщество». Принадлежность к нему формально определяется наличием ученой степени. Поэтому защита кандидатской диссертации является своеобразным пропуском для вхождения в когорту ученых. Но необходимо заметить, что после получения диплома кандидата наук ученый де-юре становится ученым де-факто при условии признания коллегами ценности его научных наработок. В научном сообществе, как и в любой профессиональной группе, фактическое признание получает человек, обладающий не только талантом, но и нравственностью, то есть его отношение к работе и к людям окружающими оценивается положительно.

Научное сообщество объединяет ученых, придает им соответствующий социальный статус. Но содержательно оно не является единым, так как наука имеет сложную и многогранную структуру. Внутри сообщества единство и профессиональное взаимопонимание ученых возможно в рамках научной дисциплины, которая представляет собой конкретную отрасль знаний. На ее исследовательском поле ученые способны услышать друг друга и выработать отношение к научным разработкам. Внутри дисциплины возможна дифференциация по специальностям, представляющим собой более узкие направления научного поиска. Специализация вызвана углубленным исследованием проблем на дисциплинарном поле, что объективно требует «зауживать» исследовательское русло.

Следующим уровнем институциализации является создание научных коллективов на междисциплинарной основе. Необходимость в них возникает при проведении комплексных крупномасштабных исследований или при конструировании сложных объектов, когда нужно состыковывать разные дисциплины. При этом появляются новые предметные участки исследований и вырабатывается соответствующая терминология, обеспечивающая необходимую степень взаимопонимания в научном коллективе. При междисциплинарных исследованиях повышается роль организации работы. Поэтому для эффективной деятельности коллектив должен возглавляться ученым с широким научным кругозором и развитыми организаторскими способностями.

Наряду с названными структурами, в науке существуют научные школы. Начало научной школе задает выдающийся ученый, чьи исследования имеют перспективный характер. В этом случае полученные результаты вызывают повышенный интерес и привлекают ученых к продолжению работы в избранном направлении. Руководитель научной школы вырабатывает ее стратегию. Он – генератор идей, объединяющий вокруг себя единомышленников.

Подготовка научных кадров и проведение исследований осуществляется в различных организационно-структурных образованиях. К таковым, прежде всего, относятся университеты (институты), где студенты (курсанты) получают образование по избранной специальности и в ходе учебы имеют возможность приобщиться к научно-исследовательской работе. После окончания вуза выпускники, склонные к творческой деятельности, проходят обучение в аспирантуре (адъюнктуре), в ходе которого проводят исследования на уровне кандидатской диссертации. Впоследствии кандидаты наук имеют возможность продолжить обучение в докторантуре. На кафедрах университетов кандидаты и доктора наук параллельно с преподавательской работой также осуществляют научную работу.

По актуальным направлениям и проблемам исследований в стране работают научно-исследовательские институты (НИИ), которые специализируются на исследованиях соответствующего конкретного тематического профиля. Кроме них создаются научные центры, работающие по заданным программам. Стратегия и тактика развития науки разрабатывается Российской академией наук (РАН), действительные члены которой формально причисляются к научной элите страны.

Важным институциональным аспектом науки является аккумулирование и распространение (трансляция) научного знания. Ретроспективный взгляд на эту проблему позволяет констатировать, что самым значимым шагом в ее решении, который трудно переоценить, явилось появление письменности. Письменность сделала имеющую ценность информацию неподвластной времени. В отличие от устной речи ее можно знаково фиксировать на материальном носителе и, следовательно, сохранять и перемещать во времени и пространстве.

В современных условиях, как и в прошлые эпохи, важной остается непосредственная передача знания от учителя к ученику. Данный способ является самым эффективным в период обучения в вузе, аспирантуре и при других вариантах учебы, когда учитель намного превосходит ученика по уровню знания изучаемого предмета.

Темпы научно-технического прогресса непосредственно зависят от объема и скорости обработки получаемой информации. В последние десятилетия во все сферы жизни внедряются информационные технологии. Нужную информацию можно находить, не отходя от компьютера. С одной стороны, облегчился доступ к ней, а с другой – ее огромный недифференцированный массив «захлестывает» потребителя, то есть возникает проблема ее отбора и оценки.

Поэтому по-прежнему не утрачивают своей роли научные журналы, тематика которых связана с конкретными дисциплинами. Их содержание определяется известными учеными, успешно работающими в соответствующей научной области. Таких журналов в мире, по самым скромным подсчетам, издается по меньшей мере около 50000. Объем публикаций в них, по мнению историков науки, удваивается каждые пятнадцать лет.

Научная коммуникация многофункциональна. Главной функцией, естественно, является распространение информации. Параллельно в публикациях ученые выдвигают и обосновывают назревшие организационные, социальные и духовные проблемы, требующие принятия мер со стороны субъектов политической и хозяйственной деятельности, так как функционирование социального института науки связано со всеми сферами общественной жизни. Научная коммуникация также выполняет функцию распространения профессионального признания, что стимулирует мотивацию ученых и поддерживает моральный дух.

Современная наука выполняет три группы социальных функций. 1) Функции культурно-мировоззренческие. 2) Функции науки как непосредственной производительной силы. 3) Функции науки как социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в жизни общества.

Должно было пройти немало времени, прежде чем наука смогла стать решающей инстанцией в вопросах первостепенной мировоззренческой значимости, касающихся структуры материи и строения Вселенной, возникновения и сущности жизни, происхождения человека и т. д. Еще больше времени потребовалось для того, чтобы предлагаемые наукой ответы на эти и другие вопросы стали элементами общего образования. Без этого научные представления не могли превратиться в составную часть культуры общества. Одновременно с процессом становления и укрепления культурно-мировоззренческих функций науки само занятие наукой постепенно становилось в глазах общества самостоятельной и вполне достойной сферой человеческой деятельности. Иначе говоря, происходило формирование науки как социального института в структуре общества.

Функции науки как непосредственной производительной силы сегодня представляются не только наиболее очевидными, но и важнейшими. И это понятно в условиях современного научно-технического проресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека. Широкое применение научного знания выступает ныне как обязательное условие самого существования и воспроизводства многих видов деятельности, возникших ранее вне связи с наукой, не говоря уже о явно порожденных ею.

В условиях научно-технической революции все более обнаруживается еще одна группа функций науки — превращение ее в социальную силу. Наиболее ярко это проявляется в разработке масштабных планов и программ социального и экономического развития. Важно и то, что комплексный характер подобных планов и программ, их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук. Очень важны социальные функции науки и в решении глобальных проблем современности, в частности экологических. Нельзя забывать, что наука — один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Однако именно ей отводится ведущая роль в определении масштабов экологических опасностей и определении путей их предотвращения.

В качестве социальной силы наука оказывает комплексное воздействие на общественную жизнь, особенно интенсивно затрагивая технико-экономическое развитие, военное строительство и оборону, социальное управление.

 

 

§ 7. 2. Наука как форма общественного сознания и вид познавательной деятельности

Исходя из контекста истории развития человеческого познания, можно определить науку как процесс и результат получения новых объективных знаний о природном, техническом, социальном и внутреннем человеческом мире. Данная формулировка включает инвариантное в сущности науки, хотя она настолько сложна и многогранна, что любое определение не в состоянии исчерпывающе прояснить ее феномен.

Научное знание обычно характеризуют в его соотношении с обыденным. Обыденное познание и знание отражают окружающий мир через непосредственное восприятие без целенаправленного проникновения в сущность явлений и процессов. Это знание включено в повседневную жизненную практику большинства и формируется этой практикой. Хотя, если брать конкретных индивидов, соотношение обыденного и научного уровней понимания той или иной проблемы в их сознании будет различным.

Научное же знание и познание характеризуются специфическими чертами и особенностями.

1. Главной целью и ценностью научного знания является постижение объективной истины. Объективность обеспечивается преобладанием научной рациональности в исследованиях, исключением субъективных моментов, как из процесса, так и из результата проделанной работы. Для этого используется независимая экспертиза, коллективные обсуждения и другие способы проверки подтверждения истинности теории.

2. Одной из важнейших задач науки является выявление объективных законов и тенденций, в соответствии с которыми происходят процессы в природном, социальном мирах и в самой мыслительной деятельности человека. А так как «нельзя объять необъятное», ученый вычленяет в исследуемой реальности главные, сущностные свойства и характеристики, которые определяют алгоритмы функционирования объекта изучения.

3. В научном познании используются специальное научное оборудование и специальные методы. Научное оборудование расширяет возможности органов чувств человека, позволяет проникать в микро- и макромир. Наука с максимальной эффективностью использует собственные методологические наработки, достижения логики, математики, кибернетики и т.д.

4. Научное знание имеет системный характер. Его основные положения взаимосвязаны и изложены на естественном и искусственном языке в виде теорий, законов и других идеальных форм. Благодаря системной взаимосвязи элементов, научное знание способно к воспроизводству на своей собственной основе. При этом используются нормы, принципы, методы, присущие соответствующей конкретной науке.

5. Научное знание основано на строгой доказательности, логике рассуждений, обеспечивающих надежную достоверность полученных результатов и выводов. Вместе с тем в самом процессе научного поиска задействуются гипотезы, догадки, интуиция, несущие в себе эвристический потенциал. Они помогают находить верное решение, но, естественно, не заменяют его.

6. Научное познание требует особых качеств и подготовки ученого. Новый шаг вперед в любой науке возможен при условии досконального знания исследователем всех предшествующих наработок в интересующей его сфере знания. Кроме этого необходима широкая эрудиция в смежных предметных областях. А так как открытие совершается нестандартным мышлением, выходом его за рамки алгоритмов, ученый должен быть творческой личностью, обладать талантом. Все эти требования к субъекту науки реализуются в нем при наличии природных задатков и при его огромной работоспособности. Ленивых ученых не бывает.

7. Научное познание ориентировано на то, чтобы, в конечном итоге, быть реализованным в жизни, в практике. Человек – это существо, чьи потребности потенциально бесконечны. Поэтому любое знание об окружающей действительности он использует в своих интересах: для преобразования индивидуального и общественного бытия, улучшения качества жизни, наполнения ее смысловым содержанием.

Названные черты выделяют, артикулируют науку среди других форм познавательной деятельности. Но, выделяя научное познание, названные характеристики показывают в нем то общее, что позволяет представить его как сложный, но имеющий целевое и методологическое единство феномен.

Также наряду с наукой, не конкурируя с ней, пытаются внести свою познавательную лепту в человеческое бытие искусство, религия, философия, мистика и другие духовные феномены. Каково их соотношение с научным познанием? Рассмотрение этого взаимодействия позволит расширить представление о познавательном процессе в целом и высветить некоторые аспекты науки на линиях касания с искусством, религией, мистикой.

 

 

§ 7. 3. Структура науки и уровни научного познания

Классифицировать науку можно по различным основаниям. Рассмотрим наиболее важные для представления ее структуры варианты типологий.

Историческое основание позволяет выделить, как было рассмотрено выше, преднауку, классическую, неклассическую и постнеклассическую науки.

По предмету и связанной с ним методологией можно выделить четыре основных класса науки: естественные, математические, технические и гуманитарные.

Внимание естественных наук направлено на явления и процессы природы. Ее реальная предметность позволяет использовать широкий диапазон эмпирических методов исследования. Результаты наблюдений и экспериментов можно неоднократно воспроизводить, что позволяет обеспечивать однозначность выводов.

В математике доминирует логическая рациональность, так как мышление оперирует идеальной предметностью. Однозначность результатов в данной области обеспечивается четкой и жесткой формализацией предметных единиц, опирающихся на надежность аксиом. Доказательства и верификация также являются формальными.

Технические науки сами создают предметную («вещную») реальность. Их результатами являются системные конструкции (механизмы), предназначенные для непосредственного удовлетворения широкого диапазона социальных и индивидуальных потребностей. Надежность произведенной продукции обеспечивается эмпирической проверяемостью. Создание и усовершенствование технических устройств нацелено на их практическую эффективность. Инженер, конструктор в процессе творчества использует широкий круг знаний по математике, физике и другим наукам, если этого требует логика технического проектирования.

Социально-гуманитарное познание и знание характеризуются рядом специфических особенностей и черт.

1. Его главным объектом внимания является человек, внутренний мир которого нельзя измерить или представить в виде формул и алгоритмов. Знание о человеке включает объективное и субъективное начала. Оно всегда относительно и фрагментарно, так как субъектом познания является он сам. Для его целостного видения необходим более сложный, более совершенный субъект, который нам неведом. Поэтому человек сам для себя является вечной проблемой, которую он пытается решать с момента появления самосознания.

2. Гуманитарное познание связано с нравственными ценностями и оценками. Проблема добра и зла является контекстом любой социальной теории. Взгляд через ее призму определяет индивидуальные поступки, групповые действия и политические решения.

3. В общественных науках преобладает философский дискурс над техническим экспериментом и измерением. В человеческой и социальной реальности действует множество факторов, которые не являются стабильными. Поэтому обобщающее их философское осмысление оказывается незаменимым. Ему могут сопутствовать психологические и социологические исследования, дающие информацию об отдельных характеристиках социума на конкретном временном интервале. Само же философское осмысление подразумевает диалектичность, то есть видение любого явления в его развитии во взаимосвязи с другими явлениями и с учетом внутренних противоречий, которые показывают дальнейшую перспективу изменений. А так как точность осмысления нельзя подтвердить никаким техническим измерением, в гуманитарной среде всегда должна присутствовать свободная дискуссия профессионалов, в ходе которой и постигается истина.

4. В социально-гуманитарном познании необходимо учитывать, что в обществе открываемые законы действуют как тенденции, то есть существующая направленность развития может измениться. В функционирование общественного закона включен такой непостоянный фактор, как потребности человека. Поэтому социальное прогнозирование имеет вероятностный характер. Точность предвидения уменьшается с увеличением сроков упреждения. Следовательно, социальное прогнозирование должно быть перманентным.

Рассмотренная классификация не является застывшей. Проводимые исследования приводят к интеграции наук как внутри названных групп, так и между ними. Одновременно наблюдается противоположный процесс: внутри групп появляются новые конкретные науки или направления поиска.

В зависимости от связи с практикой науки классифицируются на фундаментальные, среднего уровня и прикладные.

Фундаментальные науки проводят исследования, которые на данный момент не привязаны к практике и не являются заказом производства. Проблемы фундаментальных наук – это вопросы, которые ставит перед учеными природа или сама наука, ответы на которые неизвестны. Например, проникновения в тайны макро- и микромира, являются фундаментальными исследованиями, пока не началось их практическое применение. К фундаментальным также можно отнести методологические и общетеоретические проблемы науки.

Исследования среднего уровня ищут возможности и варианты будущего практического, технического применения, использования полученных научных открытий. Они находятся на стыке между фундаментальными и прикладными науками и стимулируются теми и другими одновременно.

Прикладные науки – это те, которые прямо и непосредственно выходят на практику. Зачастую они выполняют конкретный заказ учреждений, организацией, предприятий. Результатами их исследований являются практические рекомендации заказчику, новые или усовершенствованные приборы и механизмы.

Данное деление наук объективно существует, должно учитываться, но было бы неправильным проводить между соседними группами резкие разграничения. Границы между ними указывают одновременно и на деление наук, и на взаимосвязь между ними. Открытия фундаментальных наук детерминируют специальные исследования среднего уровня, которые на своих финишных стадиях перетекают в прикладные.

В связи с динамикой развития науки, с отрицанием прежних и появлением новых парадигм представляет интерес классификация теорий по степени признаваемой на данный момент научности. По данному основанию «онтологию» науки образуют «наука переднего края», «твердое ядро науки» и «история науки».

Наука переднего края наряду с истинным включает неистинное (что выяснится позже) знание, но оно получено существующими научными средствами. Так, например, ученые, изучая элементарные частицы, вынуждены определять характеристики того, что не наблюдается, чтобы исследуемый микромир соответствовал физическим законам. Вне сомнения, что создаваемая при этом логическая картина в перспективе будет корректироваться. Задача науки переднего края – искать и генерировать новое. На этом этапе строгая доказательность не всегда возможна, и неукоснительное следование ей являлось бы тормозом эвристической эффективности.

Твердое ядро науки включает «беспроблемный», достоверный пласт знания, признанного на данный момент научным сообществом. Это знание характеризуется ясностью, строгостью, доказательностью. Твердое ядро отсеяло из бывшей науки переднего края все, что не получило доказательного подтверждения. Речь идет не о том, что все знания в твердом ядре науки истинны, а о том, что они в настоящий момент времени признаны учеными и используются на практике.

История науки включает в себя часть знания, вытесненного за пределы науки. Но это тоже наука, которая, согласно настоящей терминологии, прежде входила в состав твердого ядра. История науки вскрывает логику ее развития, подсказывает возможные перспективы, предупреждает о тупиковых вариантах движения.

Рассмотренные варианты классификации науки позволяют увидеть, с одной стороны, ее единство, а с другой – многообразие, сложность и многогранность. Наука является важнейшим, но не единственным видом познавательной деятельности человека. Выше было рассмотрено соотношение научного знания и познания с обыденным. Но обыденное познание – это не антоним науки. Оно позволяет большинству населения ориентироваться и жить в мире повседневности.

 

 

    § 7. 4. Общество, наука, техника. Сциентизм и антисциентизм

Будучи важнейшим элементом общества и «внедрившись» буквально во все его сферы, наука (особенно начиная с XVII в.) наиболее тесно была связана с техникой. Тем более это характерно для современной науки и техники.

Техника (греч. techne – искусство, мастерство) – совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. В технике материализованы знания и опыт, накопленные в процессе развития общественного производства.

Основное назначение техники – облегчение и повышение эффективности трудовых усилий человека, расширение его возможностей в процессе трудовой деятельности, освобождение человека (частичное или полное) от работы в условиях, опасных для здоровья.

Средства техники применяются для воздействия на предметы труда при создании материальных и культурных ценностей; для получения, передачи и преобразования энергии; исследования законов развития природы и общества; сбора, хранения, обработки и передачи информации; управления производственными процессами; передвижения и связи; бытового и

культурного обслуживания; обеспечения обороноспособности.

Современная техника характеризуется высокими темпами ее модернизации и автоматизации, унификацией и стандартизацией, интенсивным развитием энергетики, радиоэлектроники, химической и биологической технологии, широким использованием компьютерных технологий, робототехники и т.п.

Достижения современной техники базируются на фундаментальных научных открытиях и достижениях. Взаимосвязь и взаимодействие науки и техники – одни из главных факторов научно-технической революции, важнейшее условие научно-технического прогресса и общественного развития в целом.

Возрастание роли науки и научного познания в современном мире, сложности и противоречия этого процесса породили две противоположные позиции в его оценке – сциентизм и антисциентизм, сложившиеся уже к середине XX в.

Сторонники сциентизма (от лат. scientia – наука) утверждают, что «наука превыше всего» и ее нужно всемерно внедрять в качестве эталона и автономной социальной ценности во все формы и виды человеческой деятельности. Отождествляя науку с естественно-математическим и техническим знанием, сциентизм считает, что только с помощью так понимаемой науки (и ее одной) можно решить все общественные проблемы. При этом принижаются или вовсе отрицаются социальные науки, как якобы не имеющие познавательного значения, и отвергается гуманистическая сущность науки как таковой.

«В пику» сциентизму возник антисциентизм – философско- мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают резкой критике науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс, улучшение жизни людей. Исходя из действительно имеющих место негативных последствий НТР, антисциентизм в своих крайних формах вообще отвергает науку и технику, считая их силами, враждебными и чуждыми подлинной сущности человека, разрушающими культуру. Методологическая основа антисциентистских воззрений — абсолютизация отрицательных результатов развития науки и техники — обострение экологической ситуации, военная опасность и др.

Несомненно, что обе позиции в отношении к науке содержат ряд рациональных моментов, синтез которых позволит более точно определить ее место и роль в современном мире. При этом одинаково ошибочно как непомерно абсолютизировать науку, так и недооценивать, а тем более полностью отвергать ее.

 

    § 7. 5. Этика науки

Особенности процесса научного производства, взаимоотношения между учеными, а также огромное влияние открытий на общественную жизнь – все это способствовало складыванию этоса науки, включающего в себя ряд основополагающих этических и социокультурных ценностей, соблюдение которых необходимо для эффективного функционирования данного социального института. Рассмотрим некоторые из этих ценностей.

1. Объективность и универсализм получаемого знания. Это значит, что истинность результатов не зависит от познающего. Его открытия могут широко использоваться, так как законы природы везде одинаковы. В связи с этим ученый должен быть уверен, что его знания могут найти применение и стать общим достоянием. Обратная сторона этого требования заключается в том, что претензии на открытия, противоречащие законам природы, не могут приниматься всерьез в научном сообществе (примером может быть все тот же пресловутый вечный двигатель).

2. Социальная ответственность ученого. Данная этическая ценность подразумевает, что исследователь обязан прогнозировать воздействие своих открытий на общественную жизнь. Они должны служить благу человечества. И если однозначно прогнозировать отрицательные, деструктивные последствия исследовательской работы, ученый ее прекращает или принимает меры, чтобы подобный прогноз не реализовался.

3. Бескорыстное стремление к познанию. Причем такое стремление воспринимается самим ученым как его личный долг. Деньги не могут быть целью настоящего ученого. Ею является реализация творческого потенциала, направленного на поиск истины. А финансовое вознаграждение выполняет роль средства. Если поменять цель и средство местами, то наука обрушится. Ученого будет интересовать не истина, а максимальная личная выгода. Само существование и развитие науки показывает, что подобная позиция здесь представляет собой аномалию и отторгается учеными. В иерархии потребностей человека высшей является потребность в творчестве. Творец не в состоянии от нее отказаться. Поэтому в постперестроечной России ученые, оказавшись в нищенском материальном положении, продолжали служить науке. Можно констатировать, что человек, идущий в науку не за открытиями, а за деньгами, неплодотворен и бесперспективен.

4. Абсолютизация принципа научной честности. В научном сообществе библейские заповеди «Не укради!» и «Не лги!» приобретают особое значение. Нарушать их ученому совершенно бессмысленно, так как изобретение или открытие, выходя на арену гласности, рано или поздно неизбежно вскроет нечестность исследователя. Поэтому на плагиат или обман способен человек, которого истина, как ценность, не интересует. Но в таком случае он и не может претендовать на звание ученого. Требование научной честности закреплено в руководящих документах, регламентирующих научную деятельность, и его нарушение карается жесткими санкциями.

5. Отстаивание истины. Данное требование этоса науки является обратной стороной принципа научной честности. Иногда у открытой истины путь к признанию бывает тернистым. Житейский афоризм «Истина рождается в споре» применим и в научной среде. Способность аргументированно вести дискуссию становится особенно важной, когда в цепи доказательств присутствуют логические звенья, которые невозможно экспериментально проверить. Открытие, которое ученый не отстоял, не утвердил в научном сообществе, как правило, не находит применения. Необходимость бороться за истину возникает и тогда, когда происходит некомпетентное политическое вмешательство в исследовательский процесс. Желания субъекта власти должны совпадать с научными реалиями, а не наоборот.

6. Положительное восприятие критики. Компетентная критика является своеобразным оселком для проверки истинности полученных результатов. «Мы должны не просто ожидать появления ошибок, – писал К. Поппер, – но и сознательно их искать. Все мы страдаем одним недостатком, нам хотелось бы всегда быть правыми». Но в конечном итоге ученый может не сомневаться в своей правоте, лишь пройдя через критику и в честном состязании с ней защитив результаты своих исследований. Следовательно, настоящий ученый должен быть заинтересован в критике. Аналогично он обязан занимать критическую позицию по отношению к результатам исследований своих коллег, рассчитывая при этом на чувство благодарности с их стороны.

7. Участие ученого в подготовке научных кадров. Этос науки и перспектива собственного педагогического роста обязывают ученого оказывать помощь студентам и молодым исследователям в их научной работе. Доктора наук, как правило, являются членами диссертационных советов, научными руководителями диссертантов, выступают в качестве экспертов и оппонентов при оценке исследований. Эта работа является общественным долгом ученого.

Названные ценности определяют этику научного сообщества и регламентируют, стабилизируют функционирование науки как социального института. Без них проблема достижения истины оказалась бы под вопросом. Наука – не коммерция, ее конечным результатом является новое знание. Вот этот специфический конечный результат, являющийся высшей целью и ценностью, и определяет особые межчеловеческие отношения в научной сфере.

Этика науки показывает, что данный социальный институт специфический. Людей, склонных к научному творчеству, в обществе не так уж много. Вместе с тем, являясь относительно автономным, он оказывает огромное влияние на функционирование и развитие общества. Но эффективность этого влияния зависит от характера взаимосвязи науки с другими общественными институтами, прежде всего с экономикой и системой власти.

В научной деятельности исключительно велика роль творчества, без которого можно стать хорошим исполнителем, но нельзя стать первооткрывателем. А творческий процесс, как никакой другой, требует свободы. Но степени свободы у разных ученых различны. Профессор университета, как правило, свободен в выборе темы исследования и организации своей работы. А, например, ученый, выполняющий заказ работодателя, вынужден регламентировать свою научную деятельность и жизнь в целом, чтобы выполнить условия трудового соглашения. В этом случае он ограничивает свободу творчества в интересах утилитарного конечного результата. Наряду с этим, ученый может не иметь права предавать гласности свои открытия, так как в условиях конкуренции работодателю это не выгодно. В аналогичной ситуации, но уже по причине секретности исследований, находятся ученые, работающие в военно-промышленном комплексе. Эффективность научной деятельности в названных условиях обеспечивается системой отношений, в которых доминирует не диктат руководителя предприятия (работодателя), а сотрудничество и взаимопонимание. Ученого не нужно принуждать и контролировать – ему нужно обеспечить оптимальные условия для творчества. Только в этом случае возможен максимально высокий результат эвристической деятельности.

Наука обеспечивает богатство и процветание общества, но на этапе исследований она представляет собой затратный механизм и требует финансирования. Причем отдача от того или иного исследования может быть нескорой и не всегда гарантированной. Прикладная наука, обслуживающая непосредственные заказы производства, может рассчитывать на свою долю от получаемой прибыли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.4.44 (0.062 с.)