Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные функции практики в процессе познания
Практика является источником познания, потому что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. Однако не всегда, конечно, открытия в науке (например, периодический закон Менделеева) делаются непосредственно «по заказу» практики. Практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она «пронизывает» все стороны, моменты, формы, ступени познания от его начала и до его конца. Практика служит основой познания также и в том смысле, что обеспечивает его техническими средствами, приборами, оборудованием и т.п., без которых оно не может быть успешным. Практика является целью познания, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы направить и соответствующим образом регулировать человеческую деятельность, для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, для улучшения и совершенствования их жизни. Практика – это сфера приложения знаний. Практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Практика соединяет объект познания и мысль о нем в едином преобразующем процессе. При этом надо помнить, что практика не в каждый исторический момент социально-экономического и духовного развития в состоянии реализовать свою критериальную функцию и в этом философия усматривает её относительность как критерия истины знания. (Об этой функции практики будет сказано ниже). Понятие «практика» является центральным в гносеологии. Его значение для познавательного процесса, для выработки и развития научного и других форм знания подчеркивали представители различных философских школ и направлений. Это понятие в разное время выражалось с помощью широкого спектра терминов, таких как «действие», «опыт», «физическая жизнь» и т. д. Таким образом, если животное познает мир в пределах удовлетворения своих жизненно-важных потребностей, то человек не ограничивается лишь поведением, выходит на универсальное практически-преобразовательное отношение к миру и убирает предел познавательных возможностей. Его субъеконо–объектные сношения открыты, что позволяет познавать мир в его собственных объективных законах. При этой достижимая на конкретный момент мера реальной открытости для человека ограничена, обусловлена исторически, и процесс самоизменения, самоусовершенствования зависит не только от субъективных, но и от субъективных отношений.
§ 6. 4. Особенности военной практики. Понятие «военная деятельность» Военная практика – сложное социальное явление. Как часть общественной практики она представляет собой материально-чувственную предметную и целесообразную деятельность людей в области военного дела и включает в себя военно-практическую и военно-исследовательскую деятельность. Она постоянно изменяется и развивается. В историческом плане выделяют практику прошлого и современную военную практику. Военная практика проявляется в форме вооруженной борьбы, боевого дежурства, боевой и политической подготовки войск, управленческой деятельности, подготовки военных кадров, военно-научной деятельности. Военная практика и военного, и мирного времени отвечает интересом соответствующей политики. Именно политические цели войны, в конечном счёте, влияют на вооруженную борьбу, которая никогда не должна быть самоцелью, а лишь средством достижения политических целей. Воспитательная функция военной практики проявляется в том, что люди всегда ощущают на себе её воздействие. С одной стороны любая война сопровождается уничтожением людей, несёт им страдания. Этим воспитывается неприятие войны в цивилизованном обществе. Все прогрессивные силы планеты сегодня ведут настойчивую борьбу за мир, за разрядку международной напряжённости, за решение всех проблем путём переговоров и компромиссов, С другой стороны, войны выступают нередко единственным средством освобождения тех или иных народов, Социально-политический характер военной практики мирного времени проявляется в руководстве военным делом, определении субъектами политики целей и содержания военной деятельности Философская категория «военная практика» тесно связана с категорией «воинская деятельность», вплоть до того, что их допустимо использовать как синонимы. Понятие «воинская деятельность» характеризует жизнедеятельность вооруженных сил в обществе. Философский уровень осмысления воинской деятельности позволяет проникнуть в ее сущность, всесторонне познавать и верно оценивать различные ее аспекты.
Воинская деятельность — сложное социальное явление. Как часть общественной жизни она представляет собой материальную, чувственно-предметную и целесообразную деятельность людей в области военного дела и включает в себя военно-практическую и военно-исследовательскую деятельность. Содержание и формы воинской деятельности постоянно изменяются и развиваются. В процессе исторического анализа ее проявлений выделяют военный опыт прошлого и современную воинскую деятельность. Воинская деятельность осуществляется в форме вооруженной борьбы, боевого дежурства, боевой и морально-психологической подготовки войск, управленческой деятельности штабов и других органов военного управления, подготовки военных кадров, военно-научной деятельности. Формы воинской деятельности неразрывно взаимосвязаны, дополняют и обусловливают друг друга. Воинскую деятельность можно рассмотреть с точки зрения анализа ее организации, последовательности основных этапов деятельности вообще, к которым относятся целеполагание и планирование предстоящих действий; организация условий деятельности, выбор средств и методов; реализация программы деятельности, ее осуществление; обеспечение контроля и оценки результатов, сопоставление их с целями деятельности и продолжение дальнейшей деятельности на основе промежуточного результата. На всех этапах практическая воинская деятельность неразрывно связана с теоретической. И ту и другую можно отразить как единство двух ее сторон – субъективной и объективной. Субъективная сторона –это человек (субъект) с его целями, знаниями и навыками, а также осуществляемые человеком операции целесообразной деятельности. Объективная сторона представляет собой совокупность объектов, которые включаются человеком в определенные взаимодейтвия и выступают в качестве предметов, средств и продуктов воинской деятельности. Воинская деятельность имеет социальное, гуманитарное и культурное значение. Она представляет собой «предметную ценность» как объект ценностного отношения, оценивается в плане добра и зла, истины или лжи, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т. д. Способы и критерии, на основании которых производится оценка воинской деятельности, закрепляются в общественном сознании и культуре (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступая моральными, эстетическими и правовыми ориентирами жизнедеятельности общества. В ценностных категориях выражены предельные ориентации знаний о воинской деятельности, интересов и предпочтений различных общественных групп и личностей. Каждое исторически конкретное общество может характеризоваться специфическим набором и иерархией ценностей воинской деятельности, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней зафиксированы те критерии социального признания воинской деятельности (данным обществом и социальной группой), на основе которых развертываются более конкретные и специализированные системы нормативного контроля, соответствующие общественные институты и сами целенаправленные действия людей. Усвоение системы ценностей воинской деятельности отдельной личностью является одним из условий ее социализации и поддержания нормативного порядка в обществе.
Кроме того, воинская деятельность имеет немало специфического в проявлениях нравственности. В социальном плане нравственные ориентиры людей в процессе воинской деятельности едины, тождественны, неразрывны с моральными процессами, протекающими в обществе. Но при этом характер реализации этих общих принципов и положений в условиях воинской деятельности своеобразен и специфичен. Еще Платон отмечал, что моральные добродетели проявляются в зависимости от сословия: добродетель мудрости присуща философам, умеренность – ремесленникам, а мужество и храбрость – воинам. Этика воинской деятельности рассматривает специфику проявления морали в процессе ее осуществления, пути и способы формирования морально-боевых качеств воинов и проявление их в условиях войны. Важным специфическим требованием этики воинской деятельности является постоянная готовность и моральные способности к вооруженному насилию, совершаемому в интересах защиты общества, способность достичь поставленных командованием целей даже ценой самопожертвования. Воинская деятельность является одной из немногих сфер человеческой деятельности, где моральные нормы исполнения долга требуют в случае необходимости отдать свою жизнь на благо Отечества. Морально-боевые качества (отвага, мужество, героизм, воинская честь, способность к беспрекословному повиновению и др.) составляют сущностные черты воинской морали. Ее специфика заключается не только в требовании особых качеств, но и в особенном характере их проявления и формирования. Специфику воинской деятельности, ее отличие от других ее видов можно рассмотреть и в другом плане. Воинская деятельность, несомненно, является предметной, то есть воздействует на материальные объекты. Однако такое воздействие скорее ведет к разрушению тех или иных материальных объектов, чем к их созиданию. Созидание новых объектов материального мира в рамках воинской деятельности возможно, как правило, лишь в целях укрепления боевого потенциала элементов военной организации. Целью воинской деятельности может стать воздействие на живую силу противника (человека), ее нейтрализация, в том числе и путем уничтожения. Такая вероятность уже сама по себе вызывает необходимость оценки воинской деятельности на философском уровне. Кроме того, возможность жестких и даже самых крайних мер по отношению к человеку и плодам его труда требует всесторонней подготовки и глубокой обоснованности тех или иных актов воинской деятельности. Большую роль играет разработанность правовых и моральных норм, регламентирующих воинскую деятельность, уровень развития оружия и техники, технологий, используемых в воинской деятельности.
Специфика воинской деятельности проявляется также в общении, труде и игре. Особенность общения как обмена информацией, осуществляемого в воинской деятельности, заключается в том, что, в отличие от общения в невоенной сфере, оно имеет известный предел открытости, а в ряде случаев специально направлено на сокрытие информации или ложное информирование. Специфика общения как обмена деятельностью выражается в том, что в условиях воинской деятельности этот обмен направлен на нейтрализацию, дезинформацию и дезорганизацию противника. Воинская деятельность, кроме прочего, всегда носит характер общественно-полезного труда. Труд продуктивен, созидателен, направлен на производство благ. Воинская деятельность также производящая, так как она «производит» защиту, то есть услугу, и этом смысле представляет собой труд. Но воинская деятельность не является созидательной, более того, в военное время она преимущественно разрушительна. Нередко утверждается, что в случае ведения справедливой войны это разрушение осуществляется ради созидания, но здесь, скорее, заложена идеологическая оценка будущего созидания, а с точки зрения общечеловеческой оценки любая война есть разрушение. В этом смысле воинская деятельность является трудовой, обеспечивающей удовлетворение конкретных потребностей государства и общества. Еще одна специфическая черта воинской деятельности выражается в ее строгой регламентации нормативными документами; в не менее строгой иерархичности ее субъектов различного уровня. Воинской деятельности присущи и некоторые другие черты, указывающие на ее связь с трудом. Среди них можно отметить наличие определенной технологии, конкретных умений, знаний и мастерства для ее успешного осуществления. Будучи весьма сложной по своему содержанию, воинская деятельность требует особого напряжения духовных и физических сил. Другая «трудовая» черта, присущая воинской деятельности, заключается в том, что эта деятельность требует инициативы и творчества, так как задачи, решаемые в ходе нее, отличаются новизной и нестандартностью, постоянно возникающими новыми ситуациями, которые при всей тщательности прогнозирования нельзя запрограммировать и предусмотреть заранее. Таким образом, воинская деятельность – это такая форма социальной активности военнослужащего, которая обладает характеристиками труда. Как деятельность, не сводимая к непосредственному производству материальных благ, она может подразделяться на неразрушительную (в условиях мирного времени) и разрушительную (в условиях войны). Причем последняя в зависимости от социальной направленности, целей и интересов ее субъектов может выполнять как положительную, так и отрицательную роль в общественном прогрессе.
Специфика воинской деятельности проявляется в наличии в ней игрового элемента. Такие признаки игры, как хитрость, внезапность, обман, сохраняют свое значение и для ядерно-космического века. По своей структуре воинская деятельность, как и любой другой вид человеческой деятельности, содержит такие элементы, как субъект, объект, цели, средства, процесс и результат. Субъектом воинской деятельности выступает общество, социальные общности, личность. Отсюда следует вывод, что проблемы международной безопасности в значительной мере зависят от того, какие общественные силы выступают в роли субъектов воинской деятельности. Объектом любой деятельности, в том числе и воинской, является то, на что она направлена. В качестве объекта воинской деятельности может выступать окружающая действительность в различных ее проявлениях, общество как часть окружающей действительности, человек, постоянно изменяющийся под ее воздействием. Важным структурным элементом деятельности является цель, под которой понимается идеальный образ желаемого будущего результата. В воинской деятельности ставится не одна, а комплекс целей, имеющих свою иерархию. Важнейшие из них закрепляются в Стратегии национальной безопасности РФ и других правовых документах, регламентирующих воинскую деятельность. Согласно российскому законодательству, эти цели в первую очередь заключаются в защите жизненно важных интересов личности, общества и государства в военной (оборонной) сфере. Иными словами, основная цель воинской деятельности – обеспечение военной безопасности личности, общества и государства. Реализация целей воинской деятельности осуществляется с помощью средств. Цели и средства воинской деятельности находятся в диалектическом единстве. Средства воинской деятельности – это средства вооруженного насилия, прежде всего оружие и боевая техника. В настоящее время средства воинской деятельности претерпевают качественные изменения, связанные с научно-техническим прогрессом. В результате увеличивается доля средств, созданных на основе высоких технологий, в том числе информационных. Кроме того, важной составляющей средств воинской деятельности все в большей степени становятся специальные технологии управления, выработки и реализации задач, поставленных в соответствии с достигаемыми целями, а также подготовки специалистов, способных эффективно решать все более усложняющиеся задачи, использовать самые современные средства и технологии, умело координировать различные виды деятельности, учитывая при этом взаимозависимость явлений природы и общества, их внутреннее единство. Цель воинской деятельности, реализовываясь с помощью специфических средств в процессе служебной активности военнослужащего, дает ее результат, под которым понимают только те изменения, которые предполагались, ставились в качестве цели или задачи. При этом не следует смешивать результаты с последствиями. Воинская деятельность в отношении своих результатов имеет определенную специфику. В ней в наибольшей степени может происходить несовпадение цели и результата, так как противоборствующие стороны специальной задачей ставят недопущение такого совпадения у противника. Воинская деятельность как особый вид деятельности выполняет важные социальные функции. В руках определенных общественных сил она выступает средством насилия и реализуется в форме войны или вооруженной борьбы. Война как продолжение политической деятельности иными, а именно насильственными средствами является частью политики. Отсюда можно сделать вывод, что воинская деятельность используется в политике как средство насилия. Как в мирное, так и в военное время она непосредственным образом служит интересам политики в целом и военной политики в частности. Воинская деятельность представляет собой специфическое средство изменения политических отношений в обществе путем насилия. Политические цели войны и интересы обеспечения безопасности общества определяют в нем характер воинской деятельности. Вооруженная борьба, в процессе которой противоборствующие стороны добиваются поставленных целей, изменяет характер жизнедеятельности всего общества. Воинская деятельность выступает средством защиты общества, как от внутренних, так и внешних угроз, то есть выполняет функцию его вооруженной защиты. Воспитательная функция воинской деятельности проявляется в том, что она осуществляет воспитательное воздействие на людей. С одной стороны, ее результатами являются страдание и смерть. Этим воспитывается негативное отношение к воинской деятельности в цивилизованном обществе. С другой – воинская деятельность выступает нередко единственным средством защиты человека и человечества. Все это накладывает отпечаток на сознание людей, их поведение в условиях подготовки государства к войне и в ходе ее проведения. И наконец, воинская деятельность выступает в качестве средства получения знаний о войне и военном строительстве. Но это уже деятельность особая — военно-познавательная, исследовательская. Воинская деятельность во многом определяет качество системы военной безопасности общества, которая, в свою очередь, является неотъемлемым компонентом обеспечения жизнеспособности и устойчивого Развития этого общества. В условиях РФ воинская деятельность является существенным фактором стабильности российского общества. Таким образом, философский анализ воинской деятельности имеет важное мировоззренческое и методологическое значение, так как помогает военным специалистам понять сущность и содержание их профессиональной деятельности, ее смысл и значение, а также способствует формированию у них научного мировоззрения, высоких морально-психологических и боевых качеств и военно-профессиональной компетентности.
Истина как процесс
Проблема достоверности результатов процесса познания во многом определяется ответом на фундаментальный вопрос гносеологии: «Что есть истина?» Классическое понятие истины сформулировал еще Аристотель: «Истина есть соответствие знания действительности». Считая истинность не свойством вещей, а свойством представлений и суждений, он определяет ее как соответствие мнений и утверждений действительности. Однако такой взгляд таит опасность сведения истины к созерцательному копированию действительности, тогда как положение о соответствии предмета его понятию может привести к попытке подогнать действительное явление, которое богаче абстракции, под его понятие. Особенно опасно это для социальных процессов, когда реальное многообразие жизни «втискивают» в рамки теоретических схем и понятий вместо выработки новых представлений. Поэтому необходимо осознавать, что за понятием, которому должен соответствовать предмет, стоит субъект, творящий это понятие и развивающий его в соответствии с объективными свойствами и законами действительности. Наиболее развитым учением, воспринявшим аристотелевские идеи, является диалектико-материалистическая концепция истины, созданная на основе понимания познания как процесса отражения. Истина рассматривается здесь как знание, соответствующее действительности, причем характер и степень этого соответствия изменяются в определенных пределах, уточняются в связи с прогрессом науки и практики. Признание объективности истины – одно из принципиальных положений материалистической теории познания. Оно означает наличие в развивающемся знании такого содержания, которое, будучи верным отражением объективной действительности в сознании субъекта, от самого субъекта не зависит – то есть не зависит ни от человека, ни от человечества. Однако соответствие знания действительности не возникает сразу, одномоментно, оно есть процесс, который можно описать с помощью диалектических понятий относительной и абсолютной истины. Они отражают разные степени – полную и неполную – соответствия знаний действительности. Относительность истины – это неполнота, незавершенность человеческого знания, его неточный, лишь приблизительно верный, исторически ограниченный характер. При всей незавершенности и относительности это истинное знание отличается и от лжи, преднамеренного искажения истины, и от заблуждения – непреднамеренного принятия ошибочных представлений за истинные. Относительность истины – это условие незавершенности познания, открытость для новых граней прежних, уже частично познанных объектов познания. Абсолютность истины понимается как исчерпывающее, полное, предельно точное знание, совпадающее с объектом во всем его объеме. Абсолютная истина складывается из суммы относительных. В целом объективная истина в реальном процессе познания существует как абсолютно-относительное знание о действительности. Важнейшим методологическим принципом этого учения является также положение о том, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Этот принцип требует полноты анализа, учета существенных связей и отношений объекта с окружающим миром, включения его в исторические рамки и социально-культурную практику. Движение от менее полной истины к более полной, то есть процесс ее развития, имеет моменты устойчивости и изменчивости. В единстве, контролируемом объективностью, они обеспечивают рост истинного содержания знания. При его нарушении этот процесс замедляется или прекращается. В философии принято считать, что из бесконечной суммы относительных истин постепенно складывается истина абсолютная. То есть относительная истина является моментом абсолютного истинного знания. Если элемент устойчивости, абсолютности гипертрофирован, то формируются догматизм, фетишизм, культ авторитета. Абсолютизация относительности знания порождает скептицизм, агностицизм и релятивизм. Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты. Во-первых, понятие «действительность» трактуется как объективная реальность, существующая вне и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними и проявляющихся в них. Во-вторых, действительность включает в область своего предметного значения и субъективную реальность, из чего следует возможность познания и духовной реальности. В-третьих, познание, его результат – истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; объект задается через практику; истина, то есть достоверное знание сущности ее проявлений, воспроизводима на практике. В-четвертых, истина есть процесс, она является не только статичным, но и динамическим образованием, связанным с переходом от неполного знания к более полному. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон. Объективность истины заключается в том, что что любое знание так или иначе отражает реальный, объективно (не зависимо от познающего человека) существующий мир. Как бы по-разному разные люди не понимали одни и те же явления действительность, их объективность всегда будет основой схожести знаний разных сознаний. Эта схожесть и будет выполнять роль объективности истины. Субъективность – в том, что истина не существует вне человека и человечества. Форма оформления и выражения знания всегда зависит от исследователя и в этом неуничтожимось субъективности истины. Объективная истина имеет три аспекта. Бытийственный – связан с фиксацией в ней бытия, как предметно-субстратного, так и духовного (когда объектом познания индивида становится духовный мир другого человека, установленные теории, система догматов). Само же бытие является данным субъекту как объект, то есть как объективная реальность, хотя и сопряженная с субъектом, но находящаяся вне субъекта познания. Данный аспект является ведущим, основным аспектом истины. Аксиологический аспект истины состоит в нравственно-этической, эстетической и праксеологической ее наполненности, он тесно связан со смыслом жизни, с ее ценностью для всей, в том числе практической, деятельности человека. Праксеологический аспект демонстрирует связь истины с практикой. Существуют различные формы истины, которые подразделяются по характеру отражаемого (познаваемого) объекта, по видам предметной реальности, по степени полноты освоения объекта и другим основаниям. Если обратиться к характеру отражаемого объекта, то вся окружающая человека реальность оказывается состоящей из материи и духа, образующих единую систему. Обе эти сферы реальности становятся объектом человеческого отражения, и информация о них воплощается в истинах. Поток информации, исходящий от материальных систем, формирует предметную истину, которая затем дифференцируется на предметно-физическую, предметно-биологическую и другие виды истины. Научное решение вопроса об истине тесно связано также с вопросом о ее абстрактности и конкретности. Абстрактность истины отражает всякое обобщение истинного знания. Обобщая известное, например, понятия «космос», «Солнечная система», «Земля», «человек», «общество», мы получаем новое, предельно общее понятие — «бытие». Оно обладает абстрактностью истинного содержания в том смысле, что является обобщением (полным или неполным) ряда истинных знаний, а также в том, что к бытию могут быть отнесены и другие, пока еще неизвестные его элементы. Абстрактность истины есть своеобразное выражение относительности, но в сравнении с ее конкретностью. Конкретность истины связана с объектом познания и обусловлена характером этого объекта, условиями его функционирования и историческими рамками. Общественная практика свидетельствует, что конкретность истины должна дополняться ее абстрактностью, реальной или предполагаемой. Конкретность истины и мера ее абстрактности являются важными методологическими основаниями познавательной и практической деятельности. Конкретность – характеристика объективнсти истины. Следовательно, понятие истины неотделимо от объекта познания, от условий существования этого объекта, от субъекта познания. Всё это обуславливает невозможность окончательного, завершенного знания – истина всегда в развитии, истина – это процесс. Антиподом истины является ложь, то есть преднамеренное представление заведомо неправильных утверждений в качестве истинных. Ложь укоренена в социальной жизни, выступая функцией любых человеческих коммуникаций, при которых осуществляется столкновение интересов индивидов и социальных групп. Ложь является результатом заинтересованности человека в содержании знания, её причина чаще всего имеет корыстные цели говоряшего. Это придаёт лжи этическую окраску, ставит вопрос о моральном осуждении, о допущении лжи во спасение, о принципиальной возможности прожить жизнь, ни разу не солгав. Понятие «ложь» близко по смыслу к понятию «дезинформация», которое обозначает передачу объективно ложного знания как истинного или объективно истинного знания как ложного. Ложь всегда характеризуется преднамеренностью, дезинформация может быть осознанной или неосознанной. От этих понятий следует отличать заблуждение, под которым понимается непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту, оно как искажение истины может порождаться как дезинформацией, малыми знаниями, трудностями познания, невозможностью проверить знание и пр.. Будучи неадекватной формой знания, оно имеет своим главным источником ограниченность, неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого познания. Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон. Заблуждения многообразны по своим формам. Различаются заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские. Все заблуждения не могут быть осуждены с позиций морали и нравственности.
Проблема критерия истины В процессе познания периодически возникает вопрос, какой же результат принимать за истинны, чем руководствоваться в дальнейшем развития бытия и его познания. Выделяют несколько критериев (признаков) поп которым человек или сообщество принимают результат познания за истину. С позиций прагматизма истинным признается знание, которое имеет наиболее полезные последствия для человеческой жизни и может успешно применяться на практике. В когерентной концепции основным критерием истинности знания является его согласованность (когеренция) с более общей, охватывающей системой знания. Сторонники этой концепции, среди которых наиболее известным был Гегель, придерживаются философского монизма, представления о том, что мир суть одно единое целое, в котором все, даже самые мельчайшие и незначительные явления связаны между собой. Поэтому знание об отдельной вещи или явлении должно согласовываться с системой знаний о мире в целом. Непротиворечивость представляется в данном случае главным признаком истинности теоретического поиска. Любое суждение истинно, если оно является элементом логически взаимосвязанной и когерентной теории. В основании этих взглядов лежит восходящая к Античности (Парменид, элеаты, Аристотель) философская идея о том, что только непротиворечивое и согласованное знание может быть знанием о реальности, противоречивое же знание ничего не описывает и не объясняет. Поэтому истинность каждого отдельного фрагмента знания (предложения, теории, гипотезы и т.п.) может быть удостоверена его принадлежностью к непротиворечивой и согласованной системе. Кроме того, знание может быть согласованно не только с уже существующей системой, но и с ранее открытыми законами науки, с фундаментальными законами, с мнением авторитета. Примечательно, что авторитетом может быть не только признанный ученый, но и политик, учитель, родитель, друг и даже простое большинство или традиция. Нередко человека выбирает путь как истинный по принципу «я как все» или исходя из общезначимости выводов. Теория экономии энергии мышления и практического действия провоцирует за истинную принимать информацию, которой свойственны ясность выражения, понятность, экономичность формулы, или еще проще – доступность, простота и скорость получения результата. В пользу истинности может склонить и парадоксальность идеи. Критериев много и люди пользуются в разных ситуациях теми или иными из них. Какой же наиболее надёжный. В чем очевидный недостаток всех перечисленных? Дело в том, что все выше изложенные принципы предлагают сравнивать мысль с мыслью, не выходя за её пределы, что удерживает субъективность оценки. Преодолевает субъективизм мысли только практика. Именно практика чаще всего называется наиболее надёжным критерием истины. При этом надо помнить, что практика исторична и изменчива. На каждом этапе познания ее возможности ограниченны, так как обусловлены состоянием и уровнем развития. В этом состоит относительный характер практики как критерия истины. Но именно практическая жизнь людей в конечном счете подтверждает или опровергает истинность тех или иных знаний. Проверка знания «на истину» практикой не есть какой-то одноразовый акт, нечто неизменное или «зеркальное сличение», а она есть процесс, т.е. носит исторический, диалектический характер. А это значит, что критерий практики одновременно определенен и не определен, абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется, наполняется новым содержанием, и потому она не может в каждый данный момент, тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Диалектичность практики как критерия истины является объективной основой возникновения и существования иных критериев для проверки истинности знания в различных его формах. В качестве таковых выступают так называемые внеэмпирические, внутринаучные критерии обоснования знания (простота, красота, внутреннее совершенство и т.п.). Важное значение среди них имеют теоретические формы доказательства, логический критерий истины, опосредованно выведенный из практики, производный от нее и потому могущий быть вспомогательным критерием истины. Он дополняет критерий практики как решающий, а не отменяет или заменяет его полностью. В конечном итоге практика, и только она, может окончательно доказать истинность тех или иных знаний. Итак, познание представляет собой процесс освоения человеком окружающего мира, который протекает в форме взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта. Цель этого процесса – постижение истины, критерием которой выступает общественно-историческая практика.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 974; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.041 с.) |