Рациональная ступень познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рациональная ступень познания



Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление – осуществляемый в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного (абстрактного) отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (терминов, понятий, категорий и др.).

Мышление человека – не чисто природное его свойство, а выработанная в ходе истории функция социализированного индивида, общества в процессе своей предметной деятельности и общения, идеальная их форма.

Исходя из древней философской традиции, восходящей к античности, следует выделить два основных уровня мышления – рассудок и разум. Рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Здесь сознательно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, неизменное. Главная функция рассудка – расчленение и исчисление. Мышление в целом невозможно без рассудка, он необходим всегда, но его абсолютизация неизбежно ведет к метафизике. Рассудок – это обыденное повседневное «житейское» мышление, или то, что часто называют здравым смыслом. Логика рассудка – формальная логика, которая изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму «готового» знания, а не на его содержание и изменение. Рассудок дает возможность решать задачи в предложенных обстоятельствах, но на его основе невозможно менять обстоятельства и создавать принципиально новые явления, то есть творить.

Разум (диалектическое мышление) – высший уровень рационального познания, для которого, прежде всего, характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом своем уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Последние, как и сами вещи, берутся в их взаимосвязи, развитии, всесторонне и конкретно. Главная задача разума – объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей и выявление коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Логика разума – диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в противоречивом единстве их содержания и формы.

Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход рассудка и разума. Наиболее характерной формой перехода первого во второй является выход за пределы сложившейся «готовой» системы знания на основе выдвижения новых – диалектических по своей сути – фундаментальных идей. Переход разума в рассудок связан прежде всего с процедурой формализации и перевода в относительно устойчивое состояние тех систем знания, которые были получены на основе разума (диалектического мышления).

Формы мышления (логические формы) – способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального познания, такие как проблема, гипотеза, теория и др., которые будут рассмотрены ниже.

Понятие – форма мышления (мысль), отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки однородных явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях). Широта и емкость содержания понятия зависит от широты (степени) однородности мыслимых явлений. Например, в определении «человек есть животное, делающее орудия труда» выражен такой существенный признак родового человека, который отличает его от всех других представителей животного мира, выступает фундаментальным законом существования и развития человека как родового существа. Понятия должны быть гибки и подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы верно отразить реальную диалектику (развитие) объективного мира. Наиболее общие понятия – это философские категории. Понятия выражаются в языковой форме – в виде отдельных слов («атом», «водород» и др.) или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов («экономические отношения», «элементарные частицы» и др.).

Суждение – форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения. Иначе говоря, суждение – это мысль, которая через несколько понятий что-то утверждает или отрицает. Следовательно, это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложением, и при этом может быть либо истинным («Париж стоит на Сене»), либо ложным («Ростов стоит на Волге»).

В форме суждения отражаются любые свойства и признаки предмета, а не только существенные и общие (как в понятии). Например, в суждении «золото имеет желтый цвет» отражается не существенный, а второстепенный признак золота. Понятие и суждение выступают «кирпичиками» для построения умозаключений, которые представляют собой моменты движения мышления от одних суждений и понятий к другим, выражают процесс получения новых результатов в познании.

Умозаключение – форма мышления (мысль), посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также обычно в виде суждения). Классический пример умозаключения:

1. Все люди смертны (посылка).

2. Сократ – человек (обосновывающее знание).

3. Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, называемое заключением или следствием).

Нейрофизиология объясняет некоторые особенности мышления, функциональной асимметрией мозга, и выделяет два типа мышлениялевополушарное и правополушарное.

Левополушарное мышление, которое, по-видимому, может коррелировать с представлениями о рассудке, соз­дает однозначный контекст в виде строго упорядоченной, логически организованной системы. Это упрощенная «модель» реальности, где из множества связей представлены только немногие — определенные, внутренне непротиворечивые, наиболее значимые и стабильные. Упро­щение и неполнота отражения реальности левополушарным мышле­нием связаны с необходимостью передачи информации в речи без зна­чительных искажений.

Правополушарное мышление – образное, его функция – одномоментное схватывание бесконечных связей, в ходе которого формиру­ется целостный, полнокровный образ. Правополушарное мышление коррелирует, по-видимому, с представлениями о разуме, в отличие от рассудка. Оно незаменимо, когда информация сложна и противо­речива, принципиально не сводится к однозначному контексту; мно­гие из связей остаются неосознанными. Неосознаваемая информация лежит в основе интуиции, она представлена как личностное неявное знание, способствует формированию предпонимания, выходу за рам­ки непосредственного чувственного восприятия. Очевидно, что эти два типа мышления тесно взаимосвязаны и взаимодействуют в твор­ческом мышлении. Оба полушария способны воспринимать и перера­батывать информацию, представленную как в словесно-знаковой, так и в образной форме, различие сводится только к способам оперирова­ния знаками и образами.

Открытие функциональной асимметрии мозга, у которого одно из полушарий ответственно за вербально-логические операции, а дру­гое – за чувственно-образное восприятие, подводит к мысли, что та и другая стороны сознания – чувственная и рациональная – неотде­лимы друг от друга на всех ступенях исторического развития обще­ственного (и личного) сознания.

Роль практики в познании.

В природе ничто, не существует изолированно и в застывшем виде, все движется и взаимодействуя изменяется. Включен в этот поток и человек. Вчем же специфика отношений человека и природы, на чем основывается отношение представителей рода человеческого?

Животные общаются с миром лишь постольку, поскольку он имеет для них прямой или косвенный биологический (жизненно важный) смысл. Варианты реального взаимодействия животных с природой определяютсяих телесной организаций и этим ограничены. Из этого, прежде всего, вытекает отражательный характер познавательных возможностей животного мира. Человек способен абстрагироваться. Отделять себя от природы, познавать ее созерцая в сознании (созерцательней материализм). Но! Созерцание это лишь частный момент отношения человека к миру. Если на нем остановить понимание субъектно-объектный отношений, то человек останется субъектом, пассивно испытывающим действие объекта. Ноистинно Человек начинается как раз активной сознательной деятельности. При этом активность человека не сводится к активности духа (как в идеалистических философских системах).

Человек от животного отличается не просто употреблением и даже изготовление орудий, а созданием система искусственных средств преобразования действительности, особой новой культурной реальности, передающейся в поколениях. И как животное действует сообразно своей телесной природе, так и человек уже, не может выйти за рамки этой новой реальности и действует согласно ее свойствам, при этом совершенствуя ее, преобразуя мир и себя. Этот процесс преобразования и называют практикой, через которую человек, будучи частью природы, в нее вписан. Таким образом, в философском контексте практика – это сознательная, целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека, направленная на преобразование действительности.

С введением практики в теорию познания было установлено, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно воздействуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно и целенаправленно воздействует на окружающую его действительность и в ходе ее изменения познает ее. Практика - специфически человеческая форма деятельности, в процессе которой человек создает новую реальность - мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде («вторая природа»). Практика и познание - две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса, но решающую роль здесь играет практическая деятельность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.008 с.)