Принципа: критичность к собственным поступкам, стремление разбирать ситуации на основе христианского мировоззрения, способность слушать других 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципа: критичность к собственным поступкам, стремление разбирать ситуации на основе христианского мировоззрения, способность слушать других



 

Соответственно, следуя идее митрополита Антония, можно вывести такую мысль. Если к Православию пришел молодой человек, многого еще не понимающий, важно следить за тем, чтобы в нем укоренились сперва какие-то базовые принципы, которые впоследствии помогут ему прийти к правильной жизни (то есть ведущей к реальным духовным плодам). Какие это базовые принципы?

Можно назвать хотя бы три: это критичность к собственным поступкам, стремление свои мысли и дела разбирать на основании христианского мировоззрения и способность слушать. Точнее, способность слушать вытекает из критичного отношения к своим идеям и поступкам. Допустим, если человеку пришла какая-то идея, он, понимая, что в Церкви находится совсем недавно, ставит вопрос: «А вдруг я ошибаюсь?» и начинает советоваться с опытным человеком и готов услышать совет. А потом, восприняв какие-то советы, поняв, где следует искать, дальше уже обращается за поиском ответов к Священному Преданию, в частности к наставлениям и трудам христианских подвижников.

Позволим аналогию: маленькому мальчику (реальная история) поставили тарелку с манной кашей, и взрослые вышли из комнаты, вернулись, а малыш размазал кашу по окошку, его спрашивают: «Зачем ты это сделал?» Он отвечает: «Чтобы было красиво...». То есть для его детского мышления манная каша, размазанная по окошку – это выглядит красиво. Также и многие люди, только начиная свой путь в духовной жизни, что-то прочитав, что-то услышав, пытаются эти понятия как-то реализовать в своей жизни, хотя для духовника будет очевидно, что получается примерно то же самое, что и «манная каша на окнах».

 

Насчет того, что в силу неопытности некоторые люди свои «детские» мысли о духовной жизни принимают за руководство к действию, можно привести размышления уже упомянутого схиархимандрита Авраама (Рейдмана).

Он отмечает, что страсти не всегда действуют открыто, иногда они принимают вид добродетелей. «Тщеславие принимает вид смирения. … Гнев может скрываться под видом духовной ревности». Нерадение тоже ищет себе оправдания, в частности, человек, охваченный нерадением, может начать искать причину своего состояния в «якобы неправильном духовном руководстве».

Например, автор, дает наставление одной сестре творить Иисусову молитву. Сестре это наставление нравится, но она не хочет поступать согласно услышанному. Ей «хочется попрыгать, поскакать, бабочек половить, а тут надо целых полтора часа сидеть на правиле». И вот она прыгает, говорит потом, что в отношении молитвы у нее «ничего не получается» и считает, что раз «не получается», значит духовный руководитель что-то не так ей сказал. То есть человеку в данном случае совместить свои страсти с духовным деланием.

Если же наставник скажет, что «не надо прыгать за бабочками», то сестра подумает, что не понимает ее души. Наставник не понимает, а вот другая сестра понимает, и она начинает с этой другой сестрой советоваться. «Так или иначе наши юные сестры находят такого человека, который бы потворствовал их страстям. Они начинают с этим человеком советоваться, а поскольку он льстит их страстям, то девочки считают, что нашли прекрасного наставника».

Даже читая духовные книги, скажем, труды святителя Тихона Задонского, сестра выбирает то, что можно подтянуть в качестве оправдания своему поведению. Скажем, прочитает о богомыслии и посчитает, что, прыгая за бабочками, она преуспевает в богомыслии. Она думает: «Я же размышляю о творении Божием, какой Бог премудрый Творец, какой Он великий Художник. А отец Авраам это отрицает. Как же так? Неужели он умнее, чем, например, святитель Тихон Задонский?» Но когда она в творениях того же святителя встречает мысли, которые согласуются с наставлениями отца Авраама, она их «не видит». Она выбирает не то, что обличает и обнаруживает ее страстность, а выбирает то, что льстит страстям и оправдывает их.

Иногда такая сестра находит поддержку у другой сестры, которая оправдывает желание ловить бабочек какой-то цитатой, прочитанной до половины. Друга сестра говорит, что помимо бабочек можно прыгать и кузнечиками, и за птичками. «И вот все эти люди с детским умом друг другом питаются, а какая от этого может быть польза? Человек закосневает в самооправдании»[27].

 

Если же человек не критичен к собственным мыслям, то он и не может освободиться от закрепленной ошибки и дальше с этой ошибкой идет по жизни. Приведу пример, как один из молодых людей смог преодолеть свою ошибку и получить пользу на основании полученного совета, проявив критичность к своему мышлению.

Священник, который не был его духовником, но которого он уважал, дал ему почитать книжку. Посмотрев на фотографию автора, молодой человек решил, что автор не слишком умен, и первые тридцать страниц книги прочел с трудом, однако потом подумал: Я обозвал автора, но ведь это мое первое впечатление по фотографии.

Он проявил самокритичность: Ведь я же могу ошибаться, ну и во-вторых, я назвал человека дураком, но он-то книжку написал, а я же еще не написал, значит, кто же из нас дурак? А потом сработал принцип «способность слышать других»: раз мне священник посоветовал книжку ради чего-то, а я считаю священника адекватным человеком, то в этом совете заключен какой-то смысл! Как только к нему такая идея пришла, он эту книжку прочитал на одном дыхании, уже с интересом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.197.212 (0.006 с.)