Преодолеть страстные реакции и сформировать новые, основанные на евангельском мировоззрении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преодолеть страстные реакции и сформировать новые, основанные на евангельском мировоззрении



 

Продолжить мысль, заимствованную из трактата можно с помощью идей, изложенных в двух текстов, в которых о духовничестве сказано достаточно много. Это статья протоиерея Владимира Воробьева «Покаяние. Исповедь. Духовное руководство» и «Жизнеописание афонского старца Иерофея Дидаскала». Причем это жизнеописание афонские монахи используют как источник «для служебного пользования». То есть в этом источнике приводится не только описание жизненного пути старца Иерофея, а дается также собрание очень конкретных практических наставлений для духовника, изложены некоторые аспекты, которые раскрывают суть духовничества.

Если попытаться совсем кратко их изложить на основании жития, то можно сказать, что идея заключена в следующем. Духовник помогает своим чадам преодолеть их греховные реакции на какие-то события и помогает привить реакции, основанные на евангельском мировоззрении, помогает научиться реагировать на ситуацию молитвой.

В жизнеописании эта мысль представлена в более развернутом виде, в частности, о старце рассказывается, что он «использовал различные способы, чтобы спасти своих духовных детей. Такое и многое подобное использовал Блаженный, чтобы освободить ум послушников от мирского мудрования – привычных, ложных страстных откликов ума. Он пытался добиться того, чтобы разрушить ложные привычки мышления, приобретенные в качестве неверных откликов души, обманутой мирскими соблазнами. Целью было полностью переключить душу на нетленную и вечную Иную Жизнь, научить ум реагировать на все иначе – молитвой…»[26]

 

Понятно, что реакция греховная – это прогневаться на чьи-то обидные слова, а духовник учит, что нужно попробовать с обидевшим договориться, даже если он не слушает – важно пытаться. Таким образом, человек постепенно настраивается на другую волну.

О том, как учить духовное чадо, есть замечательные размышления у митрополита Антония (Сурожского). По мысли митрополита Антония, духовник должен не ломать человека, подгоняя его под некий шаблон, а должен помочь человеку вырасти в меру своего призвания. Он приводит аналогию с цветком; цветку нужно помочь ему стать именно этим цветком.

 

Подробнее мысли митрополита Антония Сурожского о духовному руководстве см. в четвертой части статьи «О вере» (отдельное название «Как познать Истину?...» в главах «Вслушивание в опыт других», «На практике прийти к тому, что догматами описывается в теории» (http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2048/).

 

При подобном подходе духовник внимательно всматривается в духовное чадо и наблюдает, что в нем совершает Святой Дух, а вмешивается лишь тогда, когда чадо идет явно не тем путем. Внешне этот подход может показаться пассивным, но на деле он более плодотворен [то есть духовник старается вести чадо к каким-то значимым пониманиям, учит его разбираться в духовной жизни, а не говорит бесконечные «должен/не должен», «надо/не надо»].

Комментируя эту мысль владыки Антония применительно к тем молодым людям, которые теперь в большинстве приходят в Церковь, можно сказать следующее (необходимо отметить, что комментарий может быть в чем-то небезусловным, небезошибочным, здесь стоит всегда сверяться со святоотеческими трудами). Очевидно, что люди. которые еще только едва пришли в Церковь, познав, что даже самая благополучная, но бездуховная и одномерная жизнь пуста и не приносит радости – такие люди сразу не готовы разом много усваивать, резко все менять. В отношении таких людей уместен образ рыбы, которые отцы использовали в отношении новоначальных монахов. Если рыба клюнула, не надо сразу тащить ее на берег, иначе она начнет «брыкаться» и сорвется. Ей дают плавать, как она хочет, и одновременно, потихоньку подтягивают к берегу.

Понятно, что этот образ используется не в качестве призыва к манипуляции (как в отношении человека, которого мошенники хотели ограбить, они говорят, что клиент клюнул). Речь идет о том, что если неготового к нагрузке человека сходу начать нагружать «правилами» и обязательствами, то он попросту может не выдержать, сорваться, не «в рыбьем», а в психологическом отношении.

Как говорил, один духовник, увеличение способности выдерживать нагрузки приходит по мере того, как у человека развивается внутренняя потребность к духовной жизни. То есть человек самим опытом вкусил внутреннего мира, понял, что разумная жизнь в духовном усилии – это путь к духовному миру. В этом случае он сам начинает смотреть в сторону поста и молитвы не потому что кто-то его заставляет, а потому что он понимает, что иначе он не сможет прийти в мирное устроение духа.

Когда человек приходит в монастырь, нельзя нагружать его обилием правил, он не готов их исполнить, потому что пока не понимает их внутренней сути. Поэтому некоторое время он живет и исполняет какие-то немногие положения, но, поняв суть монашеской жизни, в дальнейшем будет способен воспринять и большее.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.198 (0.006 с.)