Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 13: Передний отдел пищеварительной системы.
2. Курс 2, семестр 3 3. Продолжительность лекции - 2 часа 4. Контингент слушателей: студенты 2 курса педиатрического факультета. 5. Учебные цели: 1) Дать знания об источниках и эмбриональном развитии пищеварительной системы. 2) Дать знания об общей морфофункциональной характеристике оболочек пищеварительной трубки. 3).Дать знания об эмбриональном развитии, микро- и ультрамикроскопическом строении» функциях, регенераторных возможностей мягких и твердых тканей зубов, об аномалиях развития зубов. 4).Дать знания об эмбриональном гистогенезе, микро- и ультрамикроскопическом строении, функциях, кровоснабжении, пищеварении и регенераторных возможностях слюнных желез 6. Иллюстративный материал и оснащение (таблицы, мультимедийный проектор). 7. Подробный план: Пищеварительная система включает органы ротовой полости, глотку, пищевод, желудок, тонкую кишку, толстую кишку, поджелудочную железу, печень с желчным пузырем. Все эти органы обеспечивают пищеварение - механическую и химическую обработку пищи и всасывание продуктов расщепления питательных веществ в различных отделах пищеварительного канала. Для каждого органа пищеварительной системы характерны специфические структурно-функциональные особенности. В пищеварительной системе различают три основных отдела: передний (органы ротовой полости, глотка, пищевод), средний (желудок, тонкая кишка, толстая кишка, печень, поджелудочная железа) и задний (каудальная часть прямой кишки). Гисто- и органогенез пищеварительной системы. Основные органы пищеварительной системы образуются в процессе развития эмбриональной кишечной трубки, которая вначале слепо заканчивается на головном и хвостовом концах и соединяется с желточным мешком посредством желточного стебелька. Позднее на теле зародыша образуется ротовая и анальная бухта с ротовой и клоачной перепонкой. На 3-ей неделе эмбриогенеза роговая перепонка прорывается. В начале 3-го месяца происходит прорыв клоачной перепонки. Кишечная трубка становится открытой с обоих концов. Она подразделяется на переднюю (головную) кишку, среднюю (туловищную) кишку, заднюю (конечную) кишку. Из передней кишки, слившейся с ротовой бухтой, образуются часть органов ротовой полости, глотка и пищевод. В краниальной части передней кишки появляются пять пар жаберных карманов. Из средней кишки развиваются желудок, тонкая кишка и начальный отдел толстой кишки, а также поджелудочная железа и печень. Из задней кишки образуется часть поперечной ободочной кишки, нисходящая ободочная, сигмовидная и прямая кишки. Эктодерма ротовой и анальной бухт служит исходным материалом для развития многослойного плоского эпителия и его производных органов ротовой полости и каудальной части прямой кишки. Кишечная энтодерма является источником образования эпителия слизистой оболочки и желез среднего отдела пищеварительной трубки. Соединительнотканные и гладкомышечные структуры пищеварительных органов формируются из мезенхимы, а однослойный плоский эпителий серозной оболочки из висцерального листка спланхнотома.
Схема строения стенки пищеварительного канала. В стенке пищеварительного канала выделяют следующие оболочки: слизистую, мышечную, наружную (серозную или адвентициальную). Слизистая оболочка состоит из эпителия, собственной соединительнотканной пластинки и мышечной пластинки. Подслизистая основа представлена рыхлой волокнистой соединительной тканью. Мышечная оболочка образована двумя слоями гладкой мышечной ткани (внутренняя - циркулярным, наружным - продольным). Наружная оболочка бывает или серозной или адвентицнальной. Серозная оболочка (висцеральный листок брюшины) состоит из мезотелия и соединительнотканной основы. Адвентициальная оболочка образована только рыхлой соединительной тканью. Она бывает в тех органах пищеварительной системы, где отсутствует серозная оболочка. На ранних стадиях (4-х недельный эмбрион) зачаток пищеварительного тракта имеет вид энтодермальной трубки (первичная кишка), замкнутой на обоих концах. В средней части первичная кишка сообщается при помощи желточного стебелька с желточным мешком. Направление к слепым концам первичной кишки впячивания эктодермы образуют ротовую и анальную бухты. Ротовая бухта отделена от переднего конца первичной кишки ротовой пластинкой. Анальная бухта отделена от задней кишки клоакальной мембраной. В состав стенки пищеварительной трубки входят производные мезенхимы - прослойки соединительной ткани, ГМК, кровеносные сосуды. Мезодерма образует мезотелий серозных покровов, поперечно-полосатые мышечные волокна Производные нейроэктодермы существенная часть ЖКТ. Энтеральная нервная система, часть эндокринных клеток. Все это особенно из нервного гребня. В развитии лица и ротовой полости участвуют эктодерма, мезенхима, нейроэктодерма. Лицо развивается из 7 зачатков: два рано сливающихся нижнечелюстных отростка, два верхнечелюстных отростка, два латеральных носовых отростка и медиальный носовой отросток. Верхнечелюстные и нижнечелюстные отростки происходят из нервной жаберной дуги. В лицевой области формируется лобный выступ, расположенный по срединной линии. Лобный выступ дает начало медиальному и латеральному носовым отросткам. Формирующиеся обонятельные ямки отделяют медиальный носовой отросток от латеральных. По направлению к принципиально так же, как и молочных зубов.
Гисто- и органогенез зубов. У человека различают две смены зубов молочные (20) и постоянные (32). Развитие молочных зубов начинается в конце 2-го месяца эмбрионального развития. Из эпителия слизистой оболочки ротовой полости образуется зубная пластинка, из них образуются эмалевые органы, из мезенхимы возникают зубной мешочек и зубной сосочек. Разобрать - этапы развития зубов, В зубе различают коронку и корень (или корни). Корни зубов фиксированы в зубных альвеолах (зубные мешки). Узкая область между коронкой и корнем - шейка зуба. Полость зуба содержит пульпу. Через канал в корни зуба в пульпу входят кровеносные сосуды и нервы Дентин покрыт в области коронки эмалью, а в области корня - цементом. Между цементом и костной тканью альвеолярных перегородок расположена периодонтальная связка (периодонт), образованная плотной соединительной тканью. В области шейки периодонтальная связка граничит со слизистой оболочкой десен. Пародонт - более широкое понятие. Это периодонт, а также находящиеся в связи с ним структуры: прилегающие участки слизистой оболочки десны, участки кости зубных лунок. Эмаль - толщина 2,5 мм по режущему краю или в области жевательных бугров и уменьшается по мере приближения к шейке. В образовании эмали участвуют энамелобласты. Состав: органические вещества 2%, вода - 9%, неорганические вещества -90%. Состав - фосфат кальция, карбонат и фторид кальция, небольшое количество белка, углеводов и жиров. Структурная единица эмали ~ призма диаметром около 5 мкм. Эмалевидные призмы расположены перпендикулярно к поверхности зуба, имеют S-образные изгибы. Рассказать об эмалевых пластинках и эмалевых пучках. Дентин образует основную массу зуба. Проницаемость дентина значительно больше, чем проницаемость эмали. Органические вещества - 18%, неорганические -70%, вода - 12%. По объему: органические вещества - 30%, неорганические - 45%, вода - 25%. Из органических веществ главным компонентом является коллаген. Дентин сильно минерализован. Дентин пронизан канальцами, они расположены параллельно друг другу, не имеют извилистый ход. В пищевом (поверхностном) и околопульпарном дентине ориентация коллагеновых волокон различна. Рассказать о предентине, вторичном дентине.
Цемент покрывает корень зуба и утолщается к верхушке корня. Различают бесклеточный цемент и клеточный цемент, содержащий цементоциты. Пульпа - мягкая часть зуба, представлена рыхлой соединительной тканью и состоит из периферического, промежуточного и центрального слоев. Периферический слой содержит одонтобласты, отростки которых уходят в дентинные канальцы. Репаративная регенерация зуба возможна лишь в ограниченных пределах. Эмаль после повреждения вообще не восстанавливается. Дентин образуется медленно и в очень небольшом количестве за счет дифференцировки одонтобластов. Цемент зуба регенерирует также очень слабо. Развиваются из эпителия слизистой оболочки ротовой полости. Слюна содержит 99% воды, соли, белка, муцины, ферментов, бактерицидного вещества - лизоцим. У человека за сутки выделяется от 1 л до 1,5 л слюны. Околоушные железы.Это чисто белковые слюнные железы, состоящие из многочисленных долек. Различают концевые секреторные отделы, вставочные протоки, междольковые и общий выводной проток. В концевых секреторных отделах эпителий представлен клетками двух типов: секреторные клетки-сероциты и миоэпителиальные клетки. Секреторные клетки имеют форму конуса. Миоэпителиальные клетки охватывают секреторные ацинусы наподобие корзинок. В их цитоплазме имеются сократительные фибриллы. Сокращение миоэпителиоцитов способствует выделению секрета. Вставочные отделы выстланы низким кубическим эпителием. Здесь, а также в исчерченных протоках встречаются миоэпителиоциты. Для эпителия исчерченных слюнных желез характерно наличие цилиндрических по форме клеток. В базальной части этих клеток выявляется исчерченность, обусловленная параллельным расположением митохондрий и глубокими складками цитолеммы. Подчелюстные железы. По составу секрета эти железы относятся к смешанным. Концевые секреторные отделы бывают двух типов: белковые и белково-слизистые. Преобладают белковые ацинусы. Смешанные концевые отделы включают белковые клетки, составляющие так называемые полулуния и слизистые клетки - мукоциты. Имеются также и миоэпителиальные клетки. Слизистые гландулоциты выглядят более светлыми, ядро в этих клетках лежит у основания. Оно утолщено. Подъязычные железы. Это альвеолярно-трубчатые железы, вырабатывающие слизисто-белковый секрет. С преобладанием мукоида, В них имеются секреторные отделы трех типов: белковые, слизистые и смешанные. Основную массу составляют смешанные концевые отделы. Они образованы мукоцитами и полулуниями из белковых клеток - сероцитов.
8. Методы контроля знаний и навыков - традиционные методы контроля усвоения: 1. Развитие и общая морфофункциональная характеристика пищеварительной системы. 2. Ротовая полость. Особенности микроскопического строения слизистой оболочки ротовой полости. Строение кожной, переходной и слизистой частей губы. 3. Строение щеки и десны. 4. Твердое и мягкое небо, язычок. Особенности строения, функции. 5. Язык. Строение слизистой оболочки верхней и нижней поверхности языка. Сосочки и железы языка. 6. Развитие зубов. Образование эмалевого органа, дифференцировка его клеток и образование эмали. Зубной сосочек. Процесс образования дентина. 7. Развитие цемента и пульпы зуба. 8. Строение зуба. Структурные компоненты эмали. 9. Строение дентина и цемента. 10. Тканевой состав пульпы. 11. Периодонт и парадонт. 12. Смена зубов. 13. Кровоснабжение и иннервация тканей зубов. 14. Возможности регенерации тканей зуба. 15. Развитие и общая характеристика слюнных желез в зависимости от расположения, строения, типа секреции и характера секрета. 16. Особенности строения и функции околоушной слюнной железы. Особенности строения и функции подчелюстной слюнной железы. 17. Особенности строения и функции подъязычной слюнной железы. 18. Васкуляризация, иннервация, возрастные изменения и регенерация слюнных желез.
9. Литература для проработки. Основная: 1. Гистология: Учебник. 7-е издание / Под ред. Ю. И. Афанасьева, 2. Гистология, эмбриология, цитология: Учебник / Под ред. Улумбекова Э. Г., Челышева Ю. А. – М.: ГЭОТАР. – Медиа, 2012.-480 с. 3. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии / С. Л. Кузнецов, 4. Атлас по гистологии / Ф. А. Каюмов. – Уфа: ДизайнПресс. 2012 – 208 с. 5. Атлас по гистологии и эмбриологии / И. В. Алмазов, Л. С. Сутулов. М.: Мед., 1978.-543 с. 6. Гистология человека в мультимедиа: учебник / Данилов Р. К., Клишов А. А., Боровая Т. Г. СПб. 2004. 7. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии / Под ред. Ю. И. Афанасьева, А. Н. Яцковского – М.: Мед. – 2004.
Дополнительная: 1. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов: учебное пособие / В. Г. Елисеев и др. – М.: Медицина. 2004. 2. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии / Под ред. Ю. И. Афанасьева, А. Н. Яцковского – М.: Мед. – 2004. 3. Руководство по гистологии. В 2-х т. Т. 1. Общая гистология (учение о тканях) / Под ред. Р. К. Данилова и В. Л. Быкова – СПб.: СпецЛит. 2001 – 495 с. 4. Руководство по гистологии. В 2-х т. Т. 2. Частная гистология / Под ред. Р. К. Данилова и В. Л. Быкова. – СПб.: СпецЛит. 2001. – 735 с. 5. Руководство по гистологии: в 2-х т.: учеб. пособие для студ. мед. вузов и фак-тов, аспирантов и слушателей системы доп. мед. образования / И. Г. Акмаев [и др.]; под ред. Р. К. Данилова. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2011. - Т. 1. - 830 с. 6. Руководство по гистологии: в 2-х т.: учеб. пособие для студ. мед. вузов и фак-тов, аспирантов и слушателей системы доп. мед. образования / Ю. И. Афанасьев [и др.]; под ред. Р. К. Данилова. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2011. - Т. 2. - 512 с.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.017 с.) |