Тема 13: Передний отдел пищеварительной системы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 13: Передний отдел пищеварительной системы.



2. Курс 2, семестр 3

3. Продолжительность лекции - 2 часа

 4. Контингент слушателей: студенты 2 курса педиатрического факультета.

5. Учебные цели:

1) Дать знания об источниках и эмбриональном развитии пищеварительной системы.

2) Дать знания об общей морфофункциональной характеристике оболочек пищеварительной трубки.

3).Дать знания об эмбриональном развитии, микро- и ультрамикроскопическом строении» функциях, регенераторных возможностей мягких и твердых тканей зубов, об аномалиях развития зубов.

4).Дать знания об эмбриональном гистогенезе, микро- и ультрамикроскопическом строении, функциях, кровоснабжении, пищеварении и регенераторных возможностях слюнных желез

6. Иллюстративный материал и оснащение (таблицы, мультимедийный проектор).

7. Подробный план:

Пищеварительная система включает органы ротовой полости, глотку, пищевод, желудок, тонкую кишку, толстую кишку, поджелудочную железу, печень с желчным пузырем. Все эти органы обеспечивают пищеварение - механическую и химическую обработку пищи и всасывание продуктов расщепления питательных веществ в различных отделах пищеварительного канала. Для каждого органа пищеварительной системы характерны специфические структурно-функциональные особенности. В пищеварительной системе различают три основных отдела: передний (органы ротовой полости, глотка, пищевод), средний (желудок, тонкая кишка, толстая кишка, печень, поджелудочная железа) и задний (каудальная часть прямой кишки).

Гисто- и органогенез пищеварительной системы.

Основные органы пищеварительной системы образуются в процессе развития эмбриональной кишечной трубки, которая вначале слепо заканчивается на головном и хвостовом концах и соединяется с желточным мешком посредством желточного стебелька. Позднее на теле зародыша образуется ротовая и анальная бухта с ротовой и клоачной перепонкой. На 3-ей неделе эмбриогенеза роговая перепонка прорывается. В начале 3-го месяца происходит прорыв клоачной перепонки. Кишечная трубка становится открытой с обоих концов. Она подразделяется на переднюю (головную) кишку, среднюю (туловищную) кишку, заднюю (конечную) кишку. Из передней кишки, слившейся с ротовой бухтой, образуются часть органов ротовой полости, глотка и пищевод. В краниальной части передней кишки появляются пять пар жаберных карманов. Из средней кишки развиваются желудок, тонкая кишка и начальный отдел толстой кишки, а также поджелудочная железа и печень. Из задней кишки образуется часть поперечной ободочной кишки, нисходящая ободочная, сигмовидная и прямая кишки. Эктодерма ротовой и анальной бухт служит исходным материалом для развития многослойного плоского эпителия и его производных органов ротовой полости и каудальной части прямой кишки. Кишечная энтодерма является источником образования эпителия слизистой оболочки и желез среднего отдела пищеварительной трубки. Соединительнотканные и гладкомышечные структуры пищеварительных органов формируются из мезенхимы, а однослойный плоский эпителий серозной оболочки из висцерального листка спланхнотома.

Схема строения стенки пищеварительного канала. В стенке пищеварительного канала выделяют следующие оболочки: слизистую, мышечную, наружную (серозную или адвентициальную). Слизистая оболочка состоит из эпителия, собственной соеди­нительнотканной пластинки и мышечной пластинки. Подслизистая основа представлена рыхлой волокнистой соединительной тканью. Мышечная оболочка образована двумя слоями гладкой мышечной ткани (внутренняя - циркулярным, наружным - продольным). Наружная оболочка бывает или серозной или адвентицнальной. Серозная оболочка (висцеральный листок брюшины) состоит из мезотелия и соединительнотканной основы. Адвентициальная оболочка образована только рыхлой соединительной тканью. Она бывает в тех органах пищеварительной системы, где отсутствует серозная оболочка.

На ранних стадиях (4-х недельный эмбрион) зачаток пищеварительного тракта имеет вид энтодермальной трубки (первичная кишка), замкнутой на обоих концах. В средней части первичная кишка сообщается при помощи желточного стебелька с желточным мешком. Направление к слепым концам первичной кишки впячивания эктодермы образуют ротовую и анальную бухты. Ротовая бухта отделена от переднего конца первичной кишки ротовой пластинкой. Анальная бухта отделена от задней кишки клоакальной мембраной. В состав стенки пищеварительной трубки входят производные мезенхимы - прослойки соединительной ткани, ГМК, кровеносные сосуды. Мезодерма образует мезотелий серозных покровов, поперечно-полосатые мышечные волокна Производные нейроэктодермы существенная часть ЖКТ. Энтеральная нервная система, часть эндокринных клеток. Все это особенно из нервного гребня. В развитии лица и ротовой полости участвуют эктодерма, мезенхима, нейроэктодерма. Лицо развивается из 7 зачатков: два рано сливающихся нижнечелюстных отростка, два верхнечелюстных отростка, два латеральных носовых отростка и медиальный носовой отросток. Верхнечелюстные и нижнечелюстные отростки происходят из нервной жаберной дуги. В лицевой области формируется лобный выступ, расположенный по срединной линии. Лобный выступ дает начало медиальному и латеральному носовым отросткам. Формирующиеся обонятельные ямки отделяют медиальный носовой отросток от латеральных. По направлению к принципиально так же, как и молочных зубов.

Гисто- и органогенез зубов. У человека различают две смены зубов ­молочные (20) и постоянные (32). Развитие молочных зубов начинается в конце 2-го месяца эмбрионального развития. Из эпителия слизистой оболочки ротовой полости образуется зубная пластинка, из них образуются эмалевые органы, из мезенхимы возникают зубной мешочек и зубной сосочек. Разобрать - этапы развития зубов, В зубе различают коронку и корень (или корни). Корни зубов фиксированы в зубных альвеолах (зубные мешки). Узкая область между коронкой и корнем - шейка зуба. Полость зуба содержит пульпу. Через канал в корни зуба в пульпу входят кровеносные сосуды и нервы Дентин покрыт в области коронки эмалью, а в области корня - цементом. Между цементом и костной тканью альвеолярных перегородок расположена периодонтальная связка (периодонт), образованная плотной соединительной тканью. В области шейки периодонтальная связка граничит со слизистой оболочкой десен. Пародонт - более широкое понятие. Это периодонт, а также находящиеся в связи с ним структуры: прилегающие участки слизистой оболочки десны, участки кости зубных лунок.

Эмаль - толщина 2,5 мм по режущему краю или в области жевательных бугров и уменьшается по мере приближения к шейке. В образовании эмали участвуют энамелобласты. Состав: органические вещества 2%, вода - 9%, неорганические вещества -90%. Состав - фосфат кальция, карбонат и фторид кальция, небольшое количество белка, углеводов и жиров. Структурная единица эмали ~ призма диаметром около 5 мкм. Эмалевидные призмы расположены перпендикулярно к поверхности зуба, имеют S-образные изгибы. Рассказать об эмалевых пластинках и эмалевых пучках.

Дентин образует основную массу зуба. Проницаемость дентина значительно больше, чем проницаемость эмали. Органические вещества - 18%, неорганические -70%, вода - 12%. По объему: органические вещества - 30%, неорганические - 45%, вода - 25%. Из органических веществ главным компонентом является коллаген. Дентин сильно минерализован. Дентин пронизан канальцами, они расположены параллельно друг другу, не имеют извилистый ход. В пищевом (поверхностном) и околопульпарном дентине ориентация коллагеновых волокон различна. Рассказать о предентине, вторичном дентине.

Цемент покрывает корень зуба и утолщается к верхушке корня. Различают бесклеточный цемент и клеточный цемент, содержащий цементоциты.

Пульпа - мягкая часть зуба, представлена рыхлой соединительной тканью и состоит из периферического, промежуточного и центрального слоев. Периферический слой содержит одонтобласты, отростки которых уходят в дентинные канальцы.

Репаративная регенерация зуба возможна лишь в ограниченных пределах. Эмаль после повреждения вообще не восстанавливается. Дентин образуется медленно и в очень небольшом количестве за счет дифференцировки одонтобластов. Цемент зуба регенерирует также очень слабо.

Развиваются из эпителия слизистой оболочки ротовой полости. Слюна содержит 99% воды, соли, белка, муцины, ферментов, бактерицидного вещества - лизоцим. У человека за сутки выделяется от 1 л до 1,5 л слюны. Околоушные железы.Это чисто белковые слюнные железы, состоящие из многочисленных долек. Различают концевые секреторные отделы, вставочные протоки, междольковые и общий выводной проток. В концевых секреторных отделах эпителий представлен клетками двух типов: секреторные клетки-сероциты и миоэпителиальные клетки. Секреторные клетки имеют форму конуса. Миоэпителиальные клетки охватывают секреторные ацинусы наподобие корзинок. В их цитоплазме имеются сократительные фибриллы. Сокращение миоэпителиоцитов способствует выделению секрета. Вставочные отделы выстланы низким кубическим эпителием. Здесь, а также в исчерченных протоках встречаются миоэпителиоциты. Для эпителия исчерченных слюнных желез характерно наличие цилиндрических по форме клеток. В базальной части этих клеток выявляется исчерченность, обусловленная параллельным расположением митохондрий и глубокими складками цитолеммы. Подчелюстные железы. По составу секрета эти железы относятся к смешанным. Концевые секреторные отделы бывают двух типов: белковые и белково-слизистые. Преобладают белковые ацинусы. Смешанные концевые отделы включают белковые клетки, составляющие так называемые полулуния и слизистые клетки - мукоциты. Имеются также и миоэпителиальные клетки. Слизистые гландулоциты выглядят более светлыми, ядро в этих клетках лежит у основания. Оно утолщено. Подъязычные железы. Это альвеолярно-трубчатые железы, вырабатывающие слизисто-белковый секрет. С преобладанием мукоида, В них имеются секреторные отделы трех типов: белковые, слизистые и смешанные. Основную массу составляют смешанные концевые отделы. Они образованы мукоцитами и полулуниями из белковых клеток - сероцитов.

 

8. Методы контроля знаний и навыков - традиционные методы контроля усвоения:

1. Развитие и общая морфофункциональная характеристика пищеварительной системы.

2. Ротовая полость. Особенности микроскопического строения слизистой оболочки ротовой полости. Строение кожной, переходной и слизистой частей губы.

3. Строение щеки и десны.

4. Твердое и мягкое небо, язычок. Особенности строения, функции.

5. Язык. Строение слизистой оболочки верхней и нижней поверхности языка. Сосочки и железы языка.

6. Развитие зубов. Образование эмалевого органа, дифференцировка его клеток и образование эмали. Зубной сосочек. Процесс образования дентина.

7. Развитие цемента и пульпы зуба.

8. Строение зуба. Структурные компоненты эмали.

9. Строение дентина и цемента.

10. Тканевой состав пульпы.

11. Периодонт и парадонт.

12. Смена зубов.

13. Кровоснабжение и иннервация тканей зубов.

14. Возможности регенерации тканей зуба.

15. Развитие и общая характеристика слюнных желез в зависимости от расположения, строения, типа секреции и характера секрета.

16. Особенности строения и функции околоушной слюнной железы. Особенности строения и функции подчелюстной слюнной железы.

17. Особенности строения и функции подъязычной слюнной железы.

18. Васкуляризация, иннервация, возрастные изменения и регенерация слюнных желез.

 

9. Литература для проработки.

Основная:

1. Гистология: Учебник. 7-е издание / Под ред. Ю. И. Афанасьева,
Н. А. Юриной. – М.: Медицина, 2012.

2. Гистология, эмбриология, цитология: Учебник / Под ред. Улумбекова Э. Г., Челышева Ю. А. – М.: ГЭОТАР. – Медиа, 2012.-480 с.

3. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии / С. Л. Кузнецов,
Н. Н. Мушкамбаров, В. Л. Горячкина. – М.: МИА. 2006.-373 с.

4. Атлас по гистологии / Ф. А. Каюмов. – Уфа: ДизайнПресс. 2012 – 208 с.

5. Атлас по гистологии и эмбриологии / И. В. Алмазов, Л. С. Сутулов. М.: Мед., 1978.-543 с.

6. Гистология человека в мультимедиа: учебник / Данилов Р. К., Клишов А. А., Боровая Т. Г. СПб. 2004.

7. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии / Под ред. Ю. И. Афанасьева, А. Н. Яцковского – М.: Мед. – 2004.

 

Дополнительная:

1. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов: учебное пособие / В. Г. Елисеев и др. – М.: Медицина. 2004.

2. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии / Под ред. Ю. И. Афанасьева, А. Н. Яцковского – М.: Мед. – 2004.

3. Руководство по гистологии. В 2-х т. Т. 1. Общая гистология (учение о тканях) / Под ред. Р. К. Данилова и В. Л. Быкова – СПб.: СпецЛит. 2001 – 495 с.

4. Руководство по гистологии. В 2-х т. Т. 2. Частная гистология / Под ред. Р. К. Данилова и В. Л. Быкова. – СПб.: СпецЛит. 2001. – 735 с.

5. Руководство по гистологии: в 2-х т.: учеб. пособие для студ. мед. вузов и фак-тов, аспирантов и слушателей системы доп. мед. образования / И. Г. Акмаев [и др.]; под ред. Р. К. Данилова. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2011. - Т. 1. - 830 с.

6. Руководство по гистологии: в 2-х т.: учеб. пособие для студ. мед. вузов и фак-тов, аспирантов и слушателей системы доп. мед. образования / Ю. И. Афанасьев [и др.]; под ред. Р. К. Данилова. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2011. - Т. 2. - 512 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.017 с.)