Тема 9: Органы кроветворения и иммунной защиты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9: Органы кроветворения и иммунной защиты.



 2. Курс 1 семестр 2

3. Продолжительность лекции - 2 часа.

4. Контингент слушателей: студенты первого курса педиатрического факультета.

5. Учебная цель:

1). Дать современные представления об основных этапах становления гемоцитопоэза в фило- и онтогенезе.

2). Историю развития теории кроветворения.

3). Иметь современные представления о кроветворении.

4). Особенности созревания отдельных видов клеток крови.

5) Дать современное представление о классификации, строении и функциях органов кроветворения.

6) Дать понятие о регуляции гемопоэза и иммунопоэза.

6. Иллюстративный материал и оснащение (таблицы, мультимедийный проектор).

7. Подробный план:

Источником развития кроветворных тканей является мезенхима. В эмбриогенезе различают 3 периода гемопоэза (пренатальный, гепатоспленотимический и костномозговой).

1 класс - полипотентные клетки - это стволовые кроветворные клетки.

2 класс - частично детерминированные полипотентные клетки - предшественницы миелопоэза и лимфопоэза (эритропоэтинчувствйтельные, лейкопоэтинчувствительные, тромбопоэтинчувствительные, лимфопоэтинчувствительные).

3 класс - унипотентные клетки - предшественники эритропоэза, гранулопоэза, трмбоцитопоэза, моноцитопоэза, лимфоцитопоэза и плазмоцитопоэза. Из клеток 3 класса образуются морфологически распознаваемые клетки кроветворной ткани.

4 класс составляют пролидендрирующие клетки («бласты»).

5 класс - созревающие клетки («щиты»).

6 класс - зрелые клетки крови.

Стволовая кроветворная клетка малодифференцированная полипотентная предшественница всех клеток крови. Дать характеристику.

Эритропоэз. Начало эритроцитного ряда - полипотентные, частичнодетерминированные, унипотентные клетки, проэритробласт (базофильный эритробалст, полихроматофильный эритробласт, оксифильный эритробласт, ретикулоцит и эритроцит).

Гранулоцитопоэз. Гранулоциты образуются в красном костном мозге. При развитии гранулоцита можно выделить 6 морфологических различных стадий: миелобласт, промиелоцит, миелоцит, метамиелоцит, палочкоядерный, сегментоядерный, гранулоциты. Оболочка красного костного мозга пронизана кровеносными сосудами микроциркуляторного русла. В петлях ретикулярной ткани расположены кроветворные клетки. Описать строение эритробластического островка, выделить особенности развития гранулоцитов, тромбоцитов и лимфоцитов. В клинике широко применяются различные методы трансплантации костного мозга.

Тимус - центральный орган лимфоидного кроветворения и иммунной зашиты организма Основу дольки составляют отростчатые эпителиальные клетки. Разобрать особенности строения коркового и мозгового веществ. Дендритные эпителиальные клетки, лимфобласты, малые тимоциты. Гематотимический барьер. Тимоциты из коркового слоя поступают мозговой слой и дифференцируются в лимфоциты. Зрелые

Т - клетки выходят из мозгового слоя по венулам и лимфатическим сосудам. Дендритные эпителиальные клетки мозгового слоя образуют слоистые эпителиальные тельца Хассела. В вилочковой железе развиваются лимфоциты, способные узнавать антигены собственного организма. В тимусе вырабатываются также гуморальные факторы защиты иммунной системы. В тимусе синтезируются гормоны тимозины и имопоэтины. Разобрать акцидентальную и возрастную инволюцию.

 

8. Методы контроля знаний и навыков - традиционные методы контроля усвоения:

1).Источники развития кровеносных органов и этапы эмбрионального кроветворения.

2).Функции кроветворных органов.

3).Понятие о стволах клетках и современное представление о кроветворении.

4).Миелоидное кроветворение.

5).Красный костный мозг. Строение и функции.

6)Строение вилочковой железы и ее роль в регуляции лимфоцитообразования.

7).Строение лимфоузлов, миндалин и селезенки. Особенности их кровоснабжения.

8).Лимфоидное кроветворение.

9).Регенерация органов кроветворения.

 

9. Литература для проработки.

Основная:

1. Гистология: Учебник. 7-е издание / Под ред. Ю. И. Афанасьева,
Н. А. Юриной. – М.: Медицина, 2012.

2. Гистология, эмбриология, цитология: Учебник / Под ред. Улумбекова Э. Г., Челышева Ю. А. – М.: ГЭОТАР. – Медиа, 2012.-480 с.

3. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии / С. Л. Кузнецов,
Н. Н. Мушкамбаров, В. Л. Горячкина. – М.: МИА. 2006.-373 с.

4. Атлас по гистологии / Ф. А. Каюмов. – Уфа: ДизайнПресс. 2012 – 208 с.

5. Атлас по гистологии и эмбриологии / И. В. Алмазов, Л. С. Сутулов. М.: Мед., 1978.-543 с.

6. Гистология человека в мультимедиа: учебник / Данилов Р. К., Клишов А. А., Боровая Т. Г. СПб. 2004.

7. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии / Под ред. Ю. И. Афанасьева, А. Н. Яцковского – М.: Мед. – 2004.

Дополнительная:

1. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов: учебное пособие / В. Г. Елисеев и др. – М.: Медицина. 2004.

2. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии / Под ред. Ю. И. Афанасьева, А. Н. Яцковского – М.: Мед. – 2004.

3. Руководство по гистологии. В 2-х т. Т. 1. Общая гистология (учение о тканях) / Под ред. Р. К. Данилова и В. Л. Быкова – СПб.: СпецЛит. 2001 – 495 с.

4. Руководство по гистологии. В 2-х т. Т. 2. Частная гистология / Под ред. Р. К. Данилова и В. Л. Быкова. – СПб.: СпецЛит. 2001. – 735 с.

5. Руководство по гистологии: в 2-х т.: учеб. пособие для студ. мед. вузов и фак-тов, аспирантов и слушателей системы доп. мед. образования / И. Г. Акмаев [и др.]; под ред. Р. К. Данилова. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2011. - Т. 1. - 830 с.

6. Руководство по гистологии: в 2-х т.: учеб. пособие для студ. мед. вузов и фак-тов, аспирантов и слушателей системы доп. мед. образования / Ю. И. Афанасьев [и др.]; под ред. Р. К. Данилова. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2011. - Т. 2. - 512 с.

 

 Тема 10: Нервная система. Органы чувств.

2. Курс 2, семестр 3

3. Продолжительность лекции - 2 часа.

4. Контингент слушателей: студенты 1 курса педиатрического факультета.

5. Учебные цели:

1) Дать представление об основных этапах эволюции нервной системы.

2) Дать знания об источниках и этапах эмбрионального развития, строении и функции спинномозговых узлов, спинного мозга, ствола мозга, мозжечка и большого мозга.

3). Дать знания об источниках развития, строения органов чувств.

4). Дать представления о цито- я гистофизиологии, возрастных изменениях и регенерации органов чувств.

6. Иллюстративный материал и оснащение (таблицы, мультимедийный проектор).

7. Подробный план:

Нервная система осуществляет регуляцию всех жизненных процессов в организме и его взаимодействие с внешней средой, представляя собой высшую интегрирующую систему организма.

Источником развитая нервной системы является нервная пластинка. После нейруляции образуются нервная трубка и нервный гребень. Последний дает две ганглиозные пластинки. Из туловищного отдела нервной трубки развивается спинной мозг, из краниального - головной мозг. Из ганглиозных пластинок образуются спинномозговые, симпатические и интрамуральные узлы, а также хромаффинная ткань надпочечников и параганглиев. В нервной трубке выделяют; эпендиму, плащевой слой и краевую вуаль. Разобрать дифференцировку нейронов и нейроглии. Спинномозговые узлы расположены по ходу задних корешков спинного мозга. Они одеты соединительнотканной капсулой. Нейроны лежат на периферии группами, нервные волокна проходят через центральную часть. Вокруг нейронов находятся мантийные глиоциты (клетки-сателлиты).

Чувствительные нейроны относятся к псевдоуниполярным нервным клеткам. Их аксоны передают нервные импульсы на ассоциативные нейроны спинного мозга. Спинной мозг. В спинном мозге различают серое и белое вещество. Серое вещество имеет вид буквы Н. Выделяют передние, боковые (нижнее шейное, грудные, и два поясничных) и задние рога серого вещества спинного мозга. В белом веществе различают три пары столбов: задний, боковой и передний. В сером веществе ­ядра; в ядрах происходит переключение импульса. В задних рогах серого вещества спинного мозга много диффузно расположенных нейронов. Аксоны этих нейронов выходят в белое вещество и тут же делятся на нисходящую и восходящую ветви. Распространяясь на уровне 4-5 спинномозговых сегментов, эти ветви образуют в совокупности собственные или основные пучки белого вещества, непосредственно прилежащие к серому веществу. При этом различают задний, боковой и передний собственные пучки. Все эти пучки белого вещества относятся к собственному аппарату спинного мозга. Благодаря этому создаются условия лавинообразного нарастания числа нейронов, передающих импульсы.

Двигательные (моторные) нейроны - это крупные мультиполярные клетки, они иннервируют соматическую мускулатуру. Различают медиальную и латеральную группы мотонейронов, Медиальная группа нейронов иннервирует мышцы туловища, латеральная мышцы конечностей. Мотонейроны в функциональном отношении подразделяются на альфа-мотонейроны большие, альфа-мотонейроны малые и гамма-мотонейроны. Одновременно функционально активными могут быть тысячи синапсов. Аксоны двигательных нервных клеток выходят из спинного мозга по передним корешкам и в составе периферических нервов достигают скелетных мышц. Двигательные нервные волокна заканчиваются на каждом мышечном волокне нервным мышечным синапсом или моторной бляшкой. Кроме собственного аппарата спинного мозга, в белом веществе спинного мозга проходят отростки нервных клеток, входящих в состав аппарата двухсторонних связей спинного и головного мозга. Наряду с соматическими рефлекторными дугами через спинной мозг проходят вегетативные рефлекторные дуги.

Орган обоняния является хеморецептором. В составе обонятельного анализатора различают три части: обонятельную область носовой полости, обонятельную луковицу, а также обонятельные центры в коре полушарий головного мозга. Источником развития органа обоняния является выпячивание промежуточного мозга. Обонятельные клетки имеют веретенообразную форму с двумя отростками: периферическим рецепторным и центральным - аксоном. Периферический отросток имеет обонятельную булаву с волосками. Поддерживающие клетки обонятельной области располагаются в виде многорядного пласта. Продолжительность жизни обонятельных клеток - 30-35 дней. Обонятельные рецепторные клетки составляют исключение среди нейронов: они постоянно обновляются за счет клеток­-предшественниц, т.е. относятся к обновляющейся клеточной популяции. Орган зрения ­периферическая часть зрительного анализатора. Орган зрения состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата Глаз развивается из нескольких источников. Сетчатка и зрительный нерв из промежуточного мозга.

Хрусталик развивается из эктодермального материала хрусталиковой плакозы. Сосудистая оболочка и ее производные - радужная оболочка и реснич­ное тело, а также собственное вещество роговицы и склера развиваются из мезенхимы. Всего в сетчатке выделяют 10 слоев: пигментный эпителий сетчатки, слой палочек и колбочек, наружная пограничная мембрана, наружный ядерный слой, наружный сетчатый слой, внутренний ядерный слой, внутренний сетчатый слой, слой ганглиозных нервных клеток, слой нервных волокон, внутренняя глиальная пограничная мембрана. Пигментные клетки имеют форму шестигранных призм. Они окружают палочки и колбочки фоторецепторных клеток и отделяют их друг от друга" препятствуя рассеиванию света. Зрительные или фоторецепторные нейроны имеют периферический и центральный отростки. Палочковидные зрительные клетки состоят из ядра, содержащей части и фоторецепторной части - палочки. В палочке различают наружный и внутренний сегменты. Внутренний сегмент содержит многочисленные митохондрии и другие органеллы. В наружном сегменте находится множество сдвоенных поперечных мембран (диски). Они образуются за счет глубоких складок плазмолеммы у осно­вания наружного сегмента. Они фагоцитируются пигментарными клетками с одновременным обновлением. В мембранах наружного сегмента палочек содержится зрительный пигмент ­родопсин. Палочки являются рецепторами черно-белого (сумеречного) света, тогда как цветное зрение связано с функцией колбочек. Колбочковидные зрительные клетки. Наружные сегменты колбочек состоят из полудисков. Во внутреннем сегменте имеется эллипсоид, состоящий из липидной капли, окруженной скоплением митохондрии. В колбочках полудиски содержат зрительный пигмент - йодопсин. Мембраны полудисков не обновляются. Колбочки воспринимают красный, синий и зеленый цвет. Недостаток в пище витамина А может приводить к нарушению сумеречного зрения (куриная слепота). Цветовая слепота (дальтонизм) объясняется генетически обусловленным отсутствием в сетчатке колбочек одного или нескольких типов. Далее разобрать строение диоптрического аппарата глаз, аккомодационного и вспомогательного аппарата глаз.

 

8. Методы контроля знаний и навыков - традиционные методы контроля усвоения:

1. Общая морфо - функциональная характеристика нервной системы.

2. Источники и эмбриональное развитие органов нервной системы.

3. Гистологическое строение и функция спинномозговых узлов.

4. Спинной мозг. Микроскопическое строение серого и белого вещества. Рефлекторные дуги с участием спинного мозга.

5. Ствол головного мозга. Принцип организации серого и белого вещества. Ретикулярная формация, ее строение и функция.

6. Мозжечек. Гистологическое строение и функциональная характеристика, нейронный состав коры мозжечка: межнейрональные связки коры. Афферентные и эфферентые волокна мозжечка.

7. Общая морфо-функциональная характеристика больших полушарий. Цито – и миелоархитектоника коры больших полушарий, особенности строения в двигательных и чувствительных зонах. Представление о модульной организации коры.

8. Гематоэнцефалический барьер, его строение и значение.

9. Автономная нервная система. Общая морфо – функциональная характеристика, отделы. Строение экстра – и интрамуральных ганглиев и ядер центральных отделов автономной нервной системы. Особенности строения рефлекторных дуг автономной нервной системы.

10. Регенераторные особенности и возрастные изменения органов нервной системы.

11. Понятие о рецепторах и анализаторах. Классификация рецепторов.

12. Развитие и общая характеристика органа зрения.

13. Глазное яблоко и его оболочки.

14. Диоптрический аппарат глаза. Строение роговицы, хрусталика и стекловидного тела.

15. Аккомодационный аппарат глаза. Строение ресничного тела и радужки.

16. Рецепторный отдел зрительного анализатора. Слои сетчатки. Субмикроскопическое строение фоторецепторных клеток. Гистофизиология сетчатки. Связь сетчатки с центральной нервной системой.

17. Вспомогательные органы глаза – веки, слезный аппарат, мышцы глазного яблока.

18. Развитие и строение органа обоняния и вкуса. Нейронный состав.

19. Общая характеристика и развитие преддверно-улиткового органа.

20. Микро – и ультраструктура клеток спирального органа, пятен маточки, мешочка и ампульных гребешков.

21. Гистофизиология преддверно-улиткового органа

 

9. Литература для проработки.


   Основная:

1. Гистология: Учебник. 7-е издание / Под ред. Ю. И. Афанасьева,
Н. А. Юриной. – М.: Медицина, 2012.

2. Гистология, эмбриология, цитология: Учебник / Под ред. Улумбекова Э. Г., Челышева Ю. А. – М.: ГЭОТАР. – Медиа, 2012.-480 с.

3. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии / С. Л. Кузнецов,
Н. Н. Мушкамбаров, В. Л. Горячкина. – М.: МИА. 2006.-373 с.

4. Атлас по гистологии / Ф. А. Каюмов. – Уфа: ДизайнПресс. 2012 – 208 с.

5. Атлас по гистологии и эмбриологии / И. В. Алмазов, Л. С. Сутулов. М.: Мед., 1978.-543 с.

6. Гистология человека в мультимедиа: учебник / Данилов Р. К., Клишов А. А., Боровая Т. Г. СПб. 2004.

7. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии / Под ред. Ю. И. Афанасьева, А. Н. Яцковского – М.: Мед. – 2004.

 

Дополнительная:

1. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов: учебное пособие / В. Г. Елисеев и др. – М.: Медицина. 2004.

2. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии / Под ред. Ю. И. Афанасьева, А. Н. Яцковского – М.: Мед. – 2004.

3. Руководство по гистологии. В 2-х т. Т. 1. Общая гистология (учение о тканях) / Под ред. Р. К. Данилова и В. Л. Быкова – СПб.: СпецЛит. 2001 – 495 с.

4. Руководство по гистологии. В 2-х т. Т. 2. Частная гистология / Под ред. Р. К. Данилова и В. Л. Быкова. – СПб.: СпецЛит. 2001. – 735 с.

5. Руководство по гистологии: в 2-х т.: учеб. пособие для студ. мед. вузов и фак-тов, аспирантов и слушателей системы доп. мед. образования / И. Г. Акмаев [и др.]; под ред. Р. К. Данилова. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2011. - Т. 1. - 830 с.

6. Руководство по гистологии: в 2-х т.: учеб. пособие для студ. мед. вузов и фак-тов, аспирантов и слушателей системы доп. мед. образования / Ю. И. Афанасьев [и др.]; под ред. Р. К. Данилова. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2011. - Т. 2. - 512 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.034 с.)