Тема 3: Основы сравнительной эмбриологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3: Основы сравнительной эмбриологии



1. Курс: 1 семестр: 2

2. Продолжительность лекции - 2 часа.

3. Контингент слушателей: студенты первого курса педиатрического факультета

5.Учебная цель:

1). Дать знания об онтогенезе и филогенезе, этапах индивидуального развития.

2). Рассмотреть периоды в эм6риогенезе низших и высших позвоночных.

3). Дать понятие о провизорных органах.

4). Дать знания о критических периодах развития и их практическом значении.

6. Иллюстративный материал и оснащение (таблицы, мультимедийный проектор).

7. Подробный план.

Дать краткое сведение об основных этапах развития эмбриологии. Развитие и строение половых клеток (сперматогенез и овогенез). Классификация яйцеклеток по количеству желточных гранул (изолецитальный, централецитальный, умеренно и выраженный телолецитальный тип). Количество желтка в яйцеклетках различных животных варьирует. Содержание желтка в яйцеклетках зависит от продолжительности развития зародышей. В еще большей степени содержание желтка зависит от условий развития зародыша (например, во внешней среде, или внутриутробно). Дать подробное объяснение оболочек яйцеклеток различных позвоночных (первичная, вторичная и третичная оболочки).

Эмбриогенез включает у всех животных следующие основные стадии:

1. Оплодотворение и образование зиготы.

2. Дробление и образование бластулы.

3. Гаструляция и образование гаструлы.

4. Органогенез, гистогенез, системогенез.

Развитие осевых органов и развитие временных (провизорных органов). Разобрать основные этапы процесса оплодотворения и образования зиготы Зигота представляет собой новый организм, обладающий высокой метаболической активностью и начинающий новый, характерный для данного вида животных жизненный цикл.

Дробление и образование бластулы. Дробление представляет собой следующую стадию развития зародыша, при которой происходит последовательное деление зиготы на отдельные клетки ­бластомеры. Деление зиготы (дробление) осуществляется кариокинетическим путем. Тип дробления зависит от характера распределения и количества желтка в оплодотворенной яйцеклетке. Различают два основных типа дробления - полное или голобластическое, когда делится вся зигота и неполное, частичное или меробластическое, когда делится часть зиготы. Полное дробление, может быть равномерным (ланцетник) и неравномерным (яйцеклетка млекопитающих). У ланцетника в результате дробления образуется пузырек - бластула. Далее рассказать строение бластулы. У млекопитающих образуется пузырек - бластоциста, состоящая из трофобласта и эмбриобласта Неполное или частичное дробление характерно для резко телолецитальных яйцеклеток (птица). Далее образование дискобластулы. Гаструляция приводит к образованию 3 зародышевых листков - эктодермы, энтодермы и мезодермы. Различают следующие типы гаструляции:

1) инвагинация, 2) эпиболия, 3) иммиграция, 4) деляминация.

Подробно разобрать все типы гаструляции, привести примеры. В процессе гаструляции, кроме формирования 3 зародышевых листков, происходит образование мезенхимы.

из зародышевых листков и мезенхимы происходит формирование всех тканей (гистогенез) и органов (органогенез). Разобрать закладку основных осевых органов, дифференцировку эктодермы, мезодермы, энтодермы и мезенхимы.

Внезародышевые органы и их значение для развития зародыша. В внезародышевым органам относятся: 1) желточный мешок, 2) аллантоис, 3) амнион, 4) серозная оболочка, 5) хорион.

Разобрать источники развития провизорных органов различных позвоночных, их строение и функции.

 

8. Методы контроля знаний и навыков - традиционные методы контроля усвоения.

1). Половые клетки, их биологические, функциональные и генетические особенности.

2). Яйцеклетки, их типы. Оболочки яйцеклетки и их зависимость от условий развития зародыша. Овогенез и его периоды. Мейоз.

3). Морфология сперматозоида. Сперматогенез, его периоды. Мейоз.

4) Оплодотворение, его морфология и биологическая сущность. Зигота как одноклеточный зародыш.

5). Основные этапы и закономерности эмбриогенеза различных позвоночных животных.

6). Типы дробления и бластула у различных позвоночных животных.

7). Основные способы гаструляции. Гаструла различных позвоночных животных.

8). Зародышевые листки, их значение и дифференцировка.

9). Образование осевого комплекса органов. Производные эктодермы, энтодермы и мезодермы. Образование и значение мезенхимы.

10). Провизорные (внезародышевые) органы - желточный мешок, аллантоис, амнион, серозная оболочка, хорион и плацента. Источники образования, строение и функциональное значение. Типы плацент у млекопитающих.

 

9. Литература для проработки.

Основная:

1. Гистология: Учебник. 7-е издание / Под ред. Ю. И. Афанасьева,
Н. А. Юриной. – М.: Медицина, 2012.

2. Гистология, эмбриология, цитология: Учебник / Под ред. Улумбекова Э. Г., Челышева Ю. А. – М.: ГЭОТАР. – Медиа, 2012.-480 с.

3. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии / С. Л. Кузнецов,
Н. Н. Мушкамбаров, В. Л. Горячкина. – М.: МИА. 2006.-373 с.

4. Атлас по гистологии / Ф. А. Каюмов. – Уфа: ДизайнПресс. 2012 – 208 с.

5. Атлас по гистологии и эмбриологии / И. В. Алмазов, Л. С. Сутулов. М.: Мед., 1978.-543 с.

6. Гистология человека в мультимедиа: учебник / Данилов Р. К., Клишов А. А., Боровая Т. Г. СПб. 2004.

7. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии / Под ред. Ю. И. Афанасьева, А. Н. Яцковского – М.: Мед. – 2004.

 

Дополнительная:

1. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов: учебное пособие / В. Г. Елисеев и др. – М.: Медицина. 2004.

2. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии / Под ред. Ю. И. Афанасьева, А. Н. Яцковского – М.: Мед. – 2004.

3. Руководство по гистологии. В 2-х т. Т. 1. Общая гистология (учение о тканях) / Под ред. Р. К. Данилова и В. Л. Быкова – СПб.: СпецЛит. 2001 – 495 с.

4. Руководство по гистологии. В 2-х т. Т. 2. Частная гистология / Под ред. Р. К. Данилова и В. Л. Быкова. – СПб.: СпецЛит. 2001. – 735 с.

5. Руководство по гистологии: в 2-х т.: учеб. пособие для студ. мед. вузов и фак-тов, аспирантов и слушателей системы доп. мед. образования / И. Г. Акмаев [и др.]; под ред. Р. К. Данилова. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2011. - Т. 1. - 830 с.

6. Руководство по гистологии: в 2-х т.: учеб. пособие для студ. мед. вузов и фак-тов, аспирантов и слушателей системы доп. мед. образования / Ю. И. Афанасьев [и др.]; под ред. Р. К. Данилова. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2011. - Т. 2. - 512 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.006 с.)