Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мотря замовкла й кинула ніж на лаву. Ніж задзвенів. Свекруха тільки скоса поглянула й трохи постерегла мотрині норови.
По об`іді Кайдаш`иха загад`ала нев`істці нас`іяти б`орошна (после обеда Кайдашиха велела невестке насеять муки), а п`отім вчин`ить діж`у (а потом замеша ть раствор на тесто; “ вчинити ” = “ розчинити ” — растворить; “ діж ` а ” — неглубокая деревянная посуда для приготовления теста; тесто, в ней приготовленное), а сам`а знов пол`ізла на піч сп`ати (а сама снова полезла на печь спать), а в`испавшись, вст`ала й пішл`а до сус`іди в г`ості (а выспавшись, встала и пошла к соседям в гости; “ сус ` іда ” — сосед или соседка). М`отря зад`умалась (Мотря задумалась), с`оваючи с`итом по с`ійцях (водя ситом по подставке; “с` ійці ” — подставка для сита), перекл`адених упод`овж ноч`овок (положенных вдоль корыта). Вон`а догад`алась, що ї`ї свекр`уха нед`обра (она догадалась, что её свекровь нехорошая) і що під ї`ї сол`одкими слов`ами хов`ається гірк`ий пол`ин (и что под её сладкими словами прячется горькая полынь). Ал`е М`отря бул`а не з так`івських, щоб ком`усь покор`ятись (но Мотря была не из таковских, чтоб кому-то покоряться).
По обіді Кайдашиха загадала невістці насіяти борошна, а потім вчинить діжу, а сама знов полізла на піч спати, а виспавшись, встала й пішла до сусіди в гості. Мотря задумалась, соваючи ситом по сійцях, перекладених уподовж ночовок. Вона догадалась, що її свекруха недобра і що під її солодкими словами ховається гіркий полин. Але Мотря була не з таківських, щоб комусь покорятись.
Др`угого дня Кайдаш`иха знов збуд`ила р`ано нев`істку (на следующий день Кайдашиха снова разбудила утром невестку), а сам`а вкр`илась з голов`ою на печ`і й за`охала (а сама укрылась с головой на печи и заохала). М`отря вже не йнял`а в`іри том`у `оханню (Мотря уже не верила тому оханью). Вон`а звар`ила об`ід (она сварила обед), заміс`ила діж`у (замесила тесто). Роб`оти бул`о баг`ато (работы было много). Нев`істка в`ешталась (невестка бегала туда-сюда; “в`ештатися” — ходить туда-сюда, в разных направлениях, метаться, блудить, бродить где-нибудь, слоняться), н`аче м`уха в окр`опі (будто муха в сиропе), скр`ізь встиг`ала (везде успевала), а свекр`уха, вст`авши з п`ечі (а свекровь, встав с печи), т`ільки х`ату в`имела, ще й см`іття пок`инула з`араз за порог`ом (только хату вымела, ещё и мусор оставила сразу за порогом). М`отря вже серд`ито погляд`ала на свекр`уху (Мотря уже сердито поглядывала на свекровь) й нас`илу зд`ержувала свог`о язик`а (и с трудом сдерживала язык). В`иплескала в`она хліб, посадж`ала в піч і подал`а на стіл об`ід (сформировала она хлеб, посадила в печь и подала на стол обед; “ випл ` іскувати ” — придавать похлопыванием форму куску теста; “ плеск ` ати ” — хлопать). Борщ в`ийшов несмачн`ий (борщ вышел невкусный). Свекр`уха т`ільки л`ожку вмоч`ила й не їла борщ`у (свекровь только ложку намочила и не ела борща).
Другого дня Кайдашиха знов збудила рано невістку, а сама вкрилась з головою на печі й заохала. Мотря вже не йняла віри тому оханню. Вона зварила обід, замісила діжу. Роботи було багато. Невістка вешталась, наче муха в окропі, скрізь встигала, а свекруха, вставши з печі, тільки хату вимела, ще й сміття покинула зараз за порогом. Мотря вже сердито поглядала на свекруху й насилу здержувала свого язика. Виплескала вона хліб, посаджала в піч і подала на стіл обід. Борщ вийшов несмачний. Свекруха тільки ложку вмочила й не їла борщу.
— Нед`обрий, д`очко, сьог`одні звар`ила борщ (нехороший, доченька, сегодня сварила борщ). М`абуть, і сьог`одні с`ало зб`ігло (наверное, и сегодня сало сбежало), — сказ`ала Кайдаш`иха (сказала Кайдашиха). — Бо ви, м`амо, не д`уже помаг`али мен`і вар`ити (потому что вы, мама, не очень помогали мне варить), а в м`ене не д`есять рук, а т`ільки дві (а у меня не десять рук, а только две), — одр`ізала М`отря (отрезала Мотря). — Хто в`идав так говор`ить м`атері (кто выдал /приказ/ так говорить с матерью)! — сказ`ала Кайдаш`иха навч`аючим г`олосом (сказала Кайдашиха поучительным голосом = тоном). — Кол`и не вм`ієш гар`азд, то тр`еба вч`итись (если не умеешь хорошо, то нужно учиться). І я не вм`іла, ал`е пан`и в`ивчили мен`е на екон`омії (и я не умела, но господа научили меня в хозяйств е; “ екон ` омія ” — помещичье хозяйство). — Я, хвал`ити Б`ога, п`анщини не роб`ила й у пан`ів не вч`илась (я, слава Богу, на паньщине = /в крепостных/ не работала и у господ не училась), — знов одруб`ала Мотря (снова отрубила Мотря). Кайдаш`иха зам`овкла й прикус`ила язик`а (Кайдашиха замолчала и прикусила язык). Вон`а догад`алась, що Мотря не зам`овчуватиме (она догадалась, что Мотря не смолчит).
— Недобрий, дочко, сьогодні зварила борщ. Мабуть, і сьогодні сало збігло, — сказала Кайдашиха. — Бо ви, мамо, не дуже помагали мені варити, а в мене не десять рук, а тільки дві, — одрізала Мотря. — Хто видав так говорить матері! — сказала Кайдашиха навчаючим голосом. — Коли не вмієш гаразд, то треба вчитись. І я не вміла, але пани вивчили мене на економії. — Я, хвалити Бога, панщини не робила й у панів не вчилась, — знов одрубала Мотря.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.006 с.) |