Построение индикаторной диаграммы дизеля с наддувом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Построение индикаторной диаграммы дизеля с наддувом.



Мас­штабы диаграммы (см. рис. 3): масштаб хода поршня - ; масштаб

 давлений - .

Приведенные величины рабочего объема цилиндра и объема каме­ры сгорания соответственно:

Максимальная высота диаграммы (точки z ' и z) и положение точки z по оси абсцисс

Ординаты характерных точек:

Построение политроп сжатия и расширения проводится графическим методом (см. рис. 3):

а) для луча ОС принимаем угол ;

б) ,

в) используя лучи OD и ОС, строим политропу сжатия, начиная с точки с;

г) ,

д) используя лучи ОЕ и ОС, строим политропу расширения, на­чиная с точки z;

Теоретическое среднее индикаторное давление

что очень близко к величине , полученной в тепловом расчете (F ' — площадь диаграммы acz ' zba).

Скругление индикаторной диаграммы. Учитывая достаточную бы­строходность рассчитываемого дизеля и величину наддува, ориенти­ровочно устанавливаются следующие фазы газораспределения: впуск— начало (точка r ') за 25° до в. м. т. и окончание (точка а") - 60° после н. м. т.; выпуск - начало (точка b ') за 60° до н. м. т. и окончание (точка а') - 25° после в. м. т.

С учетом быстроходности дизеля принимается угол опережения впрыска 20° (точка с ') и продолжительность периода задержки воспла­менения

 (точка f).

В соответствии с принятыми фазами газораспределения и углом опережения впрыска определяется положение точек b '', r ',а',а", с' и f по формуле для перемещения поршня (см. гл. VI):

где l - отношение радиуса кривошипа к длине шатуна.

Выбор величины l производится при проведении динамического расчета, а при построении индикаторной диаграммы ориентировочно устанавливаем .

Расчеты ординат точек r ', а', а", с', f и b ' сведены в табл.18.

 

Положение точки с" определяется из выражения

Точка z д лежит на линии r ' r ориентировочно вблизи точки r. Нарастание давления от точки с" до z д составляет

или

где 10° - положение точки z д по оси абсцисс, град. Соединяя плавными

 

 

Таблица 18

Обозначение точек Положение точек Расстояние точек от в.м.т. (АХ), мм
b ' 60° до н.м.т. 120 1,601 64,0
r ' 25° до в.м.т. 25 0,122 4,9
а' 25° после в.м.т. 25 0,122 4,9
а" 60° после н.м.т. 120 1,601 64,0
с' 20° до в.м.т. 20 0,076 3,0
f (20-8°) до в.м.т. 12 0,038 1,5

 

кривыми точки r с а', с' с с" и далее с z д и кривой расширения, b ' с b " (точка b " располагается обычно между точками b и a) и далее с r ' r, получим

скругленную дейст­вительную индикаторную диаграмму ra ' ac ' fc " z д b ' b " r.

Тепловой баланс

Общее количество теплоты, введенной в двигатель с топливом для дизелей:

без наддува

с наддувом

Теплота, эквивалентная эффективной работе за 1 с, для дизелей:

без наддува

с наддувом

Теплота, передаваемая охлаждающей среде, для дизелей:

без наддува

с наддувом

где   - коэффициент пропорциональности для четы­рехтактных двигателей.; i - число ци­линдров; D - диаметр цилиндра, см; n - частота вращения колен­чатого вала двигателя, об/мин;  - показатель степени (для четырехтактных двигателей).

Теплота, унесенная с отработавшими газами (в дизеле с наддувом часть теплоты отработавших газов используется в газовой турбине),

для дизеля без наддува

где - определено по табл. 2 приложения методом интерполяции

при и

; - определено по табл. 3 приложения (графа «Воздух») при ;

для дизеля с наддувом

где - определено по табл. 2 приложения методом интерполяции

 при и ; ; - определено по табл. 3 приложения (графа «Воздух») при .

Неучтенные потери теплоты

для дизеля без наддува

для дизеля с наддувом

Составляющие теплового баланса представлены в табл.19.

Таблица 19

Составляющие теплового баланса

Дизель без наддува

Дизель с наддувом

Q, Дж/с q,% Q, Дж/с q,%
Теплота, эквивалентная эффективной работе 175900 35,1 233000 38,6
Теплота, передаваемая охлаждающей среде 178460 35,6 184520 30,5
Теплота, унесенная с отработанными газами 136150 27,1 164770 27,3
Неучтенные потери теплоты 11340 2,2 22010 3,6
Общее количество теплоты, введенной в двигатель с топливом 501850 100 604300 100

4. ДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА ДВИГАТЕЛЯ

Целью данного этапа работы является определение действующих на элементы кривошипно-шатунного механизма сил и моментов, знание которых необходимо для расчета на прочность и износостойкость деталей проектируемого двигателя и расчета подшипников коленчатого вала.

В результате выполнения данной работы должны быть представлены следующие графические материалы:

· развернутые по углу поворота коленчатого вала диаграммы:

· силы давления газов Рг, силы инерции Pj, суммарной силы P S = P г + Pj, боковой силы N, тангенциальной силы Т инормальной К;

· полярная диаграмма сил R шш, действующих на шатунную шейку коленчатого вала, и диаграмма этих сил, развернутая по углу поворота;

· диаграмма износа шатунной шейки;

· диаграмма суммарного индикаторного крутящего момента от всех цилиндров двигателя.

· полярные и развернутые по углу поворота коленчатого вала диаграммы сил R кш, действующих на коренные шейки;

· диаграммы набегающих крутящих моментов на коренные и на шатунные шейки коленчатого вала.

· Графический материал должен выполняться на листах миллиметровой бумаги формата А1.

· Расположение диаграмм на первом листе показано на рис. 6.

Пояснительная записка в разделе динамического расчета должна содержать:

Исходные данные и все расчеты, связанные с исследованием динамики двигателя: принятые значения конструктивных масс поршневой группы m 'п, шатуна m ’ш и неуравновешенной части кривошипа m ’к, принятое при разноске масс шатуна отношение l кш / l ш; определение масс m ’ j, m ’шк, m ’ r выбор масштаба давлений m p (МПа/мм), определение масштаба сил m р = mp · F п (MН/мм) и масштаба крутящего момента m м = mp · F п · r · 106 (Нм/мм), определение полюсных расстояний ВПшш и Пшш Пкш;

результаты определения площади диаграммы суммарного крутящего момента и нахождение кр)ср,

результаты проверки к p)ср по тепловому и динамическому расчетам.

Ниже излагаются последовательность и объем выполняемой работы, а также требования, которым должны удовлетворять графики и чертежи.

 

Рис.6

 

Индикаторная диаграмма

 

Индикаторная диаграмма является исходной для построения развернутой по углу поворота коленчатого вала диаграммы сил давления газов.

Для ее построения можно рекомендовать следующие масштабы:

а) по оси ординат (масштаб давлений)

m р = 0,025 МПа/мм при Рz < 5,0 МПа,

m р =  0,04 - " - при Pz, от 5,0 до 8,0 МПа,

m р = 0,05  - " -  при Pz> 8,0 МПа;

б) по оси абсцисс (масштаб хода поршня)

ms = 1,0 мм хода/мм при S > 80 мм,

ms = 0,5 - " - при S <80мм.

Рядом с индикаторной диаграммой необходимо начертить диаграмму фаз газораспределения и нанести на индикаторную диаграмму точки А1, А2, В1, В2, соответствующие моментам открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов. Необходимо также обозначить угол опережения зажигания (подачи топлива для дизелей) и в соответствии с принятыми фазами и углом опережения скруглить индикаторную диаграмму. Фазы газораспределения ряда автотракторных двигателей приведены в приложении Таблица 6.

 

4.2..Диаграмма сил давления газов Рг, развернутая по углу поворота коленчатого вала

 

Эта диаграмма представляет собой график избыточных давлений газов на поршень. Она (как и все последующие) строится в том же масштабе, что и индикаторная диаграмма.

Для построения развернутой диаграммы Рг на индикаторной диаграмме находят ординаты, соответствующие различным положениям коленчатого вала, от 0° до 720°, через каждые 30°. В интервале от 360° до 390° ординаты определяются через 10°.

Связь между углом поворота коленчатого вала и перемещением поршня удобнее всего определять графически с учетом поправки на конечную длину шатуна (поправка Брикса). Для этого под индикаторной диаграммой из точки 0 (см. рис. 6) радиусом S /2 ms проводят полуокружность. Затем от центра полуокружности в сторону НМТ откладывают отрезок ОО1, равный r l /2 ms. Значения l современных отечественных автотракторных двигателей приведены в приложении 2. Полуокружность из центра О1 делят лучами с интервалом 30°. Из точек, полученных на полуокружности, проводят вертикальные линии до пересечения с линиями индикаторной диаграммы. Отрезкиих от оси абсцисс до соответствующей линии индикаторной диаграммы отображают абсолютное давление газов в цилиндре для данного положения коленчатого вала.

Справа от индикаторной диаграммы (рис. 6) строится координатная сетка сразу для всех сил, которые должны быть развернуты в координаты Р - j.

Масштаб по оси абсцисс m j рекомендуется принимать равным 2 град/мм.

Следовательно, ось абсцисс делится на 24 части по 15 мм и через эти точки проводят вертикальные линии.

Ось абсцисс cледует проводить на уровне линии атмосферного давления (P0) индикаторной диаграммы, так как развернутая диаграмма должна представлять собой избыточное давление газов (P г). Избыточное давление газов, начиная с ВМТ такта впуска, переносится с индикаторной диаграммы на соответствующие вертикали.

Максимальная величина избыточного давления Рг max = Pz - P о откладывается на дополнительной вертикали между 12 - 13 точками. Положение ее определяется следующим образом: точка z ' индикаторной диаграммы проектируется на полуокружность, проекция точки соединяется с центром О1, определяется угол j z , правее 12-й вертикали откладывается отрезок, соответствующий j z ’, и проводится вертикаль 12'.

Полученные точки диаграммы P г соединяются плавной сплошной линией.

 

4.3. Диаграмма удельных сил инерции Pj возвратно-поступательно движущихся масс кривошипного механизма

 

Сила инерции возвратно - поступательно движущихся деталей, отнесенная к площади пораня, равна

где в принятом масштабе

Значения конструктивных масс m ’п, m ’ш а такжеотношений l шк / l ш определяются на основании статистических данных (см. табл. 20 и приложение 2).

Таблица 20

 

 

Параметры

Карбюраторные двигатели

Дизели

n < 4500 мин-1

n > 4500 мин-1

Автомобильные

Тракторные

n<3000 мин-1 n>4000 мин-1

Конструктивная масса поршневой группы т’п, кг/м2

    (1,2... 1,3)Д*     (I,3... 1,4)Д     (2,0... 2,2)Д     (1,7... 1,9)Д     (2,2...2,4)Д

Конструктивная масса шатуна т'ш, кг/м2

  (1,5... 1,6)Д   (1,9... 2,2)Д   (2,3... 2,5)Д   (1,8... 2,1)Д   (2,5... 2,8)Д

Однорядные   0,26... 0,28   0,26... 0,28   0,26... 0,30

 

 

0,22... 0,23

  0,26... 0,30
V-обр азные   0,28... 0,30   0,28... 0,30   0,30... 0,34   0,30... 0,34

*Д - диаметр цилиндра в мм.

При выборе конструктивной массы поршневой группы следует иметь в виду, что меньшие значения относятся к двигателям с меньшим максимальным давлением цикла к большей частотой вращения.

Конструктивная масса шатуна зависит от отношения S / D. При отношении S / D < 1 ее надо принимать ближе к нижнему пределу.

 

4.4. Диаграмма суммарной силы Рг действующей на поршень.

 

Ординаты этой силы получают сложением ординат силы Рг и силы Р j. Форма ее в конце такта сжатия зависит от соотношения между ординатам Рг и Р j. С увеличением силы Р j кривая Р S сильнее прогибается вниз и два раза пересекает ось абсцисс между 9 и 10 точками и вблизи ВМТ, причем последняя точка пересечения может располагаться как слева, так и справа от ВМТ. При малых значениях силы Р j и больших давлениях газов в конце такта сжатия суммарная сила может и не пересекать ось абсцисс на этом участке.

Обводить кривую Р S рекомендуется сплошной линией, более жирной, чем кривая Рг.

 

Диаграммы сил N, K и T

 

Аналитические выражения названных сил следующие:

; ; ,

где j - угол поворота кривошипа;

b - угол отклонения шатуна.

Очевидно, при вращении коленчатоговала величина и направление указанных сил будут изменяться.

Определение величин и знаков сил Pj, Р S, N, K и T может производиться графически или аналитически с использованием таблиц тригонометрических функций, приведенных в приложении 3. Результаты расчетов целесообразно вносить в табл. 21, форма которой следующая.

Таблица 21

№ точки j,° п.к.в.   P г cosj+ lcos2j   Pj   P S   tg b   N     T
0 0                    
    - - - - - - - - - -
23 690                    

Если все результаты расчетов получены в мм, то для перевода в размерность давлений или сил их необходимо соответственно умножить на масштаб давлений m р (МПа/мм) или сил m р = mp Fn (MН/мм).

По данным табл. 2 строятся графики всех сил (см. рис. 6). При построении графиков необходимо обращать внимание на следующее:

а). при l < 0,25 кривая Pj вблизи НМТ (точки 6 и 18) будет выпуклой; при l = 0,25 - прямой и при l > 0,25 -вогнутой;

б) в точках, где Р S = 0, остальные силы такие должны равняться кулю. Поэтому необходимо спроектировать эти точки на оси абсцисс сил N, K и T и кривые указанных сил проводить через эти точки;

в) сила К обращается в нуль и при положении кривошипа j + b = 90°. Для правильного построения диаграммы силы K необходимо провести вертикальные штриховые линии из точек пересечения с осью абсцисс диаграммы сил инерции Р j, (так как при j + b = 90° pj = 0);

г) кривые сил Т и N пересекают ось абсцисс и изменяют знак во всех мертвых точках (точки 0, 6, 12, 18) и в точках, в которых сила Р S равна нулю. Следует также иметь в виду, что характер протекания и знак сил Т и N одинаковы.

Выполнение динамического расчета может быть значительно ускорено, если воспользоваться ЭВМ.

 

4.6. Полярная диаграмма силы R шш, действующей на шатунную шейку коленчатого вала

 

Полярная диаграмма показывает величину и направление силы R шш. Она представляет собой геометрическую сумму силы S, действующей вдоль оси шатуна, и силы Kr ш (центробежной силы, создаваемой массой m шк, направленной по радиусу кривошипа.

Полярная диаграмма строится в такой последовательности: Проводятся оси координат.

По горизонтальной откладываются силы Т: вправо положительные, влево - отрицательные; по вертикальной оси - силы К, вниз положительные, а вверх - отрицательные. Пользуясь данными табл. 2, откладываем по осям значения Т и К, восстанавливаем перпендикуляры к концам Т и К и находим точки пересечения для всех положений кривошипа. Последовательно соединяя все точки, получаем полярную диаграмму силы S, действующей по шатуну с полюсом В.

Для учета центробежной силы Kr ш, равной m шк r w 2 106 мм, достаточно сместить полюс диаграммы из точки В в точку Пшш на расстояние

 мм.

Расстояние от нового полюса Пшш до любой точки диаграммы равно геометрической сумме векторов Kr ш и S.

Для большей наглядности в полюсе Пшш изображается шатунная шейка и часть щеки (рис. 6).

Для определения сил, действующих на шатунный подшипник, эта диаграмма додана быть развернута по углу поворота коленчатого вала. На рис. 6 это график R шш = f (j ° пкв).

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.076 с.)