Тема 17. Преступность в местах лишения свободы и ее предупреждение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 17. Преступность в местах лишения свободы и ее предупреждение



 

У ч е б н ы е вопросы

1. Криминологическая характеристика преступности в местах ли-шения свободы.

2. Причины преступности в местах лишения свободы.

3. Профилактика преступности в местах лишения свободы.

 

~ 153 ~

 

И з учивд а нн уют е м у,с т у д е н тд о л ж е н

и м е т ь п р е дс т а в л е ни е о признаках пенитенциарной преступности, тенденциях, динамике и географии пенитенциарной преступности;

з нать:

• основные характеристики пенитенциарной преступности;

• структуру личности лица, совершающего преступление в местах лишения свободы;

• причины и условия пенитенциарной преступности;

• меры предупреждения пенитенциарной преступности; уметь:

• правильно охарактеризовать личность лица, совершающего пре-ступление в местах лишения свободы;

• правильно выявить причины и условия пенитенциарной преступ-ности;

• выработать меры предупреждения пенитенциарной преступности; владеть навыками, необходимыми для составления мер, направ-

ленных на предупреждение пенитенциарной преступности.

 

М е т о д и ч е с киер е комендациип ои з учениют е м ы При освоении темы необходимо:

Ø изучить учебный материал по дисциплине «Криминология»; Øакцентировать внимание на определении пенитенциарной

преступности;

Ø выполнить задания к практическому занятию 17; Ø выполнить тест по теме 17;

Ø ответить на следующие вопросы:

1. Какова криминологическая характеристика преступности в ме-стах лишения свободы?

2. В чем причины преступности в местах лишения свободы?

3. В чем заключаются профилактические мероприятия в отношении преступности в местах лишения свободы?

1. К а к о в а к р и минологическая х а р а к т е р и с ти к а п р е с ту п ности в ме- с т а х л и ше ния с в о б о д ы?

Основную массу правонарушений в местах лишения свободы со-ставляют насильственные проступки, они же представляют собой наи-большую общественную опасность. Конечно, там немало и корыстных

 

~ 154 ~

 

правонарушений, но их особенностью является то, что многие из них порождаются насилием или, напротив, являются его причиной. В местах лишения свободы в России ежегодно совершается око-

ло 70 убийств и 160 тяжких телесных повреждений, из них подавля-ющая часть – в исправительных колониях, меньше всего в тюрьмах и лечебно-трудовых профилакториях. Это наиболее опасные престу-пления, поэтому и регистрируемость их достаточно высока. В целом же агрессивные проявления в этих учреждениях можно разделить на две большие группы: насильственные преступления и насильствен-ные проступки, не зарегистрированные в качестве преступных.

Специфическими для указанных мест являются побеги оттуда и в пути следования: всего таких преступлений совершается 1200– 1400 ежегодно.

В целом же если брать все места лишения свободы, в том чис-ле исправительные колонии для несовершеннолетних и взрослых, следственные изоляторы, тюрьмы и лечебно-трудовые профилакто-рии, то там совершается ежегодно 2200–2400 преступлений. Во всех этих учреждениях содержится около 750000–800000 человек, считая и тех, кто должен лечиться от алкоголизма.

Отдельную группу преступлений в местах лишения свободы составляют кражи и хищения, однако их выявляемость довольно низка. Чаще крадут у других осужденных, и за это обычно наступает физическая расправа. Нередко продукты питания отнимают силой и, понятно, так поступают представители высших, привилегиро-ванных групп по отношению к нижестоящим. Как правило, потер-певшие ничего об этом не заявляют.

Специфическим тюремным преступлением, причем отлича-ющимся очень высоким уровнем латентности, кроме названных, является насильственное мужеложство. Лица, которые были под-вергнуты гомосексуальному насилию, как и те, которые вступают в гомосексуальные связи добровольно, а также осужденные, не соблюдающие элементарных норм личной гигиены, умственно отсталые, замеченные в двурушничестве или краже вещей или продуктов питания у других осужденных, даже люди с женоподоб-ными чертами лица или тела, просто слабые по характеру и фи-зически, которые не способны противостоять угрозам и насилию,

 

~ 155 ~

 

образуют строго изолированную группу отвергнутых, или так на-зываемых опущенных.

Жертвами сексуального насилия, всегда жестокого и унизитель-ного, являются в первую очередь лица, совершившие сексуальные преступления против детей и подростков, их убийства, нанесшие им тяжкие телесные повреждения; содействовавшие правоохранитель-ным органам или имеющие родственников в этих органах; занима-ющиеся мужеложством в пассивной форме.

2. В чем причины преступности в местах лишения свободы? Причины преступности в местах лишения свободы связаны

прежде всего с самой сутью такого наказания, как лишение свобо-ды, – принудительное помещение в однополые коллективы самых аморальных членов общества.

Сама изоляция от общества как мера наказания предполагает ряд ограничений, которые у некоторых лиц могут вызывать дезадап-тацию, еще большую дистанцированность от общества, усугублять непринятие среды. К числу существенных ограничений следует отнести не только значительное сужение и ослабление контактов с родственниками или членами семьи, но и возможность приобщать-ся к духовным ценностям общества с помощью, например, литера-туры и искусства, получить высшее и среднее специальное образо-вание, контактировать с трудовыми коллективами, общественными организациями и т. д. Важное дезадаптирующее, отчуждающее зна-чение может иметь восприятие самим осужденным наказания в виде лишения свободы как несправедливого, причиняющего неза-служенные страдания, что достаточно для подавляющего большин-ства преступников.

Высокий уровень психологической напряженности в исправи-тельных колониях, следственных изоляторах и тюрьмах, постоян-ная почва для конфликтов, огрубление нравов, помимо других при-чин, определяются плохими жилищными условиями осужденных, стадным образом жизни, недопустимой полной открытостью прак-тически каждого. Постоянно, круглые сутки, находясь среди других лиц, осужденный становится как бы голым, он в значительной мере лишается возможности уединиться, уйти в себя, сосредоточиться,

 

~ 156 ~

 

задуматься о себе, о содеянном и своей вине, своей жизни и ее пер-спективах, об ответственности перед близкими и т. д.

Что касается других бытовых условий, то в колониях они край-не скудны, примитивны, убоги, неизмеримо хуже, чем у населения вообще. Это относится к питанию, лечению, санитарно-гигиени-ческому обслуживанию, развлечениям и т. д. Понятно, что жизнь в местах лишения свободы неотделима от жизни общества, и если в стране острая нехватка продовольствия, лекарств, услуг и т. п., то это наихудшим образом отражается на осужденных, социально-бы-товые условия, уровень и качество жизни которых будут соответ-ственно еще хуже.

В современный период особую роль стала играть слабость ма-териально-технической базы исправительных учреждений. Зна-чительное число осужденных не заняты трудом (каждый ше-стой-седьмой), многие используются на низкоквалифицированных и малооплачиваемых работах. Вследствие несоответствия темпов роста заработной платы осужденных их расходам существенно обо-стрилась проблема обеспечения их питанием и другими товарами первой необходимости.

Таким образом, если в совокупности оценивать условия жиз-ни в местах лишения свободы, в том числе бытовые, то необходи-мо прийти к выводу, что эти условия сами по себе являются при-чиной высокой эмоциональной, межличностной и межгрупповой напряженности, тревожности, раздражительности. Эти индивиду-ально-психологические и социально-психологические явления и процессы, в свою очередь, порождают насилие, в том числе и такое, которое является способом защиты. Иными словами, мы считаем, что материальные факторы жизни осужденных создают их особую психологическую предрасположенность к насилию. Если условия жизни скудны и убоги, а свобода отсутствует, нужно силой доби-ваться хоть каких-то благ и расширять свое психологическое про-странство как компенсацию потери свободы.

Насилие заложено в самой сути мест лишения свободы. Во-пер-вых, потому, что в небольшой коллектив на ограниченном физиче-ском пространстве сводятся самые худшие в нравственном плане однополые существа. Это преступники, собранные вместе для про-

 

~ 157 ~

 

живания и работы в наихудших условиях, т. е. это люди, в жизни которых преступление – не предположение, не возможность, а уже совершившийся факт, способ, с помощью которого они уже решали свои жизненные проблемы и многие делали так неоднократно.

Во-вторых, на насилие толкает структура сообщества осужден-ных, социально-психологический и культурный его строй, которые в совокупности есть возврат к первобытной общине с ее строго опреде-ленными социальными группами. Эти группы в местах лишения сво-боды жестко очерчены, им как бы заранее уготовлено определенное место, а внутри объединения – место для каждого его члена. В обще-нии с другими и в рамках группы его представители ведут себя строго в соответствии со своей групповой принадлежностью и личным ста-тусом. Между группами постоянно идет война и за материальные, и за психологические ценности. Как и в седой древности, возникаю-щие в преступной орде противоречия решаются с помощью обычая, и именно обычай, этот неформальный закон, регулирует повседнев-ное поведение. Закон зоны жесток и неумолим, насилие заложено в его природе, имманентно присуще ему, собственно на насилие он и опирается, без насилия он попросту бы не существовал. Мы имеем в виду и те случаи, когда применение этого закона действительно мо-жет помочь в восстановлении справедливости.

Осужденные часто прибегают к насилию потому, что многие из них ощущают себя одинокими и беззащитными, а поэтому агрес-сия, как уже отмечалось выше, выступает способом обезопасить себя, обеспечить свои права.

Чаще всего конфликты в быту возникают из-за напряженных межличностных отношений, что сопровождается оскорблениями и унижениями, из-за невыполнения долговых обязательств, особен-но в колониях строгого режима, а также из-за противоречий меж-ду различными земляческими группировками. В последнем случае члены таких объединений подчиняются групповым настроениям и нормам, хотя могут и не иметь неприязни к конкретному члену другой группировки. Много конфликтов наблюдается из-за нару-шений неформальных статусных правил при посещении столовой, культурно-массовых мероприятий, распределения спальных мест и т. д. Этот вывод в еще большей степени подтверждается при анализе распределения причин насильственных действий в колониях.

~ 158 ~

 

По мере ограничения сферы общения осужденных, углубле-ния противоречий между формальной и неформальной норматив-но-ценностной системами конфликты становятся острее. Увеличи-вается их латентный период и реже восстанавливается позитивное отношение между участниками конфликтного взаимодействия. В таких условиях затрудняется контроль за протеканием конфлик-тов со стороны администрации. Если в ВТК и колониях общего вида режима при помощи администрации разрешается каждая вто-рая конфликтная ситуация, то в учреждениях строгого режима эта доля падает до 20–25 %. Кстати, многие осужденные считают, что порядка было бы больше, если бы начальник отряда был более неза-висим и от руководства колонии, и от коллектива осужденных.

Среди причин преступности в местах лишения свободы особое место занимают те, которые связаны с недостатками и упущениями в деятельности администрации колоний.

3. В чем заключаются профилактические мероприятия в отноше-нии преступности в местах лишения свободы?

Профилактика преступности в местах лишения свободы пред-ставляет собой часть профилактических усилий в масштабах всего общества по борьбе с преступными проявлениями и прежде всего с агрессивной преступностью. Чем выше уровень насилия в стране, чем больше жестокости присутствует в конфликтах между отдель-ными людьми и социальными группами, тем выше и опаснее этот уровень в исправительных учреждениях. Поэтому можно сказать, что решение острых социальных проблем и противоречий, в том числе межнациональных, повышение эффективности воспитания и внедрение идеологии ненасилия наравне с повышением матери-ального благосостояния людей является той основой, на которую должна опираться работа по предупреждению насилия, где бы оно ни имело место. Излишне доказывать, что успешная профилактика насилия среди осужденных самым благотворным образом скажется на рецидиве соответствующего вида преступлений.

Успешное предупреждение насилия среди осужденных возмож-но при условии целенаправленного обучения сотрудников испра-вительных учреждений способам и приемам выявления, изучения и

 

~ 159 ~

 

разрешения конфликтов среди преступников. Для этого в учебных заведениях МВД РФ, готовящих специалистов для работы в местах лишения свободы, необходимо разработать теорию пенитенциар-ной конфликтологии с тем, чтобы преподавать соответствующую дисциплину слушателям. Возможно, что названная дисциплина будет создана в рамках курса социальной психологии для исправи-тельных учреждений.

Среди профилактических мероприятий, которые осуществля-ются непосредственно в исправительных колониях, прежде всего рассмотрим те, которые связаны со стилем управления отрядами. Их начальники должны избегать произвольности при принятии ре-шений, вырабатывать четкие критерии оценки индивидуального и группового поведения и реагирования на проступки, не делать ак-цент на применение наказания и не допускать компромисса делеги-рованием преимуществ членам одних групп в противовес осужден-ным из других.

Профилактика насильственных действий должна быть направ-лена на снижение межгрупповой напряженности с учетом следую-щих основных положений.

При проведении мероприятий по защите притесняемых среди осужденных основной массы целесообразно избегать ситуаций пу-бличного обсуждения членов неформальных групп, занимающих полярные статусы в преступной субкультуре для того, чтобы пре-дотвратить конфликты между такими группами, а также внутри них. Создавать по мере возможности одинаковые условия для разно-

статусных осужденных во всех сферах жизнедеятельности. Выявлять высокостатусные группы и элитный слой осужден-

ных, которые являются потенциальными источниками негативно-го влияния и агрессивных действий. Держать подобные группы под постоянным контролем, в том числе так называемых исполнителей, которые выполняют карательные функции и являются своеобраз-ной исполнительной властью, с помощью которой осуществляется большинство насильственных действий в колонии.

Своевременно устанавливать участников конфликтов, анали-зировать их психологические особенности и искать способы раз-решения конфликтных ситуаций без применения насильственных

 

~ 160 ~

 

действий; гласно информировать осужденных о последствиях и применяемых санкциях в отношении нарушителей.

Пресекать различного рода дезинформацию, слухи, которыми умело манипулирует асоциальная часть осужденных для восстанов-ления «справедливости» или оправдания своих действий. Для этого, конечно, нужно вовремя выявлять такие слухи.

Оказывать психологическую поддержку лицам, прибывающим в пенитенциарное учреждение, особенно в период нахождения в ка-рантине, ориентировать их на сознательный выбор положительного круга общения и своевременно блокировать неформальные связи с отрицательно ориентированными осужденными. Необходимо пом-нить, что первые дни пребывания под стражей являются наиболее травматичными. В целях защиты только что лишенный свободы че-ловек может прибегнуть к насилию. В таком же положении другой может стать его жертвой.

Понимать доминирующие психические состояния осужденных, анализировать причины, их вызывающие, и принимать меры для их своевременного предупреждения и правильного разрешения. В ряде случаев для этого бывает необходима помощь родных и близких.

В доверительных беседах желательно снимать негативные эмо-циональные состояния, особенно среди лиц молодежного возраста, поскольку именно они для разрядки агрессивности или поднятия своего статуса нередко используют так называемые компенсирую-щие формы взаимодействия, в основе которых лежит употребление наркотиков, алкоголя, совершение гомосексуальных актов и других насильственных действий.

В деле профилактики насилия в тюремных заведениях особое значение имеет индивидуальная работа с конкретным лицом, кото-рая может быть даже успешнее, чем в условиях свободы. Дело в том, что осужденный вследствие его изоляции постоянно находится в поле зрения воспитателя или другого представителя администрации. Основой индивидуальной профилактики является криминоло-гическое учение о личности преступника, причинах и механизме

насильственного поведения.

Признание личности источником насильственных действий определяет необходимость сосредоточения воспитательно-преду-

 

~ 161 ~

 

предительных усилий именно на ней. Практически это означает, что в ходе индивидуальной работы с конкретным осужденным, в беседах с ним нужно все время обращать внимание на его личную виновность в уже совершенных агрессивных действиях, на недопу-стимость переноса вины на других людей или обстоятельства. Одна-ко многочисленные беседы с осужденными показали, что они почти всегда склонны винить в собственных аморальных действиях кого угодно, но не себя. Это самым существенным образом затрудняет их действительное исправление, поскольку они не овладевают субъек-тивными механизмами своей ненадлежащей активности и поэтому далеко не всегда способны управлять своим поведением.

Индивидуально-профилактическое воздействие должно осу-ществляться с учетом типологической принадлежности данного индивида. Типологический подход во многом облегчает такое воз-действие: если в ходе работы с конкретным осужденным, который может встать на преступный путь, будет выяснена его принадлеж-ность к определенному типу личности, это позволит сравнительно быстро составить представление о его индивидуальных особенно-стях и в зависимости от этого построить предупредительную работу с ним. Типологии могут быть заимствованы из работ по психологии преступников.

 

 

~ 162 ~

 

ЗА К Л Ю Ч Е Н И Е

 

Преподавание данной учебной дисциплины предполагает рас-крытие основных криминологических понятий: преступность, лич-ность преступника, механизм преступного поведения, виктимоло-гия и т. д. Кроме того, дается криминологическая характеристика отдельных групп преступлений, делается упор на актуализацию материала применительно к сегодняшним условиям, выработку умения анализировать ситуацию и противодействовать преступным посягательствам.

Учебно-методическое пособие составлено с учетом последних публикаций в области криминологии, уголовного права и виктимо-логии. Даются рекомендации по изучению тем дисциплины, выпол-нению практических заданий, контрольных работ и решению задач. Таким образом, материалы данного учебно-методического по-собия дополнят теорию, изложенную в учебной литературе по кри-

минологии и виктимологии.

 

 

~ 163 ~

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.11.28 (0.049 с.)