Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 10. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение
У ч е б н ы евопросы 1. Возраст до наступления совершеннолетия и уголовная ответ-ственность. 2. Состояние, динамика и структура преступности несовершенно-летних. 3. Криминологическая характеристика личности несовершеннолет-них преступников. ~ 100 ~
4. Детерминанты преступности несовершеннолетних. 5. Предупреждение преступности несовершеннолетних. И з учивд а нн уют е м у,с т у д е н тд о л ж е н и меть п р е дс т а в л е ние о признаках преступности несовершенно-летних, состоянии преступности несовершеннолетних, тенденциях, динамике и географии преступности несовершеннолетних; з нать: • основные характеристики преступности несовершеннолетних; • структуру преступности несовершеннолетних; • причины и условия преступности несовершеннолетних; • меры предупреждения преступности несовершеннолетних; уметь: • правильно охарактеризовать личность несовершеннолетнего пре-ступника; • правильно выявить причины и условия преступности несовер-шеннолетних; • выработать меры предупреждения преступности несовершенно-летних; в л а д е т ь навыками, необходимыми для составления мер, направ-ленных на предупреждение преступности несовершеннолетних.
М е т о д и ч е с киер е комендациип ои з учениют е м ы При освоении темы необходимо: Ø изучить учебный материал по дисциплине «Криминология»; Øакцентировать внимание на особенностях преступности не- совершеннолетних; Ø выполнить задания к практическому занятию 10; Ø выполнить тест по теме 10; Ø ответить на следующие вопросы: 1. Как влияет возраст несовершеннолетнего на уголовную ответ-ственность? 2. Каковы состояние, динамика и структура преступности несовер-шеннолетних? 3. Какова криминологическая характеристика личности несовер-шеннолетних преступников?
~ 101 ~
4. Каковы детерминанты преступности несовершеннолетних? 5. Каковы меры по предупреждению преступности несовершенно-летних? 1. К а к в л и я е т в о з р а с т несовершеннолетнего на у г о л о в ную о т в е т -ственность? Понятие преступности несовершеннолетних связано с опреде-ленными возрастными границами и включает 4 возрастные группы несовершеннолетних: 14–15 лет, 15–16 лет, 16–17 лет и 17–18 лет. Однако некоторые явления, влияющие на преступность несо-вершеннолетних названных групп, имеют место и в среде подрост-ков младшего возраста (10–13 лет), а также у лиц молодого возраста 18–21 и 22–25 лет), что важно учитывать при разработке профилак-тических мер.
Возраст от 14 до 18 лет называют переходным. Он предусматри-вает два этапа формирования личности несовершеннолетних в зави-симости от психофизиологического развития несовершеннолетних. А. Старший подростковый возраст – от 13 до 15 лет (иногда этот возраст называют периодом отрочества). Для данного возраста характерна неуправляемость процес-сов возбуждения и торможения, это находит отражение в эмоци-ональной жизни несовершеннолетнего: легкая возбужденность, аффективность, неадекватная реакция на ту или иную жизненную ситуацию. Подросток не принимает несправедливых замечаний и нередко отвечает на них дополнительной грубостью и негативиз-мом. В этот период несовершеннолетние начинают сомневаться в старых авторитетах, у них появляется желание противиться мне-нию старших и высказывать противоположные взгляды. Повышенная необходимость в общении у подростков ведет к возрастанию активности в поиске друзей. В круг друзей входят не только сверстники, но и более старшие по возрасту несовершен-нолетние (иногда и взрослые), живущие в одном дворе, квартале и обучающиеся вместе в одном образовательном учреждении. В этом возрасте несовершеннолетние часто объединяются в различные не-формальные группы для совместного проведения досуга. Направ-ленность деятельности таких групп, как показывает практика, бы-вает разной: от социально полезной до преступной.
~ 102 ~
Б. Ранний юношеский возраст – с 16 до 18 лет. Для данного возраста характерны следующие особенности: – по физическому развитию вплотную приближается к взрослому; – завершается рост и развитие организма; – несовершеннолетние созревают в половом отношении; – завершается формирование нервной системы; – уровень умственного развития вполне достаточен. В возрастную группу от 16 до 18 лет входят не только учащиеся школ, гимназий, но и учащиеся ПТУ, студенты высших учебных за-ведений, молодые рабочие и служащие предприятий и учреждений. Для этого возраста характерны более зрелые суждения, однако по-требность в общении, как и у подростков, доминирует.
Уголовная ответственность в ретроспективном (негативном) аспекте – это реакция государства на преступное поведение. Это объективное содержание ретроспективной ответственности. Субъек-тивное содержание составляют возникающие у лица, совершившего преступление, различного рода переживания (стыд, гнев, ненависть) в связи с отрицательной оценкой его противоправных действий. Сущностью уголовной ответственности является осуждение, порицание как лица, совершившего преступление, так и его деяния со стороны государства. Под возрастом в широком смысле понимают календарный пе-риод, прошедший от рождения до любого другого хронологического момента в жизни человека. Возраст в узком смысле есть такой календарный период психо-физического состояния человека, с которым связаны как биологи-ческие, социально-психологические, так и правовые изменения и последствия. В зависимости от биологических, социально-психологических и хронологических признаков (критериев) можно выделить следу-ющие виды возраста: а)биологический (синонимы – функциональный, морфологиче-ский, медицинский и т. п.); б)календарный (паспортный, хронологический); в)социально-правовой (нормативный, социологический, социаль-но-психологический).
~ 103 ~
При решении как чисто уголовно-правовых, так и некоторых дру-гих вопросов все указанные выше виды возраста учитываются законо-дателем (например, при криминализации и пенализации, декримина-лизации и депенализации деяний, при построении юридических норм и применении этих норм правоохранительными органами). Возраст определяется через количественное выражение. За количеством прожитых лет кроется качественная наполняемость каждого конкретного возрастного периода в формировании лично-сти. Уголовная правосубъектность возникает с достижением такого уровня развития личности, при котором несовершеннолетний осоз-нает правовые и моральные требования государства и общества к своим членам и способен руководить своими действиями. В полном объеме несовершеннолетний способен адекватно оценивать свое поведение ближе к младшему юношескому возрасту (16–17 лет). Достаточно полно осознавать смысл некоторых уголовно-правовых запретов, т. е. осознавать общественную опасность действий, за-прещенных конкретной уголовно-правовой нормой, и руководить своими действиями могут несовершеннолетние старшего подрост-кового возраста (13–15 лет). Уровень развития личности несовершеннолетнего является определяющим критерием при установлении возраста уголовной ответственности. При этом также учитываются: а) относительная распространенность среди несовершеннолетних тех или иных об-щественно опасных деяний; б) социально-политическая обстанов-ка в стране; в) характер причин преступности несовершеннолетних; г) возможности предупредительной деятельности как мерами пра-вового, так и неправового характера. Субъектом преступления может быть не любое физическое и вменяемое лицо, а только достигшее определенного возраста. В со-ответствии с ч. 1 ст. 20 УК РФ уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет. Но за преступления, указанные в ч. 2 ст. 20 УК РФ ответственность насту-пает с 14 лет, т. е. к лицам 14-летнего возраста возможно применить уголовное наказание.
Установление указанных возрастных границ уголовной ответ-ственности связано с тем, что с достижением этого возраста несо-
~ 104 ~
вершеннолетний в полной мере способен оценивать свое поведе-ние, в том числе и преступное. Минимальный возраст уголовной ответственности – это низ-ший календарный возрастной предел, устанавливаемый зако-нодателем в нормативном акте с учетом медико-биологических, социально-психологических и социологических критериев, кри-минологических показателей и принципов уголовного права и уголовной политики, с достижением которого закон связывает на-ступление уголовной ответственности субъекта за совершенное им общественно опасное деяние. В основе определения минимальной возрастной границы уго-ловной ответственности лежит совокупность критериев. При установлении минимального возрастного предела уголовной от-ветственности законодатель учитывает (ст. 20 УК РФ): степень фи-зического и психического развития, социально-психологические свойства и качества (интеллектуальные, волевые, эмоциональные) человека, уровень его социализации как личности, определяющие способность данного субъекта во время совершения преступления сознавать фактический характер и общественную опасность совер-шаемых действий (бездействия) и руководить ими; криминологи-ческие показатели (распространенность деяний данного вида сре-ди лиц несовершеннолетнего возраста, их тяжесть, общественную опасность и т. д.); принципы уголовной политики (например, целе-сообразность установления уголовно-правового запрета). В УК содержится правило, по которому несовершеннолетний не подлежит уголовной ответственности по достижении возраста такой ответственности, если он вследствие отставания в психическом раз-витии, не связанного с психическим расстройством, был неспособен в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. 2. Каковы состояние, динамика и структура преступности несо-вершеннолетних? Последние годы характеризуются ростом числа несовершенно-летних, которые совершили общественно опасные деяния до до-стижения ими возраста уголовной ответственности, то есть моложе
~ 105 ~
14 лет (ч. 2 ст. 20 УК РФ). Преступность несовершеннолетних высо-колатентна. Динамика преступности несовершеннолетних за последние де-сять лет неблагоприятна: обгоняет темпы прироста преступности взрослых в 2–2,5 раза. Структура данной преступности стабильно характеризуется сле-дующими особенностями: а)более узким, по сравнению со взрослыми, кругом совершаемых преступлений, что объясняется особым социальным и правовым статусом несовершеннолетних лиц, исполняемыми ими социаль-ными ролями; б)несколько меньшей долей тяжких преступлений.
3. Какова криминологическая характеристика личности несовер-шеннолетних преступников? Личность несовершеннолетнего преступника характеризуется: а) более низким удельным весом правонарушителей женского пола, который составляет 4–10 % (что значительно ниже удельно-го веса женщин в структуре населения России), хотя он неуклонно возрастает, причем за счет традиционно «мужских» видов престу-плений – насильственных деяний и хулиганства; б) значительно большей, по сравнению со взрослыми преступ-никами, долей лиц с психическими аномалиями, не исключающи-ми вменяемости (до 60 %). В последнее время статистически значим рост преступности сре-ди школьников, которые, если принять во внимание коэффициент преступности на 10 тысяч учащихся, могут оказаться второй группой правонарушителей. По семейному положению в 1,5–2 раза выше уровень преступников из неполных семей, как правило, без отца. Рецидив по возрастным основаниям невелик, но следует учитывать небольшие – всего в четыре года – возрастные границы уголовного несовершеннолетия. Фактический рецидив без учета судимости ве-лик: до привлечения к уголовной ответственности несовершенно-летние успевают совершить от двух до семи общественно опасных деяний. Частые приводы в милицию и постановка на учет правона-рушителей, не достигших совершеннолетия, оказываются малоэф-фективными.
~ 106 ~
4. К а к о в ы д е т е р минанты п р е с ту п н о с ти несовершеннолетних? Причины и условия преступности несовершеннолетних кон- центрируются в противоречиях государственной молодежной поли-тики и, прежде всего, в сфере трудовой занятости и профессиональ-ного образования, семейного, школьного воспитания, организации спорта и досуга молодежи, профилактического контроля со сторо-ны правоохранительных и учебных систем. Социально-экономические и социально-психологические про-тиворечия перехода к рыночным отношениям привели к глубинной переориентации молодежи от коллективистских духовных ценно-стей, пропагандировавшихся (хотя далеко не всегда реализовавшихся в жизни) в советский период, на корыстно-индивидуалистические ценности постсоветского периода. Как и в капиталистическом обще-стве, в психологию молодежи внедряется культ денег и силы, девизы, веками прививаемые в западном мире, как-то: «деньги не пахнут», «каждый за себя, один Бог за всех», «богатство – цель и смысл жиз-ни», а эта цель оправдывает любые средства, в том числе откровен-но преступные. Сильнее и больнее всего переориентация на коры-столюбие и индивидуализм ударила по сформировавшейся психике несовершеннолетних. За последние десять лет выросло целое поко-ление подросткового и молодежного населения, которое занимается лавочной и посреднической коммерцией, охранной деятельностью в сомнительных учреждениях, грубо пренебрегающее уголовно-пра-вовыми запретами, не говоря об административно-правовых, финан-совых, налоговых, гражданско-правовых и иных запретах.
Материальное расслоение общества за время криминального рынка привело к социальной конфликтности между богатыми и бедными, на что остро реагируют несовершеннолетние. Это при-вело к появлению «робингудовской» психологии мести за неспра-ведливость в отношении не защищенных государством подростков. Оправдательная мотивировка «грабь награбленное» психологиче-ски облегчает вымогательства, соучастие в незаконном обороте ору-жия и наркотиков, кражи и угоны автотранспорта. Безработица, ударившая прежде всего по молодым гражданам, часто не имеющим высокой квалификации или данных, необходи-мых для работы в новых структурах, разрушение прежних механиз-
~ 107 ~
мов трудоустройства молодежи, в том числе лиц, освободившихся из воспитательно-трудовых колоний, выступает мощным крими-ногенным условием как формирования криминальной психологии, так и совершения подростками преступлений. В системе ценностных ориентаций подростков традиционно видное место занимают досуг и спорт, переход от семейного обще-ния к контактам со сверстниками. Молодежные и подростковые группы, особенно у правонарушителей, становятся главной рефе-рентной группой для них. Коммерциализация молодежного досуга и спорта, ставших до-ступными лишь для материально обеспеченного меньшинства насе-ления, выбросила подростков на улицу. Там их охотно воспитывают взрослые преступники в нужном им направлении. Известны случаи, когда профессиональные преступники вместо ликвидированных пионерских лагерей и спортивных школ создавали собственные ме-ста отдыха и занятий для безнадзорных несовершеннолетних. Анти-социальная направленность такого рода воспитания очевидна. Наркотизация подросткового досуга имеет тенденцию роста и омоложения. Конформизм подростковой психологии облегчает их вовлече-ние в преступную деятельность взрослыми лицами. При этом уго-ловная ответственность за такое вовлечение по вине правоохрани-тельных органов практически не наступает. Таким образом, корысть, в том числе из бедности и беспризор-ности, корыстная агрессия, сексуальная агрессия, хулиганская мо-тивация – наиболее распространенные причины преступности не-совершеннолетних. Из криминогенных условий являются самыми значимыми бес-призорность, бесконтрольность, семейное неблагополучие, безра-ботица, слабость ранней профилактики. Разрушение прежней системы комиссий по делам несовершен-нолетних при Советах народных депутатов, которые в контакте с инспекциями по делам несовершеннолетних при МВД проводили определенную реальную работу по раннему предупреждению пре-ступлений несовершеннолетних, является также серьезным крими-ногенным условием безнаказанности подростковой преступности,
~ 108 ~
укреплению психологии вседозволенности и всемогущества денег, в том числе коррумпирования правоохранительных органов. 5. Каковы меры по предупреждению преступности несовершенно-летних? Предупреждение преступности несовершеннолетних имеет две главные особенности – большую роль общесоциальной системы профилактики и раннего предупреждения правонарушений. К общесоциальным профилактическим мерам относятся: а)решение проблем семьи, материнства, безнадзорности и беспри- зорности детей в маргинальных и нищих семьях; б)существенное сокращение подростковой и молодежной безрабо-тицы; в)материальное обеспечение детского и юношеского спорта, твор-чества, ремесленничества, досуга; г) нравственно-духовная направленность воспитательной работы с подростками с решительным устранением криминально-ры-ночной психологии, возрождением психологии коллективизма, традиций русской общинности, сострадания, справедливости и жертвенности во имя высших социальных интересов; д)усиление индивидуальной результативной профилактики деви-антного поведения со стороны подростков с психическими ано-малиями; е)прекращение пропаганды средствами массовой информации культа насилия, сексуальной извращенности и вседозволенности, частнособственнической психологии, материального успеха лю-бой ценой. Специальные меры предупреждения преступности несовершен-нолетних осуществляются прежде всего инспекциями по делам несо-вершеннолетних МВД, частично сохранившимися общественными пунктами охраны порядка с подразделениями по предупреждению безнадзорности подростков и работе с неблагополучными семьями по месту жительства. С восстановлением органов местного самоу-правления будут возрождены подсистемы работы с несовершенно-летними, подобные комиссиям по делам несовершеннолетних. Проекты разработаны, дело за их нормативным закреплением и реализацией.
~ 109 ~
Перспективно такое новое явление в формировании подрост-ковой психологии, как участие церкви в поддержании трудных подростков, организационное и финансовое участие в восстанов-лении внешкольной работы с детьми, в работе воспитательно-тру-довых колоний16.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.045 с.) |