Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Предупреждение преступности. По каким основаниям классифицируются меры профилактики преступности.
У ч е б н ы евопросы 1. Понятие предупреждения преступности, его цели и задачи. 2. Принципы предупреждения преступности. 3. Правовая основа деятельности по предупреждению преступности. 4. Классификация мер профилактики преступности. 5. Субъекты предупредительной деятельности. 6. Объекты предупреждения преступности. И з учивд а нн уют е м у,с т у д е н тд о л ж е н и меть п р е дс т а в л е ние о теориях предупреждения преступности; знать: • понятие и виды предупреждения преступности; • объекты и субъектов предупреждения преступности;
~ 52 ~
• виды мер предупреждения преступности; • меры предупреждения преступности в России; уметь: • правильно определять объекты предупреждения преступности; • правильно определять меры предупреждения отдельных видов преступлений; в л а д е т ь навыками необходимыми для составления мер, направ-ленных на предупреждение отдельных видов преступлений.
М е т о д и ч е с киер е комендациип ои з учениют е м ы При освоении темы необходимо: Ø изучить учебный материал по дисциплине «Криминология»; Øакцентировать внимание на понятии предупреждения пре- ступности; Ø выполнить задания к практическому занятию 5; Ø выполнить тест по теме 5; Ø ответить на следующие вопросы: 1. Что понимается под предупреждением преступности? Каковы его цели и задачи? 2. Каковы принципы предупреждения преступности? 3. Что составляет правовую основу деятельности по предупрежде-нию преступности? 4. По каким основаниям классифицируются меры профилактики преступности? 5. Кто относится к субъектам предупредительной деятельности? 6. На какие объекты направлена деятельность по предупреждению преступности? 1. Ч т о п о нимается п о д п р е д у п р е ж д е нием п р е с ту п ности? К а к о в ы его цели и задачи? Своевременное осуществление деятельности по предупрежде-нию преступности в РФ позволит обеспечить решение других про-блем (экономических, политических, идеологических, социальных, нравственных, организационных). Предупреждение преступности – это многоуровневая систе-ма мер (государственных, общественных, специальных), направ-ленных на выявление, устранение, ограничение, ослабление или
~ 53 ~
нейтрализацию причин и условий преступности, отдельных видов преступлений и конкретных преступлений, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на реальную возможность со-вершения ими преступлений в будущем.
Деятельность по предупреждению преступности направлена на сокращение преступности как явления. Система предупреждения преступности имеет три уровня: об-щий (федеральный), субъектов федерации и органов местного са-моуправления. Предупреждение преступности – это специфическая разновид-ность социального управления, целью которого является снижение вероятности преступного поведения, для чего субъект, используя весь комплекс законных мер воздействия (в том числе и принуди-тельных), стимулирует включение объекта в систему общественно полезных отношений и ограничивает его негативные связи. Все виды деятельности по предупреждению преступлений под-разделяются на две части: – уголовная репрессия, то есть предупреждение, которое осущест-вляется в рамках уголовного правосудия; – профилактика, в которую входят все виды антикриминогенного воздействия, находящиеся за рамками уголовного правосудия. Уголовная репрессия – необходимое и очень весомое средство, но еще никто не доказал ее исключительность и преимущество перед другими. Признание специфичности уголовно-правового предупреждения ничего не меняет. Свои особенности имеет так-же предупреждение преступности средствами, предусмотренными административным, трудовым и другими отраслями законодатель-ства, которые изучаются соответствующими правовыми науками. Экономические средства влияния на преступность, например, не менее специфичны и эффективны, чем уголовно-правовые. Предупреждение преступности средствами, которые предостав-ляет уголовное законодательство, должно протекать в сфере крими-нализации и декриминализации, предупредительной эффективно-сти средств, используемых в рамках уголовного правосудия.
~ 54 ~
Одной из задач Уголовного кодекса является «предупрежде-ние преступлений» (ст. 2 УК РФ), а одной из целей уголовного наказания – «предупреждение совершения новых преступлений» (ст. 43 УК РФ).
Предупреждение преступности является специфической раз-новидностью социального управления. Рассматривая систему дея-тельности по предупреждению преступности, можно выделить объ-ект, субъект и меры предупреждения. Специфика деятельности по предупреждению преступлений состоит в том, что значительная ее часть связана с принуждением, сопряжена с вмешательством в сферу личной жизни, с ограничени-ем конституционных прав и свобод личности. Эта принудительная часть должна быть жестко регламентирована законом. Отсюда сле-дует, что кроме принципов социального управления (целеполага-ния, системности, объективности, основного звена, оптимальности и эффективности) предупреждение преступности должно соответ-ствовать правовым принципам, важнейшим из которых является принцип законности. Предметом предупреждения преступности является комплекс об-щественных (правовых) отношений, направленных на предупрежде-ние (профилактику) преступности в целом и отдельных преступлений. Деятельность по предупреждению преступности должна быть направлена: 1)на выявление, устранение либо ослабление или нейтрализацию неблагоприятных факторов формирования личности, затрудняю-щих процесс социализации; 2)выявление и пресечение начавшегося процесса неправильного формирования личности и ее коррекцию; 3)недопущение перехода на преступный путь лиц с явной антиоб-щественной направленностью; 4)предупреждение совершения преступлений лицами, уже совер-шившими ранее преступления. Выделяется два вида предупреждения преступности: 1) общее предупреждение преступности – направленное на вы-явление, нейтрализацию или устранение причин и условий преступ-ности, отдельных ее видов, а также способствующих ей условий;
~ 55 ~
2) индивидуальное предупреждение преступности – направ-ленное на выявление и оказание профилактического воздействия в отношении лиц, поступки которых указывают на реальную возмож-ность совершения ими преступлений в будущем, а также оказание положительного влияния на их ближайшее окружение. Нормы, ограничивающие права и свободы граждан в связи с применением мер предупредительного воздействия, являются ис-ключительной компетенцией федерального законодательства. Деятельность по предупреждению преступности является ча-стью политики государства по национальной безопасности и имеет целью предупреждение преступности: 1)сокращение преступности и качественное изменение ее структуры; 2)способствование созданию и укреплению в обществе атмосферы спокойствия и стабильности; 3)устранение причин и условий преступности посредством реше-ния политических, правовых, социально-экономических, идео-логических задач; 4)обеспечение исправления лиц, вовлекаемых в сферу предупреди-тельного воздействия, и их ресоциализацию; 5)влияние на негативные элементы непосредственного социаль-ного окружения (микросреду) личности, формирующие антиоб-щественные позиции и мотивацию преступного поведения ин-дивидов. Задачи предупреждения преступности: 1. Систематическое выявление и анализ явлений, факторов, ситуа-ций и обстоятельств, способствующих преступлениям. 2. Выявление и изучение противоречий и конфликтов, которые приводят к возникновению преступных намерений, а также к формированию личности правонарушителей.
3. Постоянное выявление и постановка на учет лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, и активное корректи-рующее воздействие на данных лиц. 4. Устранение или нейтрализация явлений и факторов, способству-ющих антиобщественному поведению.
~ 56 ~
Проблемы предупреждения: – основания применения мер предупреждения; – сроки применения мер предупреждения; – процедура предупреждения. Предупреждение: – социальная профилактика; – принудительное предупреждение (меры компенсации, безопас-ности и наказания). Возможность применения мер наказания, восстановления и безопасности к отдельным гражданам указывается и в п. 3 ст. 17 Конституции РФ: если эти граждане нарушают права и свободы других лиц. А пункт 3 ст. 55 Конституции РФ предусматривает, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здо-ровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». 2. Каковы принципы предупреждения преступности? 1. Принцип законности. Состоит в том, что субъекты преду-преждения при осуществлении профилактической деятельности должны соблюдать требования правовых норм, которые закреплены в законах и других нормативно-правовых актах. В предупреждении преступлений действие этого принципа ограничивается принци-пом законности, в соответствии с которым все предупредительные мероприятия должны осуществляться в рамках закона и никакое стремление к эффективности не может оправдать его нарушение. 2. Принцип целеполагания заключается в том, что именно цель предупреждения преступности находится в центре внимания субъ-екта и ее достижение служит уровнем качества и эффективности предупредительной работы. 3. Принцип социальной справедливости и гуманизма. В про-цессе применения мер предупреждения преступлений реализуются требования социальной справедливости: а) защита законных интересов физических и юридических лиц, терпящих ущерб (вред) от ситуаций и действий, в отношении кото-
~ 57 ~
рых оказывается или должно оказываться предупредительное воз-действие; б) восстановление порядка, нарушаемого этими ситуациями и действиями;
в) применение мер предупредительного воздействия, адек-ватных его целям, не допуская их избыточной интенсивности, причинения физических страданий или унижения человеческого достоинства (возможно при наличии реальных фактов: влияние непосредственного окружения, деформированность образа жизни (совершение лицом гражданско-правовых, дисциплинарных, адми-нистративных правонарушений)). 4. Принцип комплексности и системности. Меры предупрежде-ния преступлений осуществляются в соответствии с требованиями комплексности и программно-целевого системного подхода. Ис-пользование во взаимодействии и на основе анализа и прогноза си-туации мер психолого-педагогического, экономического, организа-ционного, правового характера, мер федерального, регионального и местного уровня на основе прогнозирования и программирования, сочетания воздействия на личность и среду, взаимоподкрепления и взаимодействия субъектов и других участников предупредительной деятельности. Принцип системности предполагает рассмотрение предупреж-дения преступности как взаимодействия субъекта (управляющая подсистема) и объекта (управляемая подсистема), а меры преду-преждения преступлений – в качестве отношений управления. 5. Принцип дифференциации и индивидуального подхода. Дан-ное положение предполагает применение разных по содержанию и степени воздействия профилактических мер в зависимости от осо-бенностей конкретной жизненной ситуации и личности, которая нуждается в коррекции поведения. 6. Принцип основного звена позволяет найти главную задачу деятельности по предупреждению преступлений, вычленить клю-чевую проблему или несколько проблем и сконцентрировать на их решении имеющиеся ресурсы. 7. Принцип своевременности, достаточности и объективности. Предупредительное воздействие оказывается для того, чтобы пре-
~ 58 ~
дотвратить распространение преступности, снизить ее уровень, в какой-то степени нейтрализовать ее влияние на общественные про-цессы, тем самым обезопасить общество от дополнительных стра-даний, лишений. Такой деятельности способствует осуществление мер предупреждения в сроки, предусмотренные различного уровня программами профилактического характера. Достижение указан-ных выше целей возможно при своевременном и достаточном ис-пользовании мер предупреждения. Принцип объективности требует максимального соотнесения управляющих воздействий с закономерностями и тенденциями раз-вития социальных процессов. Применительно к предупреждению преступности это означает, что предупредительная деятельность не-возможна без познания и учета закономерностей функционирова-ния объекта и социума. Борьба с преступностью «кавалерийскими наскоками» приносит больше вреда, чем пользы. 8. Принцип реальности и экономичности. Состоит в том, что меры предупредительного характера должны быть исполнимыми и экономически выгодными. Также важно учитывать конкретные условия, исходить из реальных возможностей. Реальность предла-гаемых мер в некоторых случаях лучше проверить путем проведения эксперимента.
9. Принцип оптимальности и эффективности требует, чтобы при наименьшей затрате сил и средств, материальных и финансовых ре-сурсов получать наилучший результат в возможно короткий срок. 3. Что составляет правовую основу деятельности по предупреж-дению преступности? Правовые меры профилактики преступности включают: 1)совершенствование уголовного, административного, трудового и других отраслей законодательства; 2)наличие правовых запретов и ограничений (например, регулиро-вание торговли спиртными напитками, изготовления, приобрете-ния, хранения и ношения оружия и т. д.); 3)правовую регламентацию деятельности субъектов профилактики; 4)воспитание правосознания, которое должно достичь уровня со- блюдения правовых норм по личному убеждению; 5)воспитание профилактической активности личности.
~ 59 ~
4. По каким основаниям классифицируются меры профилактики преступности? В криминологической литературе предлагаются различные классификации мер профилактики. В наибольшей степени отвеча-ющей задаче программирования и организации профилактической деятельности представляется классификация по следующим осно-ваниям: по уровню предупредительной деятельности; по ее меха-низму; объему; по содержанию предупредительных мер; по субъекту их исполнения. 1. По уровню предупредительной деятельности выделяют две группы мер: общесоциального и специального (криминологическо-го) характера. Функция общесоциальной профилактики последовательно осу-ществляется всем прогрессивным развитием общества. Общесоци-альное предупреждение преступности связано с наиболее значимы-ми и долговременными видами социальной деятельности, крупными мерами развития экономики, обеспечения прав, свобод, законных интересов граждан, поддержания культуры и нравственности, укре-пления законности, социальной защиты населения. Подобные меры не ставят перед собой специальных целей борьбы с преступностью и предупреждения преступлений. Однако они имеют важный крими-нологический аспект, являясь основой, платформой специальной профилактики, поскольку их направленность на решение задач соци-ального развития создает предпосылки ограничения преступности, противодействует криминогенным факторам, ее продуцирующим. Специальная (криминологическая) профилактика включает меры, направленные именно на устранение, ослабление, нейтрали-зацию криминогенных факторов, исправление лиц, могущих совер-шить или уже совершивших преступления. Специальные криминологические меры предупреждения пре-ступности осуществляются государственными органами, обще-ственными организациями (объединениями), частными предпри-ятиями, учреждениями, другими организациями и гражданами. Именно специальная предназначенность и целенаправленность на борьбу с преступностью отличает эти меры от мер общесоциальной профилактики.
~ 60 ~
В то же время общесоциальные и специальные меры профилак-тики взаимосвязаны и взаимообусловлены. Воздействие общесоци-альных мер предупреждения преступности эффективно, если они дополняются специальными мерами. Общесоциальные меры соз-дают соответствующие базовые предпосылки для реализации мер специальной профилактики. 2. По объему и направленности применения предупредитель-ных мер в соответствии с уровнями преступности и криминогенных факторов различают общую, особенную и индивидуальную профи-лактику. Общие профилактические меры направлены на устранение либо нейтрализацию причин и условий преступности в целом. Особенные меры осуществляются в рамках отдельных групп преступлений (например, совершаемых несовершеннолетними ли-цами, рецидивистами, корыстных, насильственных) и групп лиц, характеризующихся отрицательным поведением (злоупотребляю-щих спиртными напитками и наркотиками, занимающихся прости-туцией и т. д.). Индивидуальная профилактика представляет собой конкрети-зацию общесоциальных и специальных криминологических мер в отношении отдельных лиц, которые: а)не совершили противоправных действий, но находятся в небла-гоприятных условиях и под влиянием их могут совершить такие действия; б)ведут антиобщественный образ жизни, совершают уголовно не-наказуемые правонарушения, характеризуются формированием мотива и умысла на совершение преступления, подготовкой кон-кретного преступления; в)начали осуществление преступления, но не довели его до конца; г) совершили преступление и могут допустить рецидив. 3. По масштабу меры предупреждения преступности могут быть: – общегосударственными; – осуществляемыми на территории республики в составе федера-ции; – местными, осуществляемыми в пределах района, населенного пункта, конкретного объекта (микрорайона, предприятия и т. п.).
~ 61 ~
4. По механизму действия на преступность выделяют меры со-циально-экономического характера, организационно-управленче-ские, идеологические, технические и правовые меры. К социально-экономическим относятся как меры социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения, так и меры оздоровле-ния экономики в целом. Организационно-управленческие меры предупреждения пре-ступности направлены на устранение ошибок и упущений в управ-лении экономикой, социальной сферой, а также правоохранитель-ной деятельности, поскольку эти ошибки и упущения являются криминогенными факторами. В группу организационно-управлен-ческих входят также меры совершенствования специальной профи-лактики преступлений и иных правонарушений, ее нормативного, информационного, методического и ресурсного обеспечения. К идеологическим относятся меры предупреждения преступно-сти, устраняющие или ограничивающие криминогенные факторы путем и в результате формирования у членов общества нравственной позиции, ориентированной на базовые общечеловеческие ценно-сти; меры, формирующие в общественном сознании нетерпимость к преступлениям и иным правонарушениям; меры повышения об-щей, бытовой, правовой культуры людей. К техническим мерам относятся различные средства и приспо-собления, затрудняющие искажение количественных или каче-ственных показателей при производстве, отпуске, хранении, транс-портировке материальных ценностей; фальсификацию банковских операций; препятствующие проникновению в хранилища и жили-ща с целью совершения хищений; противодействующие возник-новению аварийных ситуаций на производстве и транспорте; воз-никновению пожаров и т. п. (различные измерительные приборы, автоматы для фиксирования производственных процессов, сред-ства сигнализации, автоматические запирающие устройства и т. д.). 5. Кто относится к субъектам предупредительной деятельности? Субъектами предупреждения преступности являются государ-ственные органы, общественные организации (объединения) и коллективы, а также различные частные структуры (хозяйственные, учебные, благотворительные и др.) и граждане, которые целена-
~ 62 ~
правленно осуществляют на различных уровнях и в различных мас-штабах профилактическую деятельность, наделены в связи с этим определенными правами и обязанностями и несут ответственность за их реализацию. Для эффективного функционирования системы субъектов про-филактики необходимо, чтобы для участников профилактической деятельности четко определялись объекты воздействия и цели ра-боты, функции их не дублировались, обеспечивалось их взаимодей-ствие, круг полномочий имел методическую и правовую регламен-тацию, реализация задач и целей профилактики осуществлялась подготовленными к этой работе кадрами. Правоохранительные органы: суд, прокуратура, органы вну-тренних дел и ФСБ, адвокатура и нотариат, юридические службы предприятий, учреждений и организаций – осуществляют по преи-муществу специальные меры предупреждения преступности, кото-рые носят целевой характер. Профилактический эффект деятельности суда связан прежде всего с выполнением его основной задачи – осуществлением пра-восудия. Вынося справедливый и обоснованный приговор по уго-ловным делам, суд обеспечивает общую и специальную превенцию, вносит свой вклад в предупреждение рецидива. Справедливое ре-шение по гражданским, семейным, трудовым, хозяйственным де-лам способствует устранению или смягчению криминогенных кон-фликтных ситуаций, факторов, детерминирующих криминальную мотивацию и облегчающих ее реализацию. Профилактическое значение имеет проведение выездных су-дебных заседаний по месту работы или жительства подсудимого, своевременное освещение хода и результатов судебных процессов в средствах массовой информации. Непосредственно профилактическую функцию выполняют вы-носимые судами по результатам рассмотрения уголовных, граждан-ских, семейных, трудовых, хозяйственных дел частные определения, направленные на устранение выявленных обстоятельств, служащих причинами и условиями преступлений и иных правонарушений. По каждому частному определению должны быть приняты конкретные меры по устранению указанных в нем причин и условий соверше-ния преступлений и иных правонарушений.
~ 63 ~
Профилактическую направленность имеют и статистико-ана-литическая работа, обобщения судебной практики, создающие ин-формационное обеспечение для методической работы в сфере пред-упреждения преступности. Профилактика преступности выступает в качестве задачи, под-лежащей решению на каждом направлении деятельности проку-ратуры. В процессе реализации каждой из функций прокуратуры предупреждение преступности осуществляется в различных формах и различными методами. Важное значение для предупреждения преступности имеет об-щий надзор за исполнением законов органами государственного управления, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами в хозяйственной деятельности, социальной сфере, в природоохранительной деятельности и т. д. К средствам прокурор-ского реагирования на выявленные в процессе осуществления обще-го надзора нарушения закона относятся: опротестование незаконно-го акта или незаконных действий должностных лиц; предписание об устранении нарушений закона; внесение представлений; предостере-жение о недопустимости нарушения закона; вынесение постановле-ния о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении. Профилактические функции выполняются и при осуществле-нии надзора за исполнением законов органами дознания и предва-рительного следствия. Прокурор выясняет, устанавливались ли причины и условия преступления по каждому уголовному делу, проверяет достаточ-ность мер, принятых органами расследования для их устранения. На предупреждение рецидивной преступности направлен над-зор за исполнением законов в местах лишения свободы; в других органах, исполняющих наказания и меры, их заменяющие. Предупредительная деятельность прокурора реализуется также в процессе его участия в судебном рассмотрении дел. Прокурор обя-зан выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению престу-пления, выяснять механизм их влияния на поведение подсудимого. Предупредительная работа следователей прокуратуры, так же как и следователей МВД, осуществляется в нескольких формах. Воз-
~ 64 ~
буждение уголовных дел, установление лиц, виновных в совершении преступления, доказывание их вины оказывают общее и специальное предупредительное воздействие как на лиц, виновных в совершении преступления, так и на других граждан, знающих о ведущемся рас-следовании. По конкретным уголовным делам следователи обязаны выявлять причины и условия, способствовавшие совершению пре-ступления, и вносить представления об их устранении. 6. На какие объекты направлена деятельность по предупреждению преступности? Объект предупреждения преступности (преступления) – пред-ставляет собой систему общественных отношений и связей, на ко-торые воздействует субъект с целью предупреждения преступности (преступления). Объектами предупреждения выступают: 1)личность профилактируемого (проф. А.И. Алексеев); 2)преступные группы, а также места концентрации лиц с преступ-ным поведением, территории городов или даже государственные образования, социально-криминогенное пространство (проф. Л.М. Прозументов, проф. А.В. Шеслер). Криминогенность тер-ритории составляет не ее природный ландшафт, а сложившиеся общественные отношения; 3)отклоняющееся поведение (проф. А.М. Яковлев).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.082 с.) |