Определение критического угла косогора для ТМ по боковому скольжению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение критического угла косогора для ТМ по боковому скольжению



    При прямолинейном движении ТМ по косогору потерю её поперечной устойчивости вызывает составляющая силы тяжести ТМ, параллельная плоскости косогора (рисунок 8.3):

                                                FY = G тм ∙ sinβ,

где β – угол косогора.                                                       

FY=G тм ∙ sinβ
 
 


 


Gтм

hg  
R  
 R
RZпр
RYпр


             β
A
В


Рисунок 8.3  Схема сил, действующих на ТМ при её прямолинейном движении по косогору

 

 

    Боковое скольжение ТМ на косогоре может начаться в момент, когда    FY =FφY . Подставив в последнее выражение значения указанных сил, получим:   G тм ∙ sinβ = G тм ∙со sβ ∙φ Y. Cокративправую и левую части этого равенства на Gтм, получим:

                                                sinβ = со sβ ∙φ Y.  

 

Учитывая, что в данном случае β = β кр.φ, определим критический угол косогора по боковому скольжению:

 

tgβ кр.φ = φ Y                  или     β кр.φ =arctgφ Y.                       

 

    Критическим углом косогора по боковому скольжению называется предельный угол, после достижения которого при прямолинейном движении ТМ возможно её боковое скольжение.

     Боковое скольжение ТМ в этих условиях начинается при действии любого минимального поперечного возмущения.

 

Определение критического угла косогора для ТМ боковому опрокидыванию

    При прямолинейном движении ТМ по косогору (рисунок 8.3) её опрокиды-вание может начаться в том случае, если опрокидывающий момент Моп, создаваемый боковой силой FY, превышает восстанавливающий момент Мв от нормальной составляющей силы тяжести ТМ:

                                               Моп= Мв .

 

           Подставим в это выражение значения моментов:

В
2


                           Ga ∙ sinβ ∙ hg = Ga ∙ со sβ ∙..

 

     Cокративправую и левую части этого равенства на Ga, получим:

В
2


∙ hg цц
                                            sinβ = со sβ ∙.

 

Учитывая, что в данном случае β = β кр.оп , определим критический угол косогора по боковому опрокидыванию:

 

В
В
В

∙ hg цц
2
∙ hg цц
2
2
                   tgβ кр.оп =           или         β кр.оп =arctg      .          

 

 


Критическим углом косогора по боковому опрокидыванию называется предельный угол, после достижения которого при прямолинейном движении ТМ возможно её боковое опрокидывание.

 

Опрокидывание в этом случае может произойти при действии любого минимального поперечного возмущения.

 

Величина критического угла косогора по боковому опрокидыванию зависит от типа ТМ. Так, для легковых автомобилей этот угол составляет 40…50°, для грузовых – 30…40° и для автобусов – 25…35°.

 

 

Продольная устойчивость ТМ

В случае потери продольной устойчивости ТМ может скользить в продольном направлении или опрокинуться вокруг точек соприкосновения перед-них либо задних колёс. У современных ТМ с низким расположением центра тяжести С опрокидывание в продольной плоскости маловероятно. Гораздо чаще наблюдается буксование ведущих колёс и сползание ТМ назад. Сползание наступит в тот момент, когда сила сопротивления подъёму Fi становится больше силы сцепления Fφ ведущих колёс с дорогой, т.е. Fi > Fφ.

Va
                                     

hg  
O
Rx1  
C
Rz2  
Rz1
Fi  
а
Gтм · cos α
Rx2
Gтм · sin α


 

 

 


в
Gтм  
α
L
 
                       

 

            

Рисунок 8.4 Схема для определения максимального угла подъёма,

преодолеваемого ТМ в продольной плоскости

 

 В связи с этим показателем продольной устойчивости ТМ является критический угол подъёма по буксованиюαб.

С целью его определения рассмотрим равномерное движение ТМ на максимальном подъёме (рисунок 8.4), так как разгон на нём невозможен. При пре-одолении максимального подъёма скорость движения ТМ небольшая, поэтому силой сопротивления воздуха F в в данном случае пренебрегаем. При этом сцепление ведущих колёс с дорогой полностью используется касательной реакци-ей дороги (Rx 2 = Fφ = Rz 2 ∙φ x), а касательной реакцией дороги Rx 1 на передних ко-лёсах пренебрегаем, так как она мала по сравнению с касательной реакцией Rx 2.

Из условия равновесия ТМ имеем:

              Rz 2 ∙ L = G тм ∙ sin α ∙ hg + G тм ∙ cos α ∙ a;

и Rx 2 = G тм ∙ sin α.

Максимальная величина касательной реакции дороги на ведущих колёсах автомобиля ограничена сцеплением колёс с дорогой, т.е.;

                               Rx 2 = Rz 2 ∙φ x.

Подставим в это выражение значения реакций дороги Rx 2 и Rz 2 и разделим обе части уравнения на cos α:

 

            G тм ∙ sin α = G тм ∙(sin α ∙ hg + cos α ∙ a)∙φ x / L;

    tg α ∙ L = tg α ∙ hg ∙φ x + a ∙φ x   или tg α ∙(L - hg ∙φ x) = a ∙φ x  .

Учитывая в данном случае, что α = αб , определим критический угол подъёма по буксованию для ТМ с колёсной формулой 4х2:

 

a ∙φ x    
L - hg ∙φ x
a ∙φ x    
L - hg ∙φ x
 
                       

          tgαб =                или αб 4х2=arctg                          

 

Критическим углом подъёма по буксованию называется угол, при превышении которого возникает буксование ведущих колёс ТМ.

 

Критический угол подъёма по буксованию во многом зависит от коэффици-ента сцепления φ x. Так, например, при φ x = 0,3 (асфальт мокрый и грязный или покрытый снегом) для ТМ с колёсной формулой 4х2 угол αб 4х2 = 10…15°, а при φ x = 0,8 (асфальтобетон в хорошем состоянии) этот угол αб 4х2 = 25…30°.

 

Для ТМ со всеми ведущими колёсами:

                                     Fφ = G тм ∙ cos α ∙ φ x,

в тоже время максимальная величина касательной реакции дороги на колёсах ТМ Rx = Rx 1 + Rx 2 ограничена сцеплением колёс с дорогой Fφ   и равна предельному значению силы сопротивления подъёму Fi, т.е.:

                      Fφ = G тм ∙ sin α.

    Приравнивая правые части вышеприведенных уравнений и разделив обе части на G тм ∙ cos α, окончательно получим, что для ТМ со всеми ведущими колёсами критический угол подъёма по буксованию

 

                          αб 4х4 =arctg φ x    .                                                   

 

 

Следовательно, такого типа ТМ может преодолевать крутые подъёмы без потери продольной устойчивости.

Так, например, на плохих дорогах, при φ x = 0,3 (асфальт мокрый и грязный или покрытый снегом) для ТМ с колёсной формулой 4х4 угол αб 4х4 = 17…19°, а для ТМ с колёсной формулой 4х2 угол αб 4х2 = 10…15°

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.019 с.)