Выделение обособленных определений в предложениях. Устное объяснение выбора. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выделение обособленных определений в предложениях. Устное объяснение выбора.



1) Погруженный в воспоминанья о давно минувших боях, старик долго не мог уснуть.

2) Озаренные сиянием луны, палатки бивака казались иссиня-белыми.

3) Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.

4) Обреченный судьбой на постоянную праздность, я не делал решительно ничего.

3. Работа с предложениями, содержащими несогласованные определения.

Задание:записать предложение, найти в нем определение, задать к нему вопрос, доказать, что оно несогласованное.

1) Это было крошечное деревце, длиною в спичку.

2) Витя, помоложе брата на два года, был с ним одного роста.

4. Работа с предложениями, содержащими несогласованные определения.

Задание: записать предложение, найти в нем определение, задать к нему вопрос, доказать, что оно несогласованное, выделить его запятыми.

1) Яблоневый сад, весь в солнечных пятнах, спускался по склону холма.

2) Володя, в белой майке, покрытый до пояса простыней, полулежал на постели.

3) Весь мир, с листвой, с весенним громом, с нелегким каждым днем своим, неповторимый и огромный, для радости открылся им.

V. Работа на повторение и закрепление изученного (по вариантам).

Задание:в данных предложениях расставить знаки препинания, сделать пунктуационный разбор.

I вариант

1) Внизу проплыли сопки, покрытые розовым снегом, земля, забрызганная синеватыми каплями озер, и темно-синее холодное море, бившееся о гранитные берега.

2) Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч, покрывающих небо, и вдруг багряным светом осветило лиловые тучи, зеленоватое море, покрытое кораблями и лодками, колыхаемое ровной широкой зыбью, и белые строения города, и народ, движущийся по улицам.


II вариант

1) Ничего нет прекраснее беспредельного широкого моря, залитого лунным светом, и голубого неба, полного тихих сияющих звезд.

2) И подпасок, гоняющий коров, и землемер, едущий в бричке, и гуляющие — все глядели на закат.

VI. Индивидуальная работа по упражнениям 305, 306.

Домашнее задание: составить предложения (3–4) с причастным оборотом, стоящим перед определяемым словом, имеющим добавочное значение. Словарное слово: дискуссия.

Индивидуальное задание: из художественного произведения выписать отрывок с обособленным определением; прочитать текст, соблюдая правильную интонацию, оценить выразительность определений.

Карточка
на закрепление изученного

Задание:найдите ошибки и недочеты, связанные с использованием причастий и причастных оборотов. Исправьте предложения и обоснуйте свою правку. Пользуйтесь памяткой.

1. Ветер срывал оставшие на деревьях листы.

2. У меня был один выигранный билет.

3. Передо мной стоял ребенок, одевающийся нянькой.

4. Так как кот, удивленный случившимся, он перестал красть.

5. У него было раскрасневшееся лицо от мороза.

6. Приказы, издаваемые дирекцией завода, не выполнялись начальниками цехов.

7. У меня сын, учившийся в первом классе.

8. Его интересовали работы, выполняющиеся студентами.

Урок 67

Рассуждение на дискуссионную тему

Цели: продолжить работу над формированием грамотного коммуникатора; закрепить умения участвовать в дискуссии, аргументированно отстаивать собственную точку зрения, строить логически стройную систему доказательств.

Тип урока: развитие речи.

Оборудование:1) текст о манере вести спор (вывести на слайд или индивидуально каждому учащемуся); 2) памятка «Как правильно критиковать людей» (каждому); 3) индивидуальные листы-опросники по произведению Д. Лихачева «Искусство ошибаться»; 4) репродукция картины Ю. Пименова «Спор» (из учебника).

Ход урока

I. Слово учителя.

– Ребята, приходилось ли вам в жизни дискутировать? (Какие синонимы мы можем подобрать к слову «дискутировать»?) Получалось ли у вас грамотно вести спор? Убеждали ли вы своего собеседника в собственной правоте? Сегодня мы поучимся это делать.

II. Словарная работа: дискуссия.

III. Знакомство учащихся с предложенным текстом (самостоятельно).

Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики – вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.

Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегая к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона. Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.

Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. Главное – наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. Значит, и вам нужно находиться в боевой готовности.

Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или оскорбительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.

Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.

(По Л. Павловой.)

Задание: дать объяснение лексического значения слов аргумент, тезис, позиция, оппонент, собеседник, полемика. Обратить внимание на их правописание, внести в словарик.

IV. Беседа по тексту.

– Какие существуют способы вести спор?

– Какой вам кажется наиболее приемлемым?

– Какие приемы можно использовать во время дискуссии?

– Рассмотрите полемистов на репродукции картины Ю. Пименова «Спор». Какую манеру вести спор они предпочитают? По каким деталям можно сделать такой вывод?

– Приходится ли во время спора критиковать собеседника? Как это правильно сделать? Воспользуйтесь советом Д. Карнеги.

Памятка раздается каждому ученику.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.219 (0.008 с.)