Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ошибки в сочетаниях однородных членов
(Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование. М.: Айрис-пресс, 2005. С. 248–253.) 1. В последовательности однородных членов должна быть определенная логика. Например, в предложении Страхователь получает возмещение в случае пожара, взрыва газа, аварий систем отопления, канализации, сильного ветра последовательность расположения однородных членов определяется их частотностью (от более частых к менее частым). 2. Ошибочным является соединение в нейтральном стиле речи в качестве однородных членов несопоставимых (вещественно неоднородных) понятий, например: покраснел от смущения и от быстрой ходьбы; в сравнении с вечностью и Монбланом. Подобные сочетания используются в художественной литературе как специальный стилистический прием – наложение (создание комического эффекта, индивидуализация речи рассказчика или персонажа и т. д.) Лев Саввич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл на именинах у приятеля в винт (Чехов). 3. Источником ошибки может быть невозможность лексической сочетаемости одного из однородных членов с общим для них словом в предложении, например: в ходе прений был внесен ряд предложений и замечаний (замечания не «вносят», а «делают»). 4. Не сочетаются в качестве однородных членов видовые и родовые понятия, например: В гастрономическом магазине имеется большой выбор пирожных, кондитерских изделий, фруктов и вин (пирожные – вид кондитерских изделий). 5. Не сочетаются в качестве однородных членов качественные и относительные прилагательные. Неверно: Шоколадный и питательный йогурт; лёгкий и фруктовый творожок (реклама), великий и русский поэт (публицистическое выступление). 6. В перечисление однородных членов не должны входить скрещивающиеся понятия, то есть понятия, частично совпадающие по своему логическому объему, например: В доме отдыха были журналисты, писатели, туристы. 7. Стилистически неудачны конструкции, в которых управляемое слово может быть отнесено в разные ряды однородных членов, например: Подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия (речь, конечно, идет о подготовке охотников и других лиц для указанной цели, но неудачно соседство слов «для истребления волков и лиц...»).
8. При попарном сочетании однородных членов должен соблюдаться принцип упорядоченного их подбора (по признаку смежности, сходства, контраста – со специальным стилистическим заданием, но не должно быть случайных сочетаний), например: Вопросы эти освещаются в книгах и газетах, лекциях и брошюрах, докладах и журналах (следует: ...в книгах и брошюрах, газетах и журналах, лекциях и докладах). 9. Не сочетаются в качестве однородных членов некоторые разнородные морфологические категории, например имя существительное и инфинитив: «Приняли на себя обязательства: 1) снижение себестоимости; 2) повышать производительность труда; 3) улучшать качество продукции» (во всех трех случаях следовало использовать одинаковую форму – или имя существительное, или инфинитив). 10. Каждая из частей сопоставительного (двойного) союза ставится перед соответствующим однородным членом; изменение этого порядка обычно приводит к нарушению стилистической нормы, например: Необходимо не только обратить внимание на знания учащихся, но и на их практические навыки (следует: Необходимо обратить внимание не только на знания учащихся, но и на их практические навыки). 11. Иногда создаются неправильные пары союзов: не только... а также (следует: не только... но и), как... а также (вместо: как... так и), например: За короткий срок в городе-спутнике построены не только новые школы, больница, а также драматический театр. Неудачно расположены частица не и союз а в предложении: Не опасна сама болезнь, а ее последствия (следует: Опасна не сама болезнь, а ее последствия). 12. При наличии в предложении обобщающего слова однородные члены должны согласоваться с ним в падеже. Положение это иногда нарушается, например: Фактические данные приводятся в различных газетно-публицистических жанрах: статья, корреспонденция, очерк (однородные члены следовало поставить в предложном падеже или взять в скобки). 13. Не следует соединять как однородные синтаксические элементы члены предложения (в частности, причастные и деепричастные обороты) и придаточные предложения. Положение это иногда нарушается, например: Целесообразны подвесные покрытия, прикрепленные к винтам и которые позволяют перекрывать большие пролеты.
Урок 59 Систематизация и обобщение изученного по теме Цель: повторить и практически закрепить пунктуационные правила, изученные в разделе «Однородные члены предложения». Тип урока: повторительно-обобщающий. Форма организации деятельности: групповая. Ход урока I. Работа по теме урока. I этап – теоретический. Задание:каждая группа с помощью теоретика представляет правила: 1-я группа – ОЧП и пунктуация при них; 2-я группа – обобщающие слова при ОЧП; 3-я группа – грамматические нормы при употреблении ОЧП (теоретик заранее составляет памятку «Ошибки в сочетаниях однородных членов» и раздает ее представителям других групп). II этап – практический (задание для практиков). 1-я группа. Задание: расставить знаки препинания, подчеркнуть ОЧП, выделить союзы. 1. Челкаш был бос в старых плисовых штанах без шапки в грязной ситцевой рубашке с разорванным воротом. 2. Надвинулась туча скоро пошел дождь однако ненадолго. 3. Выражение не то чтобы жалости а сумрачной озабоченности появилось на лице генерала. 4. Целую жизнь потом он если не рассказывал то вспоминал эту историю. 5. Я понял уезжая тогда из гор что бывают в горах и снег и дожди и туманы и снежные бури. 6. По склонам стояли багровые рябины и издали были похожи на пылающий костер. 7. Сущность человека лучше всего благодарнее и совершеннее всего выражается через его деяния через его труд и творчество. 8. Никогда ни при каких обстоятельствах не разрешай себе ни зазнайства ни чванства. 9. Как мороз ни скрипуч да не больно жгуч. 10. Радостно моложе было и на небе и на земле и в сердце человека. 2-я группа. Задание:расставить знаки препинания, составить схемы предложений. 1. Все волновало нежный ум цветущий луг луны блистанье в часовне ветхой бури шум старушки чудное преданье. 2. В лесу и на полях все было занесено снегом. 3. Белые облака бор тянущийся по обеим сторонам дороги шум горной реки текущей невдалеке все это не могло не радовать глаз и слух путешественника. 4. Небо становилось разноцветное белесое розовое красное малиновое. 5. Тут Соловей являть свое искусство стал защелкал засвистал на тысячу ладов тянул переливался... 6. И лошади и покрытые рогожками извозчики и дома улицы все было мне особенно мило и значительно. 7. В окна проникал свет то ли сияние неба то ли сияние озера. 8. Вдруг все вокруг и это серое выцветшее небо и лесистые бугры и застывшие в вечном поклоне ели и голодный беркут стало для меня дорого. 9. Боры и дубравы березняки с живописными озерами и старицами все больше привлекают горожан. 10. Загорелое его лицо было типично для туземцев выдающиеся скулы маленький нос глаза с монгольской складкой век и широкий рот с крепкими зубами. 3-я группа. Задание: используя материалы памятки «Ошибки в сочетаниях однородных членов», отредактировать упр. 284. II. Взаимозадания. Оппоненты предлагают представителям других групп задания (работа группы целиком). Домашнее задание: § 40–46, упр. 280; подготовиться к контрольной работе по разделу «Однородные члены предложения». Урок 60 Контрольная работа по разделу Цели: закрепить умение комплексного анализа текста; проконтролировать степень усвоения учащимися материала об однородных членах предложения и обобщающих словах, пунктуации при них. Тип урока: контрольный. Ход урока
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.008 с.) |