III. Устная разминка по теории очп. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Устная разминка по теории очп.



IV. Цифровой диктант.

Задание: записать номера тех предложений, в которых встречаются однородные члены.

1. Видны были только белые стволы ближайших берез.

2. Виднелись или необозримые песчаные равнины, или далекие горы.

3. Мал золотник, да дорог.

4. Плотно стоящие друг к другу ели отражались в воде.

5. Самолет, летящий по небу, оставлял за собой длинный белый след, похожий на туман.

6. Друзья мои, прекрасен наш союз!

7. У самого родника росли не только дубы, но и ели.

8. И верного друга прощальной рукой и гладит, и треплет по шее крутой.

9. Им приходилось как рыть землю, так и камни обтесывать.

10. Он бежал домой, напевая веселую песенку.

Ключ: 2, 3, 7, 8, 9.

V. Работа по теме урока.

– Что обозначало прилагательное большой в предложении, записанном на доске? (Размеры.) А прилагательное деревянный? (Материал, из которого он сделан.) Может быть стол большим, но не деревянным? А деревянным, но небольшим? Как вы думаете, почему же не поставлена запятая между этими определениями? (Потому что они неоднородные.) Что же в них неоднородное? (Они называют разные признаки.)

1. Знакомство с теоретическим материалом § 42 (с. 114).

Вывод: какие определения называются неоднородными, как их определить в предложении? (Устный ответ на вопрос.)

Устная фронтальная работа по упражнению 243.

3. Составление предложений с однородными и неоднородными определениями.

На слайде выведена таблица:

Цвет Размер Вкус Форма Материал
белый синий красный зеленый черный большой маленький огромный крохотный мелковатый сладкий горький кислый соленый пресный круглый овальный квадратный продолговатый прямоугольный деревянный стеклянный серебряный шерстяной ситцевый

–Составьте предложения (4–5), используя в каждом из них 2–3 определения из таблицы таким образом, чтобы они были неоднородные (I вариант) или однородные (II вариант). Как надо расставить знаки препинания? Устно зачитать предложения.

– Часто бывает трудно отличить однородное и неоднородное определения? Вот несколько способов разграничения.

Памятка

1. Между однородными определениями можно поставить союз «и»: На столе лежали красные, желтые, голубые ленты (красные и желтые).

2. Определения могут быть однородными, если объединены общим понятием: Серое, дождливое, хмурое небо висело над нами (небо осеннее, невзрачное).

3. Определения однородные, если последующие поясняют первое: Раздался страшный, оглушительный удар грома.

4. Определения однородны, если одно из них имеет значение причины: Надвигался знойный, тяжелый день (тяжелый, потому что знойный).

5. Однородными являются определения, одно из которых одиночное, а второе выражено причастным оборотом: Нивы печальные, снегом покрытые.

VI. Объяснительный диктант.

1) Великолепное, ласковое солнце весны улыбалось в ясном небе. (М. Горький.)

2) Река уходила торжественным поворотом в золотые, синие от осени леса. (К. Паустовский.)

3) Люди мечтают о длинном лете, а я мечтаю о длинной, теплой, туманной осени. (К. Паустовский.)

4) В морозные зимние дни продолжается скрытая жизнь в лесу. (И. Соколов-Микитов.)

5) У девушки была длинная черная коса на спине, смуглое лицо с маленькими темными родинками, узкий правильный нос. (И. Бунин.)

6) На ней было длинное шелковое платье цвета золотистой луковой шелухи. (И. Бунин.)

7) И вдруг я близехонько увидел длинный скалистый берег и пустые зеленые равнины. (И. Гончаров.)

8) Мы переходили речку через длинный каменный мост. (И. Гончаров.)

Домашнее задание: § 41, упр. 241. Словарное слово: микроэлемент.

Карточка
на закрепление материала

Задание: подчеркните однородные члены предложения.

Мальчик бережно положил руки на клавиши, закрыл на мгновение глаза. И вот из-под его пальцев полились торжественные, величавые аккорды. Странно было видеть и слушать, как этот маленький человечек извлекал из инструмента такие мощные, смелые, полные звуки. И лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело и стало почти прекрасным. Бледные губы его слегка полуоткрылись, а глаза еще больше увеличились и сделались глубокими, влажными и сияющими!

(По А. Куприну.)

Урок 52

Однородные и неоднородные определения

(продолжение)

Цели: закрепить умения разграничивать однородные и неоднородные определения, пунктуационно выделять однородные члены предложения.

Тип урока: закрепление изученного.

Ход урока

I. Работа со словарным словом: микроэлемент.

II. Устная разминка по материалу об ОЧП, однородных и неоднородных определениях (фронтальный опрос).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.006 с.)