III. Объяснительный диктант. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Объяснительный диктант.



Задание: расставить, если необходимо, знаки препинания, устно объяснить пунктуацию в данных предложениях.

1) После грозовых дождей наступила холодная, ясная погода. (Л. Толстой.)

2) Над прибрежными травами низко вились несметные бледно-зеленые мотыльки. (И. Бунин.)

3) Концы накидки она мяла длинными смуглыми пальцами маленьких красивых рук. (М. Горький.)

4) Вот предо мной широкая прямая дорога вдаль, по сторонам ее неподвижно стоят старые печальные березы. (М. Горький.)

5) Во мне эта песня будила странное, большое и жуткое чувство. (М. Горький.)

IV. Фронтальная работа по упражнению 245.

V. Проверочная работа.

Задание: записать номера предложений с однородными определениями (знаки препинания не расставлены). При выполнении задания можно пользоваться памяткой.

I вариант

1. Он легко справлялся с трудными математическими задачами.

2. Незатейливая деревянная резьба наличников привлекла его внимание.

3. Собака смотрела на зловещий красный диск луны.

4. Темные плотно стоящие ели отражались в воде.

5. По каменной белой ограде разросся плющ.

6. Приятный нежный голосок птички звенел не умолкая.

7. Вечернее бледное море лежало спокойно.

8. Снова потянулись длинные однообразные дни.

9. Веселые белые облака плыли над синими отрогами.

10. День стоял туманный безветренный.

II вариант

1. На поляне росли большие красные маки.

2. Я всегда любил наблюдать трудовую хлопотливую жизнь скворцов.

3. Что-то необыкновенно широкое размашистое богатырское тянулось по степи.

4. Свежий морской ветер принес прохладу.

5. Шел тяжелый затяжной дождь.

6. Приятно возвратиться на старое давно понравившееся место.

7. Окна в бревенчатом доме под железной ржавой крышей были темны.

8. Летние московские вечера бесконечны.

9. Вагон выделялся своей желтоватой деревянной обивкой.

10. По темной пыльной дороге бежала собака.

Ключ:I вариант – 3, 4, 6, 8, 10; II вариант – 2, 3, 5, 6, 10.

VI. Повторение изученного.

Задание: продолжить предложения так, чтобы союз и соединял однородные сказуемые и части сложного предложения; составить схемы полученных предложений.

1) Солнце встает из-за туч и....

2) Шумит по-весеннему вода и....

3) Вся окрестность вдруг изменяется и....

4) Солнце стоит высоко над головой и....

Домашнее задание: § 42, упр. 244 (I, II).

Индивидуальное задание: написать небольшой текст-описание внешности человека, используя однородные и неоднородные определения.

Карточка
 на закрепление материала

– Почему данные определения являются однородными? Для выполнения работы воспользуйся памяткой.

1) Наступила ясная, теплая ночь.

2) В темный, густо заросший угол сада доносилась военная музыка.

3) Широкая, ласковая улыбка озарила ее лицо.

4) От земли поднимался душный, теплый запах.

5) Маленькая, празднично разодетая девочка теребила край синего фартука.

6) Косой, мерзлый дождь хлестал в лицо.

7) Его горячее желание – видеть жизнь свободной, разумной, красивой.

Урок 53

Изложение. Текст – сравнительная
характеристика
(по упражнению 242)

Цель: закрепить умение делать сравнительную характеристику двух лиц.

Тип урока: развитие речи.

Ход урока

I. Чтение текста упражнения 242.

II. Подготовительная работа.

По каким параметрам сравниваются сестры? (Любимые занятия и отношение к учебе.)

– Если в тексте изложения надо сравнить этих девочек, какие предложения исходного текста можно убрать? (Мама не очень верила… Не верила еще и потому…) Почему?

– Какие перестановки в исходном тексте необходимо сделать, чтобы написать изложение в форме сравнительной характеристики?

– Какое начало предлагает автор учебника?

– Перечитайте еще раз текст.

– Напишите изложение, сравнивая двух сестер. Используйте данное начало. Озаглавьте свой текст.

III. Написание изложения.

Домашнее задание: словарное слово: витрина.

Урок 54

Однородные члены, связанные сочинительными
союзами, и пунктуация при них

Цель: изучить условия постановки знаков препинания при однородных членах предложения, связанных сочинительными союзами.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока

I. Работа со словарным словом: витрина.

II. Практическая разминка.

Задание:расставить знаки препинания, подчеркнуть однородные члены, выделить союзы, которыми они соединены.

1. И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул.

2. Щеки румяны, и полны, и смуглы.

3. На бесконечном, на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром.

4. Ни смех, ни говор твой веселый не прогоняли темных дум.

5. Мне чудятся то шумные пиры, то ратный стан, то схватки боевые.

6. Звезды начали меркнуть, и небо стало заволакиваться не то тучами, не то туманом.

7. Умен и пригож, да на дело не гож.

8. Голова завита, да не делом занята.

9. У самого родника росли не только дубы, но и ели.

10. Она любила как русский язык, так и литературу.

При выполнении задания учащиеся могут воспользоваться электронной таблицей.

Сочинительные союзы

· Соединительные (и, да = и, также, тоже, ни…ни, не только…но и, как…так и).

· Разделительные (или, иль, либо, то…то, не то…не то).

· Противительные (а, но, да = но, однако, зато, же, хотя).

III. Работа по таблицам «Запятая при ОЧП».

1. Прочесть данные таблиц.

2. Перенести их в справочники.

3. Пояснить условные обозначения (ОЧП – однородные члены предложения; О – однородные члены предложения в схеме).

Запятая при ОЧП ставится

· При повторяющихся соединительных и разделительных союзах: и О, и О…; ни О, ни О…

· Перед одиночным противительным союзом: О, а О…

· При попарном соединении:

· Перед второй частью двойного союза: как … так и; не так … как; не только … но и; не столько … сколько; настолько … насколько; хотя и … но; если не … то и др.

· При бессоюзном соединении: О, О, О…

Запятая при ОЧП не ставится

· При одиночном соединительном или разделительном союзе: О и О…; О или О…

· Во фразеологическом обороте: и смех и горе; и стар и млад; и так и эдак; ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни то ни сё; ни богу свечка ни чёрту кочерга и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 866; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.009 с.)