Экзистенционально-феноменологическая традиция в психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экзистенционально-феноменологическая традиция в психологии.



Феноменологическое направление теории личности проповедует идею о том, что именно субъективная способность постигать действительность играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека. Другими словами, каждый из нас реагирует на события в соответствии с тем, как мы субъективно воспринимаем их. Представители этого направления отрицают идею о том, что мир существует сам по себе как неизменная действительность для всех. Они утверждают, что объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени.

Другой важный тезис - идея о том, что люди способны определять свою судьбу. Они свободны в решении, какой должна быть их жизнь. Самоопределение является существенной частью человека. Оно приводит к заключению, что люди ответственны за то, что они собой представляют.

Последний тезис заключается в том, что люди по своей природе добры и обладают стремлением к совершенству: реализации внутренних возможностей и личностного потенциала. Этот тезис четко отражает позитивный и оптимистический взгляд феноменологического подхода на человечество.

Концепции и положения, характеризующие феноменологический подход к личности, наиболее ярко выражены в работах Карла Роджерса.

Феноменологическое направление считает реальным для индивида то, что существует в пределах субъективного мира человека, включающего все, осознаваемое в любой данный момент времени. Из этого следует, что каждый из нас реагирует на события в соответствии с тем, как мы субъективно воспринимаем их. Например, человек, изнывающий от жажды в пустыне, бросится к луже воды, являющейся миражом, так, если бы это была настоящая вода.

Феноменологическая психология утверждает, что действительная реальность - это реальность, которую наблюдает и интерпретирует реагирующий организм. Следовательно, каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием, и его внутренний мир доступен только ему самому. Роджерс избегал делать какие-либо заявления о природе «объективной» реальности. Его интересовала только психологическая реальность.

Большое значение для этого направления имеет то, что понимание поведения человека зависит от изучения его субъективного восприятия реальности. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения.

Роджерс выступал против утверждения Скиннера о том, что поведение можно объяснить реакцией человека на объективную стимульную ситуацию. По его мнению, скорее следует говорить об интерпретации ситуации и ее персональном значении, которое регулирует поведение. Роджерс отвергал и теорию Фрейда о том, что прошлый опыт является первичным фактором, лежащим в основе личности. Роджерс подчеркивал, что необходимо понять, каким человек воспринимает действительность сейчас. Разумеется, Роджерс признавал, что прошлый опыт влияет на восприятие настоящих событий. Однако он настаивал на том, что на поведение данного момента всегда влияет актуальное восприятие и интерпретация. Более того, Роджерс полагал, что на поведение существенно влияет то, как люди прогнозируют свое будущее.

И наконец, Роджерс подчеркивал, что поведение можно понять только если обращаться к целостному человеку. Другими словами он поддерживал холистическую точку зрения на личность - представление о том, что человек ведет себя как интегрированный организм, и его единство нельзя свести к составляющим частям его личности.

Гендерный подход

Психология гендерных отношений - это прикладная отрасль психологии, изучающая закономерности дифференциации и иерархичности отношений в сфере межполового взаимодействия. Она находится в стадии становления.

Основная исследовательская методология психологии гендерных отношений - гендерный подход, который провозглашает идею равенства независимо от половой принадлежности. В рамках гендерного подхода межполовые отношения анализируются с позиций власти и доминирования не только на уровне общественных отношений (в таких сферах жизнедеятельности, как политическая, экономическая), но и на уровне психологических отношений (в сфере межличностного и межгруппового взаимодействия).

Принятие позиции, что биологический пол не является первопричиной психологических характеристик поведения и социальных ролей, позволяет по-новому реконструировать Я-образ и жизненные сценарии, навязанные системой полоролевых представлений, дает возможность мужчинам и женщинам по-новому оценить свои возможности и притязания, определить перспективы жизнетворчества, активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий самореализации и оптимизации межличностных отношений.

Первые исследования гендерных стереотипов за рубежом начались в 50-е годы и были связаны с попытками вычленить типичные различия, относящиеся к представлениям мужчин и женщин друг о друге и о себе. В 60-70-е годы большую популярность приобретают исследования стереотипных представлений о способностях мужчин и женщин, их компетентности в различных сферах деятельности, оценках мужчинами и женщинами результатов деятельности группы принадлежности и другой группы.

В основном, все исследовательские работы этого периода были направлены на выяснение содержания гендерных стереотипов. Обобщая результаты исследований этой стороны гендерных стереотипов, все их описания можно объединить в три группы.

Первая группа гендерных стереотипов касается закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для женщин главными социальными ролями являются семейные роли (мать, хозяйка), для мужчин - профессиональные роли. Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин по наличию семьи и детей.

Вторая группа гендерных стереотипов связана с различиями в содержании труда. Удел женщин - это экспрессивная сфера деятельности, где главным является исполнительский и обслуживающий характер труда. Инструментальная сфера - это область деятельности для мужчин, где главным является творческий, созидательный, руководящий труд. Широкому распространению данного стереотипа в социальных науках способствовала весьма популярная концепция "естественной" взаимодополнительности полов Т. Парсонса и Р. Бейлза.

Третья группа гендерных стереотипов - это стереотипы маскулинности-фемининности. Мужчинам и женщинам приписываются вполне определенные психологические качества и свойства личности.

Маскулинность-фемининность - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Эти нормативные представления (стереотипы) полярно противопоставляют мужчин и женщин: мужчины доминантны, независимы, компетентны, самоуверенны, агрессивны и склонны рассуждать логически; женщины покорны, зависимы, эмоциональны, конформны и нежны. Эти стереотипы проявляют высокую жизнестойкость.

Многие исследователи придерживаются мнения, что целостную (холическую) личность характеризует не маскулинность или фемининность, а андрогиния, т.е. интеграция женского эмоционально-экспрессивного стиля с мужским инструментальным стилем деятельности. Еще во времена Платона была распространена легенда о людях-андрогенах, которые сочетали в себе вид обоих полов. Они были сильны и питали замыслы посягнуть даже на власть богов. И тогда Зевс разделил их на две половины – мужскую и женскую.

На современном этапе активно развиваются концепции андрогинии. Понятие психологической андрогинии основывается на идее примирения полов. В настоящее время в психологии разработаны три основные концепции андрогинии.

В первой концепции отражается идея соприсутствия. Эта концепция человека, который достиг психологического равновесия полотипичных характеристик. Предполагается, что мужчина или женщина -андрогин соединяют полотипичные атрибуты обоего пола и чередуют их в своем поведении в зависимости от требований ситуации. Были выделены четыре личностных типа: маскулинный, феминнинный, андрогинный и недифференцированный. Была выдвинута гипотеза, согласно которой андрогинный тип личности является более гибким по сравнению с носителями традиционных маскулинных и фемининных полоролевых характеристик. В то же время понятие "андрогинии" в этой концепции не отвергает "предписанности" полотипичного соответствия. Концепция соприсутствия признает различия маскулинных и фемининных стереотипов в обществе, а феномен андрогинии выступает персонификацией социально одобренной половой дихотомии.

Во второй концепции доминирует идея слияния. Андрогин - это в психологическом смысле и мужчина и женщина одновременно. Андрогиния -результат соединения, или гибридизации феминной и маскулинной территорий, стирающей их различия и границы. Сторонники концепции соприсутствия и слияния расходятся между собой по ряду важных теоретических позиций. С соответствии с мнением сторонников первой концепции, маскулинные и фемининные атрибуты сохраняют свои отличия и самоценность внутри андрогинной личности, которая проявляет их по очереди в зависимости от ситуации. Сторонники концепции слияния полагали, что мужественность и женственность проявляются у индивида - андрогина одновременно, характеризуя тем самым уникальность его поведения в любой ситуации. Концепция слияния предполагала существование общества, "свободного" от признаков пола. Свойственный андрогину способ описания себя и мира в смешанных феминно-маскулинных категориях оставался несовместимым с существующими стереотипами полосоциальных отношений. В этом смысле концепция слияния носила явно утопический характер.

Третья концепция андрогинии еще более радикальна в отрицании сложившихся полотипичных стереотипов. Она опирается на ключевые понятия когнитивной психологии, в частности на категорию "гендерной когнитивной схемы". Андрогин представляет собой субъект, для которого привычная дихотомия мужского и женского не имеет никакого значения. Он не использует когнитивных схем, построенных по принципу дихотомии: мужское-женское, не использует гендерные способы категоризации мира. Сторонники этой концепции пытаются провести различия между полотипичными индивидами, получившими наименование "схематиков", и андрогинами ("асхематиками"). Андрогины-"асхематики" выходят за пределы дихотомического общества, их оригинальный способ мышления предполагает создание общества нового типа.

 


Методы психологии.

1. Классификация методов по Г. Пирьову.

2. Представления С.Л. Рубинштейна о методах психологического исследования.

3. Классификация методов по Б.Г. Ананьеву.

4. Представления М.С. Роговина и Г.В. Заленского о методах психологического исследования.

1.

Классификация Пирьова

Не запутаться в огромном множестве каких-либо объ­ектов нам помогает классификация этих объектов по ка­кому-то критерию. Выбор критерия определяется прежде всего общей научной позицией автора классификации, его взглядом на проблему, помочь решить которую при­звана данная классификация. Критерий определяет набор основных признаков, наличие которых позволяет отнести объект к соответствующему классу.

Пирьов. выделил несколько самостоятельных методов.

Наблюдение

1. Объективное наблюдение

1)непосредственное наблюдение, подразумевающее индивидуальное наблюдение за испытуемым в процессе его жизненной активности или за группой людей;

2) в качестве особой формы объективного наблюдения Пирьов выделил объективно-клиническое наблюдение (широко применяемое в психиатрии);

3) опосредованное наблюдение, которое включает раз­личные анкетные методики. Наиболее признанная методика опосредованного наблюдения — это ана­лиз продуктов деятельности человека.

2. Субъективное наблюдение (самонаблюдение):

1) непосредственное самонаблюдение — словесный отчет человека;

2) опосредованное самонаблюдение — изучение дневников, писем, фотографий данного человека, его воспоминаний и т. д.

Эксперимент

1. Лабораторный эксперимент:

1) классический — методы регистрации реакций (про­извольных и непроизвольных, простых и реакций выбора), психофизические методы и т. д.;

2) психометрия (метод тестов — индивидуальные и груп­повые стандартизированные измерения общей и спе­циальной одаренности, аналитичности и синтетичности и других личностных особенностей; психологическое шкалирование — нестандартизированные измере­ния отдельных психических процессов).

2. Естественный эксперимент.

Проводится в условиях трудовой деятельности, учения, игры и т. д. Вошел в в арсенал психологии после работ А.Ф. Лазурского, который разработал приемы естест­венного эксперимента.

3. Психолого-педагогический эксперимент.

Появился в 30-х годах на базе разработанного А.Ф. Лазурским метода естественного эксперимента. Призван улучшить обучение школьников. Виды:

1) констатирующий;

2) формирующий.

Моделирование. Когда говорят о моделировании, име­ют в виду либо физическое, либо математическое, либо имитационное, либо какие-то другие способы моделирования. Популярным у психологов является кибернетиче­ское моделирование, особенно у инженерных психологов и представителей когнитивной психологии.

Психологическая характеристика. Это синтетический метод исследования, который опирается на результаты ис­следования и эксперимента (особенностей мышления, па­мяти, темперамента, оценки и самооценки объективной реальности и себя, речи, эмоционального статуса и т. д.).

Вспомогательные методы (неспецифические для пси­хологии).

1. Физиологические, фармакологические, биохимические и т. д.

2. Математические.

3. Графические.

Специальные методы (специфические для психологии).

1. Генетический метод (онтологические и филогенетиче­ские аспекты).

2. Метод сравнительного исследования (например, иссле­дование развития ребенка и детеныша шимпанзе).

3. Патопсихологический метод (с его помощью исследу­ют патологические отклонения психики от принятой нормы).

Пирьов традиционно разделяет методы на группы эм­пирических методов, которые подразделяет на два отдельных класса — наблюдение и экс­перимент; на группу теоретических методов, состоящую из двух классов — моделирование и «методы психологиче­ской характеристики»; последний можно назвать классом методов интерпретации результатов эмпирического иссле­дования; в отдельную группу Пирьов объединил два клас­са специальных методов — специфических именно для психологии и неспецифических для психологии, заимст­вованных из других областей исследования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.023 с.)