Психоаналитическая традиция в психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психоаналитическая традиция в психологии.



При взгляде на личность основными объектами внимания здесь стали конфликт между бессознательным и сознанием, а также бессознательная мотива­ция поведения.

Эта теория исходит из того, что только небольшая часть активности человека обусловлена созна­нием и «рассудок не является хозяином в собствен­ном доме». Рассудочная, сознательная сфера психики отражает лишь поверхностную часть личности («верхушку айсберга»). Главную же область психики («подводную часть айсберга») составляет сфера бессознательного» наполненная биологически обуслов­ленными инстинктами. Именно они определяют личность человека, его поведение. Эта обусловленность проявляется в том, что инстинкты стимулируют высвобождение накопленной в психике энергии (либидо (лат. libido) - влечение, желание). Основное содержание энергии заключалось в сексе и агрессии, Человек должен как бы «разрядиться», «заземлить» эту энергию через действия и мысли, доставляющие ему наслаждение. Этот процесс носит характер внут­реннего конфликта между отдельными компонента­ми психики, составляющими ее психологическую структуру.

... Обращение автора к сфере бессознательного позволило выявить многие корни нарушений психики, создать соответствующие психотерапевтические про­цедуры их устранения (метод свободных ассоциаций, анализ сновидений и оговорок, прием установления близких личных отношений между психотерапевтом и пациентом). Психоанализ обычно критикуют за его недостаточную научную обоснованность, чрезмерную ориентацию на собственные воспоминания и субъек­тивные высказывания пациентов по поводу их сно­видений, оговорок и др. 

Кроме того, психоанализ объясняет особенности поведения человека, но не может предсказать их. По всей вероятности, это связано с тем, что Фрейд рабо­тал исключительно с контингентом неврастеников.

Исходные посылки:

1) психика человека функционирует на трех уровнях: сознание, предсознание, бессознательное;

2) личность человека включает в себя три тесно взаимосвязанные между собой психологические структуры ("ОНО", "Я", "СВЕРХ-Я"), которые служат "полномочными представителями" трех уровней психики;

3) становление психики происходит в рамках сексуальной сферы через преодоление Эдипова комплекса (у мальчиков)и комплекса Электры (у девочек).

СОЗНАНИЕ- небольшая часть психической жизни

человека. Сюда включено все то, что осознается им

в данный момент времени.

ПРЕДСОЗНАНИЕ- включает всю накопленную в течении

жизни информацию.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ- это архив инстинктов,

побуждений, эмоций когда-то вытесненных из

сознания по различным причинам из-за их опасности

для самого сознания.

Согласно психоанализу 3. Фрейда, параметры личности (характер, патологии, и др.) обусловлены особенностями сексуального развития. Здесь имеется несколько периодов: оральный (до 12-18 мес.); анальный (2-5); фаллический (5-7 лет); латентный(10-11 лет); генитальный (возраст полового созревания); период психологической зрелости.

Психоаналитический подход к психическому развитию личности Фрейд выстроил на интроспекции, умозаключениях, аналогиях без опоры на более строгие методы психологии.

Несомненная заслуга Фрейда в том, что он привлек внимание к важнейшей проблеме бессознательного, проблеме влияния событий детства на психику взрослого.

Интеракционистский подход (Interactionist approach).

Подход, согласно которому подчеркивается значимость как индивидуальных различий, так и ситуационных факторов в объяснении поведения.

Основные направления исследований межгрупповых отношений: работы М.Шерифа по изучению группового взаимодействия как источника межгрупповых отношений (сотрудничества или враждебности), изучение А.Тэджфелом взаимосвязи межгрупповых отношений и осознания принадлежности к своей группе.

 Крупный этап развития психологии малых групп за рубежом относится к периоду 30-х – началу 40-х годов и знаменуется рядом экспериментальных исследований, осуществленных в лабораторных и полевых условиях, и первыми серьезными попытками разработки теории группового поведения. В это время М. Шериф проводит лабораторные эксперименты по изучению групповых норм, а Т. Ньюком исследует аналогичную проблему, но в полевых условиях. Изучаются малые группы в промышленности, оформляется социометрическое направление исследования групп. В течение нескольких лет Р. Уайт посредством метода включенного наблюдения реализует программу изучения «живых» групп в трущобах большого города, очерчивая контуры интеракционистского подхода к изучению групповых процессов. Делаются первые попытки отойти от упрощенного понимания феномена лидерства, дать более сложное, многоплановое его описание в терминах социального влияния, внутригруппового взаимодействия, достижения групповых целей. В тот же период, основываясь на результатах исследования управленческой деятельности в промышленной организации, Ч. Барнард выдвигает идею двухмерного рассмотрения группового процесса, получившую реализацию в ряде подходов к анализу группы в целом, а также структурного ее аспекта.

Интеракциональные подходы актуализируются для прикладных задач коммуникативного менеджмента с 60-х - 70-х годов XX века. Это было вызвано тем, что для коммуникативных стратегий современного общества характерна высокая эффективность. В концепции символического интеракционизма (Т. Мид, Г. Шибутани и др.), а также в теориях ролей (Э. Гоффман и др.) и референтных групп (Р. Мертон, Г. Хаймен, Т. Ньюком, М. Шериф и др.) речь идет о взаимодействии людей. Символический интеракционизм принимает за исходные акты общения между людьми соответствующие символы или «значимые действия», в качестве которых могут выступать вербальные (словесные) и невербальные средства общения (коммуникации), в том числе, мимика, визуальные контакты, интонации голоса, жесты, другие движения и действия. Данные символы опосредуют общение людей, в том числе, партнеров по деловому общению, выражают их мысли и чувства.

Другие представители интеракционизма сводят межличностное общение людей к реализации их социальных ролей. Этим, по их мнению, определяется содержание и направленность общения социальных субъектов. При этом «роль» трактуется как «осуществление прав и обязанностей, связанных с данным статусом». Указывается на активные и латентные (скрытые) роли, а также на адекватное восприятие и выполнение человеком той или иной роли. Диалогическая направленность - главная характеристика коммуникационной стратегии Я - Другое Я, поскольку только в этом случае оба являются друг для друга смыслом. Однако диалогическая направленность - это атрибут коммуникации упорядоченной, осуществляемой по правилам. Установление продуктивного диалога предполагает взаимное оформление: коммуницирующие субъекты должны очертить границы друг друга, только в этом случае коммуникация становится упорядоченной и эффективной. Субъективный смысл взаимодействия индивидов объективируется в ситуациях деятельности, которые становятся отражением соответствующих внутренних процессов сознания. Анализируя межличностное взаимодействие, Мид утверждал, что в совокупности взаимодействий формируется общество и формируется индивидуальное сознание. Таким образом, социальная установка, с точки зрения психологической теории символического интеракционизма, это реакция на установку обобщенного другого, в которой находят свое отражение универсальность и безличность социальных структур.

Еще более широко культивируемой является точка зрения, согласно которой общение представляет собой двусторонний процесс коммуникации и интеракции, т.е. взаимодействия. Однако в пределах такого подхода существует ряд вариаций в зависимости от того, как трактуется понятие коммуникации и интеракции. В одних случаях коммуникация рассматривается как момент интеракции, как способ взаимодействия людей, облегчающий координацию их усилий и процесс приспособления друг к другу. Такова, например, точка зрения английского социального психолога М. Аргайла, который характеризует процесс интеракции через различные виды контактов, к одному из которых наряду с телесным контактом людей, находящихся в процессе физического взаимодействия и пространственного перемещения, он относит и информационный контакт, проявляющийся в вербальной или невербальной форме. Аналогичного мнения по вопросу о соотношении интеракции и коммуникации придерживается и американский социальный психолог Т. Шибутани, который рассматривает коммуникацию как деятельность, предполагающую взаимную координацию и адаптацию поведения индивидов, принимающих участие в процессе общения.

Однако другие авторы возражают против сведения интеракции и коммуникации или отождествления этих понятий. Так, Ян Щепаньский настойчиво проводит различие между понятиями психический и социальный контакт, которые можно рассматривать как своеобразный эквивалент понятию коммуникация, с одной стороны, и понятиям действие и взаимодействие - с другой.

В отличие от информационного подхода, рассматривающего общение как трансакции по передаче информации, в интеракциональном подходе общение рассматривается как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов. Поведенческое управление ситуацией совместного присутствия, её поддержание приобретает характер, не в полной мере зависящий от сознательных намерений участвующих индивидов. Действительное обладание контролем за входом и выходом из ситуации в соответствии со своими намерениями осуществляется при помощи постоянной координации поведения по отношению друг к другу. Интеракциональный подход опирается на такие фундаментальные понятия как система, саморегуляция, программа поведения. Наиболее разработана лингвистическая модель Р.Бёдвистела, согласно которой многообразие взаимодействий комбинируются из ограниченного репертуара интеракций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.007 с.)