Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психоаналитическая традиция в психологии.
При взгляде на личность основными объектами внимания здесь стали конфликт между бессознательным и сознанием, а также бессознательная мотивация поведения. Эта теория исходит из того, что только небольшая часть активности человека обусловлена сознанием и «рассудок не является хозяином в собственном доме». Рассудочная, сознательная сфера психики отражает лишь поверхностную часть личности («верхушку айсберга»). Главную же область психики («подводную часть айсберга») составляет сфера бессознательного» наполненная биологически обусловленными инстинктами. Именно они определяют личность человека, его поведение. Эта обусловленность проявляется в том, что инстинкты стимулируют высвобождение накопленной в психике энергии (либидо (лат. libido) - влечение, желание). Основное содержание энергии заключалось в сексе и агрессии, Человек должен как бы «разрядиться», «заземлить» эту энергию через действия и мысли, доставляющие ему наслаждение. Этот процесс носит характер внутреннего конфликта между отдельными компонентами психики, составляющими ее психологическую структуру. ... Обращение автора к сфере бессознательного позволило выявить многие корни нарушений психики, создать соответствующие психотерапевтические процедуры их устранения (метод свободных ассоциаций, анализ сновидений и оговорок, прием установления близких личных отношений между психотерапевтом и пациентом). Психоанализ обычно критикуют за его недостаточную научную обоснованность, чрезмерную ориентацию на собственные воспоминания и субъективные высказывания пациентов по поводу их сновидений, оговорок и др. Кроме того, психоанализ объясняет особенности поведения человека, но не может предсказать их. По всей вероятности, это связано с тем, что Фрейд работал исключительно с контингентом неврастеников. Исходные посылки: 1) психика человека функционирует на трех уровнях: сознание, предсознание, бессознательное; 2) личность человека включает в себя три тесно взаимосвязанные между собой психологические структуры ("ОНО", "Я", "СВЕРХ-Я"), которые служат "полномочными представителями" трех уровней психики; 3) становление психики происходит в рамках сексуальной сферы через преодоление Эдипова комплекса (у мальчиков)и комплекса Электры (у девочек).
СОЗНАНИЕ- небольшая часть психической жизни человека. Сюда включено все то, что осознается им в данный момент времени. ПРЕДСОЗНАНИЕ- включает всю накопленную в течении жизни информацию. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ- это архив инстинктов, побуждений, эмоций когда-то вытесненных из сознания по различным причинам из-за их опасности для самого сознания. Согласно психоанализу 3. Фрейда, параметры личности (характер, патологии, и др.) обусловлены особенностями сексуального развития. Здесь имеется несколько периодов: оральный (до 12-18 мес.); анальный (2-5); фаллический (5-7 лет); латентный(10-11 лет); генитальный (возраст полового созревания); период психологической зрелости. Психоаналитический подход к психическому развитию личности Фрейд выстроил на интроспекции, умозаключениях, аналогиях без опоры на более строгие методы психологии. Несомненная заслуга Фрейда в том, что он привлек внимание к важнейшей проблеме бессознательного, проблеме влияния событий детства на психику взрослого. Интеракционистский подход (Interactionist approach). Подход, согласно которому подчеркивается значимость как индивидуальных различий, так и ситуационных факторов в объяснении поведения. Основные направления исследований межгрупповых отношений: работы М.Шерифа по изучению группового взаимодействия как источника межгрупповых отношений (сотрудничества или враждебности), изучение А.Тэджфелом взаимосвязи межгрупповых отношений и осознания принадлежности к своей группе. Крупный этап развития психологии малых групп за рубежом относится к периоду 30-х – началу 40-х годов и знаменуется рядом экспериментальных исследований, осуществленных в лабораторных и полевых условиях, и первыми серьезными попытками разработки теории группового поведения. В это время М. Шериф проводит лабораторные эксперименты по изучению групповых норм, а Т. Ньюком исследует аналогичную проблему, но в полевых условиях. Изучаются малые группы в промышленности, оформляется социометрическое направление исследования групп. В течение нескольких лет Р. Уайт посредством метода включенного наблюдения реализует программу изучения «живых» групп в трущобах большого города, очерчивая контуры интеракционистского подхода к изучению групповых процессов. Делаются первые попытки отойти от упрощенного понимания феномена лидерства, дать более сложное, многоплановое его описание в терминах социального влияния, внутригруппового взаимодействия, достижения групповых целей. В тот же период, основываясь на результатах исследования управленческой деятельности в промышленной организации, Ч. Барнард выдвигает идею двухмерного рассмотрения группового процесса, получившую реализацию в ряде подходов к анализу группы в целом, а также структурного ее аспекта.
Интеракциональные подходы актуализируются для прикладных задач коммуникативного менеджмента с 60-х - 70-х годов XX века. Это было вызвано тем, что для коммуникативных стратегий современного общества характерна высокая эффективность. В концепции символического интеракционизма (Т. Мид, Г. Шибутани и др.), а также в теориях ролей (Э. Гоффман и др.) и референтных групп (Р. Мертон, Г. Хаймен, Т. Ньюком, М. Шериф и др.) речь идет о взаимодействии людей. Символический интеракционизм принимает за исходные акты общения между людьми соответствующие символы или «значимые действия», в качестве которых могут выступать вербальные (словесные) и невербальные средства общения (коммуникации), в том числе, мимика, визуальные контакты, интонации голоса, жесты, другие движения и действия. Данные символы опосредуют общение людей, в том числе, партнеров по деловому общению, выражают их мысли и чувства. Другие представители интеракционизма сводят межличностное общение людей к реализации их социальных ролей. Этим, по их мнению, определяется содержание и направленность общения социальных субъектов. При этом «роль» трактуется как «осуществление прав и обязанностей, связанных с данным статусом». Указывается на активные и латентные (скрытые) роли, а также на адекватное восприятие и выполнение человеком той или иной роли. Диалогическая направленность - главная характеристика коммуникационной стратегии Я - Другое Я, поскольку только в этом случае оба являются друг для друга смыслом. Однако диалогическая направленность - это атрибут коммуникации упорядоченной, осуществляемой по правилам. Установление продуктивного диалога предполагает взаимное оформление: коммуницирующие субъекты должны очертить границы друг друга, только в этом случае коммуникация становится упорядоченной и эффективной. Субъективный смысл взаимодействия индивидов объективируется в ситуациях деятельности, которые становятся отражением соответствующих внутренних процессов сознания. Анализируя межличностное взаимодействие, Мид утверждал, что в совокупности взаимодействий формируется общество и формируется индивидуальное сознание. Таким образом, социальная установка, с точки зрения психологической теории символического интеракционизма, это реакция на установку обобщенного другого, в которой находят свое отражение универсальность и безличность социальных структур. Еще более широко культивируемой является точка зрения, согласно которой общение представляет собой двусторонний процесс коммуникации и интеракции, т.е. взаимодействия. Однако в пределах такого подхода существует ряд вариаций в зависимости от того, как трактуется понятие коммуникации и интеракции. В одних случаях коммуникация рассматривается как момент интеракции, как способ взаимодействия людей, облегчающий координацию их усилий и процесс приспособления друг к другу. Такова, например, точка зрения английского социального психолога М. Аргайла, который характеризует процесс интеракции через различные виды контактов, к одному из которых наряду с телесным контактом людей, находящихся в процессе физического взаимодействия и пространственного перемещения, он относит и информационный контакт, проявляющийся в вербальной или невербальной форме. Аналогичного мнения по вопросу о соотношении интеракции и коммуникации придерживается и американский социальный психолог Т. Шибутани, который рассматривает коммуникацию как деятельность, предполагающую взаимную координацию и адаптацию поведения индивидов, принимающих участие в процессе общения.
Однако другие авторы возражают против сведения интеракции и коммуникации или отождествления этих понятий. Так, Ян Щепаньский настойчиво проводит различие между понятиями психический и социальный контакт, которые можно рассматривать как своеобразный эквивалент понятию коммуникация, с одной стороны, и понятиям действие и взаимодействие - с другой. В отличие от информационного подхода, рассматривающего общение как трансакции по передаче информации, в интеракциональном подходе общение рассматривается как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов. Поведенческое управление ситуацией совместного присутствия, её поддержание приобретает характер, не в полной мере зависящий от сознательных намерений участвующих индивидов. Действительное обладание контролем за входом и выходом из ситуации в соответствии со своими намерениями осуществляется при помощи постоянной координации поведения по отношению друг к другу. Интеракциональный подход опирается на такие фундаментальные понятия как система, саморегуляция, программа поведения. Наиболее разработана лингвистическая модель Р.Бёдвистела, согласно которой многообразие взаимодействий комбинируются из ограниченного репертуара интеракций.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.007 с.) |