Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
На контрольном этапе мы использовали те же диагностические задания, которые использовали и на констатирующем этапе. На констатирующем этапе при подборе диагностических заданий мы опирались на методику диагностики эмоциональной отзывчивости Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной: 1. По первому компоненту когнитивный - методика «Придумай конец сказки», авт. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина; методика «Сюжетные картинки», авт. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. 2. По второму компоненту эмоционально-мотивационному - методика А.Д. Кошелевой «Изучение социальных эмоций». 3. По третьему компоненту действенно-практический – методика С. Г. Якобсона и Г. И. Моревой «Изучение морального поведения». После проведения диагностического исследования на контрольном этапе опытно-экспериментальной работе проведен анализ полученных данных и был сделан вывод о том, что уровень эмоциональной отзывчивости учащихся значительно вырос, что свидетельствует об эффективности работы на формирующем этапе. Высокий уровень эмоциональной отзывчивости продемонстрировали 12 учащихся (48%). Средний уровень эмоциональной отзывчивости продемонстрировали 8 учащихся (32%). Низкий уровень эмоциональной отзывчивости продемонстрировали 5 учащихся (20%).
Рис. 1. Результаты диагностики эмоциональной отзывчивости до и после формирующего этапа
Таким образом, мы увидели, что уровень эмоциональной отзывчивости учащихся значительно вырос, что свидетельствует об эффективности работы на формирующем этапе и подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что процесс формирования эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста будет проходить более эффективно, если: 1. Провести цикл занятий по социально-коммуникативному развитию младших школьников в совместной деятельности, направленных на формирование эмоциональной отзывчивости учащихся. 2. Реализована система упражнений по развитию социально-коммуникативных навыков младших школьников в совместной деятельности, включающая педагогическое просвещение, индивидуальные и групповые занятия.
Выводы по 2 главе Опытно-экспериментальная работа по формированию эмоциональной отзывчивости в социально-коммуникативном развитии детей младшего школьного возраста проходила на базе общеобразовательной школы. В работе приняли участие учащиеся 1 класса (25 детей).
Опытно-экспериментальная работа проходила в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе при подборе диагностических заданий мы опирались на методику диагностики эмоциональной отзывчивости Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной. В соответствии с компонентами и показателями развития эмоциональной отзывчивости у детей были подобраны и применены следующие диагностические методики: 1. По первому компоненту когнитивный - методика «Придумай конец сказки», авт. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина; методика «Сюжетные картинки», авт. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. 2. По второму компоненту эмоционально-мотивационному - методика А.Д. Кошелевой «Изучение социальных эмоций». 3. По третьему компоненту действенно-практический – методика С. Г. Якобсона и Г. И. Моревой «Изучение морального поведения». После проведения диагностического исследования на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работе проведен анализ полученных данных. Высокий уровень эмоциональной отзывчивости продемонстрировали 6 учащихся (24%). Средний уровень эмоциональной отзывчивости продемонстрировали 10 учащихся (40%). Низкий уровень эмоциональной отзывчивости продемонстрировали 9 учащихся (36%). Таким образом, в процессе проведения диагностического исследования результаты получились не самые высокие. После проведения констатирующего этапа мы перешли к формирующему. На формирующем этапе нами была проведена работа по формированию эмоциональной отзывчивости в социально-коммуникативном развитии детей младшего школьного возраста. Работа проводилась в соответствии с гипотезой. В рамках первого условия нами был проведен цикл занятий по социально-коммуникативному развитию младших школьников в совместной деятельности, направленных на формирование эмоциональной отзывчивости учащихся. Задачами комплекса занятий являются развитие в триединстве выделенных нами показателей по следующим критериям: когнитивному, эмоционально- мотивационному, действенно-практическому. Занятия проводились во внеурочное время.
В рамках второго условия нами была реализована система упражнений по развитию социально-коммуникативных навыков младших школьников в совместной деятельности, включающая педагогическое просвещение, индивидуальные и групповые занятия. После проведения формирующего этапа мы перешли к контрольному. На контрольном этапе мы использовали те же диагностические задания, которые использовали и на констатирующем этапе. После проведения диагностического исследования на контрольном этапе опытно-экспериментальной работе проведен анализ полученных данных. Высокий уровень эмоциональной отзывчивости продемонстрировали 12 учащихся (48%). Средний уровень эмоциональной отзывчивости продемонстрировали 8 учащихся (32%). Низкий уровень эмоциональной отзывчивости продемонстрировали 5 учащихся (20%). Таким образом, мы увидели, что уровень эмоциональной отзывчивости учащихся значительно вырос, что свидетельствует об эффективности работы на формирующем этапе и подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что процесс формирования эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста будет проходить более эффективно, если: 1. Провести цикл занятий по социально-коммуникативному развитию младших школьников в совместной деятельности, направленных на формирование эмоциональной отзывчивости учащихся. 2. Реализована система упражнений по развитию социально-коммуникативных навыков младших школьников в совместной деятельности, включающая педагогическое просвещение, индивидуальные и групповые занятия.
Заключение Цель исследования достигунта – выявлены особенности формирования эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста через социально-коммуникативное развитие. Задачи исследования выполнены: 1. Изучено понятие о чувствах и эмоциях в психолого-педагогической литературе. 2. Рассмотрены особенности эмоционального развития и особенностей эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста. 3. Выявлены особенности формирования эмоциональной отзывчивости в социально-коммуникативном развитии детей младшего школьного возраста. 4. Проведена опытно-экспериментальная работа по формированию эмоциональной отзывчивости в социально-коммуникативном развитии детей младшего школьного возраста. Подведем итоги. Анализ литературы позволил сделать вывод, что эмоциональная отзывчивость - это способность сопереживать окружающим людям, живым существам, соотносить факты с жизненным опытом; умение откликаться на события, явления; эмоциональный отклик на боль другого человека или другого живого существа; положительное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как склонность помогать нуждающимся, бескорыстие, умение прощать, терпимость. Сенситивным периодом в воспитании эмоциональной отзывчивости считается младший школьный возраст. Ведь для младших школьников характерны: - повышенная чувствительность к восприятию внешних воздействий, высокий уровень обобщений, развитие самоконтроля; - готовность воспринимать и подражать, испытывать себя; - чрезвычайная природная любознательность и эмоциональность, доверие к родителям и учителям;
- отсутствие негативного отношения к правилам морали и сомнений в их необходимости, которые появляются в подростковом возрасте. Именно в этот период создаются предпосылки для разностороннего и гармоничного развития ребенка, формируются познавательные процессы, обогащается содержание эмоций, возникают высшие чувства, закладывается ценностный фундамент личности. Социально-коммуникативное развитие – это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста. К ним можно отнести: формируемые бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержание общения, приобщение ребенка к разным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности – общении, игре, познании, в разных видах деятельности. Значимость проблемы общения младших школьников можно объяснить тем, что именно оно позволяет обратиться исследователю к самому существенному – человеческому в человеке. Социально-коммуникативное развитие формирует мыслительные и психологические свойства, которые проявляются в процессе обучения, формирует речевые умения и навыки. Коммуникативное развитие – это формирование общения, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию друг друга, умении вести диалог, слышать и слушать своего партнера, решать проблемы, созданные во время диалога. Наиболее эффективными технологиями в плане развития навыков социальной коммуникации в работе с младшими школьниками исследователями выделяются технологии обучения в сотрудничестве. Опытно-экспериментальная работа по формированию эмоциональной отзывчивости в социально-коммуникативном развитии детей младшего школьного возраста проходила на базе общеобразовательной школы. В работе приняли участие учащиеся 1 класса (25 детей). Опытно-экспериментальная работа проходила в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе при подборе диагностических заданий мы опирались на методику диагностики эмоциональной отзывчивости Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной. В соответствии с компонентами и показателями развития эмоциональной отзывчивости у детей были подобраны и применены следующие диагностические методики:
1. По первому компоненту когнитивный - методика «Придумай конец сказки», авт. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина; методика «Сюжетные картинки», авт. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. 2. По второму компоненту эмоционально-мотивационному - методика А.Д. Кошелевой «Изучение социальных эмоций». 3. По третьему компоненту действенно-практический – методика С. Г. Якобсона и Г. И. Моревой «Изучение морального поведения». После проведения диагностического исследования на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работе проведен анализ полученных данных. Высокий уровень эмоциональной отзывчивости продемонстрировали 6 учащихся (24%). Средний уровень эмоциональной отзывчивости продемонстрировали 10 учащихся (40%). Низкий уровень эмоциональной отзывчивости продемонстрировали 9 учащихся (36%). Таким образом, в процессе проведения диагностического исследования результаты получились не самые высокие. После проведения констатирующего этапа мы перешли к формирующему. На формирующем этапе нами была проведена работа по формированию эмоциональной отзывчивости в социально-коммуникативном развитии детей младшего школьного возраста. Работа проводилась в соответствии с гипотезой. В рамках первого условия нами был проведен цикл занятий по социально-коммуникативному развитию младших школьников в совместной деятельности, направленных на формирование эмоциональной отзывчивости учащихся. Задачами комплекса занятий являются развитие в триединстве выделенных нами показателей по следующим критериям: когнитивному, эмоционально- мотивационному, действенно-практическому. Занятия проводились во внеурочное время. В рамках второго условия нами была реализована система упражнений по развитию социально-коммуникативных навыков младших школьников в совместной деятельности, включающая педагогическое просвещение, индивидуальные и групповые занятия. После проведения формирующего этапа мы перешли к контрольному. На контрольном этапе мы использовали те же диагностические задания, которые использовали и на констатирующем этапе. После проведения диагностического исследования на контрольном этапе опытно-экспериментальной работе проведен анализ полученных данных. Высокий уровень эмоциональной отзывчивости продемонстрировали 12 учащихся (48%). Средний уровень эмоциональной отзывчивости продемонстрировали 8 учащихся (32%). Низкий уровень эмоциональной отзывчивости продемонстрировали 5 учащихся (20%). Таким образом, мы увидели, что уровень эмоциональной отзывчивости учащихся значительно вырос, что свидетельствует об эффективности работы на формирующем этапе и подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что процесс формирования эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста будет проходить более эффективно, если: 1. Провести цикл занятий по социально-коммуникативному развитию младших школьников в совместной деятельности, направленных на формирование эмоциональной отзывчивости учащихся.
2. Реализована система упражнений по развитию социально-коммуникативных навыков младших школьников в совместной деятельности, включающая педагогическое просвещение, индивидуальные и групповые занятия.
Список литературы 1. Агафонова, И. Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся / И. Н. Агафонова / Управление начальной школой. - 2019. - № 2. - С. 56. 2. Анохин, П. К. Эмоции // Психология эмоций / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - Спб.: Детство- пресс, 2017. – С. 172 - 177. 3. Арефьева, О. М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников / О. М. Арефьева// Начальная школа плюс до и после. - 2017. - № 2. - С. 70-78. 4. Брагуца, А. В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А. В. Брагуца// Начальная школа. - 2018. - № 6. – С. 23. 5. Вербовская, В. С. Эмоциональная отзывчивость: содержание и структура понятия [Электронный ресурс] // Научные статьи, научные журналы. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/journal/n/vestnik-nizhnevartovskogo-gosudarstvennogouniversiteta (Дата обращения: 18.01.2021) 6. Епишина, Л. В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // Начальная школа - 2018. - № 11. – С. 101-105. 7. Желтовская, Л. Я. Особенности развития умения общаться у младших школьников/ Л. Я. Желтовская// Начальная школа. - 2019. - № 5. - С. 50-57. 8. Запорожец, А. В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка / Избр. психол. труды: в 2-х т. Т.1. Психическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 2016. - С. 112-115 9. Клубович, О. В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС / О. В. Клубович// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 10. - С. 50-51. 10. Курносова, С. А. Эмоциональная отзывчивость личности: психолого-педагогический аспект / С.А. Курносова // Журнал Вестник. - 2017. - №1. - С. 56-62. 11. Леонова, Е. В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности/ Е. В. Леонова, А. В. Плотникова// Начальная школа. - 2019. - № 7. - С. 91-96. 12. Микляева, Н. В. Социально-эмоциональное развитие дошкольников / Н. В. Микляева. - М.: ТЦ Сфера, 2018. - 160 с. 13. Мухина, В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов. / В. С. Мухина - М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2018. — 352с. 14. Нанаева, О. В. Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников / О. В. Нанаева // В сборнике: Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики. - 2018. - С. 57-60. 15. Огородник, Д. Д. Воспитание эмоционально-нравственной отзывчивости у школьников во внеурочной деятельности по иностранному языку / Д. Д. Огородник. // Образование и воспитание. - 2019. - № 5 (25). - С. 29-32. 16. Сергеева, О. А. Способы воспитания эмоциональной культуры школьников / О. А. Сергеева. // Молодой ученый. - 2019. - № 4 (4). - С. 282-285. 17. Словарь практического психолога Головин С. Ю. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bookap.info/genpsy/lukovtseva_psihologiya_i_pedagogika_kurs_lektsiy/gl24.sh (Дата обращения: 18.01.2021) 18. Тобагабылова, А. Ж. Теоретические аспекты развития эмоционально-нравственной отзывчивости учащихся в современных образовательных условиях / А. Ж. Тобагабылова // В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. - 2019. - С. 4465-4473. 19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf (Дата обращения: 18.01.2021) 20. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/29614.html (Дата обращения: 18.01.2021) 21. Шилова, А. А. Формирование эмоционально-нравственной отзывчивости в младшем школьном возрасте / А. А. Шилова // В сборнике: Россия и Европа: связь культуры и экономики. - 2018. - С. 183-185. 22. Шакина, Г. В. Оценивание сформированности коммуникативных универсальных действий школьников через технологию сотрудничества/ Г. В. Шакина// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 5. - С. 17-22. 23. Шило, Т. В. Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка / Т. В. Шило, Ю. Н. Редкова. // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). - Краснодар: Новация, 2017. - С. 48-51. 24. Шкуричева, Н. А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности / Н.А. Шкуричева// Начальная школа. - 2017. - № 11. - с. 4-10. 25. Эмоциональная отзывчивость: что это и ее развитие через творчество [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.hnh.ru/culture/Emotional-responsiveness-through-creativity (Дата обращения: 18.01.2021)
Приложение Демонстрационный материал к методике «Сюжетные картинки» Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.052 с.) |