Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы



На контрольном этапе мы использовали те же диагностические задания, которые использовали и на констатирующем этапе. На констатирующем этапе при подборе диагностических заданий мы опирались на методику диагностики эмоциональной отзывчивости Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной:

1. По первому компоненту когнитивный - методика «Придумай конец сказки», авт. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина; методика «Сюжетные картинки», авт. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.

2. По второму компоненту эмоционально-мотивационному - методика А.Д. Кошелевой «Изучение социальных эмоций».

3. По третьему компоненту действенно-практический – методика С. Г. Якобсона и Г. И. Моревой «Изучение морального поведения».

После проведения диагностического исследования на контрольном этапе опытно-экспериментальной работе проведен анализ полученных данных и был сделан вывод о том, что уровень эмоциональной отзывчивости учащихся значительно вырос, что свидетельствует об эффективности работы на формирующем этапе.

Высокий уровень эмоциональной отзывчивости продемонстрировали 12 учащихся (48%).

Средний уровень эмоциональной отзывчивости продемонстрировали 8 учащихся (32%).

Низкий уровень эмоциональной отзывчивости продемонстрировали 5 учащихся (20%).

 

Рис. 1. Результаты диагностики эмоциональной отзывчивости до и после формирующего этапа

 

Таким образом, мы увидели, что уровень эмоциональной отзывчивости учащихся значительно вырос, что свидетельствует об эффективности работы на формирующем этапе и подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что процесс формирования эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста будет проходить более эффективно, если:

1. Провести цикл занятий по социально-коммуникативному развитию младших школьников в совместной деятельности, направленных на формирование эмоциональной отзывчивости учащихся.

2. Реализована система упражнений по развитию социально-коммуникативных навыков младших школьников в совместной деятельности, включающая педагогическое просвещение, индивидуальные и групповые занятия.

 

 

Выводы по 2 главе

Опытно-экспериментальная работа по формированию эмоциональной отзывчивости в социально-коммуникативном развитии детей младшего школьного возраста проходила на базе общеобразовательной школы. В работе приняли участие учащиеся 1 класса (25 детей).

Опытно-экспериментальная работа проходила в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе при подборе диагностических заданий мы опирались на методику диагностики эмоциональной отзывчивости Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной. В соответствии с компонентами и показателями развития эмоциональной отзывчивости у детей были подобраны и применены следующие диагностические методики:

1. По первому компоненту когнитивный - методика «Придумай конец сказки», авт. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина; методика «Сюжетные картинки», авт. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.

2. По второму компоненту эмоционально-мотивационному - методика А.Д. Кошелевой «Изучение социальных эмоций».

3. По третьему компоненту действенно-практический – методика С. Г. Якобсона и Г. И. Моревой «Изучение морального поведения».

После проведения диагностического исследования на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работе проведен анализ полученных данных.

Высокий уровень эмоциональной отзывчивости продемонстрировали 6 учащихся (24%).

Средний уровень эмоциональной отзывчивости продемонстрировали 10 учащихся (40%).

Низкий уровень эмоциональной отзывчивости продемонстрировали 9 учащихся (36%).

Таким образом, в процессе проведения диагностического исследования результаты получились не самые высокие.

После проведения констатирующего этапа мы перешли к формирующему. На формирующем этапе нами была проведена работа по формированию эмоциональной отзывчивости в социально-коммуникативном развитии детей младшего школьного возраста. Работа проводилась в соответствии с гипотезой.

В рамках первого условия нами был проведен цикл занятий по социально-коммуникативному развитию младших школьников в совместной деятельности, направленных на формирование эмоциональной отзывчивости учащихся.

Задачами комплекса занятий являются развитие в триединстве выделенных нами показателей по следующим критериям: когнитивному, эмоционально- мотивационному, действенно-практическому. Занятия проводились во внеурочное время.

В рамках второго условия нами была реализована система упражнений по развитию социально-коммуникативных навыков младших школьников в совместной деятельности, включающая педагогическое просвещение, индивидуальные и групповые занятия.

После проведения формирующего этапа мы перешли к контрольному.

На контрольном этапе мы использовали те же диагностические задания, которые использовали и на констатирующем этапе.

После проведения диагностического исследования на контрольном этапе опытно-экспериментальной работе проведен анализ полученных данных.

Высокий уровень эмоциональной отзывчивости продемонстрировали 12 учащихся (48%).

Средний уровень эмоциональной отзывчивости продемонстрировали 8 учащихся (32%).

Низкий уровень эмоциональной отзывчивости продемонстрировали 5 учащихся (20%).

Таким образом, мы увидели, что уровень эмоциональной отзывчивости учащихся значительно вырос, что свидетельствует об эффективности работы на формирующем этапе и подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что процесс формирования эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста будет проходить более эффективно, если:

1. Провести цикл занятий по социально-коммуникативному развитию младших школьников в совместной деятельности, направленных на формирование эмоциональной отзывчивости учащихся.

2. Реализована система упражнений по развитию социально-коммуникативных навыков младших школьников в совместной деятельности, включающая педагогическое просвещение, индивидуальные и групповые занятия.

 


Заключение

Цель исследования достигунта – выявлены особенности формирования эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста через социально-коммуникативное развитие.

Задачи исследования выполнены:

1. Изучено понятие о чувствах и эмоциях в психолого-педагогической литературе.

2. Рассмотрены особенности эмоционального развития и особенностей эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста.

3. Выявлены особенности формирования эмоциональной отзывчивости в социально-коммуникативном развитии детей младшего школьного возраста.

4. Проведена опытно-экспериментальная работа по формированию эмоциональной отзывчивости в социально-коммуникативном развитии детей младшего школьного возраста.

Подведем итоги.

Анализ литературы позволил сделать вывод, что эмоциональная отзывчивость - это способность сопереживать окружающим людям, живым существам, соотносить факты с жизненным опытом; умение откликаться на события, явления; эмоциональный отклик на боль другого человека или другого живого существа; положительное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как склонность помогать нуждающимся, бескорыстие, умение прощать, терпимость.

Сенситивным периодом в воспитании эмоциональной отзывчивости считается младший школьный возраст. Ведь для младших школьников характерны:

- повышенная чувствительность к восприятию внешних воздействий, высокий уровень обобщений, развитие самоконтроля;

- готовность воспринимать и подражать, испытывать себя;

- чрезвычайная природная любознательность и эмоциональность, доверие к родителям и учителям;

- отсутствие негативного отношения к правилам морали и сомнений в их необходимости, которые появляются в подростковом возрасте.

Именно в этот период создаются предпосылки для разностороннего и гармоничного развития ребенка, формируются познавательные процессы, обогащается содержание эмоций, возникают высшие чувства, закладывается ценностный фундамент личности.

Социально-коммуникативное развитие – это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста. К ним можно отнести: формируемые бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержание общения, приобщение ребенка к разным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности – общении, игре, познании, в разных видах деятельности.

Значимость проблемы общения младших школьников можно объяснить тем, что именно оно позволяет обратиться исследователю к самому существенному – человеческому в человеке. Социально-коммуникативное развитие формирует мыслительные и психологические свойства, которые проявляются в процессе обучения, формирует речевые умения и навыки. Коммуникативное развитие – это формирование общения, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию друг друга, умении вести диалог, слышать и слушать своего партнера, решать проблемы, созданные во время диалога.

Наиболее эффективными технологиями в плане развития навыков социальной коммуникации в работе с младшими школьниками исследователями выделяются технологии обучения в сотрудничестве.

Опытно-экспериментальная работа по формированию эмоциональной отзывчивости в социально-коммуникативном развитии детей младшего школьного возраста проходила на базе общеобразовательной школы. В работе приняли участие учащиеся 1 класса (25 детей).

Опытно-экспериментальная работа проходила в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе при подборе диагностических заданий мы опирались на методику диагностики эмоциональной отзывчивости Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной. В соответствии с компонентами и показателями развития эмоциональной отзывчивости у детей были подобраны и применены следующие диагностические методики:

1. По первому компоненту когнитивный - методика «Придумай конец сказки», авт. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина; методика «Сюжетные картинки», авт. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.

2. По второму компоненту эмоционально-мотивационному - методика А.Д. Кошелевой «Изучение социальных эмоций».

3. По третьему компоненту действенно-практический – методика С. Г. Якобсона и Г. И. Моревой «Изучение морального поведения».

После проведения диагностического исследования на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работе проведен анализ полученных данных.

Высокий уровень эмоциональной отзывчивости продемонстрировали 6 учащихся (24%).

Средний уровень эмоциональной отзывчивости продемонстрировали 10 учащихся (40%).

Низкий уровень эмоциональной отзывчивости продемонстрировали 9 учащихся (36%).

Таким образом, в процессе проведения диагностического исследования результаты получились не самые высокие.

После проведения констатирующего этапа мы перешли к формирующему. На формирующем этапе нами была проведена работа по формированию эмоциональной отзывчивости в социально-коммуникативном развитии детей младшего школьного возраста. Работа проводилась в соответствии с гипотезой.

В рамках первого условия нами был проведен цикл занятий по социально-коммуникативному развитию младших школьников в совместной деятельности, направленных на формирование эмоциональной отзывчивости учащихся.

Задачами комплекса занятий являются развитие в триединстве выделенных нами показателей по следующим критериям: когнитивному, эмоционально- мотивационному, действенно-практическому. Занятия проводились во внеурочное время.

В рамках второго условия нами была реализована система упражнений по развитию социально-коммуникативных навыков младших школьников в совместной деятельности, включающая педагогическое просвещение, индивидуальные и групповые занятия.

После проведения формирующего этапа мы перешли к контрольному.

На контрольном этапе мы использовали те же диагностические задания, которые использовали и на констатирующем этапе.

После проведения диагностического исследования на контрольном этапе опытно-экспериментальной работе проведен анализ полученных данных.

Высокий уровень эмоциональной отзывчивости продемонстрировали 12 учащихся (48%).

Средний уровень эмоциональной отзывчивости продемонстрировали 8 учащихся (32%).

Низкий уровень эмоциональной отзывчивости продемонстрировали 5 учащихся (20%).

Таким образом, мы увидели, что уровень эмоциональной отзывчивости учащихся значительно вырос, что свидетельствует об эффективности работы на формирующем этапе и подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что процесс формирования эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста будет проходить более эффективно, если:

1. Провести цикл занятий по социально-коммуникативному развитию младших школьников в совместной деятельности, направленных на формирование эмоциональной отзывчивости учащихся.

2. Реализована система упражнений по развитию социально-коммуникативных навыков младших школьников в совместной деятельности, включающая педагогическое просвещение, индивидуальные и групповые занятия.

 

 


Список литературы

1. Агафонова, И. Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся / И. Н. Агафонова / Управление начальной школой. - 2019. - № 2. - С. 56.

2. Анохин, П. К. Эмоции // Психология эмоций / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - Спб.: Детство- пресс, 2017. – С. 172 - 177.

3. Арефьева, О. М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников / О. М. Арефьева// Начальная школа плюс до и после. - 2017. - № 2. - С. 70-78.

4. Брагуца, А. В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А. В. Брагуца// Начальная школа. - 2018. - № 6. – С. 23.

5. Вербовская, В. С. Эмоциональная отзывчивость: содержание и структура понятия [Электронный ресурс] // Научные статьи, научные журналы. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/journal/n/vestnik-nizhnevartovskogo-gosudarstvennogo￾universiteta (Дата обращения: 18.01.2021)

6. Епишина, Л. В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // Начальная школа - 2018. - № 11. – С. 101-105.

7. Желтовская, Л. Я. Особенности развития умения общаться у младших школьников/ Л. Я. Желтовская// Начальная школа. - 2019. - № 5. - С. 50-57.

8. Запорожец, А. В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка / Избр. психол. труды: в 2-х т. Т.1. Психическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 2016. - С. 112-115

9. Клубович, О. В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС / О. В. Клубович// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 10. - С. 50-51.

10. Курносова, С. А. Эмоциональная отзывчивость личности: психолого-педагогический аспект / С.А. Курносова // Журнал Вестник. - 2017. - №1. - С. 56-62.

11. Леонова, Е. В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности/ Е. В. Леонова, А. В. Плотникова// Начальная школа. - 2019. - № 7. - С. 91-96.

12. Микляева, Н. В. Социально-эмоциональное развитие дошкольников / Н. В. Микляева. - М.: ТЦ Сфера, 2018. - 160 с.

13. Мухина, В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов. / В. С. Мухина - М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2018. — 352с.

14. Нанаева, О. В. Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников / О. В. Нанаева // В сборнике: Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики. - 2018. - С. 57-60.

15. Огородник, Д. Д. Воспитание эмоционально-нравственной отзывчивости у школьников во внеурочной деятельности по иностранному языку / Д. Д. Огородник. // Образование и воспитание. - 2019. - № 5 (25). - С. 29-32.

16. Сергеева, О. А. Способы воспитания эмоциональной культуры школьников / О. А. Сергеева. // Молодой ученый. - 2019. - № 4 (4). - С. 282-285.

17. Словарь практического психолога Головин С. Ю. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bookap.info/genpsy/lukovtseva_psihologiya_i_pedagogika_kurs_lektsiy/gl24.sh (Дата обращения: 18.01.2021)

18. Тобагабылова, А. Ж. Теоретические аспекты развития эмоционально-нравственной отзывчивости учащихся в современных образовательных условиях / А. Ж. Тобагабылова // В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. - 2019. - С. 4465-4473.

19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf (Дата обращения: 18.01.2021)

20. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/29614.html (Дата обращения: 18.01.2021)

21. Шилова, А. А. Формирование эмоционально-нравственной отзывчивости в младшем школьном возрасте / А. А. Шилова // В сборнике: Россия и Европа: связь культуры и экономики. - 2018. - С. 183-185.

22. Шакина, Г. В. Оценивание сформированности коммуникативных универсальных действий школьников через технологию сотрудничества/ Г. В. Шакина// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 5. - С. 17-22.

23. Шило, Т. В. Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка / Т. В. Шило, Ю. Н. Редкова. // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). - Краснодар: Новация, 2017. - С. 48-51.

24. Шкуричева, Н. А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности / Н.А. Шкуричева// Начальная школа. - 2017. - № 11. - с. 4-10.

25. Эмоциональная отзывчивость: что это и ее развитие через творчество [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.hnh.ru/culture/Emotional-responsiveness-through-creativity (Дата обращения: 18.01.2021)

 


Приложение

Демонстрационный материал к методике «Сюжетные картинки» Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.052 с.)