Понятие о чувствах и эмоциях в психолого-педагогической литературе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о чувствах и эмоциях в психолого-педагогической литературе



В конце XIX века в России тему эмоций, более подробно стал рассматривать русский психолог и философ идеалист Н.Я. Грот Он считал, что именно эмоции являются необходимой составляющей для изучения психической жизни человека. Психолог рассматривал в качестве основной единицы анализа психической жизни «психический оборот», состоящий из ощущений, эмоций, умственной переработки и волевого решения, переходящего в действия. Так же Н.Я. Грот утверждал, что ощущения не способны регулировать процессы организма человека, а вот эмоции являются продуктом субъективной оценки ощущений, и оценки внутренних и внешних отношений организма [2, с. 172].

Многие русские физиологи, психологии занимались изучением темы эмоции и чувства человека, такие как П.В. Симанов, П.К. Анохин, Е.П. Ильин, С.Л. Рубенштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и др. Академик П.К. Анохин считал, что эмоции возникли в процессе эволюции и закрепились как приспособительный механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах и способствующий сохранению жизни, как отдельной особи, так и всего вида [2, с. 173].

П.В. Симанов утверждал в своей теории, что эмоции – это отражением мозгом качества и величины актуальной потребности и вероятности её удовлетворения.

Представитель психологической теории А.Н. Леоньтев считал, что эмоции, субъективно отражая информацию о внешних объектах, об их связях и отношениях, объективных ситуациях, в которых осуществляется деятельность человека, отражают так же непосредственно отношения между реализацией и мотивами, отвечающей мотивам деятельности.

В своей теории С.Л. Рубинштейн предложил собственную иерархию эмоций, включающую три уровня. Первый уровень, это эмоции, связанные с общими состояниями индивида, переживания, связанные с физическим ощущением удовольствия или неудовольствия, обусловленные каким-то неосознаваемыми факторами. «Предметные» эмоции включает второй уровень, такие эмоции, в отношении которых индивид может осознать причину своего переживания. Третий уровень включает сложные обобщённые ощущения, связанные с отношением индивида к самому себе и окружающему миру и не зависящие от каких-то специфических потребностей, состояний или явлений.

Эмоции – это очень сложные психические явления. Аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс – это значимые типы эмоциональных переживаний. Наиболее мощный вид эмоциональной реакции – это аффекты. Аффектами можно охарактеризовать бурно протекающие, интенсивные и эмоциональные кратковременные вспышки. Эмоции от эффектов отличаются длительностью. Эмоции представляют собой реакцию не только на события текущие, но и на вспоминаемые или вероятные. Чувства чем эмоции более длительные, стояние психическое, имеющие чётко выраженный предметный характер. Настроение - эмоциональное состояние самое длительное, окрашивающие всё поведение. Изменения в психической сфере человека является эмоциональный стресс, а также изменения протекания психических процессов, трансформация мотивационной структуры деятельности, эмоциональные сдвиги, нарушения речевого поведения, двигательного [2, с. 173].

Эмоциональное состояние, как и сами эмоции, являются важными для каждого, так как это способ приобретения жизненного опыта. Опыт наполнен многообразным содержанием: страхом, гневом, стремлением преодолевать трудности и достигать поставленных целей, адаптироваться к ситуациям, адаптироваться в социальном мире. Поэтому главной регулирующей системой, обеспечивающей активное движение индивида и приспособления оного к условиям, является собственная эмоциональная сфера, которая первой реагирует на сложившуюся ситуацию или на воздействия любого происхождения. Следует отметить, что большинство авторов – С.Л. Рубенштейн, A.В. Петровcкий, A.Г. Ковaлёв – считают чувства высшими, сложными, социальными эмоциями. В «Психологическом словаре» чувства определяются как «устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами». Психолог А. В. Петровский пишет, что «чувства - это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает».

 Ещё один вид эмоциональных состояний – это чувства. Эмоций и чувства различаются. Эмоции, могут носить ориентировочной реакции характер, по-другому можно сказать несут первичную информацию об избытке чего – либо или недостатке. Так же эмоции часто бывают недостаточно осознаваемыми и неопределёнными. Чувства, наоборот, в большинстве случаев конкретны и предметны. «Смутное чувство» такое явление говорит о неопределённости чувств, рассматривается как процесс перехода от эмоциональных ощущений к чувствам. Эмоций и чувства различаются тем, что эмоции связаны с биологическими процессами в большой степени, а с социальной сферой уже чувства. Существенным различием чувств и эмоций, является то, что эмоции связаны с областью бессознательного в большой степени, чувства максимально представлены в сознании человека. Психологи отмечают, чувства человека имеют всегда внешнее проявление определённое, а эмоции чаще всего не имеют [5].

Наиболее четкое разделение эмоций и чувств дано в научных работах А. Н. Леонтьевым. Автор отмечает, что эмоция имеет ситуативный характер, т. е. выражает оценочное отношение к наличной или возможной в будущем ситуации, а также к своей деятельности в ситуации. Чувство же носит отчетливо выраженный «предметный» (объектный) характер. Чувство — это устойчивое эмоциональное отношение. Существенно и замечание А. Н. Леонтьева, что «эмоции и чувства могут не совпадать и даже противоречить друг другу (например, глубоко любимый человек может в определенной ситуации вызвать преходящую эмоцию неудовольствия, даже гнева».

В построении контактов с окружающими людьми значимую роль играют чувства. Находиться в комфортной обстановке человеку всегда проще, а не в условиях, вызывающих у него негативные чувства. Чувства всегда индивидуальны. Если что-то нравится одному, вызывать негативные чувства у другого может. Это можно объяснить тем, что чувства опосредуются системой ценностных установок конкретного человека. Высшие чувства представляют собой особую форму переживаний. В них заключено всё богатство подлинных человеческих отношений. Чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные, и в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся. Чувства - нравственные или моральные, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Интеллектуальные чувства, возникающие в процессе познавательной деятельности человека, называют переживания. Эмоциональное отношение человека к прекрасному в искусстве, в природе и в жизни людей, представляют собой эстетические чувства [5].

Особенности эмоций, а именно их сила, длительность, устойчивость изменяются на протяжении детства ребёнка. Все изменения связаны с усложнением отношений ребенка с окружающим миром, с изменением общего характера деятельности ребенка и его мотивов. Все переживания удовольствия и неудовольствия, связанными с удовлетворением или неудовлетворением непосредственных желаний, возникают у ребенка более сложные чувства. Данные чувства вызваны тем, ребёнок насколько выполнил хорошо свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им действия для других людей. В какой мере он соблюдает по отношению к себе и окружающим определенные нормы и правила поведения. Формированию гармонически развитой личности у ребенка должно служить прежде всего воспитание чувств. Одним из показателей этой гармонии является определенное соотношение эмоционального развития и интеллектуального. Недооценка этого требования, как правило, ведет к преувеличенному, одностороннему развитию какого-то одного качества, чаще всего интеллекта. Это, конечно, не дает возможности глубоко понять особенности самого мышления ребёнка и управления его развитием, и не позволяет до конца уяснить роль таких мощных регуляторов поведения, как мотивы и эмоции [25].

Эмоциональная отзывчивость – это осознание своих переживаний, и умение семантически оформить их. У ребёнка отзывчивость эта проявляется в многочисленных рисунках, в которых пытается проецировать своё состояние. У зрелой личности – в словах, обозначающих эмоции, чувства, состояние, динамику и направленность переживаний. Таким образом, эмоциональная отзывчивость это способность индивида к рефлексии своего внутреннего состояния, эмоций, переживаний, возникающих как в процессе естественных психофизиологических изменений организма человека, так и в процессе воздействий внешних акций.

Эффективность образования степенью включенности в неё эмоциональных проявлений ребёнка как заданных природой естественных ценностных форм жизни, утверждает Н. П. Ежова. Специально организованное эмоционально насыщенное общение взрослого с детьми может способствовать этому с одной стороны, а с другой - существование в педагогическом процессе эмоционального компонента на равных правах с познавательным и действенно-практическим [25].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.007 с.)