Организация работы по формированию эмоциональной отзывчивости в социально-коммуникативном развитии детей младшего школьного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация работы по формированию эмоциональной отзывчивости в социально-коммуникативном развитии детей младшего школьного возраста



На формирующем этапе нами была проведена работа по формированию эмоциональной отзывчивости в социально-коммуникативном развитии детей младшего школьного возраста. Работа проводилась в соответствии с гипотезой о том, что процесс формирования эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста будет проходить более эффективно, если:

1. Провести цикл занятий по социально-коммуникативному развитию младших школьников в совместной деятельности, направленных на формирование эмоциональной отзывчивости учащихся.

2. Реализована система упражнений по развитию социально-коммуникативных навыков младших школьников в совместной деятельности, включающая педагогическое просвещение, индивидуальные и групповые занятия.

Основными задачами формирующего эксперимента было:

- усвоение младшими школьником норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- обучение детей речевым средствам общения, выразительным движениям (мимика, жесты, пантомимика);

- развитие социального интеллекта младших школьников;

- развитие субъектной позиции личности обучающегося в совместной деятельности со сверстниками;

- развитие способности к разрешению внешних и внутригрупповых социально-коммуникативных ситуаций;

- развитие эмоциональной сферы младших школьников, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- формирование знаний о себе, развитие адекватной самооценки;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

- формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми, правил поведения;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- воспитание чувств доброжелательности, уважения в отношениях с другими людьми;

- создание возможности получения детьми нетравматического опыта самопознания; обучение детей пониманию себя и умению быть «в мире с собой».

Принципами построения и реализации цикла занятий выступили следующие:

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;

- принцип субъектности в развитии обучающихся (предполагает отношение к ребенку как к субъекту, построение взаимодействия с ним на основе субъект-порождающего и субъект-совместного типов, по В.И. Панову; обусловливает появление у ребенка нового отношения к миру, себе, другим людям, новых способностей, желаний, интересов, побуждений к деятельности, развитие творческих способностей);

- принцип интеграции (объединение усилий всех субъектов образовательного процесса для реализации психолого-педагогической программы, использование интегративных форм совместной деятельности.

- принцип систематичности;

- принцип диалогичности (открытое диалогичное взаимодействие субъектов образовательного процесса, основанное на безусловном принятии личности обучающегося; позитивное восприятие педагогом детей и детьми друг друга, вера в ребенка, создание ситуации успеха каждому ребенку, что исключает негативную оценку его действий, указание ошибок, критику; предусматривает поддержку возможностей, достижений, позитивных устремлений, опору на положительные черты личности);

- принцип рефлексивности (осмысление педагогом-психологом продвижения в социально-коммуникативном развитии, детьми - личностных изменений в собственном развитии);

- принцип самоценности возраста (учет того, что каждый период детства рассматривается как настоящая, яркая, самобытная жизнь; решение образовательных и воспитательных задач должно опираться на характерные для каждого возраста виды деятельности и общения со взрослыми и сверстниками);

- принцип совместности (содействия, сопереживания, организация взаимодействия педагога с детьми и детей друг с другом, включение семьи в реализацию программы).

В рамках первого условия нами был проведен цикл занятий по социально-коммуникативному развитию младших школьников в совместной деятельности, направленных на формирование эмоциональной отзывчивости учащихся.

Задачами комплекса занятий являются развитие в триединстве выделенных нами показателей по следующим критериям: когнитивному, эмоционально- мотивационному, действенно-практическому. Занятия проводились во внеурочное время.

Таблица 1

Тематический план цикла занятий по развитию социально-коммуникативных навыков младших школьников в совместной деятельности «Как хорошо уметь общаться!»

№ п/п Тема Содержание
Занятие 1 «От улыбки станет всем светлей!» Мы снова вместе! Делимся своим настроением сдрузьями
Занятие 2 «График настроения» Что такое чувства? Язык чувств и эмоций. Делимся чувствами.
Занятие 3 «Как говорят части тела?» Язык жестов и движений. Учимся общаться без слов.
Занятие 4 «Как мы воспринимаем информацию?» Мои умные помощники (глаза, уши, нос, рот, руки)
Занятие 5 «Тайна моего «Я» Составь автопортрет. «Кто такой Я?»
Занятие 6 «Я - особенный и такой разный!» Мои положительные и отрицательные эмоции. Учимся регулировать свои эмоции.
Занятие 7 «Я и другой» Что такое хорошо и что такое плохо? Наши поступки и их влияние на других людей. Не хочу быть плохим, или Как подружились Хочу и Надо
Занятие 8 Этот странный взрослый мир «Встреча с Золотой рыбкой» или история о том, как мечта начинает сбываться
Занятие 9 Играем вместе свободная игра. «Наука отдыхать»
Занятие 10 «У меня все получится!» Расскажи о себе и о своей мечте

 

В рамках второго условия нами была реализована система упражнений по развитию социально-коммуникативных навыков младших школьников в совместной деятельности, включающая педагогическое просвещение, индивидуальные и групповые занятия.

Совместная деятельность по психолого-педагогической программе условно была разделена на три составных части:

- специально организованное обучение в форме занятий;

- совместная деятельность ребенка со сверстниками: конструирование, проектная деятельность, подготовка и участие в интерактивных праздниках и др.

- свободная самостоятельная деятельность детей: сюжетно-ролевая игра, конструирование, художественное творчество.

Гармоничное сочетание этих форм способствовало успешному развитию и взаимодействию обучающихся и формированию социально-коммуникативных навыков в ходе занятий.

Для развития умений понимать разные эмоции и чувства педагог побуждал детей:

- рассматривать мимику людей с разными эмоциями;

- сравнивать выражение глаз, положение губ, бровей, характерные жесты, интонацию голоса при тех или иных эмоциональных состояниях;

- отражать мир эмоций в рисунках, в коллажах;

- передавать эмоции и соответствующие действия людей и животных в театрализованных этюдах и играх, в образных игровых импровизациях.

Таким образом, на формирующем этапе были реализованы условия выдвинутой нами гипотезы.

После проведения формирующего этапа мы перешли к контрольному.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.007 с.)