Особенности формирования эмоциональной отзывчивости в социально-коммуникативном развитии детей младшего школьного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности формирования эмоциональной отзывчивости в социально-коммуникативном развитии детей младшего школьного возраста



Социально-коммуникативное развитие – это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста. К ним можно отнести: формируемые бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержание общения, приобщение ребенка к разным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности – общении, игре, познании, в разных видах деятельности [12, с. 123].

В младшем школьном возрасте происходит зарождение отношений между детьми. Взаимоотношения в этот период играют важную роль в становлении личности ребенка, в формировании его коммуникативных навыков общения. Межличностные отношения и коммуникативное развитие развиваются именно в младшем школьном возрасте. В этом возрасте дети общаются с теми, кто отзывается на их просьбы и пожелания, кто готов разделить их интересы, кто старается помочь им. Внимательность, доброта, уверенность в себе, самостоятельность и честность, все эти качества личности необходимы для возникновения взаимоотношений между детьми.

 Главной задачей современной школы является воспитание культурной личности, которая способна к эффективному общению, творческой личности. Поэтому школа, прежде всего, обращает внимание на коммуникативное развитие ребенка. Проблема общения детей между собой и с взрослыми занимает одно из важнейших мест в педагогике. В педагогическом процессе уделяется недостаточно времени коммуникативному развитию детей с учетом их индивидуального развития.

Основной задачей учителя является объединить своих учеников, сделать из класса дружный и сплоченный коллектив. Но прежде чем это сделать, учитель должен завоевать доверие и подружиться со своими учениками. Другая задача учителя - прививать ребенку чувство совести и чувство долга, в том числе, долга помощи своему однокласснику. Дети могут находить себе друзей, как в классе, так и за его пределами. Выбрать друзей ребенок может самостоятельно, учитель лишь должен поддерживать ребенка в его выборе друга. Нельзя навязывать ребенку свое мнение, нельзя быть против их дружбы. Если дети хотят общаться и дружить, то они будут продолжать это делать до того момента, как только им не надоест или их разлучат какие-то несхожие друг с другом интересы [1, с. 56].

Дружеские отношения можно расценивать как форму близких личностно значимых отношений, в которых наиболее полно рассматривается возрастное своеобразие отношений со сверстниками и их роль в психическом развитии. С появлением новых друзей у ребенка начинается новый этап формирования личности, развитие коммуникативных способностей. С приходом в школу, знакомясь с новыми людьми, сверстниками, ребенок начинает свое общение и сталкивается с определенными трудностями: взаимоотношение в обществе, сотрудничество в учебной деятельности, сложности коммуникации.

За коммуникативным развитием ребенка в школе следит учитель. Если ребенок не общается ни с кем в классе, учитель должен обратить на это внимание. Ребенок может быть слишком застенчив, стеснительным или не может найти общий язык со сверстниками. Учитель должен сформировать у ребенка навыки общения, чтобы малыш мог почувствовать себя защищенным со стороны учителя, а взрослый со своей стороны не должен указывать на недостатки ученика, на его скромность и застенчивость. Прежде всего, учителю необходимо определить характер каждого ученика, выяснить, кто в классе имеет задатки лидера, а кто не любит идти на контакт. Отношения между людьми не только помогают понять самого себя и других людей, осознать причины своих поступков, разобраться в своих чувствах, но и формируют личность и определяют ее особенности [24, с. 6].

Важны как отношения ребенка со сверстниками, так и его положение в классе. То, как себя чувствует ребенок в классе, как он ощущает свое положение, во многом зависит от его общения со сверстниками. Общение между детьми можно рассматривать как форму близких личностно значимых отношений, в которой наиболее полно рассматривается возрастное своеобразие отношений со сверстниками и их роль в психическом развитии. С появлением новых друзей у ребенка начинается новый этап формирования личности. Решающим фактором формирования коммуникативного развития является овладение ребенком учебной деятельностью.

Межличностные отношения детей в школе - это очень важный процесс усвоения социального опыта, в который ребенок включается, приходя в школу. Каждый ребенок, приходя в школу, хочет, чтобы его одноклассники дружили с ним и уважали его, но не у всех это получается. Дети со спокойным характером, дружелюбные, умеющие находить общий язык со сверстниками и с взрослыми, обладающие богатой фантазией более популярны для общения. Капризные, грубые, вспыльчивые, агрессивные дети не пользуются популярностью в классе. Отношения детей изменяются при переходе из класса в класс. В начальной школе дети оценивают друг друга по внешним качествам. Учитель, также, смотрит на такие качества ребенка, как активное участие в деятельности класса в учебное и внеурочное время и хорошая успеваемость. А непривлекательными качествами для учителя является плохое поведение и учеба, неучастие во внеурочной деятельности, неряшливость и плаксивость [3, с. 73].

Обмен информацией между участниками совместной деятельности является составляющей частью общения, которая может быть охарактеризована как коммуникативная сторона общения. Общаясь, люди передают друг другу ту или иную информацию. Также, при общении важно знать расположение одного человека к другому. Коммуникация зародилась еще в античную эпоху софистами. Они выделили три весомых аспекта коммуникативности: - рассмотрение взаимосвязи между людьми как воздействие на этих людей; - коммуникативное общение одного человека с другим не является случайным; - коммуникативное общение одного человека может быть небезопасна.

Коммуникация – это социально обусловленный процесс передачи информации от одного индивида к другому. Под термином «коммуникация» подразумевается общение между людьми, отражающее степень их информированности в какой- либо области. Коммуникация как субъект – субъектное взаимодействие представляет собой сложнейшее социальное явление, которое рассматривается в психологии на теоретическом, экспериментальном и прикладном уровнях уже более века и все же остается недостаточно изученным феноменом.

Значимость проблемы общения младших школьников можно объяснить тем, что именно оно позволяет обратиться исследователю к самому существенному – человеческому в человеке. Социально-коммуникативное развитие формирует мыслительные и психологические свойства, которые проявляются в процессе обучения, формирует речевые умения и навыки. Коммуникативное развитие – это формирование общения, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию друг друга, умении вести диалог, слышать и слушать своего партнера, решать проблемы, созданные во время диалога. Для эффективного коммуникативного развития необходимо предоставить ребенку полную свободу в выборе собеседников, для того, чтобы ребенку было комфортно в дальнейшем общаться с ними. Общение между детьми – важное условие психического развития ребенка. Для каждого школьника его отношения с одноклассниками являются очень важным фактором личностного развития. С появлением общения, у ребенка начинают развиваться коммуникативные способности [22, с. 18].

Социально-коммуникативное развитие включает в себя самосознание, самоконтроль, эмпатию и навыки отношений. Совместная деятельность проникает во все виды деятельности младших школьников, которые имеют место в образовательной практике школы, учреждений дополнительного образования и иных социокультурных учреждений.

Наиболее эффективными технологиями в плане развития навыков социальной коммуникации в работе с младшими школьниками исследователями выделяются технологии обучения в сотрудничестве.

Способствуя становлению коммуникативной компетентности обучающихся, необходимо развивать их мыслительные процессы, творческие способности, организовывать учебный процесс, как совместное исследование.

Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения. Для формирования умения работать в сотрудничестве лучше начинать с работы в малых группах сменного состава. Во время работы учащиеся самостоятельно обсуждают между собой порядок выполнения задания с последующим его выполнением.

Учащимся, которые не вникли в суть задания, даётся право ещё раз попытаться его объяснить, проанализировать, сделать выводы. Этот вид работы является творческо-поисковым процессом, где учитель является наблюдателем, соучастником [4, с. 23].

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей. Начинать работу в группах следует с планировки классных комнат. Чтобы группы не мешали работать друг другу во время обсуждения необходимо рассаживать учеников «нос к носу». Расположение столов такое, чтобы дети могли общаться в процессе совместной деятельности (видеть лица друг друга). Класс можно разделить на группы разными способами:

- «Соседи» (парные группы);

- «Друзья» (четвёрки);

- творческое объединение «Тёзки» (класс делится на группы по начальной букве алфавита или имени) [7, с. 52].

Для продуктивной работы в группе каждый ученик должен чётко знать и придерживаться правил работы в группе. Необходимо соблюдать следующие принципы построения групповой работы на уроке:

- сообщение цели сотрудничества перед любой работой:

- каждый ученик вносит собственный вклад в общее дело, высказывает свои идеи, внимательно выслушивает партнёров, чётко следя за тем, чтобы у всех были равные возможности на участие в работе;

- каждый член группы должен понимать, что он делает и как следует выполнять задание.

Отслеживание активности группы на протяжении всей работы способствует развитию социально-коммуникативных навыков, что предполагает выполнение следующих правил:

- учитель должен по необходимости оказывать помощь.

- выставление оценок – одна на всю группу:

- при обобщении учебного материала считаю существенной не балловую оценку, а достижение группы, хотя каждый балл должен быть обоснован: оценивается группа и каждый ученик ответственен за общую (групповую) оценку; именно это является стимулом сотрудничества: все должны помогать друг другу [11].

Сложность организации совместной деятельности на уроке связана с тем, что необходимо строить учебную и внеурочную деятельность большого количества обучающихся, обладающих незначительным опытом взаимодействия. Услышать и учесть мнения абсолютного большинства, согласовать позиции участников в условиях фронтальной работы практически не удаётся, поэтому организация групповой формы работы даёт возможность учитывать индивидуальные мнения школьников, способности каждого ребёнка, психологическую совместимость учащихся.

Стремительно меняется время и общество, но неизменно остаётся роль учителя не только как человека, передающего знания, но и как наставника, отвечающего на жизненные вопросы.

От педагога требуется умение организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы помочь каждому обучающемуся обрести себя, создать условия для раскрытия его индивидуальности. А это требует активного живого общения, которое способствовало бы социально-коммуникативному развитию через активизацию навыков как речевого общения, так и невербальной коммуникации.

Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников, а на их основе – развитию социально-коммуникативных навыков.

По мнению исследователей успешность обучения зависит от способности педагога организовать сотрудничество обучающихся с учителем и друг с другом.

Наиболее эффективно развитие социально-коммуникативных навыков осуществляется через обучение сотрудничеству, которое включает несколько этапов:

1. Создание мотивации взаимодействия. Для создания мотивации надо показывать младшим школьникам, что делать что-то вместе – это весело и интересно, говорить о радости сотрудничества малоэффективно, ребята должны понять это на собственном опыте.

2. Обучение правилам эффективного взаимодействия. Для обучения учащихся правилам эффективного взаимодействия необходимо с 1 класса говорить о пользе обсуждения с партнёром своих замыслов и планов, соблюдения принципов невмешательства в работу другого без его согласия; применения справедливых процедур и объективных критериев при решении спорных вопросов.

3. Обеспечение опыта совместной деятельности. Для этого можно использовать метод коллективной познавательной деятельности. При работе по этому методу используют три вида пар: статическую, динамическую и вариационную [11, с. 94].

В процессе такой работы обучающиеся выполняют роли «учителя», «ученика», обсуждают задания, проводят взаимообучение, что и создаёт предпосылки для их успешного включения в совместную деятельность на основе отношений сотворчества, что в свою очередь позволяет повысить коммуникативные возможности каждого ученика в отдельно взятой группе, и в целом - классе.

На ступени начального образования ребёнок овладевает знаниями, умениями и навыками, которые определены стандартом начального общего образования.

Сегодня, когда возрастание коммуникативной активности членов нашего общества продиктовано быстро изменяющимися условиями жизни, ориентированность многих программ на речевое развитие младших школьников становится особенно понятной и актуальной. Совершенствуются учебники, дидактические пособия и т.д. Но, к сожалению, из организации учебного материала выпадает самое важное – ориентир познания, т.е. ясное понимание того, ради чего ребёнок решает данную учебную задачу. Для активизации интереса к процессу обучения и социально-коммуникативному взаимодействию необходимо, по мнению специалистов, стимулировать предметные интересы обучающихся и пробуждать их познавательные потребности.

Поэтому процесс сотрудничества предполагает соблюдение следующих условий организации взаимодействия:

- тесная связь учебного материала, рождающая и укрепляющая сотрудничество между учителем и учениками;

- соблюдение культуры педагогического общения;

- сохранение за учеником свободы выбора деятельности и общения;

- совместная с учителем познавательная деятельность, делающая школьника субъектом учебного процесса [6, с. 101].

Выбор учебного материала, литературных произведений, творческих заданий, учебных задач для работы в группах предполагает соблюдение ряда условий. Они должны носить воспитывающий характер, способствовать взаимообогащению знаний младших школьников. Необходимо использовать задания, которые способствуют развитию умения общаться, высказывать своё мнение, услышать позицию напарника, найти правильное решение поставленной учебной задачи. Дети непосредственно взаимодействуют друг с другом, а учитель, оставаясь центральной фигурой обучения специально организует их сотрудничество.

Приёмы, которые способствуют укреплению сотрудничества и развитию социально-коммуникативных навыков младших школьников в совместной деятельности:

Этика вербального обращения к обучающимся. Этим приёмом возбуждается и укрепляется радостное ожидание, предвкушение удовольствия от общения и совместной деятельности.

Стимулирующее общение, вызывающее радость обучающихся от получения новых знаний, овладения способами действий, решения поставленных задач. Данный приём воспитывает любовь и доверие человека к человеку; тональность произнесения фраз должна быть располагающей, доброжелательной, уважительной, выражающей восхищение;

Дорисовывание – независимо от того, как ученик ведёт себя на конкретном уроке, учитель «накладывает» на него «краски», веря в то, что ученик настроен на совершенствование.

Приобщение детей к плану урока. Данный прием направлен на то, чтобы обучающиеся самостоятельно составляли план к уроку, были единомышленниками учения, чувствовали себя хозяевами урока и осознавать свою исключительную роль в его реализации.

Доверие ученику. Обращаясь к ученику словами: «Только ты это сможешь сделать, это очень трудное дело, потому – добровольцы, вперёд!», учитель показывает, что он доверяет ученику

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Оно также отражает личностно-ориентированный подход. Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его социализации, но и формирование социально-коммуникативных умений. Ребята, работающие вместе, становятся друзьями не только на время выполнения общих заданий на уроке, но и их доброжелательное отношение друг к другу переходит на их жизнь и вне школы, становится качеством их личности [6, с. 102].

В основу формирования коммуникативной компетенции должен быть положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика.

Подход основан на положении П.Я. Гальперина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо идти от внешних практических материальных действий к действиям внутренним, теоретическим, идеальным, т. е. обучение предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность под руководством учителя, а затем – самостоятельную. Речь идет о «зоне ближайшего развития» (понятие, которое характеризует разницу между тем, на что ученик способен самостоятельно, и тем, на что он становится способен при помощи учителя, которую необходимо учитывать при формировании коммуникативной компетенции.

Данный подход не противопоставлен традиционному, но и не тождественен ему, так как он фиксирует и устанавливает подчиненность знаний, умений, ставя акцент на практической стороне вопроса, расширяя содержание собственно личностными составляющими.

Чтобы развитие социально-коммуникативных навыков младших школьников в совместной деятельности было результативным, более успешным, чтобы создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика, необходимо знать индивидуальные особенности и учебные возможности обучающихся данного возраста.

При определении учебных возможностей обучающихся учитываются два параметра: обучаемость и учебная работоспособность. Одним из критериев определения уровня обученности являются оценки в журналах. Уровень сформированности интеллектуальных умений определяется в процессе познавательной деятельности путем наблюдения.

После определения уровней сформированности данных качеств, устанавливается общий уровень обучаемости каждого ученика. Уровень учебной работоспособности определяется путем наблюдения за физической работоспособностью учащихся, сформированностью положительного отношения к учению.

После определения уровней сформированности данных качеств, устанавливаются учебные возможности каждого.

Главным принципом формирования коммуникативной компетенции является личностная адресованность образования [9, с. 50].

Таким образом, анализ литературы по проблеме организации совместной деятельности для развития социально-коммуникативных навыков младших школьников позволяет заключить, что 10–11 лет наступает пик интереса ребенка к окружающему миру. И если интерес ребенка не будет удовлетворен, то он угаснет. Взаимоотношения человека с другими людьми определяют и его отношение к своей деятельности и его отношение к самому себе, которое выражается в уверенности в своих силах, скромности или преувеличенном самомнении, самолюбии, неуверенности в своих силах и т.д. Ведущая и определяющая роль взаимоотношений с другими людьми в образовании характера подтверждается на каждом шагу. Развитие социально-коммуникативных навыков – процесс длительный и достаточно сложный.


Выводы по 1 главе

Анализ литературы позволил сделать вывод, что эмоциональная отзывчивость - это способность сопереживать окружающим людям, живым существам, соотносить факты с жизненным опытом; умение откликаться на события, явления; эмоциональный отклик на боль другого человека или другого живого существа; положительное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как склонность помогать нуждающимся, бескорыстие, умение прощать, терпимость.

Сенситивным периодом в воспитании эмоциональной отзывчивости считается младший школьный возраст. Ведь для младших школьников характерны:

- повышенная чувствительность к восприятию внешних воздействий, высокий уровень обобщений, развитие самоконтроля;

- готовность воспринимать и подражать, испытывать себя;

- чрезвычайная природная любознательность и эмоциональность, доверие к родителям и учителям;

- отсутствие негативного отношения к правилам морали и сомнений в их необходимости, которые появляются в подростковом возрасте.

Именно в этот период создаются предпосылки для разностороннего и гармоничного развития ребенка, формируются познавательные процессы, обогащается содержание эмоций, возникают высшие чувства, закладывается ценностный фундамент личности.

Социально-коммуникативное развитие – это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста. К ним можно отнести: формируемые бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержание общения, приобщение ребенка к разным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности – общении, игре, познании, в разных видах деятельности.

Значимость проблемы общения младших школьников можно объяснить тем, что именно оно позволяет обратиться исследователю к самому существенному – человеческому в человеке. Социально-коммуникативное развитие формирует мыслительные и психологические свойства, которые проявляются в процессе обучения, формирует речевые умения и навыки. Коммуникативное развитие – это формирование общения, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию друг друга, умении вести диалог, слышать и слушать своего партнера, решать проблемы, созданные во время диалога.

Наиболее эффективными технологиями в плане развития навыков социальной коммуникации в работе с младшими школьниками исследователями выделяются технологии обучения в сотрудничестве.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.03 с.)