Эмоциональное развитие и особенности эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоциональное развитие и особенности эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста



Эмоциональное развитие учащихся начальных классов занимает важное место в психике детей младшего школьного возраста. Обычно у ребенка со здоровой психикой преобладают положительные эмоции, жизнерадостное и бодрое настроение. По своему внутреннему устроению дети – настоящие оптимисты. Многое в повседневной жизни вызывает у них самый горячий отклик, живой интерес, часто восторженность и радость, даже по самому незначительному поводу, тогда как у детей более старшего возраста и взрослых эти эмоции могут полностью отсутствовать. Данная амплитуда переживаний возникает вследствие большой неустойчивости чувств и свойств психики. Пережив что-то неприятное, столкнувшись с обидой, младший школьник мгновенно чувствует боль, испытывает внутреннее расстройство, но это переживание проходит так же стремительно, как и возникло, не оставляя тяжелого следа в ранимой тонкой детской душе. В то же время столь быстрые перемены настроения не являются показанием полного отсутствия уравновешенности. Ребенок младшего школьного возраста зачастую показывает несравненно больше сдержанности и спокойствия, нежели подросток, неуравновешенное психологическое состояние которого проявляется гораздо чаще и сильнее [8, с. 112].

Проявление чувств в основном наглядно можно наблюдать в мимике, пантомимике и речи ребенка, с эмоцией радости (смехе) и обратной ей – плаче. Существенное воздействие на развитие эмоциональной составляющей детской психики оказывает школьное обучение. При поступлении в школу ребенок приобретает много новых впечатлений, которые способствуют появлению различных чувств. С самого начала пребывания в школе, с первых дней у новоиспеченных учеников возникают положительные эмоции, такие как чувство собственной значимости, удовлетворения, что они выросли, ходят с портфелем, выполняют свои задания, исполняют обязанности. Но вместе с тем есть место и для некоторых расстройств при адаптации к новой жизни, чувств робости и смущения от неумения выполнять указания учителя, незнание принятых в школе порядков, правил поведения и взаимоотношений. Однако в скором времени состояние неловкости и растерянности уходит, не мешая более ребенку привыкать к особенностям школьной жизни. Постепенно на смену игровой ведущей деятельности приходит учебная. Все волнения обусловлены положением дел в школе, успехами и отношением учителя. Противоестественно, если с начала образовательного пути у школьника установится безразличное отношение к оценкам, им получаемым. В то же время неправильно и обратное состояние, когда переживания, связанные с оценками, заслоняют собой радость получения знаний. Тогда ученик мотивируется не получением новых знаний, а занят лишь мыслью о том, как получить лучшую отметку.

Таким образом, происходит подмена ценностей и расстановка ложных приоритетов. Грамотный преподаватель, зная особенности возрастной детской психологии и внимательно наблюдая психические процессы, происходящие с учениками, достигает больших результатов в работе: ребята легко усваивают преподаваемый материал, лучше сохраняют его в памяти, им не приходится беспокоиться за оценки. Особенное положение у школьников младших классов занимает отношение к учителю и чувства, связанные с ним. В основном это любовь, основанная на глубоком уважении и почтении старшего наставника. Чувство, которое испытывает школьник к своему первому учителю, часто сохраняется на продолжительное время даже по окончании школы, а порой и на всю жизнь. Конечно, не всегда преподавателю случается заслужить такую любовь и признательность своих воспитанников, но психология младших школьников так устроена, что любой учитель, искренне любящий свою работу, может рассчитывать на глубокое доброе их отношение. Это обеспечивает более успешное протекание учебно-воспитательного процесса. Постепенно в процессе обучения у ребят все более и более развиваются высшие чувства – нравственные чувства любви к своей родине, чувство патриотизма. Яркий, увлекательный рассказ педагога, заинтересованность в услышанном, намерение догадаться, что же будет в итоге, впечатление от наглядного пособия, экспериментальных работ, проводимых в классе, наблюдений во время экскурсий и других внеклассных развивающих мероприятий – все это вызывает у детей радость, которая является показателем определенного типа интеллектуального чувства [8, с. 113].

В последнее время можно наблюдать повышение интереса к вопросам эмоционального воспитания в психологии, обращенного к более качественному грамотному развитию детей, что понимается как показатель психического развития и психологического здоровья. Эмоциональное благосостояние предполагает реализацию потребности в общении, гармонии и взаимопомощи, слаженности взаимоотношений в семье, между учащимися и педагогами в учебно-воспитательных комплексах, поддержание комфортного микроклимата в классе, создание благоприятной атмосферы для осуществления образовательной деятельности в школе [10, с. 57].

Таким образом, на благополучное эмоциональное развитие влияют не только воспитательные и личностные особенности ребенка, но и рациональность систем: мать-ребенок, учитель-ученик. Первые шаги в школе – один из переходных этапов в жизни человека. Еще с дошкольного возраста дети обыкновенно с нетерпением ожидают этого события, с радостью и волнением. На этом промежуточном этапе необходимо наблюдать за изменениями эмоционального состояния ребёнка. Самые значительные перемены осуществляются в сфере самосознания школьников начальных классов. Опираясь на концепцию В. С. Мухиной, мы отмечаем, что самосознание – это некое единство, психологическая структура, состоящая из различных звеньев: имя человека, его физическая сущность, потребность в социальном признании, психологическое время личности (ее прошлое, настоящее и будущее), социальное пространство личности и половая идентификация.

Непосредственно в это время происходят определенные перемены в общении ребенка с родителями, которые свойственны для первоначального этапа его обучения в школе. Можно утверждать, что родители перевоплощаются в новых людей в связи с тем, что теперь их взаимоотношения с ребенком связаны со школьной жизнью и делами, ей диктуемыми. Когда родители отдают себе отчет в существенных изменениях психических процессов их ребенка, то эта их поддержка существенным образом влияет на успешный переход ребенка на новую ступень развития, что сказывается и на взаимоотношениях в самой семье [10, с. 58].

Надо заметить, что довольно часто эти отношения приобретают негативные черты, становятся конфликтными. На внутрисемейные связи с родителями влияет переход школьника в латентный возрастной период. Исчезает идеальное видение родителей, приходит разочарование. Один из распространенных признаков состоявшегося переходного процесса – это появление фантазий у ребенка на тему «семейных романов»: сын или дочь вдруг начинает считать, что он или она – не родной ребенок, а усыновленный. Нельзя пропустить неожиданные осложнения этого периода: возможно возникновение школьных страхов, пропадание заинтересованности к учебе, усугубление печальных мыслей о доме. Перегрузка школьной жизнью, домашней работой может вызвать упадок сил, потушить вдохновленность к учебе. Уже относительно взрослые ученики ведут себя несоответствующим образом, словно возвращаясь в дошкольный период, требуют к себе или особой ласки, или, как обратное, грубо ведут диалог с родителями. Внезапные сбои в поведении детей характеризуются естественными защитными реакциями еще неокрепшего организма, которые на самом деле помогают снять усталость, но, если регрессии действуют постоянно, они могут перейти в патогенные факторы (вызвать раздражительность, плаксивость). Поэтому родители должны быть особенно чуткими и понимать потребности детей, иначе возможно ухудшение в развитии психологического состояния [21, с. 184].

В младшем школьном возрасте дети начинают полнее осмысливать настоящие качества своих родителей, а с окончанием начальной школы, в преддверии подросткового возраста у них может проявиться намерение спорить с родителями, поступать обратным образом. Взаимоотношения с учителем невероятно важны для младшего школьника. Именно учителю даруется часть любви, взятая от любви к родителям, в особенности в первом классе. В каком-то смысле ребенок возносит учителя на самый высший пьедестал. Учитель, по неоспоримому его мнению, является совершенством, идеалом могущественного всезнающего человека, делается объектом для подражания. Школьник замечает даже самые незначительные детали в образе любимого учителя, обращает внимание на любую мелочь в изменении прически, одежды, знает типичные жесты и позы. Учитель начальных классов влияет в определении мнения младшего школьника, направляет вектор его устремлений. Младший школьник видит своих одноклассников и всю школьную жизнь глазами педагога. Фигура преподавателя поистине неоднозначна: он может быть идеальным, интересным, любимым и уважаемым, но также внушает трепет, являясь источником получения оценок, имеющих столь важное значение в жизни младшего школьника [14, с. 58].

В младшем школьном возрасте берут свое начало и страхи социального поведения: боязнь не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения (страх сделать что-то не так, опоздать и т.п.). В этот период возрастает необходимость и повышается значение взаимоотношений со сверстниками. Эти отношения напрямую связаны с мнением и отношением учителя к каждому ученику. Принятый педагогом школьник не будет иметь недостатка во взаимодействии со сверстниками, а недооцененный ребенок скорее всего будет менее популярен в лучшем случае, в худшем – станет изгоем в классе. Но все же, младшие школьники – это все еще дети, которым жизненно необходимо играть. Лишение возможности общения и времени для совместных игр воспринимается ими очень остро.

Начиная с второго-третьего класса дружеские отношения между школьниками постепенно освобождаются от влияния старшего поколения. Дети оценивают привлекательность сверстников уже по собственным критериям. Таким образом, можно сделать вывод, что эмоциональная впечатлительность, отзывчивость является важной особенностью младшего школьного возраста. Проявление эмоций и чувств осуществляется посредством особенностей и содержания учебной деятельности. Такая характерная черта младших школьников, как сдержанность в проявлении чувств и эмоций, обусловлена правилами поведения в игре, учебной деятельности и общественной направленностью ученика [16, с. 283].

Сенситивным периодом в воспитании эмоциональной отзывчивости считается младший школьный возраст. Ведь для младших школьников характерны:

- повышенная чувствительность к восприятию внешних воздействий, высокий уровень обобщений, развитие самоконтроля;

- готовность воспринимать и подражать, испытывать себя;

- чрезвычайная природная любознательность и эмоциональность, доверие к родителям и учителям;

- отсутствие негативного отношения к правилам морали и сомнений в их необходимости, которые появляются в подростковом возрасте [18].

Именно в этот период создаются предпосылки для разностороннего и гармоничного развития ребенка, формируются познавательные процессы, обогащается содержание эмоций, возникают высшие чувства, закладывается ценностный фундамент личности.

Учителя должны формировать у школьников стремление к совместному труду, добросовестному выполнению трудовых поручений, желания помогать в случае необходимости товарищам, внимательно относиться к больным, лицам с ограниченными возможностями здоровья, младшим детям, отвечать за порученное дело, не подводить свой класс, быть дисциплинированным. Учащиеся должны уметь различать хорошие и плохие поступки людей, справедливо оценивать свои действия и действия товарищей [23, с. 49].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.009 с.)