История создания и развития семиотики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История создания и развития семиотики



Все, что до Пирса:

-древнегреческий спор о природе имени;

-учение Филона Александрийского (1в.) о четырех смыслах текста Писания и разных способах интерпретации текста;

-средневековый спор номиналистов и реалистов о природе универсалий и их обозначений;

-теория познания Джона Локка (1632 – 1704), кот. Указал на важность проблемы обозначения простых и сложных идей с помощью знаков;

-семиотический раздел в книге немецкого философа и логика Иоганна Генриха Ламберта (1728 – 1777), названном «Новый Органон» (1764).

 

Основатель семиотики — амер. Логик, философ и естествоиспытатель Чарльз Пирс (конец 19в.), кот. И предложил ее название. Пирс дал определение знака, первоначальную классификацию знаков (индексы, иконы, символы), установил задачи и рамки новой науки. Семиотические идеи Пирса получили известность лишь в 1930-х годах, когда их развил в своем фундаментальном труде другой амер. Философ – Ч.Моррис, который определил структуру самой семиотики.

Швейцарский лингвист Ф. де Соссюр (1857–1913) сформулировал основы семиологии (так за бугром называли семиотику). Знаменитый Курс общей лингвистики (курс лекций) был издан после смерти ученого в 1916.

В 20 в. семиотика развивалась в разных направлениях. В американской семиотике объектом изучения стали невербальные символьные системы (жесты/языки животных). В Европе первоначально главенствовала традиция, восходящая к Соссюру. Семиотику развивали прежде всего лингвисты – Л.Ельмслев, С.О.Карцевский, Н.С.Трубецкой, Р.О.Якобсон и др. – и литературоведы – В.Я.Пропп, Ю.Н.Тынянов, Б.М.Эйхенбаум и др. Я.Мукаржовский использовал методы, разработанные в Пражском лингвистическом кружке, для анализа искусства как знакового феномена. Позднее структурные методы для анализа социальных и культурных явлений использовали французские и итальянские структуралисты Р.Барт, А.Греймас, К.Леви-Стросс, У.Эко и др.

В СССР взаимодействовали два основных семиотических центра: в Москве (Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров, В.А.Успенский и др.) и Тарту (Ю.М.Лотман, Б.М.Гаспаров и др.), то есть Московско-Тартуская школа семиотики, где объединились две традиции: московская лингвистическая и ленинградская литературоведческая. В основе м. л. Традиции лежали методы структурной лингвистики, кибернетики и информатики. Для Ю.М.Лотмана ключевым стало понятие текста, которое он распространил на описание культуры в целом.

Билет 2

Социальные аспекты языка.

Свои функции язык может выполнять только в процессе коммуникации.

Понятие «общества» включает в себя не только множество людей, но еще и систему разных отношений между ними. Проблема взаимоотношений языка и общества включает в себя разные аспекты:

1. Функции языка в обществе;

2. Варианты языка (литературная форма, просторечия и диалекты);

3. Язык и этносы. Языковые ситуации и языковые политики. Многоязычие в социальном аспекте;

Язык как продукт культуры.

Исследованием этих проблем занимается наука социолингвистика. Предметом изучения социолингвистики является язык как социальное, общественное явление. В центре внимания находится проблема социальной дифференциации языка, а также проблемы образования национальных языков, взаимодействия языка и культуры.

В зависимости от направления и подхода в исследовании проблемы «язык и общество» различают диахроническую и синхроническую социолингвистику. Диахроническая (историческая) социолингвистика изучает социально обусловленные закономерности функционального развития языка в разных исторических и социально-экономических условиях. Синхроническая социолингвистика изучает формы существования и функционирования языка в определенный период истории общества. Чаще ее интересуют современные проблемы языкового развития и функционирования языка определенного народа.

Основу социолингвистики составляют понятия языковая ситуация и языковая политика.

Под языковой ситуацией понимается: 1) совокупность всех форм существования одного или нескольких языков, обслуживающих данное общество; 2) их функциональное распределение по социальным слоям (группам) и социальным ролям.

Под языковой политикой понимают всю практику сознательного регулирования стихийных языковых процессов. Это совокупность мер по сохранению или изменению функционального распределения языков, по введению новых или сохранению старых языковых норм.

Функции языка.

Основные функции языка

· Коммуникативная (функция общения);

· Мыслеформирующая (функция воплощения и выражения мысли);

· Экспрессивная (функция выражения внутреннего состояния говорящего);

· Эстетическая (функция создания прекрасного средствами языка).

· Познавательная

· Регулятивная

· этнокультурная

Коммуникативная функция заключается в способности языка служить средством общения между людьми. Язык располагает единицами, необходимыми для построения сообщений, правилами их организации и обеспечивает возникновение сходных образов в сознании участников общения.

Мыслеформирующая функция заключается в том, что язык служит средством оформления и выражения мысли. Структура языка органически связана с категориями мышления. Это значит, что слово выделяет и оформляет понятие, и при этом устанавливается отношение между единицами мышления и знаковыми единицами языка.

Экспрессивная функция позволяет языку служить средством выражения внутреннего состояния говорящего, не только сообщать какую-то информацию, но и выражать отношение говорящего к содержанию сообщения, к собеседнику, к ситуации общения. Язык выражает не только мысли, но и эмоции человека.

Эстетическая функция заключается в установке на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата.

Познавательная – даёт название окружающему, при этом называются не отдельные предметы, явления, признаки, а обобщённые понятия о них. Язык – средство формирования и выражения мысли.

Регулятивная – обеспечивает взаимодействие людей, определяет их социальные роли.

Этнокультурная – объединяет людей как носителей одного языка. Язык есть необходимое условие возникновения этнической общности. Народность формируется прежде всего как языковая группа, поэтому названия народа и языка совпадают. Этнографический характер языка связан с так называемым чувством родного языка, поскольку у всех народов язык тесно соотнесен с национальным самосознанием.

Билет 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.006 с.)